И уровни оказания помощи

Проблемы семьи, которые должны решаться с участием социальных институтов, разнообразны и появляются:

- либо соответственно закономерным этапам ее формирования, развития и распада,

- либо под влиянием условий, сложившихся в обществе и государстве,

- либо вследствие вероятных коллизий, возникающих случайно или по вине ее членов.

Семья, нуждающаяся в социальной защите, это семья, которая по объективным или субъективным причинам проживает в условиях, нарушающих процесс ее жизнедеятельности и безопасность, а также затрудняющих развитие ее членов. Такое или подобное определение семьи, нуждающейся в социальной защите, встречается на страницах научных изданий. Однако исследователи редко пытаются дать определение понятию "социально незащищенная семья", хотя это необходимо для корректного анализа ситуации и состояния социальной работы на разных уровнях.

Социально незащищенной следует считать такую семью, которая нуждается, но не может получить от государства и обще­ства удовлетворительную помощь в случае, когда она сталкивается с проблемами, сдерживающими или препятствующими исполнению любой из своих функций как социальной ячейки или малой группы.

Социальная защита семьи заключается в том, чтобы с помощью других социальных институтов решать проблемы, которые препят­ствуют выполнению ее функций. Прежде всего это такие функции: удовлетворение физических и духовных потребностей человека, сохранение жизни и здоровья, рождение и воспитание потомства, воспроизводство необходимого обществу качества личности и трудо­вых ресурсов.

Исходя из вышеприведенного определения, мы разделили семьи, нуждающиеся в социальной защите, на две категории.

1. Семьи, явно нуждающиеся в реальной социальной защите,
поскольку они находятся в объективно сложившейся трудной жизненной ситуации, препятствующей ее функционированию и развитию.

2. Семьи, которые нуждаются в профилактической социальной защите, поскольку они (весьма вероятно) могут оказаться в трудной жизненной ситуации.

Основную часть семей первой категории, т.е. нуждающихся в реальной социальной защите, составляют семьи с повышенной иждивенческой нагрузкой. В их числе:

1. Семья с инвалидом: а) инвалид - несовершеннолетний ребенок;

б) инвалид - совершеннолетний ребенок;

в) инвалид - родитель;

г) инвалид — пожилой человек.
//. Многодетная семья.

///. Неполная семья:

а) мать, одна воспитывающая детей (мать-одиночка, разведен­
ная, утрата кормильца);

б) отец, один воспитывающий детей (разведенный, утрата
брачного партнера);

в) прародители, воспитывающие детей, брошенных или
оставленных без попечения родителей.

IV. Семья безработных:

а) имеющая детей;

б) не имеющая детей.

V. Малообеспеченная семья.

VI. Семья военнослужащего:
а) срочной службы;

б) по контракту.

VII. Семья, проживающая в деструктивном районе или покинувшая такой район:

а) район экологического неблагополучия;

б) район экономического неблагополучия;

в) район социальных или этнических конфликтов.
VIII. Семья с проблемным членом:

а) наркозависимая личность;

б) девиантное поведение;

в) соматическое, психическое, инфекционное заболевание.

IX. Семья с деструктивными взаимными отношениями:
а) агрессия, насилие, затяжные конфликты;

б) отчуждение;

в) супруги на грани или в процессе развода.

X. Социально уязвимая семья:

- она по каким-либо причинам находится на грани благополучия -неблагополучия и потому очень реагирует на негативные перемены в обществе.

К семьям второй категории, т. е. семьям, нуждающимся в превентивной социальной защите в связи с тем, что они могут оказаться в трудной жизненной ситуации, отнесены:

XI. Молодая семья (в том числе семья студентов, курсан­
тов).

На ранних этапах существования семьи нередко происходит столкновение супругов с прозой жизни, первыми трудностями. Среди них: нехватка материальных средств, отсутствие собственного жилья, неумение решать межличностные конфликты. Меры профилакти­ческой защиты могут упредить эти и другие трудности молодой семьи, способствовать уменьшению деструктивных влияний быта, помочь супругам приобрести опыт планирования семейного бюджета, созна­тельного регулирования рождаемости, разрешения конфликтов. В конечном счете превентивные меры направлены на сохранение брака, стабилизацию семьи и эффективное исполнение ее функций.

XII. Семья, ожидающая рождения ребенка.

Для некоторых супругов и при некоторых вариантах их взаимо­отношений беременность женщины может оказаться напряженной и даже кризисной ситуацией. Возможны разные причины, дестабилизи­рующие семью: у одного или обоих супругов снижена мотивация к деторождению, незапланированная беременность, предвидятся мате­риально-бытовые трудности, проявляются эгоистические настроения - женщине хочется "пожить для себя", возникает угроза для карьеры будущей женщины-матери или мужчины-отца.

Защищая семью, общество должно помочь ей планировать и мотивировать деторождение, способствовать формированию у женщин установки на преодоление трудностей вынашивания ребенка, помогать супругам готовиться к роли родителей и воспитателей. Мужчинам обычно требуется научиться понимать психологию беременной женщины.

XIII. Семья с новорожденным.

Появление ребенка в семье - типичная кризисная ситуация. Часто выявляется, что супруги плохо подготовлены к рождению первенца: молодые мамы не умеют ухаживать за новорожденными, отцы - не в состоянии помогать им и оказывать морально-психологическую поддержку. В семье обостряется восприятие материально-бытовых проблем, особенно если в семье уже есть ребенок. Родители вступают в контакты с детскими поликлиниками, у них появляются проблемы, связанные с уходом и здоровьем малыша.

Профилактическая социальная защита семьи в данном случае призвана, во-первых, подготовить родителей к уходу за младенцем и проявлению заботы о его здоровье, во-вторых, повысить эффектив­ность медицинских учреждений, стоящих на страже здоровья детей первых лет жизни. Нередко молодые отцы и матери нуждаются в помощи педагогов и психологов, поскольку появление нового члена семьи влечет за собой перераспределение обязанностей, изменение личностных ориентации и предпочтений.

На этой почве часто возникают конфликты между супругами и их родственниками.

XIV. Семья с ребенком, пошедшим в школу,

Нередко у ребенка, приступившего к учебе, выявляются или заостряются психологические свойства, которые до того не являлись предметом особого внимания родителей: неусидчивость, неспособность концентрировать внимание, плохая память, неумение противостоять дурному влиянию сверстников, несамостоятельность и т.д. Иногда обнаруживаются задержки психического развития. Ситуация ослож­няется тем, что отец и мать не знают, как вести себя в подобных ситуациях. Нередко учителя драматизируют и нагнетают ситуацию.

Родители начинают "давить" на ребенка. В итоге он не только не справляется с возникающими трудностями, но испытывает чувство вины, что может привести к нервному срыву. Затяжной семейный конфликт — обычное явление в таких обстоятельствах.

Профилактическая помощь семье заключается в том, чтобы упредить сложности адаптации ребенка и родителей к школьному режиму. Отцы и матери нуждаются в знаниях по педагогике и психологии, которые позволили бы им направлять учебу ребенка, оказывать ему помощь в выполнении домашних заданий и преодолении трудностей общения в коллективе учащихся.

XV. Семья с подростком.

Обычно родители плохо подготовлены к пониманию детей подросткового возраста, который, как известно, часто сопровождается проявлением эгоцентризма, неприятием авторитета взрослых, сниже­нием интереса к школьным занятиям. В это время ярко проявляются акцентуированные черты и типы характеров, нередко возникают девиантные формы поведения. Обычное явление -конфликт подростка с родителями и сверстниками. В последние десятилетия актуальной становится проблема беременности девочек-подростков.

Профилактические меры предполагают просвещение родителей в вопросах педагогики, психологии и этики подросткового возраста. Им часто необходима помощь специалистов в коррекции взаимо­отношений с сыном или дочерью. Ошибки родителей, допущенные в воспитании подростка, порой необратимы и негативно сказываются на всех последующих их взаимоотношениях.

XVI. Семья с ребенком, закончившим школу,

Когда дети оказываются на пороге самостоятельной жизни, у них и у их родителей возникают проблемы дальнейшего обучения или трудоустройства. В современных условиях решить их нелегко. Обучение в вузах платное, а найти работу в условиях нарастающей безработицы и конкуренции на рынке предложения рабочей силы все труднее. В случаях неудачи девушка или юноша испытывают сильный стресс, поскольку чувствуют свою невостребованность и вынуждены оставаться на иждивении родителей. Появляется опасность приобще­ния к антисоциальным элементам, совершить правонарушение, девушки подвергаются риску стать проститутками. В этот же период встают проблемы брачной ориентации, незапланированной беременности и контрацепции.

Профилактическая защита семьи заключается в том, чтобы помочь родителям и детям правильно сориентироваться в непростой социальной ситуации, освоить новые формы трудоустройства - через биржи труда, объявления о работе, конкурсы, ярмарки найма рабочей силы. Родители нуждаются в информации психологов и педагогов по вопросам юношества.

XVII. Семья служившего в армии.

Когда молодой человек возвращается из армии, он сталкивается с неприятной социальной ситуацией - работу найти трудно, поступить учиться - почти бесперспективно по материальным соображениям. Необходима адаптация бывшего служащего к условиям гражданской жизни, по крайней мере, требуется объективная и достаточно полная информация о предложениях на рынке труда и. профориентация под руководством специалистов. Особенно сложна ситуация для участников военных действий. Сложная социально-экономическая действительность и бытовые трудности воспринимаются на фоне специфического психологического состояния - чувства ожесточения, агрессивности, ощущения неприспособленности жить в мирных условиях, воспоминаний о близкой смерти и утрате друзей. Такова суть "поствоенного синдрома", который может преодолеваться при помощи психологов и с участием родителей, если они подготовлены к оказанию целенаправленной поддержки сыну.

XVIII. Семья с нарушением функций.

Социальная профилактическая защита такой семьи заключается в преодолении дисфункциональности, в устранении или хотя бы смягчении негативных следствий нарушения тех или иных функций. Это может быть неспособность к деторождению, сексуальная дисгармония супругов, деструктивный тип реагирования на жизненные обстоятельства, осознанная или неосознанная неудовлетворенность семейной жизнью, неумение выполнять хозяйственные или родительские роли.

Семья той или иной категории будет социально защищенной при соблюдении трех условий.

1. Условие "доступность помощи".При необходимости семья
может получить любой вид помощи или несколько видов помощи
одновременно - правовую, материальную, медицинскую, социально-
бытовую, педагогическую, психологическую.

2. Условие "действенность уровней".Социальная помощь
осуществляется одновременно на всех уровнях:

Q законодательном (L), т.е. когда имеются необходимые общие или адресные законодательные акты;

Q директивном (D), т. е. когда имеются соответствующие предписания, положения и разъяснения по защите семей конкретной категории;

Q организационном (О), т .е. когда созданы необходимые механизмы, инстанции, созданы учреждения, введены должности;

Q практическом (Р), т. е. когда семья действительно получает помощь, в которой нуждается.

3. Условие "удовлетворенностъ помощью".Члены семьи удовлетворены оказанной им помощью.

Таким образом, семья будет считаться полностью социально защищенной:

Q если она может получить любой необходимый ей вид помощи,

Q если эффективно действуют все четыре уровня социальной защиты - LDOP,

G если она удовлетворена полученной помощью.

22. Государственная семейная политика РФ: сущность, цели, задачи, основные принципы, направления, механизмы ее реализации и перспективы развития.

Государственная семейная политика определяется как самостоятельное направление социальной политики, система комплексной деятельности государства, направленная на социальный институт семьи с целью укрепления и развития, защиты институциональных прав и интересов, активизации субъектной роли, обеспечения суверенитета и благополучия семьи на основе правового регулирования ее отношений с государством.

Государственная семейная политика регулирует отношения между семьей, как особой социальной группой общества и государством, а также между индивидами внутри семьи по вопросу реализации функций семьи.

Приоритетами государственной семейной политики на современном этапе являются утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи.

В проведении государственной семейной политики роль семьи предусматривает ее активное участие в своем жизнеобеспечении, обучении и воспитании детей, охране здоровья ее членов, обеспечении заботы о пожилых и нетрудоспособных членах семьи и создании условий для их долголетия.

Наши рекомендации