Б. Технология постановки вопросов и ответов на них
Вопрос, также как и утверждение, тезис, является мощным оружием коммуникации. Он придает коммуникации гибкость, позволяет акцентировать внимание на определенных моментах обсуждаемого, в то время как тезис, утверждение всегда относимо к более полному представлению об объекте.
Вопрос является способом локального установления соответствия между некоторым конкретным, чувственным представлением об объекте и более абстрактным, теоретическим представлением о нем же. Если нет этих двух представлений, или нет необходимости в их локальном сопоставлении, то необходимость в вопросе просто не возникает.
Общая форма постановки вопроса выглядит следующим образом:
1) Вообще объект устроен так-то и так-то…
2) Вы сказали про то, и про то…
3) А про это не сказали…
4) Не могли бы Вы сказать, что в Вашей мысли соответствует этому элементу…
Конечно, это наиболее полная форма постановки вопроса, и не всегда ее необходимо использовать всю. Иногда сама постановка вопроса требует развернутого выступления. Чаще всего в вопросе просто указывается незаполненный элемент, без размещения его в системе представлений и без явного введения его содержательности, и вводится требования найти для него конкретный аналог в мысли автора. Но такой тип постановки вопросов оставляет очень много места для субъективной трактовки ответа.
Ответ на вопрос начинается с того, что в содержании мысли отвечающего ищется часть, соответствующая элементу, о котором спрашивается. Затем высказывается ее содержание и указывается на то, что это есть ответ на данный вопрос. Заканчивается ответ фиксацией соответствия введенного содержания ответа тому, о чем спрашивалось.
Тогда общая форма ответа на вопрос будет состоять в следующем:
1) В содержании моей мысли есть такая-то часть…
2) Именно она соответствует тому, о чем Вы спрашиваете…
3) Это подтверждает то-то и то-то…
4) Вопросы в коммуникации используются как на стадии понимания версии автора, так и на стадии ее критики…
Особенностью вопросов на понимание является то, что и эмпирическое и теоретическое представление фиксируется из содержания версии автора. Кроме того, для проверки понимания спрашивающий сам предлагает гипотезу ответа на задаваемый им вопрос.
Общая форма вопроса на понимание в этом случае состоит во фразе: «Правильно ли я понял, что…?». Тогда ответ на «вопрос на понимание» состоит в утверждении или опровержении автором гипотезы, высказанной понимающим в качестве ответа на задаваемый им вопрос.
Особенностью вопроса на критику является указание на несоответствие между эмпирической и теоретической частью высказываний автора и в предложении гипотезы для устранения этого несоответствия.
Общая форма критического вопроса состоит во фразе: «Будет ли более правильным если…?». Тогда ответ на «критический вопрос» состоит в утверждении или опровержении автором гипотезы усовершенствовании его точки зрения, высказанной критиком.
Золотые правила критики |
Собираясь выразить недовольство деятельностью человека, вспомните о следующих принципах:
– критические замечания высказывайте не «за спиной» критикуемого, а ему непосредственно и желательно наедине: присутствие третьего лица усиливает защитную реакцию и усугубляет проблему;
– не сравнивайте поведение данного человека с поведением других. В этом есть элемент унижения. Нужно, чтобы человек почувствовал, что он сам может сделать требуемое от него и лучше, чем до сих пор;
– критикуйте лишь те действия, которые в состоянии изменить;
– показывайте свое неудовольствие голосом, и ни в коем случае не гримасами;
– избегайте злости и сарказма;
– не начинайте свою речь с выражения: «Я уже давно хотел сказать...», а также избегай слов «всегда» и «иногда». Обычно они свидетельствуют о предвзятости и, кроме того, напоминают о старых «грехах». Это затрудняет принятие критики;
– не ожидайте и не требуйте открытого признания вины. Достаточно, что тебя выслушали;
– не извиняйтесь за свои замечания;
– если вы данного члена организации никогда не хвалили, не ожидайте, что на вашу критику он отреагирует положительно.
Несколько советов, как выслушивать критические замечания:
– смотрите на человека, который с тобой говорит;
– сохраняйте спокойствие и дайте понять, что слушаешь;
– не создавайте впечатления, что говорящий портит тебе настроение;
– не шутите, не меняйте тему разговора;
– не приписывайте собеседнику, чего он не говорил;
– если критическое замечание высказано нестрого, не используйте этот факт как повод для полемики, а вопросами уточните, что же имелось в виду;
– не предполагайте, что твой критик руководствуется скрытыми враждебными мотивами;
– дайте говорящему понять, что ты его замечания понял, например, повторите их своими словами.
Оцените правильность высказываний и обоснуй свою точку зрения |
1. Могут ли люди верить лидеру, если он ежеминутно призывает их к большой активности, а на деле подавляет всякое проявление хорошей инициативы, если она исходит не от него лично.
2. Ребята, особенно старшеклассники, не терпят фальши, они не верят лидеру, если он говорит с ними одними лозунгами. Их может убедить только тот, кто сам лично горячо и искренне верит в то, что доказывает.
3. То, что казалось бесспорным вчера, может сегодня оказаться непригодным. Помни это, особенно во взаимодействии со сверстниками: твои последователи должны опережать тебя, противоречить тебе, даже разрушать твой труд, в то же время продолжая его.
4. Авторитет лидера создается многими факторами: отличным знанием своего дела, уважением к ребятам, высокими морально-этическими качествами.
5. Лучшего лидера всегда отличают доброжелательность, умение вступать с ребятами в широкое общение.
6. Лучше ошибиться в переоценке качеств ребят, чем в недооценке их. Лучше ошибиться в доверии, в ожидании большего, чем в недоверии, в прогнозе плохого.