В) Правительственная власть
§1001. Задача правительственной ветви власти состоит в проведении всех принимаемых главой государства решений в тех сферах жизнедеятельности общества, на которые они распространяются. Правительство также непосредственно руководит развитием бюджетного сектора экономики страны.
Призывы либеральных политиков устранить либо свести к минимуму роль государства в экономическом развитии страны в определённой степени могут быть отнесены к бизнес-сектору, к снятию ограничений с активности граждан в деле создания ими новых сфер производства. Но они не должны быть направлены против регулирующей роли государства как таковой, посредством которой только и достигается единство особенных (частных) и всеобщих интересов общества.
§1002. Право определять кандидатуру председателя правительства (премьер-министра) принадлежит главе государства, поскольку передаваемая им данному должностному лицу часть полномочий означает по сути дела передачу ему части своего суверенитета.
Какие функции должны быть переданы председателю правительства, а какие должны остаться за президентом, – это определяется исходя из особенностей государственного устройства и традиций каждой страны. В европейских монархиях значительная часть функций главы государства сосредоточена в руках премьер-министров. В ближневосточных монархиях, наоборот, полномочия руководителя правительства весьма ограничены. В странах с республиканской формой правления распределение полномочий между главой государства и председателем правительства более сбалансированы. В ряде президентских республик (США, Мексика, Аргентина, страны Африки) президент никому не передаёт своих полномочий, поскольку сам исполняет функцию руководителя правительства.
§1003. Так как задача правительства заключается в проведении всеобщих решений во все особенные сферы жизнедеятельности общества сверху донизу, то, соответственно, сама структура правительственных органов выстраивается как по отраслевому, так и по территориально-административному принципу. По этой причине главная трудность в проведении принятых решений заключается в том, чтобы деятельность отраслевых правительственных подразделений (ведомств, министерств) воссоединялась на низовом уровне (на местах), там, где принятые решения должны непосредственно претворяться в жизнь.
§1004. Таковы три ветви власти, образующие систему внутреннего устройства государства: законодательный орган – глава государства – правительство. Каждая из них выполняет свои особенные функции и за счёт этого поддерживает и укрепляет обе другие ветви власти. Благодаря такой взаимной опосредованности вся система государственного устройства сохраняет устойчивость и эффективность действия.
Средневековые государства именно потому представляли собой постоянную череду мятежей, внутренних войн и смены правящих династий, что разделение властей в них происходило по принципу территориальной обособленности регионов страны. Монархи передавали большинство своих функций своим наместникам на местах: боярам, воеводам, князьям и т.д. При таком механическом разделе властных полномочий каждый наместник исподволь стремился к тому, чтобы расширить свою абсолютную власть на всю территорию страны.
§1005. В период существования отношений совместного самосознания, когда гражданское общество ещё не было развито, частные интересы граждан напрямую граничили с всеобщими интересами государства, выражаемыми их государем и его наместниками. Соответственно, в тот период чувство патриотизма и уважения к своему государству имело для граждан непосредственное значение и воспитывалось в них вместе с религиозной верой: "За веру, царя и Отечество!"
В современных условиях, когда во многих странах мира уже сформировалось гражданское общество, частные интересы граждан оказались несколько отделёнными от интересов государства. Между человеком и государством находится теперь гражданское общество. Поэтому в настоящее время дело воспитания у граждан чувства любви к своей Родине и уважения к своему государству является ещё более необходимым. В суете своих частных интересов каждый человек должен свято помнить о том, что его благополучие достигается только благодаря неустанной деятельности его государства.
Пенаты – это дух твоей Родины. Пиетет – это чувство любви и уважения к своему государству. Достаточно вспомнить последние примеры того, что происходило в тех регионах нашей страны, где ослабевала деятельность органов государственной власти, чтобы понять ту незаменимую роль, которую сколь незримо, столь и мощно играет в деле обеспечения сохранности и благополучия нашей жизни его величество Государство!
Патриотизм нередко понимают только в смысле готовности граждан к самопожертвованию во имя своего Отечества. Однако патриотизм в первую очередь проявляется в том, что в ходе своей повседневной жизни граждане нуждаются в деятельности государственных органов власти и полагаются на них. Вот эта привычная до невыразимости потребность граждан в государстве и обусловливает в конечном счете то, что при возникновении опасности для него они, не задумываясь, проявляют готовность к его защите.
Внешняя функция государства
§1006. Основой существования каждого государства является, во-первых, наличие его природного элемента – части территории планеты, на которой оно расположено. Во-вторых, наличие самобытного (особенного) духа его народа. Национальный язык является лишь формальным признаком отличия народов друг от друга. Реальное значение того или иного народа на мировой арене произрастает из его вклада в развитие всего человечества. Великие народы – это великий вклад в мировое развитие: освоение суши и моря, формирование государств и культур, достижения в науке, технике, искусстве и т.д. Малые народы разделяют судьбу великих народов и являются их органичной частью.
§1007. Внешняя функция государства состоит в том, чтобы выражать всеобщие интересы своих граждан в форме особенных (национальных) интересов их страны.
Сегодня на планете существует более 200 государств, каждое из которых выступает как самостоятельный субъект международных отношений. Право каждого государства иметь и отстаивать свои особенные интересы на мировой арене составляет суть этих отношений. В основе их развития лежит суверенное право государств:
- на свою территорию и собственность,
- на заключение двусторонних и многосторонних договоров с другими государствами,
- на защиту своих прав в случае их нарушения, в том числе и посредством военной силы.
§1008. Страны, имеющие общие границы, с необходимостью обречены вступать в дипломатические отношения друг с другом и заключать двусторонние договоры: о границе, о сотрудничестве и т.д. Страны, не имеющие общих границ, выстраивают свои отношения по мере возникновения у них каких-либо общих интересов: экономических, политических, оборонных.
До середины XX столетия на мировой арене преобладали особенные интересы отдельных государств. Соответственно, заключаемые государствами договоры имели по преимуществу форму долженствования – должен, да не обязан. Страны принимали на себя определённые обязательства, но исполнять их в большинстве случаев не спешили. В силу этого межгосударственный договорный процесс в тот период не имел обязательного характера и не приводил к возникновению постоянных отношений и устойчивых связей между странами.
§1009. По мере развития международного разделения труда и расширения экономических связей во второй половине XX столетия стало возможным создание устойчивых региональных союзов, образуемых группами стран. Полагаемые союзным договором нормы являются обязательными для исполнения их каждой страной, входящей в данный союз. Появление таких союзов потребовало от каждого государства снятия части своего суверенитета и передачи его надгосударственным союзным органам. За счёт этого межгосударственный договорный процесс на планете впервые начал приобретать устойчивый характер.
§1010. Благодаря состоявшемуся в минувшем столетии массовому переходу государств к демократическим формам правления и нарастанию экономической интеграции между ними стала образовываться субстанциальная основа для объединения всех стран мира в единый всеобщий союз – мировое сообщество. Его руководящим органом выступает Организация Объединённых Наций (ООН), членами которой сегодня являются почти все государства нашей планеты.
§1011. Формально в структуре ООН присутствуют все три момента понятия.
1. Сведение особенных интересов отдельных государств к принятию всеобщих решений, касающихся развития всего мирового сообщества, является функцией регулярно проводимой Генеральной Ассамблеи ООН и её постоянно действующего органа – Совета Безопасности. Принимаемые ими резолюции имеют обязательную силу для всех государств планеты.
2. Выражение всеобщих интересов мирового сообщества как таковых является функцией высшего должностного лица ООН – её Генерального Секретаря.
3. Для исполнения принятых Генеральной Ассамблеей ООН и её Советом Безопасности решений, для координации деятельности государств, а также для разрешения возникающих между ними споров, в структуре ООН существуют соответстсвующие органы: Международные силы по поддержанию мира, Международный суд, ЮНЕСКО, региональные органы ООН и т.д.
§1012. Однако реальная деятельность ООН на сегодняшний день ещё далека от идеала. Равное для всех стран право на отстаивание своих особенных интересов пока в значительной степени остаётся формальным. Фактический вес различных стран на мировой арене далеко не одинаков. Определяющая роль принадлежит 10-15 странам-олигархам, доминировавшим в мировом развитии на протяжении последних столетий. Тем не менее, несмотря на молодость и связанные с ней недостатки, положительная роль ООН в жизни мирового сообщества становится всё более эффективной. Благодаря её деятельности всё меньше места остаётся на планете для вольницы отдельных государств и всё больше создаётся условий для соблюдения интересов всех стран и народов.
§1013. Мировое сообщество – это последний узел на линии мер человечества, который обретает сегодня своё действительное существование. До середины XX столетия эта линия обрывалась на узле отдельных стран. В наши дни она принимает свой законченный вид. Последний узел – мировое сообщество как единое целостное образование – постепенно обретает реальные черты.
Его природной основой является биологическое единство всех людей планеты. Его территориальной основой – одна на всё человечество планета Земля. Его правовой базой – та часть суверенитета, которую каждое государство добровольно передаёт международным органам управления (ООН). Его моральную почву составляют общечеловеческие ценности. Всё это в своей целокупности создаёт высшую, надгосударственную форму нравственности – цивилизацию.
Всемирная история
Понятие всемирной истории человечества в его полном изложении представляет собой отдельную и довольно объёмную науку. Гегель оставил нам её в виде прочитанного им курса лекций, получившего название философии всемирной истории. Здесь же мы ограничимся лишь тем, что обозначим самые общие подходы к построению её понятия.
§1014. Всё современное человечество вышло из одного биологического корня. Но, вступив на путь собственного развития, оно разделилось на многие части, на базе которых в дальнейшем образовались десятки стран и народов. Соответственно, на протяжении всей своей истории человечество представляло собой мозаику таких отдельных стран-государств. По этой причине каждое из ныне существующих государств имеет собственную историю развития в пределах самого себя. И в этом смысле мы говорим, например, об истории Китая, об истории Франции, об истории России и т.д.
Но, с другой стороны, поскольку каждый народ представляет собой лишь некоторую особенную часть человечества, постольку его история вписана в историю развития всего человечества и неотделима от неё. В этом смысле мы говорим о всемирной истории как истории развития одного-единственного носителя духа на нашей планете – человечества в целом. Соответственно, история каждого отдельного народа должна рассматриваться лишь в контексте общей истории всего человечества.
§1015. В начале своего пути род человеческий пребывал ещё в естественно природном состоянии. Его численность, по предположениям демографов, составляла не более 2 млн индивидов. Самосознание наших предков в ту далёкую пору ещё было неразрывно связано с их вожделеющим Эго, а образуемая ими общность имела форму первобытного стада. Жили наши далёкие предки в мире животной необходимости и ещё не знали свободы.
В течение последующих 5-6 тыс. лет развитие человечества происходило в условиях господства формы совместного самосознания. Данная форма обусловливала существование отношений неравенства между людьми, отношений господства и рабства. Но именно благодаря таким отношениям, с одной стороны, развивалось самосознание каждого конкретного человека, а c другой – шло формирование организма общества и его нравственного содержания.
За последние два столетия значительная часть человечества перешла на ступень всеобщего свободного самосознания. Соответственно, государственное устройство тех стран, где это уже произошло, приобрело демократические формы. Общая численность человечества превысила сегодня 6-миллиардный рубеж.
Если теперь мы мысленно соединим то состояние, которое человечество имело в начале своего пути при численности не выше 2 млн, с тем состоянием, которого оно достигло сегодня, имея в своём составе уже более 6 млрд человек, то получим общее представление о содержании его истории. Всемирная история представляла собой переход человечества из мира животной необходимости в мир свободы. Причём человечество само создавало этот мир свободы и само же готовило себя к жизни в нём.
§1016. Каждое приходящее в жизнь новое поколение людей действовало во имя своих ближайших интересов. Заботясь о своём собственном благе, оно, однако, привносило нечто новое в общий ход поступательного развития человечества. Не ведая того, каким станет этот мир через сотни лет, оно творило то, что уготовило ему его время.
Времена не выбирают.
В них живут и умирают.
А это значит, что каждое поколение людей являлось для самого себя и целью, и средством, и результатом своего собственного развития. Но вместе с тем оно (поколение людей) продвигало на шаг вперёд процесс развития всего человечества.
§1017. Сам по себе процесс поступательного развития человечества представлял собой последовательный ряд ступеней. Каждая такая ступень привносила нечто новое как в облик общества, так и в самосознание людей. Продвижение вперёд происходило таким образом, что, взойдя на очередную ступень развития, человечество отстраивало её и осваивалось на ней. Свыкнувшись с ней, оно отталкивалось от неё и совершало следующий шаг в своём развитии. Поднявшись на новую ступень, оно вновь отстраивало её и, сделав её привычной, осуществляло переход на следующую ступень.
§1018. Каждая такая ступень преодолевалась за счёт усилий какого-то одного народа, национальный характер которого (особенный дух которого) наиболее соответствовал задачам, решаемым на этой ступени. Каждый такой народ, выходя на авансцену мировой истории, своими свершениями вносил определённую лепту в общее развитие человечества. Его достижения в снятом виде воспринимались остальными народами, которые в тот период оставались более или менее пассивными. Конечно, аналогичные процессы могли происходить и у них, но сила и глубина их влияния на всё человечество уступали влиянию ведущего на тот момент народа. Сыграв свою роль, данный народ передавал лидирующую позицию следующему историческому народу. Его собственная судьба протекала в дальнейшем уже под влиянием других исторических народов, последовательно выходящих в авангард мирового развития.
§1019. Всемирная история представляет собой, следовательно, развивающуюся череду свершений, осуществлённых отдельными народами. Причём в этой эстафете мировых свершений каждый исторический народ играл ведущую роль только на одной из её ступеней. На следующую ступень мирового развития человечество восходило уже посредством усилий другого народа. В этом состоит суть понятия всемирной истории, где всеобщий процесс продвижения человечества вперёд происходил в форме развивающейся преемственности особенных деяний, осуществляемых отдельными народами.
§1020. Роль личности в истории. Во главе всех процессов, имевших всемирно-историческое значение, находились конкретные индивидуумы. Они являлись орудием осуществления независимо от них назревших исторических свершений. Их субъективная деятельность была тождественна субстанциальному содержанию тех исторических деяний народов, которыми они руководили. В силу этого они не знали и не могли знать подлинной сути того, что делали; она оставалась ещё скрытой от всех.
Лицом к лицу – лица не увидать.
Большое видится на расстоянии.
А это значит, что при оценке роли таких исторических личностей мы должны исходить из того, что не они творили историю, а история творила их, и именно поэтому они оказывались во главе её процессов. Если бы они своими действиями препятствовали ходу истории, то она попросту отбросила бы их в сторону.
§1021.Такова в общих чертах суть понятия всемирной истории. Если оставлять историю без её понятия, то в этом случае она будет толковаться по принципу: сколько историков, столько и историй. Перефразируя Ф.М. Достоевского, можно сказать так: "Если нет понятия истории, значит, всё дозволено в отношении неё".
Такие произвольные интерпретации истории выступают сегодня как в форме появления её "новых хронологий", так и в более распространённой форме – беспонятийных комментариев к событиям прошедших эпох. Подобные комментарии состоят в основном из суждений долженствования, согласно которым: одному историческому деятелю следовало сделать то, а он сделал это; другому надо было поспешить, а он промедлил; третьему надо было не бояться, но он струсил; и т.д. Такое отношение к истории, которое по выражению героя фильма "Доживём до понедельника", создаёт впечатление, что в ней "орудовала компания двоечников", свидетельствует о назревшей уже необходимости создания её понятия.
§1022. На этом мы завершает учение о нравственности и вместе с ним – рассмотрение понятия общества в целом.
Вот вязь определений, которую мы здесь проследили.
Право
Собственность
вступление – потребление – отчуждение
Договор
дарения – мены – обеспечения права собственности
Правонарушение
ошибка – обман – преступление
Мораль
Умысел и вина
Намерение и благо
Добро и совесть
Нравственность
Семья
брак – имущество – дети
Гражданское общество
экономика – правосудие – политика
Государство
внутреннее государственное устройство
законодательная власть – исполнительная власть
глава государства
внешняя функция государства
всемирная история
ЗНАНИЕ
§1023. Содержание жизнедеятельности человеческого общества двояко. Оно подразделяется на:
- содержание в себе и
- содержание для себя.
Содержание в себе – это воспроизводство обществом самого себя в своём наличном бытии. Сюда относятся сферы производства, распределения и потребления многообразных средств удовлетворения физических потребностей людей (продукты питания, жильё, энергия, коммуникации, транспорт и т.д.). Содержание для себя – это сфера познания окружающего мира, где человечество производит своё духовное наполнение – знания о природе и о самом себе. Знания – это чистый продукт жизнедеятельности человеческого общества, производимый не только в целях решения каких-то практических задач, но и в целях осуществления самой деятельности познания как таковой.
§1024. Дух, носителем которого является человечество, наполнен знаниями и состоит из них. На ранних этапах развития человечества сфера познания занимала скромное место в жизнедеятельности общества. На современном этапе её удельный вес существенно возрос. Сегодня человечество направляет значительную часть своих усилий на познание окружающего мира и самого себя. А это значит, что неоднократно высказываемое здесь (в грамматике разума) положение, что человечество – это собственный агент природы, глазами и умом которого она познаёт самоё себя, имеет в настоящее время и вполне ощутимое материально-техническое воплощение.
§1025. Обретённые человечеством знания о природе и о самом себе являются общим достоянием всех народов планеты. В качестве таковых они представляют собой третье определение понятия человечества, определение его всеобщности.
На земле сегодня живётболее 6 млрд человек, каждый из которых представляет собой единичный момент понятия человечества. Существует более 200 самостоятельных государств, представляющих собой особенные подразделения человечества. И только накопленные знания о мире являются общим для всех достоянием. Они имеют надиндивидуальный и наднациональный характер, принадлежат всем странам и народам, каждому из тех 6 млрд человек, которые составляют сегодня человечество.
§1026. В своей непосредственности все накопленные человечеством знания представляют собой простое скопление множества разрозненных сведений о природе и о самом человечестве. Имея их своим внутренним предметом, интеллект человека стремится придать им упорядоченный характер. За счёт деятельности интеллекта разрозненные сведения приводятся в единую систему, благодаря чему они принимают форму единого в себе обобщённого знания о мире.
§1027. Когда мы говорим о многообразии и единстве мира, о том, что всё в нём расчленено и обособлено и вместе с тем всё в нём взаимосвязано и едино, то для нашего интеллекта такие декларативные заявления означают вполне конкретную работу. Коль скоро мир един, то, значит, все находящиеся в нас разрозненные знания должны отражать собой это единство. Но сама собой такая единая картина мира в нашем сознании не образуется. Для её создания требуется соответствующая деятельность нашего Я, приводящего к единству все свои разрозненные знания.
Интеллект человека лишь настолько соответствует своему понятию, насколько он способен создавать такую единую картину мира.
§1028. Знание как таковое или, выражаясь иначе, единая картина мира производится интеллектом в трёх формах. Различие этих форм обусловлено последовательностью ступеней развития самого интеллекта (§728 и далее). На ступени созерцания знание о мире получает форму произведений искусства. На ступени представления – форму религиознойкартины мира. На ступени мышления – форму научной картины мира.
§1029. При построении каждой из перечисленных форм знания проявлялась деятельность всех трёх ступеней интеллекта – и созерцания, и представления, и мышления. Однако определяющей для каждой из них является только одна ступень. В искусстве – внешне созерцаемый образ, в религии – представляемая картина мира, в науке – выстраиваемое мышлением понятие мира. Так, например, то обстоятельство, что религиозная картина мира построена при участии мышления, вовсе не означает, что она положена уже собственно как мысль в её строгом развитии.
Создавались и развивались данные формы знания вполне конкретными людьми, которые, однако, действовали в интересах всего человечества. Подобно тому как сапожники тачают сапоги не только для самих себя, но и для других людей, так и создатели данных форм знания разрабатывали их тоже не столько для себя, сколько во имя всего человечества.
§1030. Здесь, в грамматике разума, мы рассмотрим данные формы знания – искусство, религию и науку – лишь в самом общем их определении. Более подробное знакомство с ними требует создания отдельных работ, представляющих собой дополнения к основному курсу грамматики разума. В наследии самого Гегеля такими работами являются, соответственно:
- лекции по эстетике в 4-х томах,
- лекции по философии религии в 2-х томах,
- лекции по истории философии в 3-х томах.
Искусство
§1031. Когда в глубокой древности в головах наших предков появились первые знания о природе, тогда, соответственно, перед их Я встала задача осознать наличие такого знания в самом себе (§§641-643). Для этого им необходимо было перевести его (знание) из идеальной формы, каковую оно имело в их головах, в чувственно воспринимаемую внешнюю форму. Иначе говоря, для того чтобы осознать зачатки своих знаний о мире, им требовалось вывести их из своей головы и выразить через какой-либо природный материал. Вот эта потребность перенесения внутреннего идеального содержания человеческого духа на внешнюю материальную основу и привела к появлению первой формы существования знания – искусства.
Отдельное произведение искусства представляет собой реальный предмет, в образ которого руками человека вложена определённая совокупность его (человека) идеальных представлений о природе и о самом себе. За счёт создания таких чувственно воспринимаемых предметов древние люди предъявляли самим себе идеальное содержание своего духа. Это можно сравнить с тем, например, как инженер в процессе обдумывания каких-то проектов спешит зарисовать пришедшую ему в голову идею на бумаге. Тем самым он придаёт своему идеальному представлению внешнюю наглядную форму и за счёт этого делает её предметной для самого себя.
§1032. В произведениях искусства с необходимостью присутствуют три элемента:
а) художник, создающий произведение искусства,
б) само произведение искусства в готовом виде,
в) зритель, созерцающий данное произведение искусства.
Используемый для создания произведения искусства природный материал представляет собой только субстрат, в котором художник запечатлевает своё духовное содержание (идею, представление). Соответственно, художник и зритель соединяются друг с другом посредством того духовного содержания, которое вложено в произведение искусства. А это значит, что целью создания произведений искусства является не копирование природы, а выражение идеального содержания духа людей посредством обработки внешнего материала. Отсюда вытекает смысл слов прекрасное и дурное и их отличие от просто красивого и безобразного. Прекрасное и дурное относятся к духовномусодержанию произведений искусства, тогда как красивое и безобразное – только к их внешней форме.
§1033. В зависимости от того, какой материал используется художником и каким образом этому материалу придаётся художественная форма, произведения искусства различаются по родам. Живопись и ваяние (скульптура) создают внешне созерцаемые образы. В живописи идеальное представление художника выражается посредством красок, накладываемых на плоскость, в ваянии – посредством изготовления из твёрдых материалов объёмных фигур. Сюда же относится пластика танца и театральное лицедейство. Музыка и литература (поэзия), напротив, порождают внутренне созерцаемые образы. Музыкальное произведение искусства представляет собой сочетание звуковых тонов, которые преобразуются в воображении человека в образы. Литературное произведение посредством слов также порождает образы во внутреннем представлении человека.
Такие виды искусства, как ораторское искусство, искусство садовника, дизайнера, модельера и т.д. относятся к прикладным. Поскольку в их основе лежат практические цели людей, а не цели выражения содержания их духа в его чистом виде, они не являются изящными искусствами.
§1034. Культ. Исторически первой формой произведения искусства были культовые предметы: тотемы, фетиши. В качестве таковых могли выступать образы животных или растений или каких-либо ландшафтных элементов, например, горы или водопада. Преимущественно предметом культа являлись образы животных. Они изображались на скалах, на кости, на глиняных изделиях и т.д. Животные, становившиеся предметом культа, наделялись сверхъестественными свойствами. Их нельзя было убивать либо употреблять в пищу.
Хотя предмет культа сохраняет свои природные формы, тем не менее для всех членов общины он обладает уже совсем иным содержанием, вкладываемым в него их собственным самосознанием: племя орла, племя медведя и т.д. Появление культового предмета свидетельствует о том, что данная общность людей (племя, община) достигла ступени осознания того, что все её члены связаны между собой какой-то новой нематериальной силой – духом, который есть в каждом из них. В предмете культа каждый общинник находит наглядное выражение своего собственного духа. А через акт поклонения предмету культа все члены общины проявляют своё духовное родство, своё единство в духе.
§1035. Тело человека. Следующий шаг в деле овнешнения идеального содержания духа людей состоял в переходе от изображения тех предметов, в которых только предполагалось наличие духа (тотем, фетиш), к тем предметам, в которых он (дух) действительно присутствует. Таковым является в первую очередь сам человек. В формах тела человека, в чертах его лица запечатлена формирующая его внешний облик внутренняя деятельность его духа (§§614-615). Тело человека является самым прекрасным из всех существующих тел природы именно потому, что в нём имманентным образом выражено богатейшее содержание его духа. Отсюда повсеместное распространение в древнем мире изображения человеческих фигур.
§1036. Соединение образа человека с образом животного. Дух человеческий наполнен знаниями о мире и состоит из них. Знания же, с одной стороны, относятся к природе, поскольку они взяты из неё, с другой стороны, они имеют своим обиталищем только головы людей. Осознание нашими предками такого родства содержания их собственного сознания с содержанием окружающей их природы привёло к появлению таких произведений искусства, в которых образ культового животного и образ самого человека приходят к своему объединению. В образе кентавра, минотавра, сфинкса, русалки и им подобных продуктов воображения художника тело человека как бы выходит из тела животного. В них, следовательно, выражен тот смысл, что дух, носителем которого являются люди, выходит именно из природы и существенным образом связан с ней.
§1037. Эпос. Человеческое общество представляет собой уже не только природное, но и нравственное объединение, в рамках которого каждый человек имеет определённые права и обязанности. Посредством их исполнения он проявляет себя как духовное существо. Однако по мере становления самой практики общественной жизни у людей возникла целая гамма новых качеств, духовных по своему происхождению. Люди научились любить и ненавидеть, дружить и предавать, льстить и обманывать, гневаться и обижаться, мстить и лицемерить, и т.д. Чем больше жизнь людей отделялась от животных форм, тем явственнее становилось, что "паче всех человек окаянен есть".
Осознание людьми появления такой нравственной составляющей их духа привело к возникновению у древних народов новой формы искусства – эпоса (от греч., epos – слово, повествование). В нём соединялись в одно целое мифы, сказания, песни, поэмы, предания, принадлежащие данному народу. В эпосе все новообретённые нравственные качества людей раскрываются через деяния богов и героев. Тем самым люди делали их (нравы) наглядными для самих себя и благодаря этому осознавали и осмысливали их.
§1038. Денатурализация формы. По мере нарастания духовного содержания общества форма произведений искусства становится всё более произвольной, а их духовное содержание, наоборот, всё более богатым. Природные формы (животного, человека) отодвигаются на задний план. Творение художника может иметь теперь любую форму, но при этом оно продолжает оставаться прекрасным, поскольку несёт в себе духовное содержание.
§1039. Роль художника. Чем более возрастает значение духовной составляющей произведений искусства, тем большая ответственность ложится на художника. Именно художник призван отражать в своих творениях всё богатство духовного содержания своего общества. Но художник, как и любой другой человек, является единичным субъектом, который в своём творчестве отталкивается в первую очередь от самого себя, от своего индивидуального внутреннего мира. Соответственно, для того чтобы его произведения могли иметь общественное признание, они должны как можно меньше нести на себе проявлений его субъективности и как можно полнее отражать духовное содержание жизнедеятельности всего общества.
Достигается такой компромисс между единичной определённостью художника и всеобщей значимостью создаваемых им произведений за счёт фактора вдохновения. Художником движет его вдохновение, которое рассматривается как приходящее к нему от Бога. (Муза – богиня вдохновения). Художник, следовательно, опирается в своём творчестве не на свою единичность, а на снисходящее к нему свыше вдохновение. Именно поэтому создаваемые им произведения приобретают всеобщую значимость.
Но если содержание произведений искусства определяется вдохновением художника, то их форма предоставлена свободе его выбора. А это значит, что художник сколь свободен в своём творчестве, столь и не свободен. Он не свободен от приходящего к нему свыше вдохновения, но он свободен в сотворении формы своих произведений. Художник, следовательно, является мастером Бога. Это Бог его руками творит произведения искусства и запечатлевает в них духовное содержание общества. Говорят: "Художник от Бога".
§1040. В классическом искусстве духовное богатство общества ещё умещалось в природных формах творений художника. Однако по мере дальнейшего роста объёмов духовного содержания общества стала обнаруживаться его несоразмерность с природными формами. Возможности классического искусства уже не позволяли отражать всё то духовное богатство, которое приобрело общество. Для овнешнения развившихся представлений людей о единстве и многообразии мира требовались новые формы произведений, поиск которых привёл к появлению двух новых направлений в искусстве:
а) символического;