С целью привлечения внимания мирового сообщества к возникшим в новой эпохе глобальным проблемам деятельность учёных объединил Римский клуб, созданный в 1968 году А.Печчеи
Римский клуб (Рис. 21) – это неформальная организация, проводящая международные научные конференции и творческие дискуссии, стремящаяся работать в интересах всего человечества, привлекать внимание общественности и правительств к вопросам, которые волнуют мир сегодня, к прогнозам ближайшего и отдаленного будущего. Римский клуб насчитывает свыше 100 независимых экспертов – деятелей науки и культуры, бизнесменов, политических и общественных деятелей из 53 стран мира (в него вошли и наши представители, в частности, академики Е.М.Примаков и Н.Н.Моисеев, писатель Ч.Айтматов).
Рис.21
Именно Римский клуб заказал исследования Форрестера, а затем поручил проверить их результаты группе под руководством Д.Медоуза (Рис.22).
Рис. 22 Д. Медоуз.
Простейшая модель мировой динамики Форрестера вызвала сомнения учёных Римского клуба в достоверности полученных с ее помощью пессимистических результатов. Однако повторение группой Медоуза исследований Форрестера с использованием до 70-ти определяющих параметров (вместо 5-ти), а также еще более сложные исследования с учетом неравномерности развития различных регионов мира – подтвердили не только качественные выводы, но даже время возможной катастрофы. Доклад этой группы «Пределы роста» был опубликован в 1972 году тиражом 10 млн. экземпляров и вышел более чем на 30-ти языках.
Надо отметить, что расчеты группы Медоуза, как и расчеты Форрестера, проводились в предположении (неявном) об ограничении мировой системы по ресурсам. Но, как показывает история, человеческая цивилизация не имеет жесткого ограничения по используемым ресурсам. Она непрерывно увеличивает обнаруженные запасы, а затем и виды используемых ресурсов. Только этим может быть объяснено продолжение роста населения после исчерпания естественных ресурсов питания, заключавшихся в продуктах собирательства и охоты. Из кризиса (как в примере с бактериями, съевшими весь запас питательной среды) человек вышел, найдя новые ресурсы с помощью разума, и перешел к питанию продуктами своего (искусственного) животноводства и растениеводства.
Опасность, иллюстрируемая расчетами Форрестера и его последователей, заключается, прежде всего, в угрозе отставания процесса обнаружения и освоения человечеством новых ресурсов от процесса исчерпания ресурсов иcпользуемых. Нельзя отбрасывать и опасность полного и невосстановимого исчерпания некоторых специфических ресурсов, таких как ресурсы территориальные, пространство обитания.
Из других работ Римского клуба получили известность доклады «Человечество на перепутье» (M.Mеcаpович и Э.Пестель, 1974) и «Первая глобальная peвoлюция»(A.Kинг и Б.Шнайдер, 1991). В них рассматривались глобальные проблемы новой эпохи, вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности и развития цивилизации с учетом:
-неравномерности развития регионов;
-необходимости социальной справедливости;
-необходимости конверсии военной экономики.
А также проблемы, связанные с появлением таких опасных явлений, как международный терроризм, размывание культурного разнообразия, манипуляция сознанием масс и др. Большое внимание уделялось учёными Римского клуба опасностям развития чрезмерного индивидуализма, эгоизма, а также «непрекращающихся поисков того, что могло бы отвлечь внимание или развлечь, будь то телевидение или наркотики». Особенно они выделили растущую роль образования, науки и средств массовой информации.
Как показал ещё Форрестер, проблемы глобальной безопасности не решаются с помощью разрозненных экологических программ. В работах Форрестера и в докладах Римского клуба установлено, что во избежание катастрофы человечество должно выработать и реализовать обязательные для всех государств и наций, понимаемые и разделяемые всеми жителями 3емли, комплексные принципы «устойчивого развития» и нормы поведения. Именно эти принципы и нормы в наступающем XXI веке должны обеспечить реальную безопасность жизнедеятельности человечества.
В докладах Римского клуба было отмечено, что традиционное образование, которое получают дети и молодежь, должным образом не отражает тот мир, в котором им приходится жить. Образование должно целенаправленно и решительно вовлекать каждого человека в постоянный, длящийся всю жизнь процесс обучения, который начинается дома, в семье, продолжается в учебном заведении, затем на работе, во время отдыха, в религиозной, профессиональной, политической и любой другой деятельности людей. Оно должно способствовать эволюции общественного сознания и поведения и, таким образом, создавать новую, единую цивилизацию.
Сегодня видно, что проблемы, отмеченные авторами Римского клуба, представляют собой целый комплекс проблем безопасности человека и общества в новой эпохе. На наших глазах мир становится взаимосвязанным, взаимозависимым и взаимоуязвимым, его дальнейшее существование во многом будет определяться жизнедеятельностью человека. Своевременное и резкое изменение сознания и направлений жизнедеятельности людей, необходимое для решения современного комплекса проблем безопасности, названо учёными глобальной революцией.