Педагогический контроль

Педагогический контроль связан с получением информации о физической подготовленности занимающихся, а также о степени освоения теоретических и методических знаний-умений для проверки эффективности занятий физической культурой.

Контроль уровня знаний по физической культуре проводится через комплексную проверку системы научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового образа жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.

Контроль физических нагрузок, а точнее контроль переносимости физических нагрузок, осуществляется с помощью инструментальных (объективных) и неинструментальных (субъективных) методик. Самой распространенной инструментальной методикой можно назвать измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС). По величине пульса судят о достаточности, чрезмерности или недостаточности нагрузки. Субъективные методики, в основном, включают контроль цвета кожи лица, обильности потоотделения, дыхания, походки, характера движений и т. п.

Контроль техники выполнения движений может осуществляться с помощью технических средств: фото, видео, киносъемки, но чаще всего педагог это делает визуально, отмечая и корректируя правильность выполнения техники спортивных движений.

При проведении педагогического контроля важно знать, как занятия физической культурой влияют на уровень физической подготовленности, для чего проводят тестирование (определенную систему использования тестов).

Тест – специально организованное испытание или измерение для получения объективной информации об изучаемом явлении или объекте.

В качестве критериев результативности занятий могут выступать показатели обязательных и примерных тестов физической подготовленности студентов основного, спортивного и специального учебных отделений.

При тестировании физической подготовленности отмечаются как абсолютные результаты, так и динамика показателей каждого отдельного студента, причем динамике придается особое значение.

Контроль подготовленности по избранному виду спорта или оздоровительной системе физических упражнений. Тесты по этому разделу подготовленности разрабатываются кафедрами физического воспитания вузов.

Контроль уровня овладения жизненно необходимыми умениями и навыками в качестве обязательных тестов в учебном процессе по физическому воспитанию в вузе включают: плавание (проверка техники плавания, прыжков в воду, ныряния, а также проплывание дистанции на время) и передвижение на лыжах (проверка техники лыжных ходов, поворотов, подъемов и спусков с гор, способов торможения, а также прохождение дистанции на время).

В качестве примерных (дополнительных) тестов могут использоваться: ходьба и бег, утренняя зарядка, закаливание, индивидуальная оздоровительная программа, умение оценить состояние основных систем жизнеобеспечения, а также тесты: езда на велосипеде, катание на коньках, верховая езда, туризм, стрельба, массаж, регуляция психоэмоционального состояния, восстановительные процедуры и др.

Контроль профессионально-прикладной физической подготовленности студентов в учебном процессе по физическому воспитанию. Перечень требований и тестов по данному разделу педагогического контроля, их оценка в очках, разрабатываются кафедрами физического воспитания с учетом профиля выпускаемых специалистов.

Педагогический контроль позволяет обнаруживать недочеты в организации и методике проведения занятий, совершенствовать планирование тренировочно-оздоровительного процесса, помогает устранить причины, вызывающие чрезмерные или недостаточные нагрузки, переутомление, нарушение правил безопасности, санитарно-гигиенических норм и т. д.

При правильно организованном учебно-тренировочном занятии наблюдаются признаки благоприятной реакции организма занимающегося на физическую нагрузку: частота пульса, дыхания и давление крови постепенно повышаются к основной части занятия, затем в заключительной части, постепенно снижаются; частота пульса и величина максимального кровяного давления во время выполнения упражнений повышаются, при этом минимальное давление не изменяется или несколько снижается; наблюдается укороченный восстановительный период, т. е. после окончания мышечной деятельности физиологические показатели быстро возвращаются к исходному уровню.

Главным в педагогическом контроле является не просто оценка физической нагрузки, техники выполнения упражнений, физической или профессионально-прикладной подготовленности занимающихся, а использование полученных результатов для коррекции занятий, а в целом для формирования мировоззренческой системы научно-практических знаний и адекватного отношения к физической культуре, овладения методами и способами физкультурно-спортивной деятельности, достижения учебных, про­фессиональных и жизненных целей личности.

Самоконтроль

Самоконтроль – это самостоятельное наблюдение за состоянием своего здоровья, физическим развитием, функциональным состоянием организма, физической подготовленностью и их изменениями под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом.

Самоконтроль – является существенным дополнением к врачебному и педагогическому контролю, но ни в коем случае их не заменяет. Самоконтроль может носить врачебный или педагогический характер, а может включать в себя и то и другое. Данные самоконтроля оказывают большую помощь преподавателю в регулировании физической нагрузки, а врачу – своевременно сигнализируют об отклонениях в состоянии здоровья.

Субъективные показатели самоконтроля: самочувствие, настроение, наличие или отсутствие болевых или других неприятных ощущений, сон, аппетит, отношение к занятиям и др.

Объективные показатели самоконтроля: частота пульса, вес, сила мышц, жизненная емкость легких, спортивные результаты и др.

Наиболее удобная форма самоконтроля – ведение дневника самоконтроля. Содержание и построение дневника может быть различным, он включает как субъективные, так и объективные показатели самоконтроля. При занятиях физической культурой по учебной программе, а также при самостоятельных занятиях можно ограничиться такими показателями, как самочувствие, сон, аппетит, болевые ощущения, пульс, вес, тренировочные нагрузки, нарушение режима, спортивные результаты.

Самочувствие является субъективной оценкой состояния организма. Самочувствие отмечается хорошее, удовлетворительное, плохое. При плохом самочувствии фиксируется характер необычных ощущений.

Сон. В дневнике отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.).

Аппетит отмечается хороший, пониженный, чрезмерный. Различные отклонения в состоянии здоровья быстро отражаются на аппетите, поэтому его существенные изменения, как правило, являются результатом переутомления, заболевания или не соблюдения правил культуры питания.

Пульс – важный показатель состояния организма. Обычно на учебных занятиях по физической культуре частота пульса при средней нагрузке достигает 130–150 уд/мин. На спортивных тренировках, при значительных физических нагрузках, частота пульса доходит до 180–200 уд/мин и более. После большой физической нагрузки пульс приходит к исходным величинам через 20–30, иногда через 40–50 мин.

Если в указанное время после учебно-тренировочного занятия пульс не возвращается к исходным величинам, это свидетельствует о наступлении большого утомления в связи с недостаточной физической подготовленностью или наличием каких-то отклонений в состоянии организма.

Для оценки деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы можно применять различные функциональные пробы (см. выше), а их результаты записывать в дневник самоконтроля.

Вес тела рекомендуется определять утром натощак, в одном и том же костюме. В первом периоде тренировки вес обычно снижается, затем стабилизируется и в дальнейшем за счет прироста мышечной массы несколько увеличивается. При резком снижении веса следует обратиться к врачу.

Тренировочные нагрузки основной части занятия и нарушение режима вместе с другими показателями дают возможность объяснить различные отклонения в состоянии организма.

Болевые ощущения: головные боли, боли в мышцах, в правом или левом боках и в области сердца могут наступать при нарушениях режима дня, при общем утомлении организма, при форсировании тренировочных нагрузок и т. п. Боли в мышцах на начальном этапе занятий явление закономерное. Во всех случаях продолжительных болевых ощущений следует обратиться к врачу.

Наблюдение за спортивными результатами является важным пунктом самоконтроля. Это наблюдение показывает правильность применения средств и методов занятий и тренировок и может выявить дополнительные резервы для роста физической подготовленности.

Особое значение имеет самоконтроль для студентов, имеющих ослабленное здоровье и занимающихся в специальном учебном отделении. Самоконтроль в значительной мере помогает их рациональному физическому воспитанию, способствует эффективному использованию средств физической культуры для укрепления их здоровья, борьбы с имеющимися отклонениями и заболеваниями, повышения физической и общей работоспособности.

Самоконтроль помогает лучше познать самого себя, приучает следить за собственным здоровьем, прививает грамотное и осмысленное отношение к занятиям физической культурой.

Контрольные вопросы

Диагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Виды диагностики, их цели и задачи. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом, его содержание и периодичность. Педагогический контроль, его содержание. Виды педагогического контроля. Самоконтроль, его цель и задачи. Основные методы самоконтроля. Объективные и субъективные показатели самоконтроля. Критерии оценки самоконтроля. Дневник самоконтроля. Методы стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля.

Литература

1. Агаджанян, Н.А. Адаптация и резервы организма. – М.: Медицина, 1983.

2. Аулик, И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. – М.: Медицина, 1990.

3.. Теория и методика физического воспитания: учеб. пособие / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.В. Вяткина и др. – М.: Просвещение, 1990.

4. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. – СПб: Наука, 1993. – Вып. 1.

5. Динейка, К.В. Движение, выдыхание, психофизическая тренировка. – М.: Физкультура и спорт, 1986.

6. Спортивная медицина и лечебная физкультура / А.И. Журавлев, Н.Д. Гра­евская. – М.: Медицина, 1993.

7. Здоровый образ жизни: проблемы, пути утверждения / Под ред. А.И Авра­менко. – Минск: Полымя, 1988.

8. Искусство быть здоровым. – М.: Физкультура и спорт, 1984.

9. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. – М.: Физкультура и спорт, 1988.

10. Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия. – М.: Физкультура и спорт, 1993.

11. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях: словарь-справочник. – М.: Физкультура, образование и наука, 1996.

12. Спортивная физиология: учебник для институтов физической культуры / Под ред. Я.М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1982.

13. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин, Ю.Н. Ва­вилов. – М.: Физкультура и спорт, 1991.

Наши рекомендации