Глава 2 инвалиды и общество

глава 2 инвалиды и общество - student2.ru 2.1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ИНВАЛИДАМ

Проблема взаимоотношений общества со своими более сла­быми собратьями существовала с момента его зарождения. На всех этапах своего развития общество не могло оставаться без­различным к тем, кто имел те или иные нарушения физических и психических качеств. Отношение к аномальным лицам опреде­лялось культурными традициями, историческими условиями и претерпевало значительные изменения в процессе развития ци­вилизации. Но на протяжении тысячелетий эти взаимоотноше­ния в большей своей части складывались в форме преследования или пренебрежения к людям с физическими и умственными де­фектами. Только несколько последних столетий начало происхо­дить изменение в сторону сострадания, оказания помощи и при­нятия обществом.

С античных времен отношение к слабым и беспомощным лю­дям определялось страхом и невежественностью, мифологиче-ско-религиозными защитными механизмами и стремлением обез­опасить свое сообщество. Несмотря на формирование элементар­ных медицинских знаний и приемов оказания помощи больным и раненым уже у первобытных людей, в суровом мире первобыт­но-общинного строя и древних цивилизаций выживали только сильнейшие — те, кто мог обеспечить себе пропитание, без­опасность и элементарно заботиться о сохранении собственного потомства; остальные погибали или их умерщвляли. Спартанцы избавлялись от уродливых и больных младенцев, сбрасывая их с высокой скалы в море. Умерщвление детей с дефектами разви^ тия в Древних Риме и Греции считалось необходимым для обще­го блага.

Известны случаи, когда в странах с низким уровнем развития и в более поздние времена слабых членов общества оставляли без присмотра на произвол судьбы. Такое отношение к немощным людям отмечалось в ряде мест в Индии вплоть до XIX в. В Японии долгое время сохранялся такой обычай: престарелых родителей осенью уводили высоко в горы и оставляли там без пищи и теп­лой одежды, где они и погибали от голода и холода.




С развитием общества более жестокое отношение к физически неполноценным лицам отмечалось среди кочующих и воинствую­щих племен, которые не терпели среди себя людей лишних, сла­бых, увечных, не способных оказать помощь на войне, защитить родичей, мстить за их обиды. Оседлые племена, занимающиеся сельским хозяйством и скотоводством, например восточные сла­вяне, выказывали больше сострадания и терпимости к слабым, несчастным соплеменникам.

Мифологическое мышление первобытных людей связывало причины болезни с похищением или околдовыванием души че­ловека. Но и в Средние века болезнь и физическое уродство рас­ценивались как божий гнев за грехи, психическое расстройство — как одержимость нечистой силой. Существовало поверье, что дья­вол мог подменить здорового ребенка больным — таких детей на­зывали «дьявольским отродьем». С общественной точки зрения, такие люди должны были подвергнуться уничтожению или "изо­ляции.

Позже развитие христианства, которое проповедовало любовь к ближнему, переориентировало общество на сочувствие и оказа­ние помощи тем, кто был слабее других, калекам и слабоумным. Отношение со стороны населения к душевно больным людям во многом определялось их обликом и поведением. Буйных больных избегали, заточали в тюрьмы, церковнослужители пытались «из­гонять из них дьявола». Слабоумные, «тихие» душевно больные почитались «божьими людьми», и считалось добрым знаком, если они попросили милостыню или убежища. Такое явление, как по­дача милостыни нищим, увечным, слабоумным, развилось на благоприятной почве древней народной традиции милосердия к ближнему, сострадания к чужой беде, что особенно было свой­ственно славянским народам. Многие брали в семьи на воспита­ние умственно отсталых детей, давали приют раненым воинам, принимали на постой нищенствующих странников — калек и ду­шевно больных. Такой вид помощи был своеобразной обществен­ной повинностью.

На Руси начиная с X в. основные виды помощи страждущим были связаны с княжеской защитой и попечительством. Великий князь киевский Владимир Креститель Уставом 996 г. вменил в обя­занность духовенству заниматься общественным призрением, оп­ределив десятину на содержание монастырей, богаделен и боль­ниц. Из удельных князей своим нищелюбием славился Николай Давыдович, построивший в первой половине XII в. в Киеве боль­ничный монастырь.

Большое значение в становлении общественной (в современ­ном понятии — социальной) и медицинской помощи сыграли монастырско-церковные формы призрения. В течение семи столе­тий «сирые и убогие» находились на попечении монастырей, ме-



четей и других религиозных учреждений. Монастыри оказывали приют и помощь жертвам войны (раненым, увечным) и больным. Так, в 1612 г. на территории Тройце-Сергиевой лавры был открыт первый временный госпиталь для раненых воинов. Занимаясь вопро­сами призрения больных и нетрудоспособных, церковь одновре­менно касалась и решения их социальных проблем, освобождая от этих забот государство. Условно можно сказать, что монастыр­ские приюты были первыми реабилитационными учреждениями. Больные и увечные люди не только получали там кров и пропита­ние, но и посильно трудились, выполняя подсобные и хозяй­ственные работы.

Первые формы государственных служб по уходу за немощны­ми в России появились лишь в период правления Иоанна Грозно­го (1551). Петр I стремился сосредоточить в своих руках и свет­скую, и духовную власть. Он разработал основы государственной политики в области призрения и государственного управления де­ятельностью монастырями. С 1701 по 1724 г. был издан целый ряд указов, посвященных призрению в монастырях «престарелых, раненых, увечных офицеров, урядников и солдат». Петр I пытался систематизировать нуждающихся по причинам их нужды и опре­делять помощь в соответствии с этой нуждой. Однако программа Петра I в области государственного призрения во многом оста­лась нереализованной, и основные обязанности по обеспечению призрения по-прежнему сохранялись за общественными форма­ми попечительства вплоть до конца XVIII в.

Учрежденные в 1775 г. Екатериной Великой приказы Обще­ственного призрения (прообразы комитетов соцзащиты) просу­ществовали более 100 лет. Приказы были образованы в каждой губернии, в их состав входили дома умалишенных, трудовые и исправительные колонии. Затем возникло Ведомство учреждений императрицы Марии, а ее сын Александр Госновал Император­ское человеколюбивое общество. В основу их деятельности были положены три основных принципа: самостоятельность благотвори­тельных учреждений, привлечение к оказанию помощи местного населения, обеспечение этих учреждений средствами от пожерт­вований. В этот период наблюдается подъем патриотизма, передо­вые слои общества, прогрессивные деятели выступают зачинате­лями добрых дел. Поощряются благотворительность дворянского сословия, меценатство, устройство благотворительных и лечеб­ных заведений частными лицами.

Основы частной благотворительности были заложены еще в XVII в. Например, в 1656 г. была открыта «больница Федора Ртищева» для приюта неизлечимых больных, слепых, стариков, которые содержались на добровольные пожертвования населения. В 1810 г. графом Шереметьевым был построен Странноприимный дом с больницей для сирых и убогих (ныне НИИ скорой помощи

им. Н.В.Склифосовского). В нем бесплатная помощь оказывалась не только в период госпитализации, но и при выписке — бедные люди снабжались деньгами на проезд домой, одеждой, костыля­ми, бандажами и прочимыми необходимыми средствами.

Наиболее активное развитие медицинской и социальной помо­щи наблюдалось в период земства, который отмечен рядом про­грессивных преобразований в организации медицинской помощи, особенно в сельской местности. Открывались'новые лечебные заве­дения, специализированные больницы — дома для умалишенных, для инфекционных больных. Начала оформляться и организацион­ная структура общественного призрения: создавались богадельни, инвалидные дома, ночные и дневные приюты для инвалидов, дома для неизлечимых больных, организовывались патронажные формы обслуживания душевно или малоимущих больных, бесплатные сто­ловые для обездоленных, трудовые мастерские.

С 1861 по 1899 г. происходил резкий подъем благотворительно­го движения. В этот период возникли частные и сословные благо­творительные общества, создавались фонды, предназначенные для нужд общественного призрения. Каждое сословие на правах само­управления заботилось об оказании помощи своим нетрудо­способным гражданам. Создавались научные общества, доброволь­ные объединения врачей по оказанию бесплатной медицинской помощи, филантропические организации для помощи обездолен­ным, больным и инвалидам. К концу XIX в. в России насчитыва­лось 3555 благотворительных обществ, попечительств, учрежде­ний (причем три четверти из них были частными).

В 1871 г. был открыт институт для слепых девочек, а через 10 лет учреждено Мариинское попечительство для призрения сле­пых. К концу века в Ведомстве учреждений императрицы Марии были сосредоточены воспитательные дома, приюты для слепых, глухих, увечных, ряд больниц и другие лечебные учреждения. При нем существовало 21 училище (2 столичных и 19 в губерниях) для детей обоих полов, лишенных зрения. В них воспитывались, обу­чались грамоте и ремеслам свыше 700 детей. Кроме того, имелось 6 заведений для взрослых слепых. В специальном училище по при­зрению глухонемых воспитывалось до 200 детей интернами и до 50 — экстернами. Дети обучались грамоте и ремеслам. Благода­ря усовершенствованным способам обучения до 60 % учащихся

начинали говорить.

В 1885 г. в типографии для слепых, которую устроила помещица Анна Адлер, была напечатана шрифтом Брайля первая книга на русском языке. К началу XX в. в России уже существовало не­сколько десятков школ для слепых, тогда же появился журнал

«Слепец».

В 1913 г. благодаря издателю П. Пезаровиусу начала выходить газета «Русский инвалид» (с 1916 г. — ежедневно), уделявшая вни-

мание, прежде всего, ветеранам и издававшаяся вплоть до Ок­тябрьской революции.

В Крымскую, Русско-турецкую и Русско-японскую войны стали возникать общины сестер милосердия. У истоков первой из них — Крестовоздвиженской — стояли великая княгиня Елена Павловна и знаменитый хирург И. Пирогов. В Крестовоздвижен­ской женской общине готовили сестер милосердия для оказания помощи раненым воинам в госпиталях и на поле боя. Впослед­ствии этот опыт был распространен на другие общины сестер милосердия, многие из их функций перешли к обществу Крас­ного Креста. В период Первой мировой войны профессиональ­ные объединения врачей и сестер милосердия оказывали помощь пострадавшим от военных действий солдатам и их семьям.

Раненые солдаты, не способные из-за увечья обходиться без посторонней помощи, направлялись в военные инвалидные дома и богадельни, которые находились в ведении Комитета Импера­торского человеколюбивого общества.

С установлением советской власти главным и определяющим субъектом в разработке государственной политики и оказании со­циальной помощи нуждающимся становится государство. В 1918 г. произошло закрытие всех благотворительных учреждений и обществ, ломка всех систем благотворительности, в том числе был полно­стью ликвидирован институт монастырской и церковно-приход-ской благотворительности как идеологически несовместимый с мо­нополией воинствующего атеизма и диктатуры пролетариата. Но­вая государственная политика, прежде всего, была направлена на предоставление инвалидам материального обеспечения в виде пен­сий и разнообразных пособий, сначала — увечным воинам, а поз­же — при всех видах потери трудоспособности, при наступлении инвалидности. Размеры и виды материальных пособий в разные ис­торические периоды советской власти соответствовали реальным экономическим возможностям государства. Были утрачены многие виды социальной поддержки нуждающихся, оказавшихся в тяже­лом положении людей, возникшие на почве благотворительности и меценатства.

В 1930-е гг. начали создаваться кассы общественной взаимопо­мощи колхозников. На кассы возлагались функции оказания раз­личной помощи лицам, утратившим трудоспособность. В 1932 г. эти кассы трудоустроили только в РСФСР на различных работах в колхозах, а также в организованных ими мастерских 40 тыс. инва­лидов.

В этот период начала создаваться сеть домов для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатов, развивалась сис­тема специализированных образовательных учреждений для лиц с нарушениями здоровья, росло количество учебно-производствен­ных мастерских и производственных предприятий органов соци-

ального обеспечения, обществ взаимопомощи слепых и глухих. Создавалась протезная промышленность.

Важным направлением социально-медицинской работы периода Отечественной войны и послевоенных лет стали социальная реа­билитация раненых, возвращение к производственной деятельно­сти инвалидов, создание домов инвалидов и трудовых интернатов. Понятия социальной работы в то время не существовало. Отдель­ными функциями патронажа, оказанием помощи на дому инва­лидам занимались работники здравоохранения, органов социаль­ного обеспечения, общества Красного Креста и Красного Полу­месяца.

Характерными чертами социального обеспечения советского периода являлись его всеобщность, равное право на его получе­ние, бесплатное медицинское обслуживание, больничное и сана­торно-курортное лечение; снабжение протезными изделиями; про­фессиональное обучение и переобучение; направление на работу в соответствии с заключением врачебно-трудовой экспертизы (ВТЭК); предоставление места в домах для престарелых и инвали­дов.

Но проблема развития социально-медицинской помощи лю­дям с инвалидностью со временем все больше обострялась. Если в начале прошлого века речь шла в основном о врожденных урод­ствах, ярко выраженных проявлениях душевных болезней, то по­степенно круг лиц, нуждающихся в помощи общества, значи­тельно расширился. И как не парадоксально, это было связано с развитием медицинской науки. Благодаря медицинским знаниям и технологиям повысилась выживаемость детей с врожденными уродствами и болезнями и лиц, перенесших тяжелые травмы, инфаркты, инсульты и сложные хирургические вмешательства. Постепенно увеличивалась продолжительность жизни человека, что приводило к росту в общей численности населения доли по­жилых людей, страдающих заболеваниями, свойственными их

возрасту.

И наконец, войны, следствием которых было большое коли­чество раненых и увечных людей, вынужденных как-либо адап­тироваться к послевоенной жизни. На войне преимущественно стра­дали наиболее молодые, активные, трудоспособные члены обще­ства. Вернувшись после лечения в госпиталях, эти люди с ограни­ченными возможностями, лишенные работы и средств к суще­ствованию, представляли собой большую проблему для общества. Все это привело к необходимости развития медико-социальной реабилитации и методов восстановления полноценной социаль­ной жизни.

В настоящее время отношение к инвалидам продолжает оста­ваться неоднозначным. При всем сострадании и стремлении об­щества оказать помощь лица с физическими дефектами воспри-

нимаются как психологически не способные приспособиться к окружающей обстановке, бесполые, слабоумные, нуждающиеся взащите и приюте. Люди обычно видят инвалидное кресло, бе­лую трость или наушники, а не самого человека. Они чаще прояв­ляют жалость или отторжение к людям с инвалидностью, нежели воспринимают их как равных себе.

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Расскажите об отношении к людям с физическими и психически­
ми отклонениями в античном мире.

2. Каковы основные тенденции благотворительности в Древнерусском
государстве?

3. Какова роль монастырско-церковных форм призрения в развитии
медико-социальной помощи?

4. Что известно о благотворительных организациях к началу XX в.?

5. Назовите основные формы государственной поддержки лиц с ин­
валидностью в советский период.

Литература

1.Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России. — М., 1993.

2. Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности
и общественного призрения. Антология социальной работы / Сост.
М.В.Фирсов. — М., 1994.

3. Мельников В. П., Холостова Е. И. История социальной работы в Рос­
сии. - М., 2002.

4. Нещеретний П. И. Исторические корни и традиции развития благо­
творительности в России. — М., 1993.

5. Нещеретний П. И. Очерки по истории социальной работы в России. —
М; 1996.

6. Фирсов М. В. Социальная работа в России: теория, история, обще­
ственная практика. — М., 1996. ,

Наши рекомендации