Аварии на химически опасных объектах

ЧС ТЕХНОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

Классификация ЧС техногенного происхождения

Техногенные чрезвычайные ситуациисвязаны с производс­твенной деятельностью человека и могут протекать с загрязне­нием и без загрязнения окружающей среды, с возникновением возгорания или без него. Загрязнения могут происходить при авариях на промышленных предприятиях с выбросом радиоак­тивных, химически опасных и биологически опасных веществ. По характеру явлений их можно подразделить на 6 групп.

К авариям с выбросом или угрозой выброса радиоактивныхвеществотносятся аварии, происходящие на атомных станци­ях, ядерных установках исследовательских центров, атомных судах и при падении летательных аппаратов с ядерными энер­гетическими установками на борту, а также на предприятиях ядерно-оружейного комплекса. В результате таких аварий мо­жет возникнуть сильное радиоактивное загрязнение местности или акватории. Характер аварий рассмотрен в т.1.3.4.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществслучаются на химических объектах страны, на базах и складах временного хранения боевых химических отравляющих веществ (БХОВ) и вызывают химическое загрязнение терри­торий предприятий и территории за пределами их санитарно-защитных зон, поражение персонала и населения.

К авариям с выбросом (угрозой выброса) биологически опас­ных веществотносят аварии, повлекшие заражение обширных территорий биологически опасными веществами при выбросе их производственными предприятиями и исследовательскими учреждениями, осуществляющими разработку, изготовление, переработку и транспортировку бактериальных средств. Последствия воздействия на человека биологически опасных веществ рассмотрены в т. 3.1.1.

К ЧС без загрязнения окружающей средыотносят аварии, со­провождаемые взрывами, пожарами, обрушением зданий (соору­жений). Их различают:

- аварии на транспорте (железнодорожном, автомобильном, воздушном, водном, метро);

- аварии на гидродинамически опасных объектах;

-аварии на коммунально-энергетических сетях.

Аварии на химически опасных объектах

Химическое загрязнение как поражающий фактор вы­бросов химически опасных веществ. Утечка ХОВ происходит вследствие взрывов, разрушений и повреждений резервуаров и технологических трубопроводов, что приводит к загрязнению воздушного и водного бассейнов, больших территорий и может вызвать гибель либо тяжелые заболевания людей и животных.

ХОВ проникают в организм человека через органы дыхания (ингаляционный путь) и кожу (резорбтивный путь). Возможно попадание ХОВ в организм через раневые поверхности и желу­дочно-кишечный тракт (перорально). ХОВ разносятся кровью ко всем органам и тканям, что может привести к патологическим изменениям, потере работоспособности и гибели человека.

Важнейшая характеристика ХОВ — токсичность. Токсич­ность — степень ядовитости, характеризующаяся пороговой концентрацией, пределом переносимости, смертельной концен­трацией или смертельной дозой. Пороговая концентрация — это количество вещества, которое может вызвать негативный физиологический эффект, при этом ощущаются лишь первичные призна­ки поражения, а работоспособность сохраняется. Предел переносимости — это максимальная концентрация, которую человек может выдержать определенное время без устойчивого поражения.

В показателем предела переносимости является предельно-допустимая концентрация ПДК, регламентирующая допустимую степень загрязнения ХОВ воздуха рабочей зоны. ПДК – это минимальная концентрация ХОВ, которая при постоянном воздействии на человека в течение рабочего дня не вызывает даже через дли­тельный промежуток времени патологических изменений или заболеваний.

Количественно токсичность ХОВ оценивают дозой. Доза, вызывающая определенный токсический эффект, называет­ся тоскодозой. Средняя смертельная токсодоза (LD50) — это количество ХОВ, вызывающее при пероральном поступлении смерть 50% пораженных людей. Средняя смертельная концентрация (LC50) — это количество ХОВ, вызывающее при ингаляционном поступлении смертельный исход 50% пораженных людей. Измеряются они соответственно мг/кг, мг/л и мг/м3.

По степени воздействия на организм ХОВ подразделя­ются на четыре класса по степени опасности: I — чрезвычайно опасные, II — высокоопасные, III — умеренно опасные и IV — малоопас­ные вещества. Класс опасности ХОВ устанавливают по самому жесткому показателю, характерному для данного вещества.

Характеристика классовопасности химических веществ (ГОСТ 12.1.007-76)

Наименование показателей Норма для класса опасности
I II III IV
Предельно допустимая кон­центрация вредных веществ в воздухе рабочей зоны, мг/м3 Менее 0,1 0,1-1 1,1-10 Более 10
Средняя смертельная доза при попадании в желудок, мг/кг Менее 15 15-150 151-5000 Более 5000
Средняя смертельная доза при попадании на кожу, мг/кг Менее 100 100-500 501-2500 Более 2500
Средняя смертельная концен­трация в воздухе, мг/м3 Менее 500 500-5000 5001-50 000 Более 50000

Для городов и городских районов степень опасности от химически опасных объектов оценивается по доле территории (населения), попадающей в зону химического заражения (3X3). Первая степень химической опасности для города, когда в 3X3 попадает 50% территории (населения), вторая — от 30 до 50% и третья — от 10 до 30%.

Основным физико-химическим показателем, определяю­щим размеры опасной зоны распространения вредных веществ, является их фазовое состояние при данных метеоус­ловиях. Опыт показывает, что разрушение емкостей с ХОВ или применение боеприпасов с ХОВ в твердом или жидком состоянии приводит к локальному действию в месте разрушения емкости (взрыва боеприпаса) или ближайших окрестностях. Пары и газы, а также не оседающий аэрозоль распространяются на многие километры, что значительно увеличивает масштабы опасности.

Наибольшую опасность для населения представляют аварии со сжиженными газами и ХОВ, кипящими при низкой температуре. При попадании ХОВ в водоемы опасными характеристиками, влияющими на степень загрязненности воды, будут такие, как токсичность, раствори­мость, удельная масса.

Характеристика химических веществ по степени их опасности (ГОСТ 12.1.007-76)

Химические вещества Т о кип,С LC50, мг/м3 ПДК, мг/м3
Хлор -34,0 1,0
Аммиак -33,0 20,0
Сернистый ангид­рид -10,1 10,0
Фосген 8,2 0,5
Окись этилена 10,7 1,0
Фтористый водо­род 19,9 0,5
Синильная кислота 26,0 0,3
Сероуглерод 46,0 30 000 1,0
Дихлорэтан 83,0 35 000 10,0
Зарин 151,0 5,0 0,00002
Зоман 190,0 0,4 0,00002
Ви-экс 314,0 0,2 0,000001

Поражающие концентрации ХОВ определяются их физико-химическими свойствами: агрегатное состояние вещества, рас­творимость его в воде и органических растворителях, плотность и летучесть вещества, удельная теплота испарения и теплоемкость жидкости, давление насыщенных паров, температура кипения и др. Эти характеристики необходимы при оценке безопасности производства, хранения и перевозок ХОВ, прогнозировании и оценке последствий химически опасных аварий.

В обычных условиях ХОВ могут быть в твердом, жидком или газообразном состоянии. Газ (пар) занимает большой объем, по­этому при производстве, использовании, хранении и перевозках газообразные ХОВ могут переводиться в сжиженное состояние или находиться под давлением. Это может значительно увели­чить количество ХОВ, выбрасываемых при аварии в атмосферу, и повлиять на фазово-дисперсный состав образующегося при этом облака.

Классификация аварий на химически опасных объектах. В химических отраслях аварии подразделяются на две кате­гории:

1) аварии в результате взрывов, вызывающих разрушение технологической схемы, инженерных сооружений и полное или частичное прекращение выпуска продукции, для восстановления производства требуются специальные ассигнования вышес­тоящих инстанций;

2) аварии, в результате которых повреждено основное или вспомогательное технологическое оборудование, полностью или частично прекращен выпуск продукции, но для восстановления производства не требуются специальные ассигнования вышес­тоящих инстанций.

Характер воздействия химического загрязнения на населе­ние и окружающую среду. При авариях на химических произ­водствах и при транспортировке ХОВ, а также при применении химического оружия масштабы опасности будут определяться токсичностью вещества и размерами зоны его распространения. Размеры зоны распространения зависят от физико-химических свойств вещества, тоннажа (массы) разлитого вещества, степени разрушения емкости, метеорологических условий и характера местности.

Критерием для определения химической опасности объекта является количество населения, попадающего в зону возможного химического загрязнения (ЗВХЗ), которая представляет собой эллипс, вытянутый по направлению ветра.

При планировании мероприятий по борьбе с авариями надо учитывать, что они проходят пять фаз:

• первая — накопление отклонений от нормального про­цесса;

• вторая — инициирование аварии;

• третья — развитие аварии, во время которой оказывается воздействие на людей, природную среду и объекты народного хозяйства;

• четвертая — проведение спасательных и других неотлож­ных работ, локализация аварии;

• пятая — восстановление жизнедеятельности после лик­видации последствий аварии.

Аварии на транспорте

Любой вид транспорта представляет потенциаль­ную опасность. Технический прогресс одновременно с комфор­том и скоростью передвижения снизил степень безопасности жизнедеятельности человека.

Транспортная авария (ТА) — авария на транспорте, пов­лекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тя­желых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Обычно ТА различают по видам транспорта:

- железнодорожная авария;

- авиационная катастрофа;

- дорожно-транспортное происшествие (ДТП);

- аварии на водном транспорте;

- авария на магистральном трубопроводе и др.
Поражающие факторы, сопровождающие все ТА, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортируемого груза. Значительное место в общем объеме грузоперевозок зани­мает железнодорожный транспорт. Он обеспечиваетдо 47%пассажирских перевозок, а также до 50% доставок грузов, среди которых большое количество опасных грузов. Поэтому желез­нодорожный транспорт является отраслью народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.

Основными причинами аварий и катастроф на железнодо­рожном транспортеявляются:

- неисправности пути;

- поломки подвижного состава;

- выход из строя средств сигнализации и блокировки;

- ошибки диспетчеров;

- невнимательность и халатность машинистов;

- сход подвижного состава с рельсов;

- столкновения;

- наезды на препятствия на переездах;

- пожары и взрывы непосредственно в вагонах;

- повреждение железнодорожных путей в результате раз­мывов, обвалов, оползней;

- изношенность технических средств.

Благодаря внедрению комплекса профилактических и орга­низационно-технических мероприятий число происшествий на железных дорогах в последние годы существенно сократилось.

В гражданской авиации России также случаются авиаци­онные происшествия и катастрофы, влекущие за собой гибель людей и разрушения воздушных судов.

Среди причин авиакатастроф выделяются:

- ликвидация централизованной государственной системы управления и обеспечения безопасности полетов;

- распад единой государственной системы Аэрофлота;

- рост числа мелких коммерческих организаций-перевоз­чиков;

- снижение дисциплины, надзора и контроля за безопас­ностью полетов в целом;

- ошибки пилотов;

- ошибки диспетчерских служб;

- неисправности авиационной техники (старение, низкие темпы замены);

- погодные условия.

Одной из основных проблем современности стало обеспече­ние безопасности движения на автомобильном транспорте.

Крупными автомобильными катастрофами считаются та­кие, в которых погибли 4 и более человек. Автокатастрофы вызваны:

- неудовлетворительным техническим состоянием автомо­бильных дорог и подвижного состава;

- большим количеством пересечений дорог на одном уровне;

- многократно возросшим количеством личного автомобиль­ного транспорта;

- нарастанием объемов грузовых пере­возок, выполняемых большегрузными автомобилями (автопоез­дами) с нагрузками на ось, превышающими допустимые;

- нарушением водителями Правил дорожного движения;

- плохой подготовкой водителей;

- превышением скорости на опасных участках дорог;

- выездами на полосу встречного движения;

- управлением автотранспортом в нетрезвом состоянии.
В последние годы имеют место кораблекрушения и аварийные происшествия на водном транспорте.

Основными причинами этих аварий являются:

- нарушения правил судовождения, пожарной безопасно­сти, технической эксплуатации;

- износ материальной части и оборудования судов, портов и других объектов;

- погодные и климатические условия (ураганы, штормы, туманы, льды и т. д.);

- ошибки капитанов, лоцманов и членов экипажа;

- ошибки при проектировании и строительстве судов;

- столкновения и опрокидывания судов;

- посадка на мель;

- взрывы и пожары на борту;

- неправильное размещение и плохое закрепление гру­зов;

- низкая обновляемость парка за счет судов нового поко­ления.

Наши рекомендации