Подготовка к публичному выступлению

.

Подготовка к выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава ауди­тории, в которой предстоит выступать, и т. д.

1.Тема выступления. Подготовка к любому выступлению на­чинается с определения темы выступления. Важно, чтобы тема представляла интерес и для выступающего, и для слушателей. Тема не должна быть перегружена проблемами, не должна быть слишком широкой: достаточно рассмотреть два-три вопроса, объединенных од­ной идеей.

2.Название выступления. Выбрав тему, необходимо продумать ее формулировку. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. |

2.Цель выступления. Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается. Надо иметь в виду, что цель речи формулируется не только для себя, но и для слушателей. Четкая формулировка целевой установки облегчает восприятие ораторской речи, определенным образом настраивает слушателей.

Цели могут быть разными: информирование, научение, предоставление определенных сведений; формирование убеждений, представлений, которые могут стать мотивами поведения; оказа­ние эмоционального воздействия на слушателей для создания у них определенного состояния или побуждения к определенным дей­ствиям. Чаще всего цели перекрещиваются, то есть, например, вы­ступление может быть направлено на информирование слушате­лей и на воздействие на них. Отсюда вытекают и задачи оратора: привлечь внимание слушателей, удержать его на протяжении все­го выступления, захватить своей речью, зажечь их, дать информа­цию, знания, призвать слушателей к действию, а в итоге — сфор­мировать модель поведения.

4.Подбор материалов. При под­готовке к выступлению можно пользоваться следующей литературой:

- официальные документы;

- научная, научно-популярная литература;

-справочная литература: энциклопедии, энциклопедические словари, словари по различным отраслям знаний, лингви­стические словари, статистические сборники;

- художественная литература;

- статьи из газет и журналов.

Возможно использование информации из передач радио и телевидения, результатов социологических опросов. Собственные знания и опыт, личные контакты и беседы, размышления и наблюдения также могут стать материалом для ораторской речи.

5.Изучение и анализ информации. Важнейший этап подготовки публичного выступления — изучение отобранной литературы. Необходимо выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать собственные идеи с позиции будущей аудитории.

6.Оценка аудитории. Очень важно сделать предварительную оценку состава слушателей и обстановки. Неожиданная, непривычная обстановка может вызвать дискомфортное ощущение у орато­ра, если он психологически к ней не готов. В связи с этим следует по возможности выяснить, где будет происходить выступление, вплоть до таких мелочей, как количество слушателей; наличие микрофона; трибуны; стола; размер и интерьер зала; и также время выступления (утро, вечер); отношение выступления к другим выступлениям, если их несколько.

Эффективность речи возрастает, если она предназначена не аудитории вообще, а определенным группам людей, имеющих свои интересы и цели. Поэтому, прежде всего, следует учитывать мотивы, которые могут быть у слушателей в аудитории; интеллектуаль­ные, моральные, эстетические интересы; степень их знакомства с данным вопросом. Готовя выступление, необходимо представить себе, как воспримут его слушатели и что им будет непонятно.

7.Работа над содержанием выступления. Работа над содержани­ем выступления включает составление плана, отбор теоретической информации, фактического материала, работу с материалом, над языком, стилем речи, композиционно-логическим расположением частей вы­ступления.

Рекомендуются следующие основные формы работы над выступлением:

1.Полный текст (не для чтения, а для пересказа своими слова­ми).

2.Подробный конспект с основными формулировками, концов­кой, цитатами, числами, именами собственными.

3.Тезисы: краткий конспект с обозначением переходов от блока к блоку, цитатами и т. п.

4.Развернутый план с цитатами.

5.Краткий план.

6.Речь без обращения к письменному тексту.

Работа над речью невозможна без тщательного отбора и осмыс­ления разнообразной информации.

Факты должны быть яркими, но не случайными, атипичными, отражающими суть явлений. К ним предъявляется требование ак­туальности, практической направленности и значимости, досто­верности и абсолютной точности, системности и связи с общей идеей выступления, направленности на учет интересов и потреб­ностей аудитории.

8.Репетиция перед выступлением. Закончив подготовку материала, полезно прочитать его, уточнить время его звучания, ориентируясь на соответствующий нормам публичного выступления темп. Это промежуточная (предкоммуникативная) фаза, которую иногда называют «речь для себя», то есть произнесение текста либо мысленно (внутренний монолог), либо вслух (внешний монолог). На этом этапе следует обратить внимание на технику произноше­ния. Важно уметь слышать звучание своей речи, чтобы иметь возможность корректировать и совершенствовать ее. Следует обратить внимание и на дикцию — ясное, четкое, «чистое» произношение звуков.

9.Внешний вид оратора. Необходимо отметить, что успешность выступления в значительной степени зависит от того, как выгля­дит оратор, от его внешнего вида. Чистый новый, отглаженный костюм, выражающий (но не слишком категорично) индивидуальность оратора, играет огромную роль в создании позитивного на­строя аудитории относительно предстоящего выступления.

2. Композиционно-технологтческая структура речи.

Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Необходимо продумать, в какой последовательности излагать собранный материал.

Построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому це­лому называется композицией речи. Для наименования этого по­нятия наряду со словом композиция употребляются также близ­кие по смыслу слова форма, построение, структура.

Организация материала в речи, расположение всех частей вы­ступления определяются замыслом оратора, содержанием его вы­ступления. Эффективность речи снижается, а иногда и сводится к нулю; если соотношение частей выступления нарушается.

Наиболее распространенной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя сле­дующие элементы: вступление, главную часть, заключение. Особен­ности каждой части речи обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Например, ученые многочисленными экспе­риментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или в конце сообщения. В психологии это объясняется действием закона первого и последнего места, так на­зываемого «закона края». Поэтому начало и конец речи, то есть вступление и заключение, должны быть в центре внимания.

Рассмотрим эти составные элементы композиции.

1. Вступление. Успех выступления в большей степени зависит от того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось привлечь внимание аудитории, заинтересовать слушателей. Неудачное вступ­ление снижает интерес слушателей к теме, рассеивает их внимание. Во вступлении подчеркивается актуальностьтемы, значениеее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса.Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача — подготовить слушателейк восприятию данной темы. Начинать выступление рекомендуется с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выра­жения или юмористического замечания. Во вступлении может быть использована цитата, которая заставляет слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение, про­буждает интерес к выступлению, а также помогает внимательно слушать и рассказ о каких-либо значительных событиях, имеющих отношение к данной аудитории, к теме выступления. Эффектив­ное средство завоевания внимания слушателей — вопросы к ауди­тории. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную ум­ственную деятельность. При этом необходимо учитывать состав аудитории и степень ее подготовленности.

2. Главная часть. Хорошо продуманное вступление и необычное заключение еще не обеспечивают успеха выступления. Перед вы­ступающим стоит очень важная задача не только привлечь вниманиеслушателей, но и сохранитьего до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушате­ли подводятся к необходимым выводам. Материал необходимо рас­положить таким образом, чтобы он работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Причем выполнить свою задачу оратор должен наиболее про­стым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств. Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методомон будет излагать материал, какие доводы возьмет для доказательства вы­двинутого положения, какие ораторские приемы использует с це­лью привлечения внимания слушателей.

Структура выступления зависит прежде всего от метода препод­несения материала,избранного оратором. Эти методы, сформиро­вавшиеся на базе многовековой ораторской практики, активно ис­пользуются и в настоящее время. Рассмотрим основные:

Индуктивный метод — изложение материала от частного к об­щему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

Дедуктивный метод — изложение материала от общего к част­ному. Оратор в начале речи выдвигает те или иные положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах и фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера.

Метод аналогии — сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический метод — расположение материала вокруг глав­ной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретно­му и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод— последовательное изложение одного воп­роса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор больше к ней не возвращается.

Исторический метод — изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые про­изошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Какими бы методами в выступлении оратор ни пользовался, его речь должна быть доказательной, а суждения и положения убеди­тельными. Оратору необходимо не только в чем-то убедить аудито­рию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать от­ветную реакцию, желание действовать в определенном направле­нии. Поэтому при работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудито­рию. Располагая определенным образом доводы в своей речи, ора­тор не должен забывать о таком важном принципе композиции, как принцип усиления. Его суть заключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, а самые сильные доводы используются в конце рассуждения.

3. Заключение. Заключение — важная композиционная часть любого выступления. Убедительное и яркое заключение запоми­нается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напро­тив, неудачное заключение губит порой неплохую речь. В заключении рекомендуется повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения. В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ста­вятся конкретные задачи, которые вытекают из содержания вы­ступления. Особое внимание необходимо уделить последним сло­вам выступления. Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления.

После публичного выступления речь необходимо проанализи­ровать. Основными критериями анализа речи являются следую­щие: объективность, ясность, наглядность, рациональность струк­туры, последовательность изложения, хорошее введение, повышение уровня напряжения речи к ее окончанию, требуемая громкость, гибкое изменение темпа и соответствующее ситуации поведение оратора во время речи.

К недостаткам в композиции публичного выступления относит­ся нарушение логической последовательности в изложении мате­риала, перегрузка текста теоретическими рассуждениями, отсут­ствие доказательности основных положений, обилие затронутых вопросов и проблем. Вниманию аудитории рекомендуется предла­гать не более 3—4 вопросов. Публичное выступление не должно содержать фактов, примеров и т. п., не относящихся к обсуждаемо­му предмету.

Наши рекомендации