Оформлению их интерьеров

Жилые, общественные и производственные помещения, где постоянно находятся люди, должны иметь естественное и искусственное освещение. Естественное освещение осуществляется через окна, иллюминаторы и световые фонари. Искусственное освещение бывает: основное (внутреннее и наружное) – для помещений, открытых палуб и надстроек; аварийное – для временного обеспечения минимальной освещенности в тех местах, где при исчезновении основного освещения необходимо присутствие персонала, а также с целью создания условий для безопасного выхода людей из помещений. Оно получает питание в большинстве случаев от аварийного дизель генератора, который должен включаться автоматически после исчезновения напряжения на шинах ГЭРЩ; переносное – для ремонта оборудования, установленного в труднодоступных местах. Освещение судовых помещений, а также грузовых трюмов, наружных и забортных трапов, проходов и т. д. регламентируется санитарными правилами и нормами для судов смешанного (река-море) плавания (СанПиН 2.5.703-98). Нормируемая освещенность некоторых судовых помещений приведена в таблице 12.4

Таблица 12.4

Помещения Рабочая поверхность Плоскость, в которой нормируется освещенность Значение нормируемой освещенности, лк
При люминесцентных лампах При лампах накалевания
Комбинированное освещение общее Комбинированное освещение общее
Общее +местное общее Общее +местное общее
Машинное отде ление На палубе   Горизонтальная   - -   - -
Шкалы приборов у двигате лей Вертикальная   - - - -
То же у ГРЩ То же   - - - -
Ступеньки трапов Горизонтальная - - - -
Рулевые рубки 0,8 м от палубы Горизонтальная - - - -
Штурманские и радиорубки То же То же - - - -
Салоны На столах 0,8 м от палубы То же То же - - - - - -
Каюты 0,8 м от палубы На столах У надкоечного светильника на расстоянии от не го 0,5 м Горизонтальная То же Вертикальная -         -   - - - - - -


Судовые светильники выбирают с учетом характера среды помещения, в котором они будут использованы, архитектурного оформления интерьера, светораспределения и требований экономичности.

Промышленность выпускает судовые светильники с лампами накаливания для общего и местного освещения (подволочные, переборочные, подпалубные, трюмные, прикроватные, настольные, переносные и др.); с люминесцентными лампами для общего и местного освещения, но устанавливаемые только во внутренних помещениях; забортные, салинговые, штурманские, аккумуляторные аварийные.

Источники света – лампы накаливания выпускают в судовом исполнении с учетом специфических условий среды судовых помещений и открытых судовых пространств. Исполнение ламп виброударостойкое. Люминесцентные лампы на судах применяют для освещения жилых, общественных помещений, коридоров и т. д, но это – лампы общего назначения (не судовые).

Цветовое оформление судовых помещений, решаемое одновременно с разработкой осветительных установок, должно создавать оптимальные условия для зрения, благоприятное воздействие на эмоциональное состояние человека, а также повышение естественной и искусственной освещенности.

В жилых помещениях цветовое оформление призвано вызывать ощущение покоя. Это достигается исключением сильных контрастов по светлоте и насыщенности цветов. Большие поверхности (подволоки, переборки, палубы) окрашивают в приглушенные нейтральные светлые тона; отдельные детали оборудования – в яркие, насыщенные. В общественных помещениях – салонах, кают-компаниях, столовых, наоборот, при окраске переборок, палубы и мебели применяют яркие, интенсивные цвета, резко контрастирующие один с другим. При этом должны преобладать теплые тона, создающие атмосферу уюта. Особую теплоту придает такому интерьеру дерево в отделке.

Рулевые, штурманские рубки, где работа связана с напряжением зрения, поверхности, часто попадающие в поле зрения (передняя и боковые переборки), должны быть окрашены в светлые, голубовато-зеленые тона с коэффициентом отражения 60 %; поверхности, эпизодически попадающие в поле зрения (задняя переборка в рулевой рубке, переборки и подволок в штурманской рубке), – в цвета, дополняющие цвета основных поверхностей, — кремовый, цвет слоновой кости. Для покрытия палуб рекомендуется серо-голубой цвет с коэффициентом отражения 30 %.

Машинные отделения, камбузы, помещения с высокой температурой воздуха следует окрашивать в световые холодные тона: белые, светло-голубые, которые создают ощущение свежести, прохлады. Установлено, что окраска помещений в холодный цвет улучшает самочувствие людей при высоких температурах в помещениях.

В машинных отделениях цветовое оформление должно обеспечивать также удобство и безопасность рaбoты экипажа, трубопроводы окрашивают в зависимости от транспортируемых по ним жидкостей или газов (иногда ограничиваются только нанесением полос определенного цвета), а движущиеся части механизмов – в сигнальные цвета, предупреждающие об опасности.

Тема 13. БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА НА СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ И СУДОРЕМОНТНЫХ

ПРЕДПРИЯТИЯХ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Наши рекомендации