Внутренняя среда управления


Внутренняя среда – совокупность характеристик организации и ее внутренних субъектов (сил, слабостей ее элементов и связей между ними),

влияющих на положение и перспективы организации.К ним относятся миссия, стратегия, цели, задачи, структура организации, распределение функций, стиль управления, ценности, культура, этика организации

1) Миссия организации – это генеральная стратегическая цель, которая не может быть задана количественными параметрами, а характеризует предназначение данной организации. Она, с одной стороны, определяет те правила и основные направления, которым следует данная организация, с другой – формирует мнение об организации со стороны внешнего окружения. На формирование миссии влияют внешние по отношению к организации факторы (учредители, собственники, деловые партнеры, потребители услуг, сфера деятельности организации, ее технологические возможности). «Миссия должна быть четко сформулирована, доведена до каждого сотрудника, чтобы была им понята, так как из миссии будут вытекать цели деятельности и задачи данной организации. » — Бурганова Л.А., Социология управления. Учебник, стр.67

2) Цели организации – это конкретные конечные состояния или желаемые результаты, в направлении достижения которых должна двигаться организация. Они формируются в рамках реализации функции планирования высшим звеном управления с учетом всего мноогбразия факторов, влияющих на успрешнось деятельсноти организации (получение прибыли, оказание качественных услуг, оценку сложившейся ситуации). Цели организации могут быть стратегическими (ориентированными на решение перспективныз проблем),, тактическими (ориентированными на рещение конкретных задач в достаточно короткие сроки (от 1 года до 3 лет) и оперативными (конкретизация стратегических и тактических целей до уровня задач, коорые решаются в повседневной работе). По содержанию (в зависимости от интересов организации), цели могут быть: технологические, экономические, социальные, производственные, административные, маркетинговые и др.

« по своему уровню цели организации подразделяются на общие и специфические. Общие отражают концепцию развития ор- ганизации в целом по важнейшим направлениям. А специфические разрабатываются в отдельных подразделениях организации и оп- ределяют основное направление их деятельности в плане реализа- ции общих целей. К специфическим целям относят операционные и оперативные. Первые – это цели, которые ставятся перед сотруд- никами; вторые – это цели, которые ставятся перед отдельным подразделением. Сам процесс установления целей в зависимости от особенностей организации может проходить централизованно и децентрализованно. В первом случае они могут быть навязаны, что может привести к сопротивлению нижестоящих уровней, во втором случае могут быть осуществлены снизу вверх; – цели могут быть качественными и количественными. Если количественные цели могут быть оценены в едином эквиваленте, например в денежном выражении, в годах, в тоннах и т.д., то оценка качественных целей в количественных показателях весьма затруд- нительна и требует применения метода, известного под названием метода экспертных оценок, который позволяет выбрать цель функционирования, определить приоритет целей и их важность. » — Бурганова Л.А., Социология управления. Учебник, стр.73

3) Задачи – это совокупность вопросов, которые должны быть решены в определенный период. Задачи определяются сотруднику в соответствии с занимаемой должностью и определяют его вклад в достижение целей организации. Если внутренняя среда стабильна и влияние внешней незначительно, задачи повторяются с определенной периодичностью, что способствует выработке стандартизированных способов их решения. Если же среда динамична, постоянно возникают новые задачи, способы решения которых не всегда очевидны, управляющей подсистеме необходимо менять способы управленческого воздействия, а иногда и структуру организации. «Задачи, стоящие перед руководителями, могут быть класси- фицированы как задачи функционирования и развития. Решение первых призвано обеспечить циклический характер деятельности производственных систем, выполнения плановых заданий, функ- ционирования деятельности служб предприятия. Вторые задачи (развития) связаны с включением в воспроизводственные процессы новых элементов и факторов производства, новых факторов науч- но-технической и социальной природы, что требует постоянного об- новления и качественного совершенствования всей системы управ- ления. » — Бурганова Л.А., Социология управления. Учебник, стр.77

4) структура организации – разделение организации на горизонтальные специализированные функциональные области и вертикальные уровни управления; она является логическим соотношением функциональных зон и уровней управления, используемых для достижения целей организации;

5) люди - сотрудники и руководители, причем последние занимаются вопросами поведения отдельных личностей, групп людей, выступающих в качестве лидеров, создают среду, которая имеет большое влияние на поведение служащего.

Все внутренние переменные взаимосвязаны. Изменение одной из них в определенной степени влияет на все другие

Наши рекомендации