Техники и технологии общения в ФЗОЖ

Общение — одна из самостоятельных форм жизнедеятельности людей и вместе с тем связующее звено между другими формами деятельности, существенный элемент (часть) трудового, познава­тельного, игрового, управленческого процесса. В ходе общения осуществляется передача информации, культуры и общественного опыта. Общение — способ самоопределения, самопроявления и развития человеком своих индивидуальных особенностей, уровня культуры и развития (схема 37).
В общении выделяют три основные стороны (характеристики):

коммуникативную;

интерактивную;

перцептивную.

Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между субъектами, их установок, целей, намерений, что приводит к уточнению и обогащению знаний, сведений, мнений, которыми обмениваются люди. Важной характеристикой коммуникативного процесса является намерение его участников повлиять, воздействовать на поведение друг друга.
Эффективность процесса общения во многом зависит от коммуникативных способностей субъектов общения. К ним относятся, например, такие качества, как умение понимать и чувствовать другого человека, способность четко, ясно и кратко излагать свои мысли, эмоциональность, яркость и образность речи, выразительность мимики и жестов и др.
Коммуникативные способности особенно необходимы тем категориям людей, которые профессионально связаны с процессом общения (учителя, артисты, руководители, врачи и др.).
Интерактивная сторона представляет собой взаимодействие субъектов общения. Различают два основных типа взаимодействия людей: кооперация (согласие) и конкуренция (конфликт).
Перцептивная сторона общения включает в себя процесс позна­ния другого человека, изучение его физических характеристик и психологических особенностей, т.е. его восприятие.
Важным условием успешности общения является обеспечение единства трех его сторон.
В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.
Содержание общения — это сущность передаваемой информации.
Цель общения — это то, ради чего осуществляется общение: обменяться информацией, опытом, знаниями, результатами деятельности и др. Общая цель общения — изменение состояния, устано­вок, намерений и поведения партнера.
Средства общения — это то, с помощью чего осуществляется общение. К средствам общения относятся: язык, знаки, жесты, мимика, технические средства, схемы, чертежи, рисунки, различные предметы и т.д.
В зависимости от содержания, целей, средств и форм, общение можно разделить на несколько видов.
По содержанию:

материальное (обмен предметами и продуктами деятельности);

когнитивное (обмен знаниями);

кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями);

мотивационное (обмен побуждениями, интересами, мотивами, потребностями);

деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

По целям:

· биологическое (общение с целью поддержания, сохранения и развития организма);

· социальное (общение с целью передачи информации, развития личностных свойств и качеств, установления межличностных контактов и др.).

По средствам:

· вербальное (общение с помощью языка, звуковой речи);

· невербальное (общение при помощи мимики, жестов, пантомимы, а также через прямые сенсорные или телесные контакты);

· непосредственное (общение с помощью естественных органов: рук, головы, туловища, голоса и т.п.);

· опосредованное — с использованием специальных средств (брошенный предмет, след на земле, книга, искусство, печать, радио, телевидение, телефон и т.п.);

· прямое (общение через личные контакты);

· косвенное (общение через посредников).

По форме:

· деловое (общение на уровне производственных проблем в процессе совместной продуктивной деятельности);

· личностное (общение на уровне личных проблем);

· инструментальное (общение, которое является средством другой формы жизнедеятельности человека);

· целевое (общение, которое является средством удовлетворе­ния потребности человека в общении).

Источником активности личности в общении является потребность в общении. Человек живет среди людей, поэтому потребность в общении — это естественная потребность, которая всегда присуща человеку.
В процессе общения определяется его общая цель и стратегия (кооперация, согласие или конкуренция), а также выбор техники и приемов общения.
Техника общения — это способы подготовки к общению и поведение человека в процессе общения.
Приемы общения — предпочитаемые средства общения, включая вербальные и невербальные.
В процессе непосредственного общения решаются следующие задачи:

· контактные (оценка готовности партнера к общению, уточнение техники, приемов общения и обратной связи);

· информационные (обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями и т.д.);

· побудительные (стимуляция активности партнера по общению, направление его на выполнение тех или иных действий);

· координационные (взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности);

· взаимопонимания (адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, понимание партнерами друг друга);

· амотивные (обмен эмоциями);

· установления отношений (осознание и фиксирование своего положения в процессе общения);

· оказание влияния (изменение состояния и поведения партнера по общению).

Все эти задачи решаются в комплексе, последовательность их решения зависит от конкретных условий общения.
Заканчивается процесс общения анализом результатов общения и составлением плана последующих действий.
Каждому человеку необходимо воспитывать культуру общения, основными показателями которой являются:

умение слышать, чувствовать и понимать другого человека;

способность уважать мнение своего собеседника, не перебивать его во время разговора, не унижать его достоинства и чести;

культура речи, хорошая дикция и т.д.

4) Понятие о профилактике. Основные ее принципы и виды.

Профилактика - составная часть медицины. Социально-профилактическое направление в деле охраны и укрепления здоровья народа включает в себя медицинские, санитарно-технические, гигиенические и социально-экономические мероприятия. Создание системы предупреждения заболеваний и устранения факторов риска является важнейшей социально-экономической и медицинской задачей государства. Выделяют индивидуальную и общественную профилактику. В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии у человека рассматривают 3 вида профилактики.

Первичная профилактика - это система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, оздоровление окружающей среды и др.).

К первичной профилактике относят социально-экономические мероприятия государства по оздоровлению образа жизни, окружающей среды, воспитанию и др. Профилактическая деятельность обязательна для всех медицинских работников. Не случайно поликлиники, больницы, диспансеры, родильные дома называются лечебно-рофилактическими учреждениями.

Вторичная профилактика - это комплекс мероприятий по устранению выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (снижение иммунного статуса, перенапряжение, адаптационный срыв) могут привести к возникновению, обострению или рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

Ряд специалистов предлагают термин <третичная профилактика> как комплекс мероприятий по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности личности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем) реабилитацию.

Важнейшей составной частью всех профилактических мероприятий является формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни.

Под условиями труда понимают совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, в которой осуществляется трудовая деятельность работника, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. (Заметим, что в новом Руководстве Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», введенном в действие с 1 ноября 2005г. термин «производственная среда» заменен термином «рабочая среда», не меняя его смысла – содержание понятия).

Под факторами трудового процесса (безотносительно окружающей среды) понимают основные его характеристики: тяжесть труда и напряженность труда.

Тяжесть труда – один из основных факторов трудового процесса, отражающий нагрузку преимущественно на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистая, дыхательная и др.), которые обеспечивают его трудовую деятельность.

Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда – один из основных факторов трудового процесса, отражающий нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

К факторам, определяющим напряженность труда, относятся интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень их монотонности, режим работы.

Под факторами рабочей (производственной) среды, в которой осуществляется деятельность человека, понимают самые различные факторы этой среды – от физических до социально-психологических. Все они, так или иначе, влияют на организм человека.

Среди их многообразия выделяют такие производственные факторы, которые при определенных условиях представляют собой опасность (угрозу) для человека.

Вредный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях (интенсивность, длительность и др.) может вызывать профессиональные заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

Разные люди могут иметь разную чувствительность к тем или иным вредным факторам.

Опасный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.

Согласно официальному подходу, действующему в нашей стране, все опасности, связанные с охраной труда, классифицируют как опасные и вредные производственный факторы физического, химического, биологического и психофизиологического типа.

К физическим опасным и вредным производственным факторам относятся:

 движущиеся машины и механизмы;

 подвижные части производственного оборудования; передвигающиеся изделия (материалы, заготовки);

 разрушающиеся конструкции;

 обрушивающиеся горные породы;

 повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

 повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов;

 повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

 повышенные уровни шума, вибрации, ультразвука, инфразвуковых колебаний;

 повышенное или пониженное барометрическое давление и его резкое изменение;

 повышенные или пониженные влажность, подвижность, ионизация воздуха;

 повышенный уровень ионизирующих излучений;

 повышенное значение напряжения в электрической цепи;

 повышенные уровни статического электричества, электромагнитных излучений;

 повышенная напряженность электрического, магнитного полей;

 отсутствие или недостаток естественного света;

 недостаточная освещенность рабочей зоны;

 повышенная яркость света;

 пониженная контрастность;

 прямая и отраженная блесткость;

 повышенная пульсация светового потока;

 повышенные уровни ультрафиолетовой и инфракрасной радиации;

 острые кромки, заусеницы и шероховатость на поверхности заготовок, инструментов и оборудования;

 расположение рабочего места на значительной высоте относительно земли (пола);

 невесомость.

К химическим опасным и вредным производственным факторам относятся химические вещества, которые по характеру воздействия на организм человека подразделяются на:

 токсические,

 раздражающие,

 сенсибилизирующие,

 канцерогенные,

 мутагенные,

 влияющие на репродуктивную функцию.

По путям проникновения в организм человека они делятся на проникающие в организм через:

 органы дыхания,

 желудочно-кишечный тракт,

 кожные покровы и

 слизистые оболочки.

К биологическим опасным и вредным производственным факторам относятся: патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие) и продукты их жизнедеятельности, а также макроорганизмы (растения и животные).

К психофизиологическим опасным и вредным производственным факторам относятся:

 физические (статические и динамические)

 нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).

Заметим, что один и тот же опасный и вредный производственный фактор по природе своего действия может относиться одновременно к различным типам.

Чаще всего работающий человек подвергается действию вредных веществ, называемых еще ксенобиотиками. Классическим примером ксенобиотиков являются промышленные яды.

Случаи воздействия одного ксенобиотика на организм человека встречаются довольно редко. В реальных условиях современного производства организм человека, в основном, подвергается одновременному воздействию различных ксенобиотиков. Еще чаще на работника действует целый комплекс вредных производственных факторов. При этом изменяется и результат воздействия на организм человека.

Комплексным принято называть такое воздействие, когда ксенобиотики поступают в организм одновременно, но разными путями (через дыхательные пути с вдыхаемым воздухом, в желудок с пищей и водой, через кожные покровы).

Комбинированным принято называть такое воздействие ксенобиотиков, когда они одновременно или последовательно поступают в организм одним и тем же путем. Различают несколько видов комбинированного действия (воздействия):

1. Независимое действие. Результирующий эффект не связан с комбинированным воздействием и не отличается от изолированного действия каждого компонента смеси, а потому обусловлен преобладанием действия наиболее токсичного компонента и равен ему.

2. Аддитивное действие. Результирующий эффект смеси равен сумме эффектов каждого компонента комбинированного воздействия.

3. Потенцированное действие (синергизм). Результирующий эффект смеси при комбинированном воздействии больше суммы эффектов раздельного действия всех компонентов смеси.

4. Антагонистическое действие. Результирующий эффект смеси при комбинированном воздействии меньше суммы эффектов раздельного действия всех компонентов смеси.

Комбинации веществ с независимым действием встречаются достаточно часто, но, как и комбинации с антагонистическим действием, несущественны для практики, поскольку аддитивное и потенцированное действия более опасны.

Примером аддитивного действия является наркотическое действие смеси углеводородов. Потенцированное действие отмечено при совместном действии сернистого ангидрида и хлора, алкоголя и ряда производственных ядов.

Часто встречается воздействие ксенобиотиков в сочетании с другими неблагоприятными факторами, например такими, как высокая и низкая температура, повышенная, а иногда и пониженная влажность, вибрация и шум, различного рода излучения и др. При таком воздействии эффект может оказаться более значительным, чем при изолированном воздействии того или иного фактора.

На практике часто встречается ситуация, когда воздействие ксенобиотика имеет «перемежающийся» или «прерывистый» характер. Из физиологии известно, что максимальный эффект любого воздействия наблюдается в начале и в конце воздействия раздражителя. Переход от одного состояния к другому требует приспособления, а потому частые и резкие колебания уровня раздражителя ведут к более сильному воздействию его на организм.

Работник соприкасается с ксенобиотиками, как правило, при выполнении физической работы. Физическая нагрузка, оказывающая мощное и разностороннее влияние на все органы и системы организма, отражается на условиях всасывания, распределения, превращения и выделения ксенобиотиков, а в конечном итоге – на течении интоксикации.

Как показала практика, основными причинами профессиональных заболеваний являются высокие значения вредных производственных факторов и длительность их воздействия на организм работающего, а также индивидуальные особенности и отклонения в состоянии здоровья отдельного работника (в том числе не выявленные при медицинских осмотрах). Низкие значения этих факторов не приводят к таким заболеваниям, а значит, с определенной долей условности их можно принять за «безвредные». Разделение значений факторов производственной среды на «опасно вредные» и «практически безвредные» производится на основе аппарата концепции так называемого «порогового воздействия факторов производственной среды».

В рамках этой концепции считается, что ниже некоторого порога – предельно допустимого для сохранения здоровья значения вредного производственного фактора – его вредное воздействие практически отсутствует и им можно полностью (для практических нужд) пренебречь.

Классическим примером реализации концепции порогового воздействия химических веществ на живой организм является понятие ПДК – предельно допустимой концентрации, впервые предложенное в начале 20-х годов ХХ века.

Официальное определение ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны выглядит так: «Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) – уровни вредных факторов рабочей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 ч и не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений. Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушение состояния здоровья у лиц с повышенной чувствительностью».

Введение ПДК, а затем и ПДУ (предельно допустимого уровня) позволяет на практике разграничить безопасные условия труда, где концентрации ниже ПДК (уровни ниже ПДУ), и значит, профессиональные заболевания практически невозможны, от неблагоприятных условий труда, где концентрации (уровни) выше ПДК (ПДУ), и возникновение профессиональных заболеваний гораздо более вероятно.

На этом принципе основано практически все гигиеническое нормирование вредных производственных факторов и условий труда.

Исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1 класс) – условия, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы факторов рабочей среды установлены для микроклиматических параметров и факторов трудовой нагрузки. Для других факторов за оптимальные условно принимают такие условия труда, при которых вредные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников условно разделяют на 4 степени вредности:

1 степень 3 класса (3.1) – условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами, и увеличивают риск повреждения здоровья;

2 степень 3 класса (3.2) – уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем), появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);

3 степень 3 класса (3.3) – условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (профессионально обусловленной) патологии;

4 степень 3 класса (3.4) – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т.ч. и тяжелых форм.

Работа в опасных (экстремальных) условиях труда (4-й класс) не допускается, за исключением ликвидации аварий и проведения экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций. При этом работа должна осуществляться в соответствующих средствах индивидуальной защиты и при строгом соблюдении временных режимов, регламентированных для таких работ.

29. В здоровом образе жизни питание является определяющим, системообразующим, так как оказывает положительное влияние на двигательную активность и на эмоциональную устойчивость. При правильном питании пища наилучшим образом соответствует естественным технологиям усвоения пищевых веществ, выработавшимся в ходе эволюции.

Под рациональным питанием понимают правильно подобранный рацион, который отвечает индивидуальным особенностям организма, учитывает характер труда, половые и возрастные особенности, климатогеографические условия проживания.

Понятие рационального питания включает соблюдение трех основных принципов:

обеспечение баланса энергии, поступающей с пищей, и расходуемой человеком в процессе жизнедеятельности;

удовлетворение потребности организма в определенных пищевых веществах;

соблюдение режима питания.

Питание должно удовлетворять потребность организма во всех необходимых пищевых компонентах: белках, жирах, углеводах, витаминах, воде, минеральных веществах, клетчатке и т. д. При планировании и выборе рациона питания следует отдавать предпочтение продуктам, выращенным в своем регионе. Предпосылкой такой рекомендации является то, что растения обычно вырабатывают те вещества, которые помогают им противодействовать неблагоприятным местным условиям, - естественно, что потребляющий эти продукты человек, сам являющийся биочастицей данного региона, повышает свои адаптационные возможности.

В основе построения рационального режима питания должны лежать генотипические особенности человека, возраст, пол, характер жизнедеятельности, привычки и профессия, семейное положение и двигательная активность. С учетом этих факторов следует предусмотреть при организации своего питания следующие обстоятельства:

время и частота приема пищи должны согласовываться с режимом работы (учебы);

при малой двигательной активности каждому приему пищи должны предшествовать хотя бы 10-15-минутные физические упражнения (гимнастические упражнения, ходьба, танцы и т. п.);

при высокой двигательной активности в рационе должна быть предусмотрена соответствующая углеводная и белковая компенсация;

пищевой рацион для растущего организма должен отличаться положительным балансом прихода против расхода, что обеспечивает преобладающий анаболизм;

основным показателем сбалансированного питания должен быть высокий уровень здоровья, а у взрослого человека - еще и неизменная масса тела;

пищу следует "заслужить", то есть питание должно не создавать запасы необходимых веществ для последующей жизнедеятельности, а быть результатом этой жизнедеятельности;

напряженной работе должна предшествовать легкая пища, следовать за такой работой - плотная еда.

30 Основными направлениями гигиенического образования и воспитания населения являются:

1. пропаганда здорового образа жизни;

2. разработка, реализация и оценка эффективности программ гигиенического обучения и воспитания для различных групп населения;

3. координация деятельности различных государственных органов, учреждений, общественных организаций, средств массовой информации, самого населения, направленной на поддержку политики укрепления здоровья и формирования ЗОЖ.

Поскольку основные факторы, определяющие состояние здоровья населения, связаны с образом жизни и окружающей среды, то необходимо:

1. Формировать и поддерживать стремление людей к позитивным изменениям в области жизни через обеспечение их достоверными медико-гигиеническими знаниями, создавать соответствующие мотивации и отношение к здоровью, вырабатывать умение и навыки ЗОЖ и предупреждение заболеваний.

2. Создавать природную и социальную окружающую среду по принципу «делать более здоровый выбор более легким выбором».

В этом случае основными задачами гигиенического обучения и воспитания являются:

1. снижение распространенности курения и употребления табака;

2. улучшение качества питания;

3. увеличение физической активности;

4. смягчение влияния повреждающих психо-социальных факторов и повышения качества жизни,

5. соблюдение населением мер личной и общественной профилактики;

6. снижение потребления алкоголя;

7. профилактика употребления наркотиков и наркотических средств;

8. улучшение качества окружающей среды и минимизация повреждающего действия антропогенных факторов.

Санитарное просвещение – специальная область медицинской науки и здравоохранения, имеющая целью формирование знаний и поведения, направленных на обеспечение здоровья индивидуума, коллектива, общества.

Санитарное просвещение является обязательным разделом деятельности каждого ЛПУ, профессиональной обязанностью каждого медицинского работника.

Культура санитарная

- совокупность специфических форм человеческой деятельности, направленных на сохранение здоровья, предупреждение распространения болезней, поддержание жизнеспособности популяции, сформировавшаяся на основе постепенного накопления функционально полезных норм и ценностей и закрепившаяся в общественной практике и сознании общества. Санитарная культура в обществе представлена материальными предметами (водопровод, канализация, медицинская литература и пр.); социальными установлениями (институтами, традициями); духовными ценностями (высшая ценность в большинстве цивилизаций — человеческая жизнь). Санитарная культура влияет на стиль жизни людей, включающий образ мышления, верования, характер поведения, обычаи, ритуалы, рациональные правила и нормы поведения, что обеспечивает благоприятный для здоровья режим жизни (условия проживания и безопасные виды деятельности). Формируется санитарная культура путем суммирования опыта многих поколений, в результате материальной и духовной деятельности всех классов, групп и личностей, составляющих общество. Она является составной частью общей культуры человечества.

Вопрос 1

Принцип разнообразия, пирамида питания

Вряд ли кому-то надо доказывать, что наше здоровье, карьера и даже жизнь во многом зависят от того, что мы едим. Не зря ученые развитых стран озаботились проблемой борьбы с ожирением, которое короткой дорогой ведет нас к инсультам, инфарктам, диабету. В результате серьезных исследований была создана пирамида здорового питания.

Пирамида питания или пищевая пирамида представляет собой схематически изображенную рекомендацию по рациональному питанию.

Американская пирамида питания MyPyramid

5 золотых правил или принципов пирамиды питания MyPyramid:

1. Разнообразие.

2. Пропорциональность.

3. Индивидуальность.

4. Умеренность.

5. Двигательная активность.

Согласно принципу разнообразия, все продукты имеют право занимать место в нашем ежедневном меню. Пирамида состоит из разноцветных сегментов, каждый из которых представляет разные группы продуктов:

• Оранжевый – Злаки (хлеб из муки грубого помола, отруби, крупы, бурый рис, макароны из цельнозерновой муки).

Данная группа продуктов содержит мало жиров и богата витаминами (Е, В1, В2, РР), минералами (калий, магний, кальций, железо, фосфор)

• Зеленый – Овощи.

Красный – Фрукты, ягоды.

Овощи, фрукты, ягоды – источники бета–каротина (провитамина А) и других растительных пигментов, фолиевой кислоты, витамина С, воды, железа, калия, растительной клетчатки, органических кислот (лимонной, винной, салициловой, бензойной, тартроновой). Необходимо употреблять 3-5 порций овощей и 2-3 порции фруктов ежедневно. При этом в суточном рационе питания обязательно должны присутствовать одна порция зеленых, желтых или оранжевых овощей, богатых бета-каротином, и одна порция цитрусовых или других фруктов с высоким содержанием витамина С. Также старайтесь выбирать фрукты с низким гликемическим индексом.

Желтый – Жиры.

Лучше отдавать предпочтение растительным жирам (в орехах, злаках) и маслам (соевое, оливковое, подсолнечное, рапсовое и другие), а также рыбе. Данные продукты богаты полезными жирами – полиненасыщенными жирными кислотами, а также витамином Е (сильнейшим антиоксидантом). Вредными или твердыми насыщенными жирами, транс-жирами (сливочное масло, маргарин, кондитерский жир) лучше не злоупотреблять и свести их к минимуму, так как они являются причиной многих сердечно – сосудистых заболеваний.

• Голубой – Молочные продукты (молоко, йогурт, сыр).

Молочные продукты являются источниками полноценных животных белков, витаминов А, Е, D, В2, В6, В12, кальция, магния, фосфора, цинка, йода. Продукты, богатые кальцием, необходимы для роста и развития костей. Кисломолочные продукты содержат бифидо- и лактобактерии, обеспечивающие нормальную работу кишечника. Диетологи советуют употреблять 2-3 порции молока или молочных продуктов ежедневно.

• Фиолетовый – Мясо, рыба, птица, яйца, бобовые, орехи.

Такие животные белки, как мяса, рыба, птица и яйца, являются полноценными белками, содержащими все незаменимые аминокислоты.

Мясо содержит железо, витамины А и группы В. При этом употреблять лучше постные части тушки (например, филе говядины, свиную вырезку, ногу ягненка). От источников вредных жиров (колбас, сосисок) следует вообще отказаться.

Рыба богата витамином А (содержится в рыбьем жире), а также полиненасыщенными жирными кислотами (омега-3 и омега-6), которые очищают наш организм от насыщенных жиров и «плохого» холестерина. Тем самым уменьшается риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. Наиболее богата омега-3 форель, лосось и сельдь.

Яйца – «ценная кладовая» витаминов (витамины А, D, группы В) и минералов (железо, фосфор, кальций).

Орехи, бобовые (горох, фасоль, чечевица и др.), семечки (семена тыквы, подсолнуха) богаты растительными белками, полезными жирами,витамином Е, а также пищевыми волокнами.

Вопрос 3

Здоровье населения зависит от воздействия большого числа факторов, многие из которых взаимосвязаны, но при этом каждый играет существенную роль в возникновении заболеваний и росте смертности населения [1, 5, 6]. Среди причин, негативно влияющих на состояние здоровья, можно выделить следующие:

1) экономические (низкий уровень заработной платы, бедность, безработица, ухудшение условий жизни, труда, изменение в худшую сторону структуры и качества питания);

2) социально-психологические (чрезмерные стрессовые нагрузки из-за социально-экономической нестабильности общества, снижение уровня культуры в обществе, обу-словливающее распространение вредных привычек и нездорового образа жизни);

3) социально-гигиенические факторы (вредные условия труда, плохая экология, низкий уровень социально-гигиенической грамотности, медицинского обслуживания).

Известно, что качество общественного здоровья населения формируется и поддерживается совокупностью условий его жизни [2, 4]. Факторы, определяющие качество жизни, имеют общую основу, а именно: острый психологический стресс, возникающий при адаптации к неблагоприятным условиям жизни (безработица, недостаток денег, неудовлетворительные условия труда и жилищные условия, несбалансированность питания, высокая стоимость услуг, в том числе медицинских и т.д.)

В связи с вышеизложенным актуальным является изучение социально-экономических и медицинских факторов риска роста заболеваемости населения, в первую очередь, болезнями верхних дыхательных путей, как одной из распространенных патологий.

Наши рекомендации