Профессиональные вредности
Профессиональные вредности — различные факторы производства, оказывающие неблагоприятное воздействие на состояние здоровья и работоспособность человека.
Источники профессиональных вредностей чаще всего обусловлены несовершенством производственных процессов, технологии и нерациональной конструкцией оборудования. К этой группе профессиональных вредностей относятся: токсические вещества, пыль, радиоактивные вещества, ионизирующее, инфракрасное и ультрафиолетовое излучения, электромагнитные волны, шум, Профессиональные вредности могут быть связаны с нерациональной организацией трудового процесса, его напряженностью и длительностью. К ним относятся большое напряжение нервной системы, зрения, слуха (диспетчеры на аэродромах, железных дорогах, машинисты, регулировщики уличного движения, стенографистки и др.), частые однообразные движения (работа на конвейере), большое напряжение отдельных мышечных групп или длительно сохраняемое вынужденное положение тела и др.
Профессиональными вредностями могут являться биологические факторы, например микробы и вирусы. Воздействию их может подвергаться персонал инфекционных отделений больниц, пораженных бруцеллезом, охотники, работники звероводческих хозяйств и др. Клещи могут явиться профессиональными вредностями на лесозаготовках, геологоразведочных работах в тайге и др.
Для определения воздействия отдельных профессиональных вредностей или их совокупности на организм изучают влияние различных неблагоприятных производственных факторов в биологическом эксперименте, а также состояние здоровья работающих на соответствующих предприятиях, используя при этом результаты периодических медицинских осмотров, данные о заболеваемости и т. д.
Классификация профессиональных вредностей.
I. Вредности, связанные с неправильной организацией трудового процесса: 1) нерациональный режим труда; 2) чрезмерная интенсификация трудового процесса; 3) чрезмерная продолжительность рабочего дня; 4) длительное вынужденное однообразное положение тела; 5) перенапряжение отдельных систем и органов (нервной системы, органов чувств, опорно-двигательного аппарата и др.).
II. Вредности, связанные с неправильной организацией и нарушениями технологического режима производственных процессов.
А. Физические факторы: 1) неблагоприятные метеорологические условия 2) различные виды излучений 3) производственный шум и вибрация ультразвук; 4) повышенное и пониженное атмосферное давление Декомпрессионные заболевания, Вибротравма).
Б. Химические и физико-химические факторы: промышленные яды (Отравления, Яды промышленные), промышленная пыль
В. Биологические факторы: загрязнение воздуха патогенной микрофлорой; соприкосновение с инфекционным материалом и больными животными (заражение патогенными микробами, вирусами и грибками, а также яйцами и личинками глистов).
III. Вредности, связанные с нарушениями санитарной обстановки труда на производстве.
IV. Вредности, связанные с работой на открытом воздухе
Здоровьсберегающая технология.классификация
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Исследователь проблемы Н.К. Смирнов отмечает: «Если же здоровьесберегающие технологии связывать с решением более узкой, здоровьеохранительной задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении».
Классификация здоровьесберегающих технологий.(НАЙДИТЕ ДЕВОЧКИ)
Функции здоровьесберегающей технологии:
Формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни; диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка,
рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.
Интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.