Четвертый этап предполагает практическую реализацию обязанностей в конкретной деятельности
Пятый этап – рефлексивно-прогностический, стимулирующий осознание воспитанником своего участия в событии и оценку своей ответственности за последействия данного события. Пятый этап переходит в актуализацию новой ситуации, которая требует ответственного ребенка к происходящему.
Принципы формирования социальной ответственности молодежи |
К принципам воспитания социальной ответственности молодежи относятся принцип «взаимной ответственности и ответственной зависимости», принцип эмпатийного взаимодействия, принцип социального закаливания, принцип стимулирования нравственной самооценки, принцип формирования достаточной компетенции, принцип дилеммности, принцип осознания последействия поступка.
Принцип «взаимной ответственности и ответственной зависимости» (по А.С. Макаренко) предполагает сопряжение свободы члены группы и лидера. Предоставление свободы выбора означает одновременное возложение ответственности и на того, и на другого: право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.
Молодежь должна понимать, что она отвечает за результаты деятельности коллектива (ответственная зависимость), и в то же время в молодежном сообществе должна формироваться норма ответственности группы за каждого, а каждого за группу (взаимная ответственность). Наличие такой нормы и формирует мотивацию ответственного поведения.
Для реализации принципа свободного выбора лидеру необходимо:
– иметь позицию, основанную на понимании своего социального предназначения; на отношении к себе как свободному человеку, имеющему право на обоснованный выбор средств и способов решения задач развития, воспитания и обучения молодежи; на уважение себя как гражданина;
– обладать духовным достоинством – нравственной позиций сопротивления «давлению жизни», «репрессивности культуры» и «репрессивности социума», которая является отражением сущностной человеческой потребности в уважении со стороны «Другого» и в самоуважении. (По мнению М.Н. Борытко, главным подтверждением человеческого достоинства является способность человека стать нужным Другому. «Духовность – это свобода личности развивать себя как социальную сущность человека»);
– быть открытым к принятию других позиций и точек зрения предполагает; не считать единственно правильной свою точку зрения; интересоваться мнением других и быть готовым их поддерживать в случаях достаточной аргументации, гибко реагировать на высказывания воспитанника, включая изменение собственной позиции.
Принцип эмпатийного взаимодействияпредполагает создание такого пространства со-бытия лидера и членов группы, в условиях которого формируется система социально одобряемых ценностных ориентаций партнеров, расширяется субъективный образ мира, осваиваются продуктивные способы взаимодействия с социумом.
Положительно-направленное отношение лидера к членам группы может формироваться с помощью одного из ряда механизмов:
– эмоционально-ценностная идентификация молодого человека с определенной ситуацией или людьми основана на отождествлении некоторых качеств, присущих его личности с качествами, актуализированными этой ситуацией или этими людьми, она выражается в формуле: «я такой же – мне это нравится, я хочу в этом участвовать»;
– эмоциональное заражение – основано на ярком эмоциональном переживании, вызывающем не всегда осознанную потребность в присоединении, она выражается в формуле: «мне это нравится, я хочу также»;
– эмоциональное присоединение – осознанное присвоение, принятие человеком ситуации, оно выражается в формуле: «это оправдано, необходимо, поэтому, я согласен, это принять, за основу своих действий».
Условия реализации принципа:
– наличие доверия и положительного отношения между лидером и членами группы;
– взаимовлияние эмоциональных реакций и состояний воспитанников и аффективных проявлений лидера, его эмоциональной гибкости;
– предоставление молодым людям возможности осуществлять свободный выбор в ценностном пространстве;
– обеспечение им сопровождение актуальных смысложизненных переживаний воспитанника.
В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
– партнерские отношения между лидером и членами группы;
– лидер – проводник общечеловеческих ценностей, приобщающий свою команду к духовности, ядром которой является ценность жизни;
– лидер – пример толерантности, понимающий и поощряющий индивидуальные отличия убеждений и жизненных принципов группы, если они не противоречат нормам нравственности и морали;
– лидер – человек, соблюдающий такт и этику, побуждающий молодых людей к самостоятельной реконструкции сложившихся смысложизненных представлений.
Принцип социального закаливания предполагает включение молодых людей в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
Социальное закаливание обеспечивает социальную устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружения, гибкость, высокий уровень самостоятельности, адекватность реагирования на изменения; способствует усвоению законов взаимоотношений с социальной средой, позволяет сохранять свой личный и социальный статусы в обществе, управлять своим поведением, сопротивляясь негативному влиянию извне.
Условиями реализации принципа социального закаливания являются:
– включение членов группы в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);
– диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;
– стимулирование самопознания, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
– оказание помощи молодым людям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
В своей деятельности этот принцип реализуется лидером в следующих правилах:
– проблемы отношений подростков, юношей и девушек надо решать с ними, а не за них;
– молодой человек не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху - залог успешной жизни в дальнейшем;
– не только радость, но и страдания, переживания воспитывают молодого человека;
– волевых усилий для преодоления трудностей у него не будет завтра, если их нет сегодня.
– нельзя предусмотреть все трудности жизни, но молодому человеку надо быть готовым к их преодолению.
В качестве отдельного принципа воспитания социальной ответственности молодежи целесообразно выделить принцип стимулирования нравственной самооценки деятельности и поступков, предполагающего сопоставление подростком, юношей или девушкой своих действий с нравственными нормами и гуманистическими позициями. Это является моральным ядром, главным регулятором принятия ими решений и совершения действий.
Стимулируя нравственную самооценку, лидеру группы важно не обсуждать друга и не подвергать анализу его как личность. Суть данного принципа заключается в том, чтобы увидеть экзистенциальную проблему молодого человека, помочь ее вербализировать (то есть перевести на речемыслительный уровень) и включиться в диалог по поводу путей и средств ее разрешения. Своими вопросами подвести к самостоятельному решению. Кроме этого, «социальное зеркало» предусматривает отражение чувств собеседников, что способствует возникновению межличностного, эмоционального контакта, потому что показывает молодому человеку, что педагог старается познать его внутренний мир.
Условия реализации принципа:
– предоставление молодому человеку возможности социальной пробы в ситуации выбора;
– оценка лидером намерения или поступков молодых людей с позиции принятых в обществе ценностей и моральных норм;
– организация наблюдения молодых людей за поведением других людей, его нравственной экспертизы;
– обращение к нормативно-правовым документам, регламентирующим жизнь человека в современном обществе;
– использование ярких примеров того или иного способа жизни из истории, литературы, реальной жизни;
– включение воспитанников в анализ выбранного поступка или намерения с позиции значимых людей.
Правила реализации принципа:
– обсуждение с молодыми людьми тех или иных вопросов, связанных с решение прогностических задач экзистенциального содержания, должно способствовать взгляду на себя и свои проблемы со стороны, глазами других людей;
– «социальное зеркало» предполагает отражение сущностных сфер личности в виде опосредованных исторических образов (на кого это похоже). (Анализ поступков реальных исторических личностей или вымышленных литературных персонажей позволяет прогнозировать собственные события будущего и давать оценку их желательности);
– критериями для оценки должны выступать объективно существующие этические требования и общечеловеческие ценности, а не субъективные убеждения школьного педагога;
– необходимо стимулировать критичность мышления молодых людей, что позволит глубже понять содержание прошлых событий и «Я-прошлое», сделать выбор относительно способов решения актуальных жизненных проблем и осознать образ «Я-настоящее», спрогнозировать свое будущее и «Я-будущее».
Принцип формирования достаточной компетенциинаправлен на стимулирование активного взаимодействия членов группы с социокультурной средой с целью расширения жизненного опыта и рефлексии связанного с ним переживаниями. Результатом такого взаимодействия является социальная компетентность как совокупность духовно-нравственных ценностей и установок личности, а также знание проблем социальных отношений и умение делать свой социальный выбор.
Условия реализации принципа:
– формирование социальной грамотности молодых людей, то есть приобретение психологических, правовых, этических, культурных, социально-экономических знаний, позволяющих им осознанно выбрать свой способ решения социальных проблем, делать свой выбор в той или иной социальной ситуации;
– включение в социально значимую деятельность, отличающуюся личностной значимостью и субъективной новизной (социальное творчество);
– обогащение эмоционального мира членов группы нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;
– формирование прогностической готовности молодежи к социальной оценке возможного экзистенциального выбора.
Правилами реализации рассматриваемого принципа являются следующие положения:
– активная практика социальных отношенийпредполагает усвоение ими достаточной информации для принятия решений в процессе своих отношений с людьми;
– лидер стимулирует разработку подростками, юношами и девушками проектов решения той или иной социальной проблемы в зависимости от ценностных ориентаций;
– участвуя в разработке и реализации социальных проектов различной направленности, они включаются в новые для себя социальные отношения, выбирают для себя различные социальные роли и способы их исполнения на основе рефлексивно-ценностного осмысления событий прошлой жизни и связанной с ними переживаниями;
– подводя итоги социального творчества, лидеру важно обратить внимание группы на личностный смысл и субъективную новизну полученного результата, на основании чего, по возможности, внести коррективы в образы «Я-прошлое», «Я-настоящее», «Я-будущее», внести коррективы в субъективную картину мира и жизненные перспективы.
Принцип дилеммностипредусматривает включение молодежи в ситуации выбора с вариативными способами решения.
Моральная дилемма представляет собой ситуацию, выход из которой предполагает лишь два взаимоисключающих решения, причем оба эти решения не являются безупречными с моральной точки зрения. В процессе ее решения сознательно усвоенные моральные принципы, обогащаясь соответствующими переживаниями, становятся мотивами поведения молодежи, происходит становление ее нравственной саморегуляции, происходит качественный скачок моральных (социальных) норм в нравственные (внутренние) нормы.
Условия реализации принципа:
– актуальность моральных дилемм для молодежи, понятность их содержания.
– предоставление молодому человеку возможности самостоятельно пережить ситуацию, оценить ее значимость и жизненную важность, самостоятельно найти способ решения и взять за него ответственность;
– стимулирование анализа и решения необходимого и достаточного количества прогностических задач экзистенциального содержания, формирования готовности молодежи к жизненному самоопределению;
– создание условий для переноса способов решения искусственно смоделированных моральных дилемм в практику реального социального взаимодействий.
Этот принцип отражается в ряде правил организации деятельности лидера:
– предлагаемые им проблемные ситуации должны обладать двумя свойствами: ее внутреннее (психологическое) содержание должно быть адекватно внутренним экзистенциальным процессам старшеклассников, внешнее (практическое) – соответствовать нормам и требованиям объективно существующей социокультурной среды;
– включаясь в решение конкретных дилемм, молодой человек должен придерживаться схемы анализа и решения прогностических задач экзистенциального содержания;
– он должен критически анализировать ранее принятые решения, давать мотивированное заключение по поводу происшедшего события;
– коллективное обсуждение вариантов решения одной и той же жизненной ситуации существенно углубляет опыт молодых людей: каждый из них имеет возможность ознакомиться с вариантами решения одной и той же проблемы, послушать и взвесить множество оценок, дополнений и изменений;
– приветствуется использование заданий, направленных на самостоятельное моделирование жизненных иллюстраций к своим рассуждениям, для стимулирования самообразования, развития аналитических способностей, самостоятельности и инициативности;
– дилеммные ситуации должны быть как имитируемые, так и естественными.
В качестве принципа воспитания социальной ответственности молодежи целесообразно рассматривать принцип осознания последействия поступка, который требует от лидера действий, направленных на прогностическое понимание молодым человеком того, какие изменения произойдут в результате его действий или бездействия, на перевод мотивационных возможностей воспитанников из их потенциальной формы в форму актуального существования.
Условия реализации принципа:
– стимулирование процесса самопознания и самосознания молодыми людьми актуальных потребностей и намерений, рефлексии их как личностно значимых и социально одобряемых;
– активизация внутренней поисковой активности, связанной с мысленным перебором возможных способов и средств их удовлетворения, исходя из условий социокультурной среды, конкретной ситуации и собственных возможностей, склонностей, интересов, притязаний;
– включение членов группы в деятельность, направленную на поиск новых, возможно, более предпочтительных способов удовлетворения потребностей, а также определение субъективной вероятности в достижении успеха на основе совокупности факторов;
– побуждение их к самостоятельному и обоснованному принятию решения, стимулирование прогнозирования его последствий – как положительных, с точки зрения социальных норм, так и отрицательных.
Данный принцип педагогического сопровождения жизненных событий молодых людей реализуется в следующих правилах:
лидерские функции и используемые средства должны соответствовать выявленным особенностям членов группы;
лидер должен поддерживать как внешнюю, так и внутреннюю поисковую активность своего электората.
Сформулируйте свое понимание притчи, ее главных идей |
Однажды два мудреца проходили мимо горы, к вершине которой тащил свой камень Сизиф. Один мудрец, глядя на Сизифа, заметил:
О да, в жизни всегда есть место выбору: делать то, что хочешь, или то, что не хочешь. Этот человек выбрал второе.
Его заставили заниматься этой работой обстоятельства, – ответил другой мудрец, – увы, выбора у него не было.
Был! – воскликнул первый мудрец. – Он мог или подчиниться обстоятельствам, или нет!
Но если бы он не подчинился, его бы за это жестоко наказали! –возразил другой мудрец.
А разве, следуя чужой воле, он наказан не более ужасно, чем, если бы он не подчинился? – спросил первый.
Этот разговор услыхал Сизиф.
Эй, вы! – прокричал он мудрецам, – вы это о чем? И не стыдно вам, бездельникам, лицемерить? Да, жизнь моя тяжела. Однако я ею доволен. Ибо если не можешь изменить обстоятельства, измени к ним свое отношение и радуйся тому, что назначено тебе судьбой. Это и есть мой выбор.
Сказав это, Сизиф дотащил глыбу до вершины, но она в очередной раз сорвалась и с грохотом полетела вниз.
Ну и дурак же ты, Сизиф, – сказал ему первый мудрец, – наверное, твой отец слишком хорошо приучил тебя к труду. А к любому делу с умом подходить нужно. Что ты все тащишь и тащишь наверх этот камень? Неужели еще не понял, что не по силам тебе взгромоздить его на вершину?
Это моя Судьба, – ответил Сизиф, спустился вниз и снова покатил наверх камень.
А хочешь, я тебе расскажу, что нужно сделать, чтобы камень сам на гору впрыгнул? – спросил мудрец.
Сам? Неужели это возможно? – почесал затылок Сизиф, и камень снова полетел вниз.
Подойди ко мне, – позвал его мудрец.
Сизиф подошел к мудрецу, и тот что-то прошептал ему на ухо.
Сизиф задумался, глянул на камень, на вершину…
Эврика! – подпрыгнул Сизиф.
Он побежал к верхушке горы, стал на четвереньки, быстро-быстро заработал руками. Из-под его рук во все стороны разлетелась земля. Затем он вернулся к глыбе, покатил ее наверх, докатил до вырытой им у самой вершины ямки, взгромоздил глыбу в ямку, и глыба остановилась. Затем Сизиф начал сбрасывать землю с вершины. Она сравнялась с уровнем камня, и камень сам скатился на верхушку горы.
Сизиф стукнул себя кулаком в грудь:
Я сделал это! У меня получилось! Спасибо тебе, мудрец, за совет. Теперь я знаю, как закатывать камень на вершину!
Сказав это, Сизиф сбросил глыбу вниз, спустился, и, как обычно, снова покатил ее наверх.
Мудрецы посмотрели ему вслед.
О да, – вздохнул второй мудрец, – в жизни всегда есть место выбору….