Одинаковая скорость движеия
СНЕГ СЫРО СУХО
М
М
М
Рис. 10. Тормозной путь в зависимости от состояния проезжей части
при одинаковой скорости движения
Примерный остановочный путь автомобиля, в зависимости от скорости движения, можно определить по графикам, приведенным на рис. 7. Так, при гололеде и скорости 40 км/ч остановочный путь автомобиля достигает 60 метров, при скорости 50 км/ч он возрастает до 100 метров и более.
При переходе проезжей части пешеходам надо обязательно учитывать остановочный путь автомобиля. Ошибка в его определении может стать роковой.
Пешеходу надо знать и некоторые особенности восприятия водителем транспортного средства дорожной обстановки[2].
Все, о чем сказано выше, существенно влияет на обеспечение безопасности движения. Вот почему очень важно, чтобы водители за рулем автомобиля и пешеходы на дорогах были всегда в хорошей форме – здоровы, с хорошим настроением, не уставшие и обязательно трезвые, т.к. доказано, что употребление алкоголя даже в количестве 20 г уменьшает реакцию водителя на 25 %, притупляет бдительность, снижает внимание и т.п.
При оптимальной плотности и разнообразии объектов внимание водителей активизируется, при малой же плотности и однообразии (монотонность дороги) – притупляется (сенсорный голод), что ведет к заторможенному состоянию высшей нервной деятельности (релаксации). Однако каждый водитель подвержен этому индивидуально. По зарубежным данным 3 % водителей вовсе не ощущают сенсорный голод, 74 % – легко переносят его, а вот 23 % – подвержены сильно. В этом случае не помешает и профилактика, такая как не очень громкая музыка, открытая форточка, периодические остановки и др. В то же время, чрезмерная плотность событий, привлекающих внимание водителей, (перегрузка поступающей информацией), количество которых превышает пропускную способность анализаторов человека, приводит к своеобразному "отказу" – недоучету важности данного раздражителя, т.е. к неправильной оценке сложившейся ситуации. Поэтому в пределах населенных пунктов водители должны во избежание ДТП снижать скорость движения. Особенно трудным становится движение в составе транспортного потока или при движении в колонне. Вместе с тем, и пешеходам полезно знать, что среди водителей еще немало таких, которые либо не знают об этих явлениях, либо, зная о них, пренебрегают мерами безопасности.
Заладимся для себя очень важным вопросом: как выбрать допустимую скорость движения и от каких условий это зависит? Это как раз тот вопрос, ответ на который каждый водитель должен очень хорошо знать и, глубоко усвоив, всегда выполнять те условия, которые входят в содержание его ответа. Ответ на этот вопрос также хорошо должен знать и пешеход, и пассажир.
Выбор допустимой скорости движения транспортного средства зависит от ряда условий, о которых обязаны знать все без исключения участники дорожного движения. К этим условиям относят: состояние проезжей части дороги, видимость и обзорность, дальность видимости, интенсивность и характер движения, особенности устройства и техническое состояние автомобилей и вид перевозимого груза.
Уделим особое внимание таким понятиям, как «видимость», «обзорность» и «дальность видимости» и попытаемся убедиться в том, что они, наряду со многими другими и очень важными понятиями в области обеспечения безопасности дорожного движения, являются ключевыми, и, пожалуй, одними из главных понятий в этой области[3].
Видимость – это возможность для водителя различать детали дорожной обстановки, обусловленная прозрачностью и состоянием воздушной среды, а также состоянием осветительной системы автомобиля. Видимость зависит и определяется условиями освещения, запыленностью или задымленностью воздуха, погодными условиями (туман, снег, дождь), степенью контраста проезжей части по отношению к другим элементам дороги.
Обзорность – это возможностьучастников движениявидеть с места своего расположения окружающую среду (водитель – из кабины транспортного средства, пешеход – с края тротуара или с проезжей части дороги и т.п.). Определяется она наличием или отсутствием в поле зрения человека на дороге различных препятствий. Другими словами, обзорность – это возможность для водителя наблюдать проезжую часть и дорожную обстановку перед автомобилем и по сторонам, а также некоторое пространство над автомобилем, а для пешехода наблюдать проезжую часть и дорожную обстановку в целом.
Все это необходимо, во-первых, для непрерывной оценки картины дорожной ситуации, во-вторых, для прогноза ее развития, так как за теми препятствиями и крупногабаритными предметами, которые встречаются в поле зрения участников движения всегда может быть скрытая опасность для каждого из них, в-третьих, для принятия адекватно складывающейся ситуации на дороге безопасные решения для продолжения своего перемещения.
Дальность видимости – это одно из важнейших условий, определяющих безопасность движения, в частности выбора скорости. Чтобы своевременно остановить автомобиль, водитель должен хорошо просматривать дорогу перед собой на расстоянии несколько большем, чем полный остановочный путь, иначе при внезапном обнаружении препятствия он не успеет остановить автомобиль.
Следовательно, чем выше скорость движения, тем большее расстояние впереди себя необходимо просматривать. Любое препятствие, появившееся на некотором расстоянии за остановочным путем, должно быть замечено, иначе водитель не успеет затормозить движение автомобиля. Отсюда вытекает оно из важных правил: чем выше скорость, тем дальше надо не только смотреть, но и, что особенно важно для безопасности, видеть, различать и наблюдать дорожную обстановку.
В темное время суток надо приучить себя просматривать дорогу на границе, освещаемой лучами включенных фар.
Следовательно, чтобы избежать происшествия из-за недостаточной видимости или обзорности, необходимо выбирать такую скорость движения, при которой полный остановочный путь всегда будет меньшим, чем дальность видимости пути.
Иногда происшествия происходят потому, что водитель из-за какого-либо препятствия не видит со своего места части пространства, расположенного в непосредственной близости от автомобиля или в отдалении от него. В таких случаях говорят об ограниченной обзорности. ОБЗОРНОСТЬ также влияет на выбор допустимой скорости движения.
Из всего сказанного становится очевидным, что