Система управления РСЧС

Управление РСЧС заключается в целенаправленной деятель­ности руководящего состава и органов управления по развитию и совершенствованию РСЧС, поддержанию ее территориальных и функциональных подсистем в готовности к решению возложен­ных на них задач и практическому их выполнению в повседнев­ной деятельности, при угрозе возникновения и возникновении ЧС.

Система управления РСЧС строится по территориально-про­изводственному принципу.

Общее руководство функционированием РСЧС осуществля­ется правительством Российской Федерации, непосредственное руководство функционированием РСЧС возложено на МЧС Рос­сии. В целях координации деятельности органов управления, сил и средств на всех уровнях управления РСЧС создаются коорди­нирующие органы - комиссии по чрезвычайным ситуациям.

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техно­генного характера» созданы и функционируют:

· на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по пре­дупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МВК);

· ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федераль­ных органах исполнительной власти;

· на территориальном уровне - комиссии по чрезвычайным си­туациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (КЧС);

· на местном уровне - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;

· на объектовом уровне (в организациях) - объектовые комис­сии по чрезвычайным ситуациям.

Положение о Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее состав утверждаются прави­тельством Российской Федерации.

Основными задачами Межведомственной комиссии по предуп­реждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

· формирование и проведение единой государственной полити­ки в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситу­аций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными и иными бедствиями;

· координация деятельности федеральных органов исполнитель­ной власти по разработке проектов законодательных актов и других нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к ее компетенции, а также рассмотрение и представление в уста­новленном порядке проектов указанных документов в правитель­ство Российской Федерации;

· подготовка предложений по формированию системы экономи­ческих, организационно-технических и иных мер, направленных на обеспечение безопасности и защиту населения и территорий страны от чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными и иными бедствиями;

· проведение единой технической политики в области создания и раз­вития сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных си­туаций;

· определение основных направлений совершенствования и даль­нейшего развития РСЧС;

· организация разработки проектов федеральных целевых и научно-технических программ, направленных на предупрежде­ние чрезвычайных ситуаций, защиту населения и территорий страны от чрезвычайных ситуаций, и координация работ по вы­полнению этих программ;

· координация деятельности федеральных органов исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации и органов местно­го самоуправления при ликвидации чрезвычайных ситуаций по вопросам социально-экономической и правовой защиты, меди­цинской реабилитации граждан, пострадавших в результате ава­рий, катастроф, стихийных и иных бедствий, а также лиц, прини­мавших участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· определение основных направлений международного сотруд­ничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

· Основными задачами ведомственных комиссий по чрезвычай­ным ситуациям являются:

· координация деятельности по разработке и осуществлению организационных и инженерно-технических мероприятий по пре­дотвращению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости и безопасности функционирования отраслей экономики в ЧС;

· участие в разработке и выполнении федеральных целевых про­грамм и научно-технических программ в области защиты насе­ления и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· участие в обеспечении готовности ведомственных органов уп­равления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуаци­ях, координация действий при ликвидации чрезвычайных ситуа­ций на объектах, подведомственных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, включая эвакуа­цию персонала объектов;

· координация действий при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях;

· создание и руководство использованием ведомственных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· участие в проведении мероприятий по социальной защите на­селения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, а также по реализации прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно уча­ствующих в их ликвидации;

· участие в разработке отраслевых норм и правил безопасности про­изводства, технологических процессов, продукции, а также правил за­щиты персонала организаций и объектов от чрезвычайных ситуаций;

· координация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала подведомственных организаций к действиям в ЧС;

· организация работы по аттестации аварийно-спасательных формирований и спасателей.

· При ведомственных комиссиях по чрезвычайным ситуациям могут создаваться структурные штатные подразделения, состав которых определяется министерством, ведомством, организацией в за­висимости от возможных объемов работ по ликвидации возникших чрез­вычайных ситуаций.

· Основными задачами комиссий по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции и органов местного самоуправления являются:

· координация деятельности подсистем и звеньев РСЧС на подведом­ственных территориях;

· участие в разработке государственных целевых и научно-техничес­ких программ по проблемам защиты населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций;

· участие в разработке и проведении мероприятий по предотв­ращению чрезвычайных ситуаций, уменьшению ущерба от по­следствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

· участие в обеспечении готовности органов управления, сил и средств субъектов Российской Федерации к действиям в чрезвы­чайных ситуациях;

· организация формирования системы экономических и право­вых мер, направленных на предупреждение ЧС, обеспечение за­щиты населения и территорий;

· создание резервных фондов финансовых и материально-тех­нических ресурсов, используемых для покрытия расходов на пре­дупредительные мероприятия, содержания и обеспечения аварий­но-спасательных и аварийно-восстановительных формирований, ликвидации ЧС и оказания помощи пострадавшим;

· координация деятельности комиссий по чрезвычайным ситуа­циям на подведомственной территории;

· организация взаимодействия с комиссиями по чрезвычайным ситуациям соседних территорий, региональными центрами МЧС России, военным командованием и общественными организаци­ями по вопросам сбора и обмена необходимой информацией, а в случае необходимости - направление сил и средств для ликвида­ции ЧС;

· координация действий сил в ходе возникновения, развития чрезвы­чайных ситуаций, а также в период их ликвидации; организация при­влечения сил и средств к аварийно-спасательным, аварийно-восстано­вительным и другим неотложным работам;

· организация обучения и подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, подготовки и повышения квалифика­ции специалистов РСЧС.

· Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям (руководителей организаций) являются:

· организация разработки и проведения мероприятий по предуп­реждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности по­тенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости фун­кционирования объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;

· организация работ по созданию и поддержанию в готовности локальных систем оповещения и контроля на потенциально опасных объектах;

· координация действий сил при ликвидации чрезвычайных си­туаций на объектах и эвакуации персонала объектов;

· создание резервов финансовых и материальных ресурсов для лик­видации чрезвычайных ситуаций и руководство их использованием;

· организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а так­же персонала объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.

· Рабочими органами комиссий по чрезвычайным ситуациям яв­ляются соответствующие постоянно действующие органы управ­ления РСЧС, специально уполномоченные на решение задач в об­ласти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (органы управления ГОЧС).

· На федеральном уровне таким органом управления является МЧС России.

· На региональном уровне комиссии по чрезвычайным ситуациям не создаются, а органами управления являются региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвида­ции последствий стихийных бедствий, которые созданы в каждом ре­гионе для осуществления полномочий МЧС России на территории во­енного округа. Размеры региональных центров определены Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 1999 г. № 900 «О военно-административном делении Российской Феде­рации».

· В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 мая 1996 г. № 784 «Вопросы гражданской обороны Российской Федера­ции» РЦ ГОЧС является органом управления, специально уполномо­ченным решать вопросы гражданской обороны, задачи по предупреж­дению и ликвидации ЧС.

· На региональный центр возлагаются следующие основные задачи:

· реализация единой государственной политики в области граж­данской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций на территории соответствующего региона;

· участие, по решению МЧС России, в организации и ведении гражданской обороны, защите населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций на территории соответствующего региона;

· координация функционирования территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· сбор, обработка и обмен в установленном порядке инфор­мацией в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· управление - в пределах своих полномочий - соединениями, воинскими частями и организациями гражданской обороны, дислоцированными на территории соответствующего региона Российской Федерации, поисково-спасательной службой МЧС России;

· планирование в установленном порядке применения войск граждан­ской обороны в соответствии с основными задачами, возложенными на них в мирное время;

· закупка материально-технических средств для содержания соеди­нений и воинских частей войск гражданской обороны, поисково-спасательной службы по утвержденной номенклатуре снабжения и штатно-табельной потребности;

· финансирование мероприятий по ликвидации последствий чрез­вычайных ситуаций за счет средств, выделяемых из федераль­ного бюджета, а также организация финансирования органов управления по делам ГО и ЧС, укомплектованных военнослужащими, подчиненных соединений и воинских частей войск ГО, поисково-спасательной службы;

· обеспечение мероприятий по сохранению информации, составляющей государственную тайну, по развитию специальной связи и защите служебной информации.

Реализация этих задач РЦ ГОЧС осуществляется на основа­нии Временного положения о региональном центре, утвержден­ного министром МЧС России 29 марта 1999 года.

На территориальном уровне органами управления ГОЧС яв­ляются министерства, комитеты, главные управления, управле­ния по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

· на местном уровне - органы управления ГОЧС (управления, отделы), создаваемые при органах местного самоуправления;

· на объектовом уровне (в организациях) - отделы, секторы (спе­циально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям организаций.

Руководители постоянно действующих органов управления РСЧС (органов управления ГОЧС) по должности являются заме­стителями руководителей соответствующих органов исполни­тельной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, обработки и передачи оперативной информации создаются органы повседневного управления - дежурно-диспетчерские службы, включающие в себя:

оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС субъектов Российской Федерации, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне (цент­ры управления в кризисных ситуациях, оперативно-дежурные смены, оперативные дежурные), в том числе Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России;

дежурно-диспетчерские службы и специализированные подраз­деления федеральных органов исполнительной власти, организа­ций.

Для непосредственного управления ликвидацией конкретной чрезвычайной ситуации на базе органов управления ГОЧС мо­гут создаваться нештатные органы управления - оперативные штабы или оперативные группы.

Органы обеспечения непрерывного оперативного управления размещаются на повседневных пунктах управления (ПУ).

В целом в системе управления РСЧС предусмотрено создание следующих пунктов управления:

· на федеральном уровне - повседневного ПУ, запасных ПУ -городского и загородного, воздушного ПУ на базе самолета, по­левых ПУ на базе автомобилей высокой проходимости, а также мобильного ПУ;

· на региональном уровне - повседневного ПУ, запасного ПУ, воздушного ПУ на базе вертолета, полевого ПУ на базе автомо­билей высокой проходимости;

· на территориальном и местном уровнях - повседневного ПУ, полевого ПУ на базе автомобилей высокой проходимости.

Системы связи и оповещения РСЧС представляют собой организа­ционно-техническое объединение сил и средств связи и оповещения, а также каналов общегосударственной, ведомственных и коммерческих сетей связи, обеспечивающих передачу информации и сигналов опове­щения в интересах органов управления ГОЧС. Они базируются на ста­ционарных и подвижных узлах связи органов управления ГОЧС.

Системы оповещения созданы на федеральном, территориаль­ном и местном уровнях управления.

Федеральная система централизованного оповещения обеспечива­ет доведение в автоматизированном режиме установленных сигналов и речевой информации до всех РЦ ГОЧС и структур централь­ного подчинения.

Непосредственное оповещение населения об угрозе или воз­никновении чрезвычайной ситуации в системе оповещения РСЧС осуществляется комбинированным путем, для чего используют­ся электросирен, проводные средства связи и оповещения, мес­тные сети проводного и эфирного радиовещания, телевидение.

Составной частью территориальных систем оповещения яв­ляются создаваемые в районах размещения потенциально опас­ных объектов (атомных станций, гидроузлов, химически опас­ных объектов и др.) локальные системы оповещения. Ответственность за создание указанных систем оповещения воз­ложена на федеральные органы исполнительной власти, в веде­нии которых находятся такие объекты.

Создание локальных систем оповещения на потенциально опас­ных объектах осуществляется на основе Постановления прави­тельства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».

Силы и средства РСЧС

Важнейшей составной частью РСЧС являются ее силы и сред­ства, выполняющие следующие основные задачи:

· осуществление мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования чрезвычайных ситуаций природно­го и техногенного характера, своевременное доведение мониторинго­вой, прогнозной и другой информации до органов управления РСЧС;

· ликвидация чрезвычайных ситуаций, проведение аварийно-спасатель­ных и других неотложных работ при ЧС;

· проведение эвакуационных мероприятий при эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций в безопасные районы;

· проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению на­селения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицин­ской помощи, предоставление временного жилья и принятие дру­гих неотложных мер в области защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях;

· восстановление и поддержание общественного порядка в зо­нах чрезвычайных ситуаций;

· поддержание личного состава формирований в постоянной го­товности к действиям в чрезвычайных ситуациях, его обучение и повышение профессиональной квалификации;

· разработка предложений по совершенствованию действий в чрезвычайных ситуациях.

· Силы и средства РСЧС подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации ЧС.

· К силам и средствам наблюдения и контроля РСЧС относятся:

· службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территори­ях, анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;

· формирования Госсанэпиднадзора России;

· ветеринарная служба Минсельхозпрода России;

· службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за ка­чеством пищевого сырья и продуктов питания Минсельхозпрода и Минторга России;

· геофизическая служба Российской академии наук, оператив­ные группы постоянной готовности Росгидромета и подразделе­ния Минатома России;

· учреждения Агентства по мониторингу ЧС;

· учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.

· К силам и средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС относят:

· войска гражданской обороны;

· поисково-спасательную службу МЧС России;

· военизированные и невоенизированные противопожарные, ава­рийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстанови­тельные и аварийно-технические формирования федеральных ор­ганов исполнительной власти;

· формирования и учреждения Всероссийской службы медицины ка­тастроф;

· формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;

· военизированные службы Росгидромета по активному воздей­ствию на гидрометеорологические процессы;

· формирования ГО территориального, местного и объектового уровней;

· специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формиро­ваний, предназначенные для ликвидации ЧС;

· аварийно-технические центры Минатома России;

· службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной служ­бы России;

· восстановительные и пожарные поезда МПС России;

· аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной служ­бы морского флота. Федеральной службы речного флота, других феде­ральных органов исполнительной власти.

Из перечисленных сил и средств ликвидации чрезвычайных си­туаций выделяются аварийно-спасательные формирования, уком­плектованные с учетом обеспечения работы в автономном режи­ме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности - силы постоянной готовности. Их пере­чень на федеральном уровне утверждается правительством Рос­сийской Федерации, на территориальном, местном и объектовом уровнях - соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуп­равления, руководителями организаций.

Силы постоянной готовности в случае возникновения чрезвычай­ных ситуаций вне зоны их деятельности могут привлекаться для экст­ренного реагирования МЧС России и другими органами управ­ления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по согласованию с федеральными органами исполнительной вла­сти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организация­ми. Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формиро­ваний привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Силы и средства органов внутренних дел применяются при лик­видации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, воз­ложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Фе­дерации.

Решениями руководителей организаций на базе служб и подразде­лений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) в порядке, определяемом постановлениями правительства Российской Федерации, могут создаваться нештатные аварийно-спасательные фор­мирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.

Силы и средства, предназначенные для ликвидации чрезвы­чайных ситуаций РСЧС, используются эшелонировано.

В первом эшелоне принимают участие:

· ведомственные аварийно-спасательные формирования (газо-и горноспасатели);

· противопожарные подразделения;

· подразделения медицинской скорой помощи;

· подразделения постоянной готовности войск гражданской обо­роны;

· дежурные подразделения поисково-спасательной службы МЧС России.

Срок их прибытия в район бедствия - не более 30 мин.

Основными задачами сил и средств этого эшелона являются:

- локализация чрезвычайной ситуации, тушение пожаров, органи­зация радиационного и химического контроля, проведение поис­ково-спасательных работ, оказание медицинской помощи пост­радавшим.

Если силы и средства первого эшелона не способны справить­ся с задачей по ликвидации чрезвычайной ситуации, привлека­ются силы и средства второго эшелона:

· подразделения войск гражданской обороны;

· подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;

· ведомственные и территориальные аварийно-спасательные формирования постоянной готовности;

· специализированные подразделения экстренной медицинской помо­щи (противоожоговые и др.).

Срок их прибытия в район бедствия - не более трех часов. Основными задачами сил и средств второго эшелона являются: про­ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, радиаци­онная и химическая разведка, локализация радиоактивных загрязне­ний, химических и биологических заражений, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.

· Если силы и средства второго эшелона также не способны спра­виться с ликвидацией возникшей чрезвычайной ситуации, то в третьем эшелоне принимают участие:

· соединения и воинские части войск гражданской обороны;

· подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;

· ведомственные и территориальные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования;

· соединения и воинские части Вооруженных Сил Российской Феде­рации, других войск и воинских формирований;

· специализированные подразделения строительно-монтажных орга­низаций и др.

Срок их прибытия в район бедствия - от трех часов до нескольких суток.

Основными задачами сил и средств третьего эшелона явля­ются: радиационный и химический контроль, проведение аварий­но-спасательных и других неотложных работ, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача воды, электроэнергии, тепла, восстановление транспортных коммуни­каций, обеспечение питанием и т.п.).

Как правило, ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществ­ляется силами и средствами того объекта, звена, территориаль­ной и функциональной подсистем РСЧС, на территории или объек­тах которых они возникли.

Если масштабы возникшей чрезвычайной ситуации таковы, что соответствующая комиссия по чрезвычайным ситуациям, ее силы и средства не могут самостоятельно справиться с локали­зацией и ликвидацией чрезвычайной ситуации, то она обраща­ется за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычай­ным ситуациям.


Наши рекомендации