Система управления РСЧС
Управление РСЧС заключается в целенаправленной деятельности руководящего состава и органов управления по развитию и совершенствованию РСЧС, поддержанию ее территориальных и функциональных подсистем в готовности к решению возложенных на них задач и практическому их выполнению в повседневной деятельности, при угрозе возникновения и возникновении ЧС.
Система управления РСЧС строится по территориально-производственному принципу.
Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется правительством Российской Федерации, непосредственное руководство функционированием РСЧС возложено на МЧС России. В целях координации деятельности органов управления, сил и средств на всех уровнях управления РСЧС создаются координирующие органы - комиссии по чрезвычайным ситуациям.
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» созданы и функционируют:
· на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МВК);
· ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;
· на территориальном уровне - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (КЧС);
· на местном уровне - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;
· на объектовом уровне (в организациях) - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Положение о Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее состав утверждаются правительством Российской Федерации.
Основными задачами Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
· формирование и проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными и иными бедствиями;
· координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по разработке проектов законодательных актов и других нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к ее компетенции, а также рассмотрение и представление в установленном порядке проектов указанных документов в правительство Российской Федерации;
· подготовка предложений по формированию системы экономических, организационно-технических и иных мер, направленных на обеспечение безопасности и защиту населения и территорий страны от чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными и иными бедствиями;
· проведение единой технической политики в области создания и развития сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· определение основных направлений совершенствования и дальнейшего развития РСЧС;
· организация разработки проектов федеральных целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, защиту населения и территорий страны от чрезвычайных ситуаций, и координация работ по выполнению этих программ;
· координация деятельности федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при ликвидации чрезвычайных ситуаций по вопросам социально-экономической и правовой защиты, медицинской реабилитации граждан, пострадавших в результате аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий, а также лиц, принимавших участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· определение основных направлений международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
· Основными задачами ведомственных комиссий по чрезвычайным ситуациям являются:
· координация деятельности по разработке и осуществлению организационных и инженерно-технических мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости и безопасности функционирования отраслей экономики в ЧС;
· участие в разработке и выполнении федеральных целевых программ и научно-технических программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
· участие в обеспечении готовности ведомственных органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, координация действий при ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах, подведомственных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, включая эвакуацию персонала объектов;
· координация действий при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях;
· создание и руководство использованием ведомственных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· участие в проведении мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, а также по реализации прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
· участие в разработке отраслевых норм и правил безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правил защиты персонала организаций и объектов от чрезвычайных ситуаций;
· координация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала подведомственных организаций к действиям в ЧС;
· организация работы по аттестации аварийно-спасательных формирований и спасателей.
· При ведомственных комиссиях по чрезвычайным ситуациям могут создаваться структурные штатные подразделения, состав которых определяется министерством, ведомством, организацией в зависимости от возможных объемов работ по ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций.
· Основными задачами комиссий по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления являются:
· координация деятельности подсистем и звеньев РСЧС на подведомственных территориях;
· участие в разработке государственных целевых и научно-технических программ по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
· участие в разработке и проведении мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, уменьшению ущерба от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
· участие в обеспечении готовности органов управления, сил и средств субъектов Российской Федерации к действиям в чрезвычайных ситуациях;
· организация формирования системы экономических и правовых мер, направленных на предупреждение ЧС, обеспечение защиты населения и территорий;
· создание резервных фондов финансовых и материально-технических ресурсов, используемых для покрытия расходов на предупредительные мероприятия, содержания и обеспечения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований, ликвидации ЧС и оказания помощи пострадавшим;
· координация деятельности комиссий по чрезвычайным ситуациям на подведомственной территории;
· организация взаимодействия с комиссиями по чрезвычайным ситуациям соседних территорий, региональными центрами МЧС России, военным командованием и общественными организациями по вопросам сбора и обмена необходимой информацией, а в случае необходимости - направление сил и средств для ликвидации ЧС;
· координация действий сил в ходе возникновения, развития чрезвычайных ситуаций, а также в период их ликвидации; организация привлечения сил и средств к аварийно-спасательным, аварийно-восстановительным и другим неотложным работам;
· организация обучения и подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, подготовки и повышения квалификации специалистов РСЧС.
· Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям (руководителей организаций) являются:
· организация разработки и проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;
· организация работ по созданию и поддержанию в готовности локальных систем оповещения и контроля на потенциально опасных объектах;
· координация действий сил при ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах и эвакуации персонала объектов;
· создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и руководство их использованием;
· организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.
· Рабочими органами комиссий по чрезвычайным ситуациям являются соответствующие постоянно действующие органы управления РСЧС, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (органы управления ГОЧС).
· На федеральном уровне таким органом управления является МЧС России.
· На региональном уровне комиссии по чрезвычайным ситуациям не создаются, а органами управления являются региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которые созданы в каждом регионе для осуществления полномочий МЧС России на территории военного округа. Размеры региональных центров определены Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 1999 г. № 900 «О военно-административном делении Российской Федерации».
· В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 мая 1996 г. № 784 «Вопросы гражданской обороны Российской Федерации» РЦ ГОЧС является органом управления, специально уполномоченным решать вопросы гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС.
· На региональный центр возлагаются следующие основные задачи:
· реализация единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории соответствующего региона;
· участие, по решению МЧС России, в организации и ведении гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории соответствующего региона;
· координация функционирования территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
· управление - в пределах своих полномочий - соединениями, воинскими частями и организациями гражданской обороны, дислоцированными на территории соответствующего региона Российской Федерации, поисково-спасательной службой МЧС России;
· планирование в установленном порядке применения войск гражданской обороны в соответствии с основными задачами, возложенными на них в мирное время;
· закупка материально-технических средств для содержания соединений и воинских частей войск гражданской обороны, поисково-спасательной службы по утвержденной номенклатуре снабжения и штатно-табельной потребности;
· финансирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, а также организация финансирования органов управления по делам ГО и ЧС, укомплектованных военнослужащими, подчиненных соединений и воинских частей войск ГО, поисково-спасательной службы;
· обеспечение мероприятий по сохранению информации, составляющей государственную тайну, по развитию специальной связи и защите служебной информации.
Реализация этих задач РЦ ГОЧС осуществляется на основании Временного положения о региональном центре, утвержденного министром МЧС России 29 марта 1999 года.
На территориальном уровне органами управления ГОЧС являются министерства, комитеты, главные управления, управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
· на местном уровне - органы управления ГОЧС (управления, отделы), создаваемые при органах местного самоуправления;
· на объектовом уровне (в организациях) - отделы, секторы (специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям организаций.
Руководители постоянно действующих органов управления РСЧС (органов управления ГОЧС) по должности являются заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, обработки и передачи оперативной информации создаются органы повседневного управления - дежурно-диспетчерские службы, включающие в себя:
оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС субъектов Российской Федерации, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне (центры управления в кризисных ситуациях, оперативно-дежурные смены, оперативные дежурные), в том числе Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России;
дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти, организаций.
Для непосредственного управления ликвидацией конкретной чрезвычайной ситуации на базе органов управления ГОЧС могут создаваться нештатные органы управления - оперативные штабы или оперативные группы.
Органы обеспечения непрерывного оперативного управления размещаются на повседневных пунктах управления (ПУ).
В целом в системе управления РСЧС предусмотрено создание следующих пунктов управления:
· на федеральном уровне - повседневного ПУ, запасных ПУ -городского и загородного, воздушного ПУ на базе самолета, полевых ПУ на базе автомобилей высокой проходимости, а также мобильного ПУ;
· на региональном уровне - повседневного ПУ, запасного ПУ, воздушного ПУ на базе вертолета, полевого ПУ на базе автомобилей высокой проходимости;
· на территориальном и местном уровнях - повседневного ПУ, полевого ПУ на базе автомобилей высокой проходимости.
Системы связи и оповещения РСЧС представляют собой организационно-техническое объединение сил и средств связи и оповещения, а также каналов общегосударственной, ведомственных и коммерческих сетей связи, обеспечивающих передачу информации и сигналов оповещения в интересах органов управления ГОЧС. Они базируются на стационарных и подвижных узлах связи органов управления ГОЧС.
Системы оповещения созданы на федеральном, территориальном и местном уровнях управления.
Федеральная система централизованного оповещения обеспечивает доведение в автоматизированном режиме установленных сигналов и речевой информации до всех РЦ ГОЧС и структур центрального подчинения.
Непосредственное оповещение населения об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации в системе оповещения РСЧС осуществляется комбинированным путем, для чего используются электросирен, проводные средства связи и оповещения, местные сети проводного и эфирного радиовещания, телевидение.
Составной частью территориальных систем оповещения являются создаваемые в районах размещения потенциально опасных объектов (атомных станций, гидроузлов, химически опасных объектов и др.) локальные системы оповещения. Ответственность за создание указанных систем оповещения возложена на федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся такие объекты.
Создание локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах осуществляется на основе Постановления правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».
Силы и средства РСЧС
Важнейшей составной частью РСЧС являются ее силы и средства, выполняющие следующие основные задачи:
· осуществление мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, своевременное доведение мониторинговой, прогнозной и другой информации до органов управления РСЧС;
· ликвидация чрезвычайных ситуаций, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС;
· проведение эвакуационных мероприятий при эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций в безопасные районы;
· проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, предоставление временного жилья и принятие других неотложных мер в области защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях;
· восстановление и поддержание общественного порядка в зонах чрезвычайных ситуаций;
· поддержание личного состава формирований в постоянной готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, его обучение и повышение профессиональной квалификации;
· разработка предложений по совершенствованию действий в чрезвычайных ситуациях.
· Силы и средства РСЧС подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации ЧС.
· К силам и средствам наблюдения и контроля РСЧС относятся:
· службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;
· формирования Госсанэпиднадзора России;
· ветеринарная служба Минсельхозпрода России;
· службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Минсельхозпрода и Минторга России;
· геофизическая служба Российской академии наук, оперативные группы постоянной готовности Росгидромета и подразделения Минатома России;
· учреждения Агентства по мониторингу ЧС;
· учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.
· К силам и средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС относят:
· войска гражданской обороны;
· поисково-спасательную службу МЧС России;
· военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
· формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;
· формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;
· военизированные службы Росгидромета по активному воздействию на гидрометеорологические процессы;
· формирования ГО территориального, местного и объектового уровней;
· специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;
· аварийно-технические центры Минатома России;
· службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
· восстановительные и пожарные поезда МПС России;
· аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота. Федеральной службы речного флота, других федеральных органов исполнительной власти.
Из перечисленных сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяются аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности - силы постоянной готовности. Их перечень на федеральном уровне утверждается правительством Российской Федерации, на территориальном, местном и объектовом уровнях - соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководителями организаций.
Силы постоянной готовности в случае возникновения чрезвычайных ситуаций вне зоны их деятельности могут привлекаться для экстренного реагирования МЧС России и другими органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Решениями руководителей организаций на базе служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) в порядке, определяемом постановлениями правительства Российской Федерации, могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.
Силы и средства, предназначенные для ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС, используются эшелонировано.
В первом эшелоне принимают участие:
· ведомственные аварийно-спасательные формирования (газо-и горноспасатели);
· противопожарные подразделения;
· подразделения медицинской скорой помощи;
· подразделения постоянной готовности войск гражданской обороны;
· дежурные подразделения поисково-спасательной службы МЧС России.
Срок их прибытия в район бедствия - не более 30 мин.
Основными задачами сил и средств этого эшелона являются:
- локализация чрезвычайной ситуации, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание медицинской помощи пострадавшим.
Если силы и средства первого эшелона не способны справиться с задачей по ликвидации чрезвычайной ситуации, привлекаются силы и средства второго эшелона:
· подразделения войск гражданской обороны;
· подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;
· ведомственные и территориальные аварийно-спасательные формирования постоянной готовности;
· специализированные подразделения экстренной медицинской помощи (противоожоговые и др.).
Срок их прибытия в район бедствия - не более трех часов. Основными задачами сил и средств второго эшелона являются: проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, радиационная и химическая разведка, локализация радиоактивных загрязнений, химических и биологических заражений, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.
· Если силы и средства второго эшелона также не способны справиться с ликвидацией возникшей чрезвычайной ситуации, то в третьем эшелоне принимают участие:
· соединения и воинские части войск гражданской обороны;
· подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;
· ведомственные и территориальные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования;
· соединения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований;
· специализированные подразделения строительно-монтажных организаций и др.
Срок их прибытия в район бедствия - от трех часов до нескольких суток.
Основными задачами сил и средств третьего эшелона являются: радиационный и химический контроль, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача воды, электроэнергии, тепла, восстановление транспортных коммуникаций, обеспечение питанием и т.п.).
Как правило, ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами того объекта, звена, территориальной и функциональной подсистем РСЧС, на территории или объектах которых они возникли.
Если масштабы возникшей чрезвычайной ситуации таковы, что соответствующая комиссия по чрезвычайным ситуациям, ее силы и средства не могут самостоятельно справиться с локализацией и ликвидацией чрезвычайной ситуации, то она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.