Этическая мысль современности
Современный этап в развитии этической мысли представлен следующими направлениями и школами:
♦ рационалистическое направление — прагматизм (Дж. Дьюи, Ч. Пирс) и неопозитивизм (Б. Рассел, А.Дж. Айер, Р. Карнап);
♦ иррационалистическая этика — неофрейдизм (Э. Фромм, К.Г. Юнг, В. Райх), экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс, М. Хайдегтер) и персонализм (Э. Мунье, Ж. Лакруа, П. Рикер);
♦ религиозно-этическое направление — неотомизм (Э.А. Жильсон, К. Ранер) и неопротестантизм (Э. Бруннер, Р. Нибур).
Прагматизм как одно из направлений этической мысли формируется в США в конце XIX в. и получает развитие в XX в. В своих трудах Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи обращают внимание на то, что любые идеи имеют ценность только в той мере, в какой они приносят пользу. Истинными следует считать только те представления человека, которые имеют благоприятные последствия, а критерием морали является практическая целесообразность. Во второй половине XX в. прагматизм в сфере этики отстаивает Р. Рорти. Он считает, что единые нравственные принципы и моральные нормы являются лишь теоретическими конструкциями и не являются ориентирами поведения человека. Общечеловеческая мораль — это случайное совпадение моральных взглядов представителей разных культур. Для человека важна не опора на сфантазированные теоретические абстракций", а приспособление его к окружающему миру, выживание и развитие. Если существующая мораль способствует этому, то она выполняет свою роль.
Одним из направлений в этической мысли XX в. является неопозитивизм. Его представители обратились к логическим и методологическим основаниям этики и занялись вопросом о том, каким образом строятся этические теории и могут ли они претендовать на статус научности. Исходя из основных принципов подлинно научной методологии, этику, по мнению представителей неопозитивизма, следует рассматривать как метатеорию. Метаэтика — это теория о том, как строятся этические теории и почему они не в состоянии прийти к общим выводам. Она не возражает против существования этических теорий о моральных ценностях и идеалах, выводимых из природы человека или воли Бога, с соответствующими нормативными выводами, но метаэтика решительно выступает против того, чтобы эти теории претендовали на статус научного знания. Чтобы приписывать таким теориям истинность и требовать их выполнения, необходимо проанализировать природу моральных суждений. Таким образом, задача метаэтики состоит не в познании природы морали и обосновании ее ценностей, а в анализе языка морали. Начало метаэтики связывают с творчеством Дж. Мура. В своем дальнейшем развитии метаэтика прошла стадии эмотивизма (А.Дж. Айер, Б. Рассел, Р. Карнап) и лингвистического анализа морали (С. Тулмин, Р. Хеар и др.). Анализируя моральные суждения, представители эмотивизма пришли к выводу, что эти суждения не высказывают ничего о процессах, имеющих место в мире, а являются лишь выражением эмоционального состояния субъекта, выражают склонности и желания говорящего и одновременно служат повелением для слушающего. Их невозможно проверить опытным путем, обосновать или опровергнуть. Основное назначение таких суждений—выразить эмоции и установки говорящего и повлиять на эмоции других людей. Субъективистское понимание морали приводит представителей эмотивизма к отказу от попыток сравнений моральных позиций и, в конечном итоге, к моральному нигилизму.
Смягчить нигилистические выводы эмотивистов попытались представители школы лингвистического анализа. Однако выводы, к которым они пришли, мало чем отличались от выводов эмотивистов. Сфера моральных ценностей, очень важная для человеческой жизни, по мнению представителей лингвистического анализа, располагается за пределами научного познания, являясь сферой невыразимого и мистического. Научная этика не может быть нормативной, равно как нормативная этика не является научной. Этика должна заниматься теоретическим анализом, а не решением практических проблем. Моральные ценности, нормы, принципы, идеалы в силу своей природы в принципе не могут быть обоснованы научным способом. Их можно принимать или отвергать, но невозможно определить их истинность и предпочтительность одних другим.
Важным направлением этической мысли XX в. является экзистенциализм. По мнению представителей экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер и др.), человек — единственное в мире существо, у которого существование предшествует сущности. Человек сначала появляется, действует, и только потом определяется человеческая реальность — это динамически развертывающийся из себя процесс самосознания и самоопределения человека. Человек заполняет бытие своим существованием, своими решениями и поступками, придавая сотворенному им бытию определенный смысл. Человек открыт для будущего, и он сам проецирует себя в будущее, поэтому незавершенность и устремленность в будущее являются качественной характеристикой его существования. Эта открытость будущему и первоначальная готовность к свободному самоопределению является подлинным существованием человека, которое тождественно свободе. Все действующие на человека факторы опосредуются его свободным выбором. Человек свободен, поскольку творит сам себя и окружающий мир. Делая свободный выбор, человек несет за это ответственность, но отвечает он только перед самим собой. Поскольку человек сам созидает свою сущность, то он делает из себя того, кем является: честного или подлеца, труса или героя. Осуществляя свободный выбор, человек независим ни от религии, ни от моральных ценностей, существующих в обществе. Выбор человека реализуется в его поступке. Пока человек не совершит поступок, он не знает, каков есть на самом деле. Именно в поведении раскрываются истинные качества человека. Представители экзистенциализма выступают против любой формы коллективизма, который они рассматривают как способ закабаления человека. Такое закабаление может осуществляться прямо — путем насилия, угроз или шантажа, или косвенно — путем формирования иллюзорных надежд на возможность рационального, справедливого и человечного переустройства жизни. Однако всякое отождествление человека с коллективом хотя и дает временную иллюзию спокойствия и устойчивости, в действительности навязывает человеку чуждые интересы и делает его объектом манипулирования враждебных сил. Из добродетелей Ж.-П. Сартр, например, признает только честность.
Этика экзистенциализма представлена не только атеистическим направлением (Ж.-П. Сартр, А. Камю), но и религиозным (К. Ясперс, П. Марсель).
Представители неофрейдизма, частично отходя от истолкования 3. Фрейдом нравственных отношений в духе сексуальности, вводят понятие "коллективного бессознательного", обусловленное социальными факторами. Э.Фромм сводит "коллективное бессознательное" к двум установкам: первичной (Эрос), направленной на стремление человека реализовать свои задатки, и вторичной (Танатос), направленной на присвоение окружающей реальности. Эти тенденции в разные периоды человеческой истории попеременно занимают в культуре доминирующее положение или существуют в определенном сочетании. Они определяют господствующие в обществе нравственные отношения и влияют на моральную структуру личности. Э. Фромм выделяет этику гуманистическую и авторитарную. Гуманистическая этика — это прикладная наука об умении человека жить, раскрывая все силы и возможности своей природы. Поэтому добро в гуманистической этике — это раскрытие сущностных сил человека, а добродетель — ответственность по отношению к собственному существованию. Любая помеха в развитии способностей человека является злом, а порок — это безответственность человека по отношению к себе. По мнению Э. Фромма, совесть — это собственный голос человека, ориентированный на гуманистические ценности, выработанные обществом. Необходимо уметь слышать этот внутренний голос, поскольку он не всегда звучит прямо и отчетливо. Этот голос диктует человеку необходимость заботы о самом себе, которая предполагает и заботу о других. Гуманистическая этика предполагает учет типов социальных характеров, обусловленных природой человека. По ориентации Э. Фромм выделяет два противоположных типа характера: продуктивный и непродуктивный. Продуктивный характеробеспечивает реализацию сил и способностей человека. Силой разума человек постигает сущность явлений, силой любви преодолевает преграды, разделяющие людей, силой воображения планирует задуманное. Продуктивное отношение — это выражение спонтанной активности умственных и эмоциональных сил человека, которые генерируют мир, т.е. оживляют и преображают его. Непродуктивная ориентация объективно является злом для человека, поскольку препятствует реализации его внутренних сил и способностей.
В рамках авторитарной этикизаконы и нормы поведения человека устанавливает власть, поэтому главной добродетелью является послушание. Совесть заключается в глубоком усвоении личностью внешнего авторитета. При этом человек может не разделять мнение о том, что некоторые нормы хороши, но будет придерживаться их из страха. В таком понимании совесть унижает человека.
Характерной особенностью религиозного направления в этике XX в. является попытка переосмыслить с учетом новейших тенденций традиционные религиозные доктрины. Представители различных школ этого направления стремятся объединить религиозно-мистический подход с научно-рационалистическим миропониманием, утвердившимся в современную эпоху.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какая концепция происхождения морали кажется Вам наиболее приемлемой и почему?
2. В чем проявились особенности морали рабовладельческого общества?
3. Назовите отличительные черты нравственности феодального общества.
4. Перечислите требования к мужчине, предъявляемые кодексом рыцарской чести.
5. Назовите принципиальные различия между буржуазной и социалистической нравственностью.
6. Назовите основных представителей этической мысли античности и охарактеризуйте их вклад в этическую теорию.
7. Назовите основные направления этической мысли 20 века и дайте им характеристику.
8. Согласны ли Вы с идеей П. Кропоткина, что «наше нравственное чувство - природная способность, такое же, как чувство осязания и обоняния»?
9. Проиллюстрируйте специфичность морали и нравственности различных культурных эпох примерами из истории, литературы, искусства.
10. Если мораль изменяется с течением времени, то почему остаются неизменными десять библейских заповедей?
11. Почему эпоха Средневековья принижала человека, а эпоха Возрождения возвысила его? В чем это проявляется?
Литература: 4,5,8,11,12,16,17,18, 20, 33, 36, 54,55,56.
Раздел 2. Основы теории морали
Тема 4.Теоретические проблемы морали.
1. Сущность, специфика и содержание морали.
2. Структура морали.
3. Основные функции морали.
1. Сущность, специфика и содержание морали
Мораль является одной из форм осознания человеком общественно необходимого типа поведения, который реализуется им в свободных действиях с опорой наличные убеждения и общественное мнение. Из данного определения можно вывести ряд замечаний, касающихся сущности и особенностей морали:
♦ мораль представляет собой одну из форм общественного сознания, которая наряду с правом, религией, искусством и т.д. играет важную роль в жизни отдельного человека и общества в целом;
♦ роль морали заключается в том, что она определяет модель поведения человека, упорядочивает его действия в различных сферах жизнедеятельности — в труде, быту, политике, межличностных отношениях, во взаимодействии с природой;
♦ модель поведения человека определяется и контролируется прежде всего его личными убеждениями, а также общественным мнением;
♦ определяя нравственные принципы и качества личности, мораль предполагает определенную степень свободы человека в выборе той или другой модели поведения.
Мораль- это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему. Сущностьморали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, регулируя и регламентируя поведение людей в обществе. Спецификаморального способа регуляции заключается в следующем.
1. Мораль проявляет себя как единство духовного и практического:с одной стороны, она служит основой духовной культуры личности и показателем меры человеческого в человеке; с другой - вся практическая деятельность человека и его поведение определяются и организуются сложившимися в обществе моральными представлениями.
2. Мораль действует не в какой-то определенной области, а пронизывает собой все без исключения сферы жизни и поэтому носит универсальный характер.
3. Мораль носит подчеркнуто оценочный, а зачастую и субъективный характер: все явления мира и человеческие действия она рассматривает сквозь призму ценностей и оценок.
4. Мораль вырабатывает предписания, требующие от людей особенного - морального типа поведения,в чем проявляется ее императивный (повелительный) характер, что делает ее регулятором отношений человека с природой и обществом, с другими людьми, с самим собой.
Сущность и специфика морали проявляют себя в системе моральных принципов, ценностей, норм и идеалов,составляющих ее содержание(рис. 3).
СИСТЕМА МОРАЛИ
Рис. 3
Моральные принципы- главный элемент в системе морали - это основные фундаментальные представления о должном поведении человека, через которые раскрывается сущностьморали и на которых базируются другие элементы системы. Важнейшие из них: гуманизм, коллективизм, индивидуализм, альтруизм, эгоизм, толерантность. В отличие от норм носят избирательный характер и определяются человеком самостоятельно. Они характеризуют моральную ориентацию личности в целом.
Моральные нормы— конкретные правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. В них четко прослеживается императивно-оценочный характер морали. Моральные нормы — это простейшие формы нравственных утверждений ("не убей", "не лги", "не кради" и т.п.), которые определяют поведение человека в типичных, повторяющихся ситуациях. Зачастую они приобретают у человека форму моральных привычек и соблюдаются им без особых раздумий.
Моральные ценности- общественные установки и императивы, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначении человека с точки зрения их моральной значимости. Служат нормативной формой моральной ориентации человека в мире, предлагая ему конкретные регуляторы действий.
Нравственный идеал- это целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым. Нравственный идеал позволяет оценивать поведение людей и является ориентиром для самосовершенствования.
2.Структура морали
Моральные нормы, принципы, идеалы проявляются в моральной деятельностилюдей, представляющей собой результат взаимодействия морального сознания, моральных отношенийи морального поведения. В своем единстве и взаимообусловленности они есть способ бытия морали,воплощенный в ее структуре.
Понимание сущности морали предполагает анализ ее структуры. С точки зрения содержания традиционно (еще с античной эпохи) выделяют три основных ее элемента:
♦ моральное сознание;
♦ нравственное поведение;
♦ нравственные отношения.
Моральное сознание— это знание человеком сущности основных категорий этики, понимание нравственных ценностей и включение некоторых из них в систему личных убеждений, а также нравственные чувства и переживания.
Нравственные отношениякак один из видов общественных отношений заключаются в реализации человеком нравственных ценностей при общении с окружающими. Они определяются уровнем морального сознания личности.
Нравственное поведение— это конкретные поступки человека, которые являются показателем его нравственной культуры.
СОЗНАНИЕ ОТНОШЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕ
Рис. 4
Моральное сознание включает в себя два уровня: эмоциональный и рациональный. Схематично структура морального сознания может быть представлена следующим образом (рис. 5).
Эмоциональный уровень- психическая реакция личности на событие, отношение, явление. Он включает в себя эмоции, чувства, настроение.
• Эмоции- особые психические состояния, отражающие непосредственные оценочные реакции личности на морально значимые для человека ситуации. Разновидностью эмоций является аффект - особо сильное кратковременное переживание, не контролируемое сознанием.
• Чувства - это переживаемые человеком радость и печаль, любовь и ненависть, страдание и сострадание, возникающие на основе эмоций. Разновидностью морального чувства выступает страсть – сильно выраженное чувство, ведущее к достижению цели любыми, в том числе и безнравственными средствами.
• Настроения - эмоциональное состояние, отличающееся длительностью, устойчивостью и являющееся фоном, на котором проявляются чувства и протекает деятельность человека. Как разновидности настроения могут рассматриваться депрессия - угнетенное, подавленное состояние и стресс- состояние особой психической напряженности.
МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ
чувства знание
эмоции понимание
настроение принятие
Рис 5
Рациональный уровень - способность личности к логическому анализу и самоанализу - является результатом целенаправленного формирования морального сознания в процессе обучения, воспитания и самовоспитания. Итогом становится моральная компетентностьличности, включающая три основных компонента.
• Знаниепринципов, норм и категорий, входящих в систему морали. Этические знания - первичный, необходимый, но недостаточный компонент морального сознания.
• Пониманиесущности моральных норм и принципов и необходимости их применения. Для установления нравственных отношений важны как правильность, так и сходство этого понимания разными субъектами.
• Принятие нравственных норм и принципов, включение их в собственную систему взглядов и убеждений, использование в качестве «руководства к действию».
Моральные отношения- центральный элемент структуры морали, в котором фиксируются свойства любой человеческой деятельности с точки зрения ее моральной оценки. Наиболее значимыми в нравственном смысле являются такие виды отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе (рис. 6).
МОРАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Рис.6
Отношение человека к обществу регулируется рядом принципов, в частности, принципами коллективизма или индивидуализма. Причем, возможны различные сочетания этих принципов:
v смыкание коллективизма и эгоизма порождает так называемый групповой эгоизм, когда личность, идентифицируя себя с определенной группой (партией, классом, нацией), разделяет ее интересы и претензии, бездумно оправдывает все ее действия.
v смыкание индивидуализма и эгоизма,когда, удовлетворяя собственный интерес, человек, руководствующийся принципом индивидуализма, может нанести ущерб другим людям, эгоистически реализуя себя «за их счет».
Отношение к другомучеловеку может носить субъект-субъектный или субъект-объектный характер.
Субъектный типотношений характерен для гуманистической этики и проявляется в диалоге. В основе этого подхода лежат принципы альтруизма и толерантности