Цели и задачи изучаемой дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Атырауский институт нефти и газа
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра «Защита окружающей среды»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИН
(УМКД)
ДИСЦИПЛИНА: OBZh 1110 - «Основы безопасности жизнедеятельности»
Для всех технических специальности
Атырау-2013 г
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
АТЫРАУСКИЙ ИНСТИТУТ НЕФТИ И ГАЗА
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
Утвержден на заседании Методического совета АИНГ | Председатель Метод совета АИНГ, первый проректор, проректор по УМР |
Протокол №__________ | ___________ д.т.н., профессор Г.А.Оразова (подпись) |
«_____»___________20___ г. |
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» составлен в соответствии с ГОСО РК Высшее образование. Бакалавриат. Основные положения ГОСО РК 5.04.019-2011 от 17.06.2011 №261 и предназначен для студентов всех технических специальности.
Согласовано:
Зав. отдела УМО: __________________________ Исмагулова А.И.
Рассмотрено на заседании Методического бюро технологического факультета,
протокол №_____ «_____» ________________ 2013 г.
Председатель метод бюро факультета ____________ Кулбатыров Д.К.
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры «ЗОС»,
протокол №_____ «____» ________________ 2013 г.
Зав. кафедрой ___________________ к.б.н., Канбетов А.Ш.
Разработали: ____________ к.б.н., Канбетов А.Ш.
____________ старший преподаватель Кулбатыров Д.К.
Рецензент:____________к.х.н., профессор Акжигитов А.Ш.
Содержание
Введение ............................................................................................................................................ 4
1. Программа обучения по дисциплине (Syllabus) для студента ................................................... 5
2. Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины ...................................................... 21
3 Лекционный комплекс: ................................................................................................................. 23
4. Практические занятия ................................................................................................................... 105
5. 6. Контрольные задания ................................................................................................................ 137
7. Требования к оформлению расчетных работ ............................................................................. 138
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Основы безопасности жизнедеятельности» разработан в соответствии с требованиями «Типовые правила деятельности организаций высшего и послевузовского образования» и содержит:
1. Программу обучения по дисциплине (Syllabus) для студента
2. Карту учебно-методической обеспеченности дисциплины
3. Лекционный комплекс
4. Практические занятия
5. Лабораторные занятия
6.Требования к оформлению расчетных работ
1.ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (SYLLABUS) ДЛЯ СТУДЕНТА
1.1. Основная информация | |||||
Факультет | Технологический | ||||
Шифр и название специальности | Все технические специальности | ||||
Курс, семестр | 1,2 курс 1,3 семестр | ||||
Цикл дисциплины | БД | ||||
Количество кредитов | |||||
Распределение часов по видам занятий | лекций | практические | лабораторные | СРСП | СРС |
- | |||||
Время и место проведения учебной дисциплины (по учебному расписанию) | Лекционные занятия – ауд БГА | ||||
Практические занятия- №231 ауд | |||||
Лабораторные занятия - № ауд | |||||
СРСП - №231 ауд | |||||
Лектор | Канбетов А.Ш. 99-60-84, [email protected] Кулбатыров Д.К. 99-61-23, [email protected] | ||||
Преподаватели, ведущие занятия | Джумагалиев Н.И. 99-60-84 | ||||
Пререквизиты и постреквизиты | |||||
Пререквизиты: | Современные знания по «Основе безопасности жизнедеятельности» базируются на материалах таких наук, как: медицина, ботаника, зоология, генетика, географии, геология, физика, химия, математика | ||||
Постреквизиты: | Предмет «Основа безопасности жизнедеятельности» носит междисциплинарный характер, что обусловливает его связь с практически со всеми смежными дисциплинами, изучаемом в вузе |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧАЕМОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение (краткая информация о дисциплине):Содержание дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» ориентировано на получение студентами знаний и навыков действий населения в чрезвычайных ситуациях по сохранению жизни и здоровья.
Цель дисциплины: Основной целью курса является ознакомление студентов с возникающими чрезвычайными ситуациями, действиями по сохранению жизни и здоровья и оказанием первой медицинской помощи пострадавшим.
Задачи дисциплины:научит студентов и формироват знания и навыки, необходимые в чрезвычайных ситуациях всему населению страны.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
• классификацию чрезвычайных ситуаций;
• действия населения при различных ЧС;
• воздействие радиации на организм человека;
• действия населения при радиоактивном заражении;
• воздействие электричества на организм человека;
• правила электробезопасности;
• действия населения при авариях на транспорте;
• опасные производственные факторы;
• вредные производственные факторы;
• классификацию производственных факторов;
• параметры микроклимата в производственных помещениях;
• параметры освещения в производственных помещениях;
• нормы производственного освещения;
• воздействие шума, ультразвука, инфразвука и вибрации на организм человека;
• основные способы защиты от поражающих факторов ядерного взрыва;
• основные способы защиты от отравляющих веществ;
• основные способы защиты от биологического оружия;
• основные способы защиты от обычных средств поражения;
• правила поведения при угрозе террористического акта;
• назначение гражданской обороны страны;
• основные задачи в области гражданской обороны;
• задачи обучения населения в области гражданской обороны;
• действия населения по сигналам оповещения гражданской обороны;
• виды эвакуации населения;
• действия при оказании первой медицинской помощи;
• правила безопасности при оказании помощи пострадавшим;
В результате освоения теоретических положений студент должен уметь:систематизировать все те знания по обеспечению безопасности в различных чрезвычайных ситуациях и занть правила оказания первой медицинской помощи.
В результате изучения дисциплины студент должен владеть:вопросами обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой его обитания и защиты населения от опасностей в чрезвычайных ситуациях.
В результате изучения дисциплины студент должен быть компетентным:способностью и готовностью использовать мер профилактики, их негативного воздействия на человека, средств обеспечения безопасности и экологичности технологических и других процессов. Анализ мероприятий по организации защиты населения в условиях ЧС, структуры и механизмов функционирования действующей в Республике Казахстан системы управления безопасностью жизнедеятельности.
1. 3. Содержание и план изучения учебной дисциплины
№ | Наименование темы и ее содержание | Количество часов | Рекомендуемая литература |
Модуль 1. Основы безопасности жизнедеятельности | |||
Лекция 1. Основы безопасности жизнедеятельности. Основные понятия, термины и определения Основы взаимодействия в системе «человек - среда обитания». Опасности и их источники. Безопасность, системы безопасности. Возникновение и развитие научно-практической деятельности в области безопасности жизнедеятельности человека в техносфере. | ОЛ 1, ДЛ 1 | ||
Лекция 2. Чрезвычайные ситуации и их классификация Основные определения дисциплины. Классификация чрезвычайных ситуаций.Стихийные бедствия. Виды катастроф. | ОЛ 1, ДЛ 1 | ||
Практические занятия | |||
Тема 1. Действия при оказании первой медицинской помощи Цель и задачи занятия: Ознакомление студентов с правилами оказания первой медицинской помощи. | ОЛ 2, ДЛ 1 | ||
Тема 2. Первая медицинская помощь при травмах Цели и задачи изучения темы:Ознакомление студентов с правилами оказания первой медицинской помощи при ранах. | ОЛ 1, ДЛ 2 | ||
Самостоятельная работа (СРСП+СРС) | |||
Антропогенные опасности среды обитания. Природные опасности. | ОЛ 5, ДЛ 4 | ||
Мероприятия по защите населения от воздействия негативных факторов среды обитания. | ОЛ 1, ДЛ 3 | ||
Социальные болезни. | ОЛ 2, 4, ДЛ 3-5 | ||
Структура, функции и права службы охраны труда и техники безопасности. | ОЛ 5, ДЛ 4 | ||
Модуль 2. Природные чрезвычайные ситуации (стихийные бедствия) | |||
Лекция 3. Чрезвычайные ситуации, вызванные наводнениями и землетрясениями Наводнение. Основные причины наводнений. Виды наводнений. Поражающие факторы наводнений. Причины возникновения землетрясения. Шкала Рихтера. Действия при землетрясении. Последствия землетрясений. | ОЛ 1,3, ДЛ 2 | ||
Лекция 4. Чрезвычайные ситуации, вызванные сильными ветрами и атмосферными осадками Основными характеристиками ветра. Баллы Бофорта. Классификация сильных ветров. Классификация атмосферных осадков.Поражающие факторы грозы. Классификация молний. Основными травмами при поражении молнией. Молниезащита. | ОЛ 2, 4, ДЛ 3-5 | ||
Лекция 5. Чрезвычайные ситуации, вызванные извержениями вулканов и вызванные лавинами, обвалами, оползнями, селями Основными поражающими факторами вулкана. Лава. Основные способы борьбы с извержениями вулканов.Лавина. Защита от лавин. Обвал. Оползень. Сель. | ОЛ 5, ДЛ 4 | ||
Практические занятия | |||
Тема 3. Первая медицинская помощь при переломе Цели и задачи изучения темы:Ознакомление студентов с правилами оказания первой медицинской помощи при переломах. | ОЛ 1, ДЛ 1 | ||
Тема 4. Оказание первой медицинской помощи при ожогах Цели и задачи изучения темы:Ознакомление студентов с правилами оказания первой медицинской помощи при ожогах. | ОЛ 1, ДЛ 3 | ||
Тема 5. Первая медицинская помощь при обморожениях. Синдром длительного сдавливания. Шок. Цели и задачи изучения темы: Ознакомление студентов с правилами оказания первой медицинской помощи при обморожениях, сдавливания и при шоковом состоянии. | ОЛ 1, ДЛ 2 | ||
Самостоятельная работа (СРСП+СРС) | |||
Опасности. Их классификация | ОЛ 2, 4, ДЛ 3-5 | ||
Деятельность ЧС в Республике Казахстан | ОЛ 5, ДЛ 4 | ||
Проблемы психологии безопасности. | ОЛ 1, ДЛ 3 | ||
Нормирование опасных и вредных производственных факторов. | ОЛ 2, 4, ДЛ 3-5 | ||
Проблема терроризма в современном мире. | ОЛ 5, ДЛ 4 | ||
Определить основные принципы деятельности международных движений по ЧС. | |||
Модуль 3. Техногенные чрезвычайные ситуации | |||
Лекция 6. Чрезвычайные ситуации, вызванные пожарами Классификация пожаров. Основные причины возникновения пожаров. Признаки начинающегося пожара. Процесс тушения пожара. Классификация огнетушителей. | ОЛ 1, ДЛ 2 | ||
Лекция 7. Чрезвычайные ситуации, вызванные аварийно химически опасными веществами (АХОВ) Основные запасы АХОВ. Характеристика классов опасности химических веществ. Противогазы. Эвакуация. Правила безопасности при работе с химикатами. | ОЛ 1, ДЛ 2 | ||
Лекция 8. Чрезвычайные ситуации, вызванные транспортом Основные виды транспорта. Чрезвычайные ситуации на автомобильном транспорте. ДТП. Основные причины ДТП. Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте. Требования безопасности на авиационном транспорте. Чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте. Меры безопасности на железной дороге. Чрезвычайные ситуации на наземном транспорте. | ОЛ 3, ДЛ 5 | ||
Лекция 9. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности Опасный производственный фактор. Вредный производственный фактор. Классификация производственных факторов. Комфортные условия жизнедеятельности. Виды инструктажа. Параметры микроклимата в производственных помещениях. Освещение в производственных помещениях. Действие шума, вибрации на организм человека. | ОЛ 1, 4, ДЛ 4 | ||
Практические занятия | |||
Тема 6. Первая медицинская помощь при электротравме Цели и задачи изучения темы: Ознакомление студентов с правилами оказания первой медицинской помощи при электротравме. | ОЛ 5, ДЛ 6 | ||
Тема 7. Первая медицинская помощь при утоплении Цели и задачи изучения темы: Ознакомление студентов с правилами оказания первой медицинской помощи при утоплении. | ОЛ 1, ДЛ 1 | ||
Тема 8.Первая медицинская помощь при внезапных заболеваниях Цели и задачи изучения темы: Ознакомление студентов с правилами оказания первой медицинской помощи при внезапных заболеваниях. | ОЛ 1, ДЛ 1 | ||
Тема 9.Чрезвычайные ситуации, вызванные взрывами Цели и задачи изучения темы: Ознакомление студентов с правилами безопасности при чрезвычайных ситуациях вызванные взрывами. | ОЛ 5, ДЛ 4 | ||
Самостоятельная работа (СРСП+СРС) | |||
Интоксикация организма и ее профилактика. | ОЛ 1,3, ДЛ 2 | ||
Классификация вредных веществ по характеру воздействия на организм человека. | ОЛ 2, 4, ДЛ 3-5 | ||
Первая помощь при несчастных случаях. | ОЛ 5, ДЛ 4 | ||
Опасные метеорологические явления: метели, опасные снегопады, ливни, град. | ОЛ 1, ДЛ 3 | ||
Защитное заземление, отключение и зануление. СИЗ от поражения электрическим током. | ОЛ 4, ДЛ 6 | ||
Генетика и болезни. | ОЛ 5, ДЛ 4 | ||
Борьба с производственным шумом и вибрацией. | ОЛ 1, ДЛ 3 | ||
Питание и болезни. | ОЛ 4, ДЛ 6 | ||
Модуль 4. Социальные чрезвычайные ситуации | |||
Лекция 10. Чрезвычайные ситуации, вызванные войной. Ядерное оружие Классификация войн. Виды современных средств поражения. Ядерное оружие. Поражающие факторы ядерного взрыва. Характеристика зон заражения на следе радиоактивного облака. Последствия облучения людей. | ОЛ 3, ДЛ 3 | ||
Лекция 11. Химическое, биологическое и обычное оружие Отравляющие вещества. Классификация отравляющих веществ. Защита населения от ОВ. Биологическое оружие. Поражающее действие биологического оружия. Обычное оружие. Классификация боеприпасов. | ОЛ 1, ДЛ 3 | ||
Лекция 12. Чрезвычайные ситуации, вызванные терроризмом Правила поведения при угрозе террористического акта. Признаки взрывного устройства. Правила поведения при возникновении террористического акта. Чрезвычайные ситуации вызванные похищением людей. Основные причины и мотивы похищения людей. Основные варианты освобождения. Чрезвычайные ситуации, вызванные захватом заложников. | ОЛ 4, ДЛ 6 | ||
Лекция 13. Чрезвычайные ситуации, вызванные опасными привычками Наркомания. Первые признаки наркотической зависимости. Психическая и физиологическая зависимости. Абстинентный синдром. Признаки употребления наркотиков. Полинаркотизм. Алкоголизм. Табакокурение. Отказ от табакокурения. Пассивное курение. | ОЛ 5, ДЛ 4 | ||
Практические занятия | |||
Тема 10.Безопасность при работе с компьютером Цели и задачи изучения темы: Ознакомление студентов с правилами безопасности при работе с компьютером. | ОЛ 2, ДЛ 4 | ||
Тема 11.Чрезвычайные ситуации, вызванные радиацией Цели и задачи изучения темы: Ознакомление студентов с правилами безопасности при чрезвычайных ситуациях вызванной радиацией. | ОЛ 2, ДЛ 4 | ||
Тема 12. Анализ производственного травматизма способом относительных показателей (коэффициентов) Цели и задачи изучения темы: Ознакомление студентов с методы анализа производственного травматизма | ОЛ 2, ДЛ 7-8 | ||
Самостоятельная работа (СРСП+СРС) | |||
Опасность инфекционных заболеваний | ОЛ 2, ДЛ 4 | ||
Роль генетического фактора в провоцировании болезней | ОЛ 3, ДЛ 9-11 | ||
Питание и здоровье | ОЛ 2, ДЛ 4 | ||
Здоровый образ жизни – национальная политика РК. | ОЛ 2, ДЛ 7-8 | ||
Табакокурение, алкоголизм, наркомания. | ОЛ 2, ДЛ 4 | ||
Оказание первой помощи. | ОЛ 2, ДЛ 4 | ||
Функции Международных общественных организаций при ЧС. | ОЛ 2, ДЛ 4 | ||
Действия населения при угрозе террористического акта. | ОЛ 2, ДЛ 7-8 | ||
Модуль 5. Экологические чрезвычайные ситуации и управление БЖД | |||
Лекция 14. Экологические чрезвычайные ситуации Строение и характеристики биосферы. Состояние атмосферы. Классификация загрязнений атмосферы. Состояние водных ресурсов. Запасы пресных вод. Санитарно-гигиенические показатели природных вод.Загрязнение водных ресурсов. Влияние загрязненной воды на организм человека. Состав почв. Загрязнение почвы. Влияние загрязнения почвы на организм человека. | ОЛ 2, ДЛ 4 | ||
Лекция 15. Управление безопасностью жизнедеятельности Гражданская оборона. Основные задачи в области гражданской обороны. Задачи обучения населения. Действия населения по сигналам гражданской обороны. Эвакуация населения. Классификация эвакуации населения. Структура гражданской обороны. Силы гражданской обороны. Виды аварийно-спасательных и других неотложных работ. | ОЛ 3, ДЛ 9-11 | ||
Практические занятия | |||
Тема 13. Пожарная безопасность Горение. Виды процесса возникновения горения. Показатели пожаро- и взрывоопасности веществ. Опасные факторы пожара. Классификация помещений по пожаровзрывоопасности. Система предотвращения пожара. Способы тушения пожара. Классы пожаров | ОЛ 5, ДЛ 2 | ||
Самостоятельная работа (СРСП+СРС) | |||
Методика искусственного дыхания и применение. | ОЛ 1,3, ДЛ 2 | ||
Некоторые меры по социальной реабилитации | ОЛ 2, 4, ДЛ 3-5 | ||
Психологические аспекты ЧС | ОЛ 5, ДЛ 4 | ||
Основные способы оповещение населения при ЧС | ОЛ 5, ДЛ 4 | ||
Всего |
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Цель БЖД как науки?
2. Дайте определение жизнедеятельности?
3. Взаимодействие между человеком и средой обитания?
4. Дайте определение техносфере?
5. Виды опасности?
6. Что понимаются под системой безопасности?
7. Какая ситуация называется чрезвычайной?
8. Что понимают под источником чрезвычайной ситуации?
3. Как классифицируются чрезвычайные ситуации в зависимости от источника?
4. Как классифицируются чрезвычайные ситуации в зависимости от масштабов?
5. Какая чрезвычайная ситуация является локальной?
6. Какая чрезвычайная ситуация является местной?
7. Какая чрезвычайная ситуация является территориальной?
8. Какая чрезвычайная ситуация является региональной?
9. Какая чрезвычайная ситуация является трансграничной?
10. Дайте определение стихийного бедствия.
11. Какова статистика стихийных бедствий?
12. Какая чрезвычайная ситуация называется природной?
13. Как классифицируются природные чрезвычайные ситуации?
14. Какие стихийные бедствия относятся к геологическим природным чрезвычайным ситуациям?
15. Какие стихийные бедствия относятся к метеорологическим природным чрезвычайным ситуациям?
16. Какие стихийные бедствия относятся к гидрологическим природным чрезвычайным ситуациям?
17. Какая чрезвычайная ситуация называется техногенной?
18. Как классифицируются техногенные чрезвычайные ситуации?
19. Дайте определение аварии.
20. Дайте определение катастрофы.
21. Какие виды и характеристики катастроф вы знаете?
22. Какая чрезвычайная ситуация называется социальной?
23. Как классифицируются социальные чрезвычайные ситуации?
24. Какая чрезвычайная ситуация называется экологической?
25. Как классифицируются экологические чрезвычайные ситуации?
26. Что называется наводнением?
27. Какие наводнения бывают?
28. Какое наводнение называется половодьем?
29. Какое наводнение называется паводком?
30. Какое наводнение называется нагонным?
31. Какое наводнение называется цунами?
32. Какие последствия наводнений бывают?
33. Какой ущерб могут нанести наводнения?
34. Какие действия следует предпринять населению при наводнении?
35. Что называется землетрясением?
36. Какие бывают землетрясения?
37. Каковы признаки приближающегося землетрясения?
38. Какие последствия землетрясений бывают?
39. Какие действия следует предпринять населению при землетрясении?
40. Что называется ветром?
41. Какие бывают разрушительные ветра?
42. Какой ветер называется ураганом (тайфуном)?
43. Какой ветер называется шквалом?
44. Какой ветер называется смерчем (торнадо)?
45. Какой ветер называется штормом?
46. Какой ветер называется бурей?
47. Какие действия следует предпринять населению при сильном ветре?
48. Что называется атмосферными осадками?
49. Какие атмосферные осадки называются дождем (ливнем)?
50. Какие атмосферные осадки называются снегопадом?
51. Какие атмосферные осадки называются градом?
52. Какие атмосферные осадки называются грозой?
53. Какие действия следует предпринять населению при сильных атмосферных осадках?
54. Что называется вулканом?
55. Какие бывают вулканы?
56. Какие действия следует предпринять населению при извержении вулкана?
57. Что называется лавиной?
58. Что называется обвалом?
59. Что называется оползнем?
60. Что такое сель?
61. Какие действия следует предпринять населению при сходе лавины, обвале, и оползне, селе?
62. Что называется пожаром?
63. Классифицируйте пожары.
64. Какова динамика количества пожаров и числа погибших на них?
65. Каковы основные причины возникновения пожаров?
66. Каковы признаки пожара?
67. Какие правила поведения следует соблюдать при пожаре?
68. Назовите причины возникновения природных пожаров.
69. Назовите классификацию и принцип работы огнетушителей.
70. Каковы поражающие факторы пожара?
71. Что называется взрывом?
72. Что называется взрывчатым веществом?
73. Каковы поражающие факторы взрыва?
74. Назовите правила безопасности при эксплуатации газовых приборов.
75. Какие действия следует предпринимать при обнаружении взрывоопасных предметов?
76. Какие правила поведения следует соблюдать при взрыве?
77. Что называется аварийно химически опасными веществами?
78. Дайте характеристику классов опасности химических веществ?
79. Какие действия следует предпринять при нахождении в зоне химического заражения?
80. Какие действия следует предпринять по сигналу «Химическое нападение»?
81. Какие действия безопасности следует предпринять при работе с химикатами?
82. Что называется радиацией?
83. Какова величина нормального радиационного фона?
84. Какое поражение может нанести людям радиация?
85. Что такое проникающая радиация?
86. Что такое радиоактивное загрязнение?
87. Каковы особенности действия ионизирующего излучения?
88. Какие способы защиты от радиации могут быть?
89. Что называется электрическим током?
90. Назовите основные причины поражения электрическим током.
91. Назовите правила электробезопасности.
92. Какова динамика смертельных несчастных случаев на транспорте?
93. Что называется ДТП?
94. Кто является участником ДТП?
95. Назовите основные причины ДТП.
96. Какие действия следует предпринимать человеку, если он попали в аварию?
97. Какие требования безопасности следует соблюдать на авиационном транспорте?
98. Назовите причины чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте.
99. Какие меры безопасности следует предпринимать на железной дороге?
100. Какие требования безопасности следует соблюдать на наземном транспорте?
101. Что называется опасным производственным фактором?
102. Что называется вредным производственным фактором?
103. Дайте классификацию производственных факторов.
104. Что относится к физическим производственным факторам?
105. Что относится к химическим производственным факторам?
106. Что относится к биологическим производственным факторам?
107. Что относится к психофизиологическим производственным факторам?
108. Какие параметры микроклимата являются оптимальными?
109. Какие параметры микроклимата являются допустимыми?
110. Назовите параметры микроклимата.
111. Какой свет относится к видимому?
112. Назовите виды производственного освещения.
113. Какие нормы освещения должны быть?
114. Какое освещение называется естественным?
115. Какое освещение называется искусственным?
116. Что называется шумом?
117. Каковы источники звука и их уровень?
118. Что называется вибрацией?
119. Какое влияние оказывает вибрации на организм человека?
120. Какова рекомендуемая окраска стен и пола в помещении при работе с компьютером?
121. Каковы рекомендуемые величины коэффициента отражения в помещении при работе с компьютером?
122. Каковы рекомендуемая освещенность в помещении при работе с компьютером?
123. Назовите параметры микроклимата для помещений, где установлены компьютеры.
124. Каковы нормы подачи свежего воздуха в помещения, где установлены компьютеры?
125. Назовите допустимые значения параметров неионизирующих электромагнитных излучений.
126. Какими показателями рабочее место оператора компьютера?
127. Назовите количество погибших в войнах.
128. Классифицируйте войны.
129. Классифицируйте оружия массового поражения.
130. Какое оружие называется ядерным?
131. Назовите поражающие факторы ядерного взрыва.
132. Что называется воздушной ударной волной?
133. Какие поражения наносят людям воздушной ударной волной?
134. Какие степени поражений наносятся объектам экономики воздушной ударной волной?
135. Назовите основные способы защиты населения от воздушной ударной волны.
136. Что называется световым излучением?
137. Какие поражения наносятся людям при действии светового излучения?
138. Как следует защита населению от светового излучения?
139. Что называется проникающей радиацией?
140. Назовите степени лучевой болезни в зависимости от полученной человеком дозы.
141. Что называется радиоактивным заражением местности?
142. Какие источники радиоактивного заражения бывают?
143. Каковы последствия облучения людей?
144. Что называется химическим оружием?
145. Что называется отравляющем веществом?
146. Дайте классификацию отравляющих веществ?
147. Что такое отравляющее вещество нервно-паралитического действия?
148. Что такое отравляющее вещество кожно-нарывного действия?
149. Что такое отравляющее вещество общеядовитого действия?
150. Что такое отравляющее вещество удушающего действия?
151. Что такое отравляющее вещество психохимического действия?
152. Что такое отравляющее вещество раздражающего действия?
153. Как следует защищаться населению от отравляющих веществ?
154. Что называется биологическим оружием?
155. Каково поражающее действие биологического оружия?
156. Что из себя представляют патогенные микроорганизмы?
157. Что из себя представляют бактерии?
158. Что из себя представляют вирусы?
159. Что из себя представляют грибки?
160. Что из себя представляют микробные токсины?
161. Что называется обычным оружием?
162. Дайте классификацию боеприпасов.
163. Дайте характеристику боеприпасов.
164. Какая защита населения от обычных средств поражения должна быть?
165. Что называется терроризмом?
166. Назовите правила поведения при угрозе террористического акта.
167. Каковы безопасные расстояния при обнаружении взрывного устройства?
168. Назовите признаки взрывного устройства.
169. Какие действия следует предпринимать при поступлении угрозы террористического акта по телефону?
170. Какие действия следует предпринимать при поступлении угрозы террористического акта в письменной форме?
171. Назовите правила поведения при террористическом акте.
172. Каковы основные причины и мотивы похищения людей?
173. Какие действия следует предпринимать, чтобы направленные на предотвратить похищение?
174. Какие действия следует предпринимать похищенным?
175. Каковы основные варианты освобождения похищенных?
176. Назовите правила поведения заложников.
177. Что такое наркомания и как она влияет на здоровье человека?
178. Что такое алкоголизм и как он влияет на здоровье человека?
179. Что такое табакокурение и как оно влияет на здоровье человека?
180. Дайте определение гражданской обороны.
181. Каковы основные задачи в области гражданской обороны?
182. Какие задачи обучения населения в области гражданской обороны?
183. Какие действия следует предпринять населению по сигналам оповещения гражданской обороны?
184. Назовите состав первоочередных мероприятий I группы.
185. Назовите состав первоочередных мероприятий II группы.
186. Каковы мероприятия общей готовности гражданской обороны?
187. В чем заключается эвакуация населения?
188. Дайте классификацию эвакуации населения?
189. Какова структура гражданской обороны?
190. Каков территориальный принцип организации гражданской обороны?
191. Каков производственный принцип организации гражданской обороны?
192. Назовите состав сил гражданской обороны.
193. Какие виды аварийно-спасательных и других неотложных работ могут быть?
194. Что представляет собой первая медицинская помощь?
195. Какие действия следует предпринять при оказании первой медицинской помощи?
196. Назовите правила безопасности при оказании первой медицинской помощи.
197. Назовите признаки жизни у пострадавшего.
198. Назовите признаки смерти у пострадавшего.
199. В чем заключается реанимация пострадавшего?
200. В чем заключается терминальное состояние?
201. Назовите порядок действий при реанимации пострадавшего.
202. Что такое искусственная вентиляция легких?
203. Как проводят восстановление работы сердца?
204. Как делается наружный массаж сердца?
205. Что называется раной?
206. Классифицируйте раны.
207. Дайте характеристику ранам?
208. Как оказывается первая медицинская помощь при ранениях?
209. Назовите правила наложения повязок.
210. Что называется кровотечением?
211. Дайте классификацию кровотечений?
212. Дайте характеристику кровотечений?
213. Оказывается первая медицинская помощь при кровотечениях?
214. Что называется переломом?
215. Дайте классификацию переломов.
216. Каковы признаки перелома?
217. Как оказывается первая медицинская помощь при переломе?
218. Что такое синдром длительного сдавливания?
219. Что представляет собой шок?
220. Как оказывается первая медицинская помощь при шоке?
221. Что представляет собой ожог?
222. Классифицируйте ожоги?
223. Дайте характеристику ожогов.
224. Как оказывается первая медицинская помощь при ожоге?
225. Что представляет собой обморожение?
226. Дайте характеристику обморожений.
227. Как оказывается первая медицинская помощь при обморожении?
228. Что представляет собой электрическая травма?
229. Как оказывается первая медицинская помощь при электрической травме?
230. Что представляет собой утопление?
231. Дайте классификацию утоплений.
232. Дайте характеристику утоплений.
233. Как оказывается первая медицинская помощь при утоплении?
234. Что представляет собой инфаркт миокарда?
235. Как оказывается первая медицинская помощь при инфаркте миокарда?
236. Что представляет собой гипертонический криз?
237. Как оказывается первая медицинская помощь при гипертоническом кризе?
238. Что представляет собой обморок?
239. Как оказывается первая медицинская помощь при обмороке?
240. Что представляет собой инсульт?
241. Как оказывается первая медицинская помощь при инсульте?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.5.1 Основная литература (ОЛ)
1. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов. - М., 2008, 616 с.
2. Мартынюк В.Ф., Прусенко Б.Е. Защита окуржающей среды в черезвычайных ситуациях. –М.,2003, 236 с.
3. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов. - М., 2001, 485 с.
4. Прусенко Б.Е., Сажин Е.Б., Сажина Н.Н. Аттестация рабочих мест. Учебное пособие. –М., 2004, 320 с.
5. Кукин П.П., Лапин В.Л. и др. БЖД. Безопаснсть технологических процессов и производств. Охрана труда. –М., 2001, 319 с.
1.5.2 Дополнительная литература (ДЛ)
1. Сычев Ю.Н. БЖД: учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. — М., 2005. — 226 с.
2. под ред. Белова С.В. Безопасность производственных процессов. – М.: Машиностр., 1985. – 448 с.
3. Корльченко А.Я., Корльченко Д.А.. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и стредства их тушения. Часть 1,2. –М.,2004 г. – 713 с., - 774 с..
4. Арустамов Э.А. Охрана труда. –М., 2008 г., -588 с..
5. Рагимов Р.Р. Основы пожарной безопасности объектов. Учебное пособие. Ростов – на – дону. 2006 г., -45 с.
6. Долин П.А. Справочник по техники безопасности. – М.: Энергоиздат, 1982. – 800 с.
7. Охран труда / сост. И.М. Жданов и др. – М.: Профиздат, 1985. – 258 с.
8. Савельев П.С. Организация работ по предупреждению пожаров на объектах народного хозяйства. – М.: Стройиздат, 1985. – 360 с.
9. Закон РК «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» от 5.07.1996 г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.07.2013 г.) http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1006148
10. Закон РК «Об аварийно – спасательных службах и статусе спасателей» от 27.03.1997 г. N 87-1. http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z970000087_
11. Закон РК «О гражданской обороне» от 7.05.1997 г. № 100-I. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.07.2013 г.) http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1007778
Технические средства