Сущность дисциплины «Организационное поведение» (ОП) ее взаимосвязь с другими управленческими дисциплинами

Н.А. Молодчик

ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА Ч. 3

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Утверждено

Редакционно-издательским советом университета

Издательство

Пермского национального исследовательского

Политехнического университета

Оглавление

Тема 1. Основы организационного поведения

1.1. Сущность дисциплины «Организационное поведение» (ОП) ее взаимосвязь с другими управленческими дисциплинами ….................................................................................................4

1.2. Классификация ОП……………………………..........................................................................5

1.3. Основные концепции ОП……………………………………………………….......................6

1.4. Особенности понятия «организация» в контексте ОП ..…….……………….……...………6

1.5. Эффективность деятельности организации………………….……………………………….7

Тема 2. Личность в организации

2.1. Природные данные……………………………………………………………………………..9

2.2. Демографические характеристики…………………………………………………………...12

2.3. Компетентность……………………………………………………………………………….13

2.4. Личностные черты…………………………………………………………………………….14

2.5. Ценности и установки………………………………………………………………………...18

Тема 3. Мотивация трудовой деятельности

3.1. Потребности ……..……………………………………………………………………………21

3.2. Мотивы и мотивация трудовой деятельности………………………………………………24

3.3. Стимулирование трудовой деятельности……………………………………………………30

Тема 4. Групповое поведение в организации

4.1. Понятие группы. Классификация групп……………………………………………………39

4.2. Стадии развития групп……………………………………………………………………….41

4.3. Характеристики группы……………………………………………………...........................41

4.4. Формальные и неформальные группы, их взаимодействие в организации………………45

4.5. Модель развития команды……………………………………………………………………47

4.6. Условия и факторы эффективности групповой работы……………………………………49

Тема 5. Лидерство в организации

5.1. Лидерство и групповая динамика……………………………………………………………51

5.2. Функции лидерства…………………………………………………………………………...54

5.3. Восприятие лидера его группой……………………………………………………………..56

5.4. Личностные характеристики лидера…………………………………………………...……57

5.5. Основные теории лидерства…………………………………………………………………59

Тема 6. Коммуникации в организации

6.1.Коммуникация как структура…………………………………………………………………66

6.2. Коммуникация как динамический процесс…………………………………………………67

6.3. Факторы, препятствующие процессу эффективной коммуникации……………………..68

Тема 7. Организационная культура

7.1. Составляющие организационной культуры…………………………………………………70

7.2. Доминантная культура, субкультуры и контркультуры……………………………………73

7.3. Факторы, влияющие на формирование организационной культуры……………………..74

Тема 8. Управление нововведениями в организации

8.1. Понятие изменений и нововведений………………………………………………………...76

8.2. Политика организации в отношении изменений…………………………………………...77

8.3. Сопротивление изменениям и их преодоление……………………………………………..79

Тема 9. Управление конфликтами

9.1. Конфликт как неотъемлемая составляющая общества……………………………………..81

9.2. Элементы, формула и этапы конфликта…………………………………………………….82

9.3. Типы конфликтов……………………………………………………………………………..86

9.4. Причины конфликтов…………………………………………………………………………88

9.5. Действия руководства по разрешению конфликтов………………………………………..89

Литература………….......................................................................................................................92

Приложение № 1.Тест для определения типа личности по типологии Майерс-Бриггс..…94

Приложение № 2.Опросник УСК (тест для определения локус контроля)…………….....98

Приложение № 3.Тест «Ориентация на тип А или Б»……………………………………….100

Приложение № 4 Тест Рокича «Ценностные ориентации»

Приложение № 5 Тест Белбина (диагностика функционально-ролевых позиций)

Приложение № 6.Теория ситуационного лидерства П. Херси и К. Бланшара……………..101

Приложение № 7.Модель принятия решений руководителем по Вруму-Йеттону………...103

Приложение № 8.Концепция заменителей лидерства………………………………………..104

Приложение № 9.Тест «Стратегии и тактики поведения в конфликте»……………………105

Приложение № 10.Этапыдеятельности руководителя по урегулированию конфликта…..107

Темы для контрольных работ…………………………………………………………………108

Тема 1. Организационное поведение

1. Сущность дисциплины «Организационное поведение» (ОП) ее взаимосвязь с другими управленческими дисциплинами.

2. Классификация ОП.

3. Модели ОП.

4. Особенности понятия «организация» в контексте ОП.

5. Эффективность деятельности организации.

Сущность дисциплины «Организационное поведение» (ОП) ее взаимосвязь с другими управленческими дисциплинами

Происходящие изменения в мире, развитие экономических связей с другими странами, внедрение новейших информационных технологий, ориентация организации на потребителя, разнообразие в составе работников компании и необходимость управлять ими способствовали изменению парадигмы управления. Суть нового подхода заключается в необходимости признания первенства личности в компании, её умений, опыта для продуктивной деятельности.

Сущность ОП состоит в необходимости проведения постоянных исследований поведения людей (как индивидов, так и групп) для того, чтобы спрогнозировать и рационализировать личностное поведение и деятельность организации, учитывая влияние внешних факторов. Изучение ОП необходимо для того, чтобы компания смогла достичь запланированных целей и задач, повышая тем самым свою эффективность функционирования в условиях рынка.

Идея ОП строится на том, что люди содержат в себе мощный потенциал. Управляя деловым поведением людей, менеджеры повышают эффективность деятельности организации.

ОП – систематическое изучение и применение на практике знаний о том, как люди взаимодействуют внутри организации. ОП является совокупностью различных учебных дисциплин ввиду применения понятий, убеждений, положений, непосредственно заимствованных из других учебных курсов. Например, менеджмента, теории организации, управления персоналом, психологии, социологии. Кроме того, ОП изучает личность индивида внутри группы: мировоззрение, настроение, отношение к новому, а также реакцию на воздействие внешних факторов.

Таким образом,

· ОП – это совокупность различных дисциплин;

· ОП сфокусировано на личности человека и его развитии;

· ОП ориентировано на результат;

· ОП учитывает во внимание влияние внешних факторов.

Предмет ОП - основные закономерности и движущие силы, которые определяют поведение людей в условиях совместного труда и межличностного общения в организациях.

Объекты ОП -индивид, группа, организация.

Цель ОП – освоить методы управления поведением людей в процессе трудовой деятельности.

Задачи ОП:

1. Объяснить причины того или иного поведения людей.

2. Предсказывать поведение сотрудников.

3. Контролировать поведение персонала и развивать человеческий потенциал для достижения целей организации.

Впервые упоминание о такой дисциплине, как «Организационное поведение» появилось в 1959 году благодаря двум американским ученым Д. Хауэлу и Р. Гордону. На протяжении длительного времени они проводили анкетирование слушателей и преподавателей американских бизнес-школ. В результате проведенного исследования выяснилось, что опрошенных людей первоначально интересует вопрос, что следует сделать, чтобы поведение сотрудников соответствовало целям и задачам организации, в которой они работают. Так возникла дисциплина «организационное поведение», которая является «мультидисциплиной», объединяющая несколько учебных курсов. (социологию, психологию и др.)

Наши рекомендации