Применение игровых и занимательных материалов в обучении безопасности жизнедеятельности

Рассматривая понятие игры как средства обучения можно сделать следующие выводы:

1) игра — эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

4) игра — один из приёмов преодоления пассивности учеников;

5) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Как же облечь урок ОБЖ в игровую форму в школьной практике?

Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Игровые технологии на уроках ОБЖ можно применять на всех ступенях школьного образования.

Правильный отбор игр позволяет их использовать на различных типах уроков: от изучения нового материала до уроков обобщения и систематизации знаний.

Игровая деятельность на уроках ОБЖ использу­ется в следующих случаях:

1) В качестве самостоятельных технологий для освое­ния понятия, темы и даже раздела учебного предмета.

Например, для закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний по различным разделам курса ОБЖ: урок-игра «Дорожные знаки» для учащихся 5-6 классов; интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Брейн-ринг», «Звездный час» и др. (Приложение 1)

2) Как элементы более обширной технологии.

При проведении проблемного урока ОБЖ можно использовать ролевые игры, где учащиеся получают роли «Эксперта», «Хранителя времени», «Почемучки» и др.

3) В качестве технологии урока или его фраг­мента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» на этапе введения учащимся предлагается вспомнить русские пословицы и поговорки о здоровье. Также можно широко использовать дидактические игры на разных этапах урока, например, игра «Хлопай в ладоши» (5 класс), игра «Выбери действие» (7 класс), серия дидактических игр по правилам дорожного движения в 5-6 классах на этапе повторения, закрепления, контроля знаний и многое другое. Также детям можно предложить разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, это всегда активизирует мыслительные процессы, пробуждает интерес к учению. (Приложение 2)

4) Как технология внеклассной работы.

В качестве примера может служить проведение различных сетевых игр по ОБЖ, проведение военно-спортивной игры «Зарница», и др.

Таким образом, результативность применения игровых технологий на уроках ОБЖ будет зависеть, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д. Составление программ таких игр – забота каждого учителя. «Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать».

При использовании занимательных заданий для их эффективного воздействия на знания, умения и навыки обучающихся учителю стоит придерживаться методических рекомендаций:

1) занимательные задания можно применять на всех этапах обучения, на любом этапу урока – они могут использоваться при объяснении нового материала (переключение внимания), перед закреплением нового материала и т.д.,

2) занимательные задания можно применять, подбирать по каждой теме предмета,

3) решением занимательных заданий можно заниматься в домашних условиях,

4) ограниченное количество по предметам вызывает необходимость организации внеклассной работы с широким использованием занимательного материала,

5) важен последовательный переход от простых задач к сложным,

6) учитывать индивидуальные качества обучающегося, подбирать варианты задач, головоломок различной степени сложности,

7) при неправильном поиске ответа учитель должен дать обучающему правильное направление решения, контролировать ход решения, но не говорить сразу же правильный ответ,

8) после решений занимательных заданий полезен разбор правильных ответов.

Цель игрового обучения – обеспечение личносто-деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение обучающихся в творческую деятельность. Это уроки соревнования, конкурсы, викторины и т.п.

За последние десятилетия в педагогических науках «интерес к игре, как особому виду человеческой деятельности, возрастает» (Т.А. Апинян), и это объяснимо, потому, что идет интенсивный поиск, вызванный потребностью открыть такие формы организации учебной деятельности на уроке, которые обеспечили бы высокую эффективность преподавания и, вместе с тем, гармоничность развития личности.

Игра – это форма деятельности в условных ситуациях. Идея использования элементов игры с целью активизации познавательной деятельности не нова. Так, выдающийся немецкий педагог Ф. Фребель считал, что развивать фантазию ребенка можно, используя простой материал. Он рассматривал игру ребенка как «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира».

При организации игровых уроков нужно помнить, что их главная цель – самостоятельная деятельность обучающихся по повторению старых знаний и добыванию новых. Порой, организуя подобные уроки, учитель все внимание обращает на внешнюю сторону: красивое оформление, костюмы, призы, чаепитие и пр. и при этом упускает главное. Важно найти оптимальное сочетание игры и обучения, «не заиграться».

Организуя обучение, необходимо помнить слова известного педагога С.И. Гессена, который утверждал: «… урок должен оставаться уроком, то есть содержать всегда точную и определенную цель работы, быть только пронизанным творчеством и к нему устремленным, но не переходить в него преждевременно». И продолжал: «Преждевременное превращение урока в творчество ведет не к воспитанию творцов, а к воспитанию дилетантов, удовлетворяющихся расплывчатой общностью, приблизительностью исполнения, которая закрывает всякий путь к подлинному творчеству».

В практике преподавания ОБЖ широко использую вербальные (словесные) головоломки, кроссворды, чайнворды, ребусы, шарады, анаграммы, загадки, сканворды.

Вербальные головоломки. Под головоломками в психологии подразумевается особый тип проблемных задач, построенных с учетом недостатков, присущих мышлению большинства людей. Тот, кто подвержен этим недостаткам в меньшей степени, естественно, имеет больше шансов решить ту или иную головоломку. А это значит, что у такого человека в большей степени, обычно при решении головоломок сталкивается с непреодолимыми трудностями. Впрочем, эти трудности вполне изживаемы, и упражнения в разгадывании головоломок так и призваны сослужить здесь добрую службу.

Как и логические задачи, головоломки носят предельно абстрактный, обобщенный характер, мало напоминая по своей внешней форме те задачи, в частности производственного характера, с которыми нам приходится в повседневной жизни. Решение головоломки способствует развитию логичности, гибкости, сопротивляемости прошлого опыта. Обладание такими обобщенными качествами позволяет человеку решать проблемные задачи в любой сфере профессиональной деятельности, где у него имеются соответствующие знания. В практике преподавания ОБЖ, широко используются вербальные (словесные) головоломки, широко известны кроссворды, чайнворды, ребусы, шарады, анаграммы, загадки, сканворды.

Кроссворды на уроках ОБЖ. Дети в любом возрасте с большой охотой и интересом разгадывают загадки, головоломки, шарады, ребусы, кроссворды. Использование их в учебной работе способствует поддержанию и развитию интереса к изучаемому предмету, разнообразит занятия, позволит в необычной форме не только повторить и закрепить изученный материал, но и познакомить учащихся с новыми названиями, понятиями, явлениями. Можно предложить им самим дать краткие, но точные определения, т.е. проделать обратную работу. Для этого придется обратиться к словарям, дополнительной литературе. Сложные кроссворды школьники могут решать дома в свободное время.

Решение кроссвордов развивает сообразительность, настойчивость, догадливость, умение анализировать и обобщать. Кроме того, это способствует более глубокому изучению русского или родного языка – без знания правильного написания того или иного слова невозможно разгадать ни один кроссворд. Все это увеличивает запас слов, расширяет кругозор детей.

Составлять и предлагать кроссворды надо осмысленно, в определенной системе и последовательности, с учетом уровня знаний и умственного развития учащихся. Непосильная работа может оттолкнуть от этого занятия. Но если ученик смог осилить кроссворд, даже с помощью учителя или родителей, он испытывает радость и удовлетворение, проявит желание решать более сложный.

Учителю, использующему кроссворды на своих уроках, целесообразно дать обучающимся некоторые представления об истории этой популярной игры.

Что такое кроссворд и как его разгадывать знают все. Название головоломки вполне оправдывает ее внешний вид: вписываемые нами в клеточки слова всюду взаимно пересекаются. Способ отгадывания кроссвордов на уроках ОБЖ весьма прост.

В зависимости от возраста учащихся, уровня их подготовки и цели урока можно предлагать им для решения различные виды кроссвордов. При проверке знаний по определенной теме – тематические кроссворды, включающие в себя 6-8 определений, при обобщающей проверке – более расширенные, охватывающие понятия и определения по всему разделу

Очень хороший результат дает задание обучающимся составлять кроссворд во внеурочное время. Тогда не только подбирают слова для заполнения горизонтальных и вертикальных рядов клеток, но и дают их правильное определение, характеристику того или иного понятия. Затем кроссворды, составленные обучающимися одной бригады, передаются для решения другой. Желательно вначале проверить ошибки, делающие его решение невозможным. Как правило, обучающиеся с удовольствием составляют кроссворды, тем более, что задание знакомо им и по другим учебным предметам. Наиболее интересные и содержательные кроссворды используются с обучающимися других классов.

Чайнворды в изученииОБЖ. Чайнворд – это игра-задача (головоломка) по разгадыванию слов (названий, определений, терминов), специально составленных в виде цепи, в которой последняя буква предыдущего слова является первой следующего. Для технических чайнвордов соответственно подбираются слова отражающие специфику школьного предмета «ОБЖ». Например, СветофоРисКурениЕ…..

Работа с чайнвордами не самоцель. Она должна органически сочетаться с другими видами деятельности обучающихся как на уроке, так и во внеклассное время. При составлении чайнвордов, как и кроссвордов, используют только имена существительные в именительном падеже и в единственном числе.

Чтобы преобразовать сложенную цепь слов в головоломку нужно вместо букв нарисовать ряд пустых клеток и отметить порядковыми номерами те из них, в которые должны попасть начальные букв всех загаданных слов.Обучающемуся, разгадывающему чайнворд, необходимо знать, что начало и конец каждого слова должны находиться в пронумерованных клетках. Тогда ему будет легко установить, из скольких букв сложены слова цепи.

Для быстрого и эффективного контроля правильности решения любого чайнворда следует заранее подготовить ответы. Их можно вписать и поместить в требуемой последовательности на отдельной карточке или использовать такой же чайнворд-задание с предварительно заполненной сеткой.

Многолетний опыт работы с чайнвордами свидетельствует о том, что они являются полезным и интересным дидактическим средством в подготовке школьников к ОБЖ.

Их решение активизирует проверку и закрепление знаний обучающихся, особенно на завершающем этапе изучения тем и разделов программы. Оно содействует развитию мышления, самостоятельности и настойчивости. Чайнворды можно использовать как непосредственно на уроках, так и во время проведения внеклассной работы по предмету (турниров, конкурсов, утренников, вечеров и других мероприятий). А отдельным, наиболее увлеченным обучающимся их можно также предложить для самостоятельной работы дома.

Ребусы. Разгадывание ребусов с использованием интересных сведений способствует развитию познавательной активности обучающихся, их сообразительности и фантазии.

Ребусы появились 400 лет назад во Франции. В России первые публикации ребусов относятся к середине XIX в.

Ребусы - загадочные рисунки, в которых слова и высказывания зашифрованы сочетаниями букв, цифр и других знаков, изображениями предметов домашнего обихода, животных, рыб, насекомых, деревьев, цветов, инструментов и т.д.

Чтобы использовать ребусы в учебной работе, учитель должен быть знаком с основными правилами их составления и разгадывания:

  • Названия всех предметов, изображенных в ребусах, читаются только в именительном падеже.
  • Если изображение предмета перевернуто, слово следует читать справа налево.
  • Если около рисунков стоят запятые, то в зависимости от их количества и расположения от слова отнять одну или несколько букв.
  • Иногда из слова нужно убрать букву или заменить ее на другую. Тогда ее помещают возле слова в перечеркнутом виде или ставят знак замены «=».
  • Цифры, поставленные возле изображения, указывают на порядок, в котором нужно переставить буквы.
  • Изображение нот подменяют соответствующими словами.
  • Предметы могут быть изображены один над другим, или буквы разделяются горизонтальной линией. В этом случае, соединяя слова, обозначающие изображенные предметы или буквы, надо использовать по смыслу предлог «на» или «под».
  • На поверхности одной буквы могут быть размещены другие. В этом случае следует добавить слог «по».
  • В ребусе может быть изображен фрагмент географической карты.
  • Если в ребусе встречаются буквы, отдельные или объединенные в слоги, они читаются, как обычно.
  • Если фрагменты предмета изображены пунктирными линиями, то на них не следует обращать внимания.

Загадки.

Опытом установлено, что использование загадок при обучении безопасности жизнедеятельности, включающих разнообразные термины и понятия, связанные с темами ОБЖ, расширяет общий кругозор обучающихся, способствует их умственному развитию, повышает интерес к учебе, помогает лучшему усвоению материала, формирует такие качества личности, как настойчивость, целеустремленность. Научившись самостоятельно составлять подобные загадки, учитель сможет оживить учебный процесс, а при желании обучить данному делу обучающихся.

Загадки, несомненно, окажутся полезными учителю, заинтересовавшему обучающихся этой работой. Их можно использовать на разных этапах урока, например, после изучения нового материала на уроке загадки помогут закрепить различные термины и понятия.

Три глаза - три приказа, красный – самый опасный. (Светофор)

Зимнее стекло – весною потекло. (Лед)

Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния)

Художественная литература на уроках ОБЖ. Произведения художественной литературы при изучении ОБЖ, обогащают учебный процесс. Отрывки из рассказов, сказок и стихов оживляют рассказ учителя, пробуждают и поддерживают интерес обучающихся к уроку ОБЖ. Образные, яркие художественные тексты повышают эмоциональность восприятия, содействуют эстетическому воспитанию учащихся. Литературные произведения помогают наблюдать за действиями людей в чрезвычайных ситуациях, подмечать их закономерности.

Методика использования литературных источников может быть разнообразной. Например, если отрывок содержит описание чрезвычайной ситуации, то его целесообразно использовать для иллюстрации изучаемого материала. А можно, зачитав фрагмент их художественного произведения, предложить обучающимся ряд заданий к прочитанному тексту.

Задания следует разнообразить. Например, задать вопросы:

  • Какую чрезвычайную ситуацию вы узнаете в данном литературном произведении?
  • Какие действия в данной чрезвычайной ситуации здесь описаны?

Или предложить обучающимся сравнить наблюдения писателя с их жизненным опытом и ответить на вопрос: как поступили бы дети на месте героя?

К художественным произведениям можно обращаться на разных этапах урока- при объяснении нового материала, при его закреплении, во время опроса.

Проиллюстрирую сказанное примерами.

Чрезвычайные ситуации криминогенного характера.

Пример 1. При изучении этой темы в 5 классе у обучающихся могут вызвать интерес сказки или инсценировки: « Колобок», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят» и т.д. Для обсуждения, можно предложить следующие вопросы:

Почему волку удалось съесть козлят?

Что помогло проникнуть в их дом?

Какую ошибку совершила бабушка Красной шапочки?

Какие ошибки в поведении Красной шапочки ты можешь назвать?

Какую ошибку с точки зрения личной безопасности совершил колобок?

Автономное существование человека в природных условиях

Пример 2. На уроке по данной теме в 6 классе можно использовать отрывки из повести Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке». После прочтения отрывка можно побеседовать о том, что помогло летчику выжить.

Заключение

Игровые методы являются одними из самых эффективных методов обучения, так как их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности. Использование игровых технологий на уроках ОБЖ соответствует познавательным потребностям учащихся разных возрастных групп. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация школьников к изучению предмета ОБЖ.

Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Применение игровых технологий в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность образования учащихся в области безопасности жизнедеятельности. Но не следует забывать, что даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игровые технологии необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.

Литература

1. Газман О.С. и др. В школу — с игрой - М., 1991.

2. Гин А.А. Приемы педагогической техники - 2005.

3. Занъко С.Ф. и др.Игра и ученье - М., 1992.

4. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе - М., 2002.

  1. Латчук В.И., Марков В.В., Маслов А.Г. “Методическое пособие по ОБЖ” 5-9 классы, Дрофа, 2004 г.
  2. Охрана безопасности жизнедеятельности. Экзаменационные вопросы и ответы. АСТ пресс, Москва, 2003 г.
  3. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М., Просвещение, 1992.

8. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП - М., 2005.

9. Трайнев В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании - М., 2006.

Список литературы

1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология (под ред.В. В. Давыдова) / Л. С. Выготский, - М. : Педагогика, 1991

2. Глозман, Ж. М. Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе / Ж. М. Глозман. - М. : В. Секачев, 2006. - 96 с.

3. Киселева, Э. М., Гаврилова Л. А. Возможности курса основы безопасности жизнедеятельности в формировании знаний по экологической безопасности школьников Вестник Орловского Государственного университета. Серия: новые гуманитарные исследования. № 5

(34), 2013

4. Киселева, Э. М. Знакомство с игровыми формами работы по ОБЖ на уроках методики преподавания /ОБЖ. «Основы безопасности жизни / Э. М. Киселева. № 8, СПб, 1999. с. 51 -57

5. Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Методические рекомендации / Т. М. Лифанова - М. : изд-во ГНОМ и Д, 2001. - 32 с.

6. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И.Ожегов, Н. Ю. Шведова - М. : Просвещение, 2010. -793 с.

7. Перельман, Я. И. Занимательные задачи и опыты / Я. И. Перельман, - М. : Просвещение, 1999. - 529 с.

8. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. Учебное пособие. - М, 1998.

9. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для студентов высших и средних учебных заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. И. Шиянов и др. - М.: издательский центр «Академия», 2009. - 115 с.

Приложения

Приложение 1.

Наши рекомендации