Подготовка населения, не занятого в сферах производства и обслуживания

Данная категория населения изучает способы защиты от оружия мастного поражения и других средств нападения противника. Основное внимание при этом обращается на умение обучаемых действовать по сигналам оповещения, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты, оказывать помощь себе и пострадавшим, защищать детей от оружия массового поражения и других средств нападения противника, а также на знание правил поведения при стихийных бедствиях.

Обучение организуется по месту жительства штабом ГО объекта, которому принадлежит жилой сектор. Занятия проводят в учебных группах (10—12 человек) по расписанию, которое составляют на учебный год. Руководителей учебных групп назначают приказом начальника ГО объекта. Занятия по медицинским темам проводят врачи, фельдшера, медсестры, студенты старших курсов медицинских вузов. Кроме этого, население самостоятельно изучает памятку «Это должен знать и уметь каждый».

Ответственность за организацию занятий и обучение этой категории несут начальники ГО объектов.

3. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИИ РУКОВОДИТЕЛЯ К ЗАНЯТИЯМ

Качество проведения занятий зависит прежде всего от подготов­ленности руководителя к занятиям. Подготовка руководителя пред­ставляет собой сложный творческий процесс, требующий всесторон­него изучения материалов занятий, всесторонне продуманного, мето­дически осмысленного и последовательного изложения материала. Без серьёзной подготовки даже опытный руководитель не может рас­считывать на успех в сложной деятельности педагога.

В педагогической практике подготовка руководителя к занятиям осуществляется в два периода: первый предусматривает общую под­готовку, второй - непосредственную.

Общая подготовка включает изучение предмета в целом, а также изучение руководящих документов, определяющих задачи, содержа­ние и организацию учебного процесса. Знание приказов, директив, программ, организационно-методических указаний и планов даст возможность руководителю видеть конечную цель обучения, выде­лить главное и, таким образом, обеспечить целеустремлённость в обучении.

Непосредственная подготовка также проводится заблаговременно в несколько этапов. Теорией и практикой педагогики выработан ра­циональный, поэтапный порядок подготовки руководителя к занятию

На первом этапе руководитель должен уяснитьтему предстоя­щего занятия и её содержание. Для этого ему необходимо тщательно изучить программу, учебно-методические рекомендации и другие руководящие документы. При этом обязательно требуется установить связь данной темы с другими темами изучаемого материала и выяснить, в какой мере она знакома обучаемым.

Второй этап заключается в подборе и изучении литературы по теме занятия и, в первую очередь, рекомендуемой программой. Но это не исключает широкого использования руководств (уставы, нас­тавления), пособий, периодической печати (сборники, журналы, газе­ты), что позволило руководителю быть в курсе всего нового, пере­дового в теории и практике и тем самым, обеспечить научность в обу­чении.

Третий этап подготовки в определении учебной цели, учебных вопросов и порядка проведения занятий. Необходимо ясно и чётко представлять, что следует достичь в результате проведённого занятия.

Учебная, цель определяется на основе оценки подготовленности обучаемых и должна отвечать на вопрос: «кого и чему научить». Если тема излагается впервые, то учебной целью может быть: «ознако­мить», «показать», «разъяснить» и другие. Но если тема уже изуча­лась и речь идёт о дальнейшем совершенствовании знаний, то тогда целью такого занятия может быть поставлено: «углубить», «совер­шенствовать», «отработать».

Учебные вопросы определяются с учётом содержания темы и учеб­ной цели занятия. Формулировка их должна быть ясной и краткой, но позволяющей наиболее кратко раскрыть содержание темы и выпол­нить учебную цель занятия. При этом необходимо соблюдать такую последовательность, чтобы каждый последующий вопрос вытекал из предыдущего. Распределение времени на отработку учебных вопросов производится путём учёта их важности и общего времени, отво­димого на изучение темы.

Четвёртый этап заключается в изучении практических приёмов, отрабатываемых с обучаемыми, и тренировки в правильном их вы­полнении. Учитывая необходимость обучения личного состава прак­тическим действиям для решения задач ГО руководитель, готовясь к проведению занятия, сам обязан тщательно изучить те приёмы, кото­рые он должен будет отработать с обучаемыми. Всё это требует от руководителя не только знаний и умелого образцового показа, но и систематической тренировки в правильном и сноровистом их выпол­нении в установленное нормативами время.

Пятый этап предусматривает подготовку учебно-материальной базы (подготовку учебного имущества и наглядных пособий) для за­нятия, гак как достижение учебной цели занятия в значительной сте­пени зависит от содержания наглядных пособий, качества техничес­ких и имитационных средств, необходимых приборов и аппаратуры.

Шестой этап предусматривает выбор места и его подготовка к занятию. Важно решить: где проводить занятие (в учебном классе, в убежище, в учебном городке и т.д.).

Седьмой этап является заключительным во всей подготовке руко­водителя к проведению занятия. Готовясь к проведению занятия, сле­дует заранее разработать и иметь один из следующих учебно-методи­ческих документов:

- полный конспект или конспект учебного материала;

- сокращённый план или развёрнутый план-конспект занятия;

- методическую разработку или план проведения занятия (учения) по карте (схеме).

Какой документ требуется руководителю в том или ином случае, зависит от ряда факторов, таких как: содержание и место проведения занятия, состав обучаемых, опыт и подготовленность проводящего занятия и т.п. В практике проведения занятия наибольшее распространение получил ПЛАН-КОНСПЕКТ, без наличия которого проведение занятия не допускается.

План-конспект - это рабочий документ, помогающий организованно и целеустремлённо провести занятие, правильно и полно из­ложить содержание темы, не пропустить главного, избежать ошибок при расчёте времени на отработку учебных вопросов, определить порядок использования технических и наглядных средств обучения. Он должен быть кратким, содержательным, наглядным.

План-конспект составляется в произвольной форме, но в нём обя­зательно должны быть отражены: тема занятия, учебная цель, отве­дённое время, метод и место проведения занятия, учебные вопросы и расчёт времени, материальное обеспечение, рекомендуемая литера­тура по теме. Всё это с достаточной полнотой будет отражать струк­туру занятия, т.е. «план» его проведения.

Вторая его часть - «конспект» отражается в разделе «ход и содер­жание занятия». Здесь подробно излагается весь учебный материал и методика его изложения.

В этом разделе указывается:

- - формулировка учебных вопросов и время на их отработку; краткое содержание учебных вопросов и методика их изложения;

- выводы, которые обучаемые должны записать;

- схемы, чертежи, рисунки, которые руководитель будет чертить на доске или показывать с помощью технических средств обучения;

- нормативы, положения из пособий, наставлений, инструкций, выписки, формулировки;

- вопросы, которые должны быть заданы при опросе и контроле усвоения;

- условия, план решения и ответы на намеченные для решения задачи;

- порядок выполнения приема или действия;

- задание обучаемых на самостоятельную работу.
Раскрываемая структура занятия и характер действия руководи­теля и обучаемых.

4. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Общими методическими правилами, с помощью которых учебный материал приобретает форму, наиболее удобную для усвоения, являются:

- начинать изложение учебного материала целесообразно с поста­новки перед обучаемыми познавательной задачи и её практи­ческой целесообразности:

- излагать учебный материал нужно так, чтобы обучаемые полу­чили знания не в «готовом виде», а приходили к ним, совершив сложный путь «открытий», преодоления трудностей;

- фактический материал сопровождается рекомендациями, в кото­рых указать, что и как делать;

- какие выполнять операции.

Это помогает овладению наиболее рациональным и сознательным приёмам (действиям); шире использовать различного рода наглядный материал, добиваясь при этом, чтобы обучаемые работали над ним.

При проведении занятия необходимо следовать принятой структу­ре, которая состоит из трёх частей: вводной, основной и заключи­тельной.

В вводной части проводящий занятия должен привлечь внимание обучаемых к теме, помочь им понять её содержание, психологически подготовить их к активной учебной работе. Она включает подготовку материального и технического обеспечения, проверку наличия обу­чаемых и их готовность к занятию, контроль усвоения пройденного материала. Здесь же сообщается тема, учебная цель и учебные вопро­сы, подлежащие изучению и литература.

После краткого введения руководитель приступает к изложению основной части занятия, т.е. к изучению учебного материала темы, отработке учебных вопросов. Её содержание является стержнем всего занятия и определяет собой весь педагогический процесс в целом. Изложение учебного материала проводится при помощи выбранного для занятия метода или нескольких методов. Поэтому организация и методика проведения основной части при отработке каждого отдельного вопроса будет иметь свою специфику. Важно при этом заметил что руководитель должен стремиться к тому, чтобы мысли, доказа­тельства были последовательными, логическими, связанными друге другом. Не изложив убедительно предыдущего вопроса, не следует переходить к последующему. Необходимо добиваться твердых зна­ний и навыков обучаемых.

Заключительная часть имеет целью подвести итоги и дать направление, предстоящей самостоятельной работе обучаемых. Она должно быть небольшой, но тщательно обдуманной.

Наши рекомендации