Реабилитационный потенциал
(РП) больного или инвалида - показатель, оценивающий на основе комплекса медицинских, психологических и социальных факторов реальные возможности восстановления нарушенных функций и способностей организма, в том числе участия в трудовой деятельности. Оценка РП должна учитывать возможности обратимости и (или) компенсируемости функциональных нарушений, психологическую готовность больного или инвалида к реабилитации, наличие и степень выраженности сопутствующих заболеваний, возможности компенсации патологии при помощи технических средств, а также возможность сохранения имеющегося уровня патологии при прогрессирующем течении процесса. Определение РП базируется на комплексной оценке 3-х групп факторов.
Медицинские факторы:
- клиническое течение заболевания (характер заболевания, степень выраженности последствий основного и сопутствующих заболеваний, частоту обострений, наличие синдрома взаимного отягощения, эффективность лечения и потребность в курсовом, поддерживающем лечении для стабилизации патологического процесса, возможности обратного развития заболевания);
- наличие функциональных резервов организма, определение способностей организма к развитию компенсаторных возможностей человека (определение показателей работоспособности в условиях физических и психоэмоциональных нагрузок и «цены» адаптации к ним);
- клинико-трудовой прогноз с определением возможности продолжения трудовой деятельности в своей специальности или определением доступной тяжести и напряженности трудового процесса.
Психологические факторы:
- психологические особенности личности реабилитанта;
- определение установки на продолжение трудовой деятельности или возможность ее коррекции;
- адекватное отношение к болезни и лечению;
- наличие пре- или постморбидных нервно-психических нарушений.
Социальные факторы включают:
- место жительства реабилитанта;
- уровень и разносторонность образования и профессиональной подготовки;
- профессиональная пригодность в основной профессии, наличие других квалифицированных специальностей;
- возможность приобретения другой, показанной по состоянию здоровья профессии (при профессиональной непригодности в основной профессии;
- наличие условий для рационального трудоустройства;
- экономическое положение реабилитанта и его семьи.
С учетом вышеизложенных медицинских, психологических и социальных факторов определяется РП: высокий, средний или низкий.
Понятия «инвалид», «реабилитационный потенциал»
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Инвалидность - социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты. Социальная недостаточность - социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к нарушению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты. Основные категории жизнедеятельности
способность к самообслуживанию;
способность к самостоятельному передвижению;
способность к обучению;
способность к трудовой деятельности;
способность к ориентации во времени и впространстве;
способность к общению ( установление контактов между людьми, переработка и передача информации);
способность контролировать свое поведение.
Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экстпертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации
Понятие инвалидности(инвалид, ребенок-инвалид, инвалидность, врожденная и приобретенная инвалидность)
Ребенок-инвалид-
Исходя из положений Закона № 181-ФЗ и Семейного кодекса РФ, под ребенком-инвалидом понимается лицо, не достигшее 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности в данном случае – полная или частичная утрата способности или возможности самостоятельно обслуживать себя, передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
Что касается детей с ограниченными возможностями здоровья, то к данной категории относятся дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий.