Современная парадигма предотвращения транспортных аварий и происшествий

Днем и ночью в ж/д поездах, автомобилях и автобусах, на морских и речных судах, на самолетах едут, плывут, летят по стране люди, едут на заводы и стройки, в учебные заведения, на курорты и в туристические лагеря. В наше время трудно найти человека, которые не пользуются услугами различных видов транспорта.

Однако развитие транспортной системы, повышение ее роли в обществе сопровождается негативными факторами, среди которых наиболее отрицательным является высокий уровень аварийности транспортных средств и ДТП. Любое транспортное средство – источник повышенной опасности. Это связано с возможными ДТП, крушениями и авариями пассажирских поездов, воздушных и морских судов, травмами при посадке в транспортное средство и в процессе его движения.

В целом транспортно-дорожная безопасность человека как пассажира и пешехода обеспечивается высоким уровнем профессиональной подготовки водителей (машинистов, пилотов), конструктивными свойствами транспортных средств, составляющими их техническую безопасность, а также строгим и неукоснительным выполнением пассажирами, пешеходами правил пользования различными видами транспорта и правил дорожного движения. Вместе с тем участники транспортного потока в силу неправильных действий либо поведения могут создавать опасные дорожно-транспортные ситуации как на самом транспортном средстве, так и вне его. При этом под участниками транспортного потока понимаются лица, принимающие непосредственное участие в процессе движения как водитель (машинист, пилот и т.п.), пассажир транспортного средства, пешеход.

Не все опасные ситуации разрешаются благополучно, значительная их часть заканчивается транспортными авариями. Транспортная авария – это происшествие, повлекшее за собой гибель или телесное повреждение людей либо повреждения транспортных средств сооружений и грузов.

Лучший способ повысить личную транспортно-дорожную безопасность – это не создавать аварийные ситуации, а в случае их возникновения (не зависимо в следствие чего они возникли) успешно им противодействовать.

Безопасность дорожного движения

Причинно-следственный механизм возникновения ДТП

Более 80 % ДТП происходит по вине водителей автомототранспортных средств, причем практически 100% случаев сопровождается совокупностью сопутствующих факторов: недостаточный опыт, неправильный выбор скорости, отсутствие разметки, недостаточная освещенность в темное время суток, ошибочные действия других участников дорожного движения и т.д.

Проводимые опросы показывают, что свыше 95 % водителей вполне осознанно идут на нарушение правил дорожного движения. 70% опрошенных заявили, что нарушать ПДД их «заставляла» сама дорожная ситуация (плохое состояние дороги, пробки, недостатки в организации движения и т.п.), а также спешка. Порядка 10 % заявили, что причиной нарушения ПДД для них являлись различные отвлекающие факторы, как реклама, витрины магазинов, различные «красочные акции» и т.п.

В качестве примеров рассмотрим влияние некоторых факторов на опасность возникновения ДТП.

Темное время суток. Недостаточная освещенность
Статистика ДТП многих стран показывает, что в темное время суток резко повышается опасность дорожного движения. В темноте водитель значительно хуже воспринимает обстановку, с меньшей точностью оценивает скорость своего автомобиля и, что очень важно, подвержен ослеплению светом фар.

Несмотря на то, что объем движения в этот период в 5-10 раз ниже, чем в светлое время, доля ДТП составляет 40-60 % их общего числа, а опасность некоторых видов ДТП возрастает в 3-4 раза:

· наезды на пешеходов на краю проезжей части — днем 10 %, ночью 90%

· Наезды на велосипедистов, едущих попутно — днем 28 %, ночью 72%

· Наезды автомобилей на неподвижное препятствие — днем 38%, ночью 62

Основной предпосылкой повышения опасности движения в темное время суток является резкое снижение эффективности зрительного восприятия водителями дороги и окружающей обстановки, обусловленное физиологическими особенностями зрения человека. Если учесть, что до 90 % информации, на основе переработки которой происходит оценка обстановки, водитель получает при помощи зрения, становятся очевидными снижение надежности его действий в темный период.

Выбор скорости

Несоответствие скорости движения конкретным дорожным условиям — самое распространенное нарушение. С ним непосредственно связаны и такие опасные ситуации, как выезд на полосу встречного движения (примерно 30 % ДТП), несоблюдение очередности проезда, неправильный выбор дистанции, нарушение правил обгона, перестроения, проезда пешеходных переходов.

Перекрёстки
Основная доля всех ДТП происходит в городах и населенных пунктах. На перекрестках, занимающих незначительную часть их территории, концентрируется почти 20 % всех ДТП. Безопасность проезда перекрестка решающим образом зависят от условий боковой видимости на пересечении. Даже если видимость не ограничена строениями, растительностью, рекламой и другими обстоятельствами безопасное расстояние боковой видимости (БРБВ) резко возрастает от скорости движения: при скорости 20, 40 или 60 км/ч, БРБВ соответственно 10, 30 и 60 метров. Как видно, при увеличении скорости в 3 раза требования по безопасному расстоянию возрастают в 6 раз!

Окружающая среда, включая в себя транспортную, играет значительную роль в обеспечении безопасности человека в транспортных процессах, например, в дорожном движении.

Наши рекомендации