Виды поведения человека и его психическая деятельность: психические процессы, состояния, свойства
П овединка человека- это сложный комплекс приспособлений, направленных на удовлетворение потребностей ее организма (физиологических, социальных, духовных). Она состоит из закрепленных наследственно рефлекторных реакций и привычек, навыков, приобретенных с помощью обучения.
Если бы была возможность наглядно сравнить современного человека с людь ми, жили 20 - 30 тыс. Лет назад, то можно было бы заметить, что за этот период человек внешне почти не изменилась. Более того, некоторые физические качества человека, возможно, даже ухудшились: снизилась острота зрения и слуха не стало прежней силы, выносливости. Это объясняется спецификой эволюционного развития человека: он происходил главным образом в психике.
Психика- это способность мозга отображать объективную действительность в форме ощущений, представлений, мыслей и других субъективных образов объ ного мира. Психика человека проявляется в таких трех видах псы хичних явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства.
Развитие психики - это ре зультат эволюции нервной системы, ее осложнения под воздействием окружающей это ды.
Психические процессы - это кратковременные процессы получения, пере работки информации и обмена ею (например, ощущение, восприятие, память и мышление, эмоции, воля).
Осознавая себя как самостоятельного субъекта различных действий, реально выделяясь из окружающей среды, человек повышает свое влияние на него, изменяя и свои взаимоотношения с ним, что выражается во внимании, мышлении, увеличении удельного веса интеллектуальных моментов деятельности. Это порождает изменения в сознании, которые в свою очередь ведут к изменению поведения и внутреннего отношения к другим людям. Меняется роль регуляторных воздействий - эмоций и воли. Из формы реакции на ситуацию (как последействие) они смещаются к предвидению последствий, к переддии. Это сказывается на определенной независимости от ситуации взрослого человека, человека труда, действия которой регулируются волей, проявляется в воображении как моменте проявления целенаправленного воздействия. Психические процессы не остаются процессами, которые характеризуются самоплиннистю, а превращаются в сознательно регулируемые действия, которыми личность овладевает и которые направляет на решение задач, стоящих перед ней. Восприятие превращается в наблюдение, запоминание - в заучивания.
Целенаправленное действие, начинаясь с мотивов (побуждений), включая цели, задачи, закономерно проявляется в свойствах личности: ее установках, способностях, чертах характера. Эти свойства не даны изначально, ими определяется и в них не растворяется личность. Психические свойства одновременно является и предпосылкой, и результатом деятельности. Так, от способностей зависит результат деятельности, и в деятельности они формируются, раскрываются.
Психические состоянияотражают сравнительно длительные душевные пере жительства, влияющие на жизнедеятельность человека (настроение, депрес сия, стресс).
Психические свойства- стали душевные качества, которые образуются в процессе жизнедеятельности человека и характеризуют ее способность от поведать на определенные действия адекватными психическими действиями (темперамент, опыт, характер, способности, интеллект). Психические процессы и свойства трудно разорвать, они неотъемлемы друг от друга.Психические процессы, их индивидуальные проявления зависят от свойств личности (например, восприятие - от уязвимости), и психические процессы переходят в свойства личности в ходе деятельности. Индивидуально-психологические особенности в эмоциях и свободы - это уже эмоциональная возбудимость и устойчивость, решительность, инициативность как свойства личности. Все свойства личности взаимосвязаны и взаимообусловлены, сплетенные в одно в конкретной деятельности. Так, способности в одних случаях могут порождать у человека решимость, в других - самоуверенность и тому подобное.
Психические свойства человека, повторяясь и закрепляясь в определенных ситуациях, могут переходить в психические состояния человека, которые отражают определенную статичность психических проявлений. Объект или явление как совокупность свойств реализуется через состояние и не может без него рассматриваться. Через психическое состояние раскрывается противоречивость психического отражения взаимодействия - Ее устойчивости и изменений. В каждый данный момент эмоциональное переживание уже не то, каким было до этого, и еще не то, каким мы его предвкушаем. И в то же время или замечаем, например, что определенные переживания на некоторое время становятся господствующими, окрашивая все поведение человека, проявляясь в настроении как эмоциональном состоянии. Психические состояния могут переходить в свойства человека. Частое возникновение состояния тревоги как реакции на возможную психическую угрозу может превратиться в тревожность как свойство личности.
Единство общего психического склада человека всегда более или менее выраженный индивидуальный характер - как меж-, так и внутришньоиндивидуальний, что позволяет обеспечить человеку наиболее полное развитие и применение ее творческих возможностей и сил. Такое обеспечение на меж- и внутришньоиндивидуальному уровнях различий возможно в поступке.
12.Поняття о психоэмоциональные напряжения (стресс). Виды напряжения.
психический стресс, который связан с эмоциональными и интеллектуальными перегрузками или психологическими травмами, часто сочетаются со стрессом.
Стресс - это совокупность общих, неспецифических биохимических, физиологических и психологических реакций организма, которые возникают в результате действия чрезвычайных раздражителей различной природы и характера, которые вызывают «напряжение» функций организма.
Термин «стресс» (англ. Stress - давление, напряжение) впервые ввел канадский ученый-биолог Г. Селье (1936) для обозначения неспецифической реакции организма на действие раздражителя. Как правило, такая реакция возникает в ответ на чрезвычайные для организма раздражение. Он считал, что именно конфликты организма с окружающей средой поддерживают в рабочем состоянии биологические механизмы защиты от вредных воздействий (тренируя их), что полная свобода от страха губительна. При действии стрессоров на психику возникает психическое или психоэмоциональный стресс.
При стрессе рефлекторно начинают действовать нервные и гуморальные механизмы. Кора мозга посылает импульсы к ретикулярной формации и гипоталамуса, возбуждается симпатичный отдел нервной системы, а мозговой слой надкирникив секретирует в кровь катехоламины. Под их влиянием в гипоталамусе увеличивается образование кортиколиберина, который стимулирует секрецию АКТГ, а он, в свою очередь, обеспечивает образование и выход глюкокортикоидов с коркового слоя надпочечников. Эти гормоны повышают резистентность (сопротивляемость организма в отношении любых стресс-факторов) проявляются стадии тревоги, резистентности, истощения).
Виды стресса
Физиологический стресс связан с объективными изменениями условий жизнедеятельности человека. Стрессорами при этом могут быть микроклимат, радиация, шум, вибрация, природные стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, извержение вулкана) и даже затопления квартиры соседями.
Психоэмоциональное стресс возникает из личной позиции индивида. Человек реагирует на то, что его окружает согласно своей интерпретацией внешних стимулов, которая зависит от личностных характеристик, социального статуса, ролевого поведения, возраста, воспитанности, жизненного опыта. Скажем, кража кошелька для одного станет стимулом быть внимательным, сконцентрированным, больше поработать, чтобы вернуть утраченное. А другой наоборот охватит апатия, ощущение своей никчемности и постоянного невезения. Полное отсутствие состояния стресса при воздействии возбуждающих факторов означает смерть. Способность организма к адаптации постепенно теряется с возрастом.