Организация и методика проведения уроков по теме «Опасности, подстерегающие дома»
На уроках по теме «Опасности, подстерегающие дома» учащихся необходимо познакомить с опасностями, которые подстерегают их в городской квартире, сельском доме, а также с правилами безопасного поведения в домашней обстановке.
На уроке, когда будут рассматриваться планировка и устройство жилища (городской квартиры или индивидуального дома), следует отметить, что современный городской дом многоэтажен. В нем проложена закрытая, разветвленная по квартирам электропроводка, проходит сеть центрального обеспечения водой (холодной и горячей), теплом, газом, отводом продуктов жизнедеятельности (канализация, мусоропровод), оборудована подъемная система (пассажирский и грузовой лифты). Благоустроенные квартиры обставлены разнообразной мебелью, бытовой аппаратурой и электроприборами, в них в изобилии хранятся предметы бытовой химии (лаки, краски, дезодоранты и др.), в основном расфасованные в аэрозольные упаковки и находящиеся под давлением. Кроме того, все кухни оборудованы газовыми или электрическими плитами.
Далее необходимо указать на то, что многие домашние предметы, бытовые приборы таят незримую опасность для человека. После этого можно предложить ребятам вопрос, что они понимают под опасностью. Дети высказываются. Вероятно, ответы ребят будут самые разнообразные. В ходе коллективной беседы выясняется, что дети понимают под словом «опасность» (все то, что может причинить человеку боль, вызвать повреждение организма, стать причиной заболеваний).
Затем следует перейти непосредственно к рассмотрению источников опасности современного жилища. Для этого вместе с ребятами предстоит мысленно обойти и осмотреть их квартиры и дома, с тем чтобы увидеть, какие предметы и вещи потенциально могут грозить опасностью, и научиться одними предметами правильно пользоваться, а к другим применить правило – никогда не прикасаться без разрешения и присутствия взрослых. При этом целесообразно использовать такие рисунки (картины), как интерьер общей комнаты, кухни (городской, сельской).
Рассматривая рисунки, а также вспоминая устройство и оборудование своего жилища, дети называют домашние предметы, вещества, которые, на их взгляд, могут причинить боль, вызвать повреждение организма. С помощью учителя они систематизируют их, выделяя те, которые могут вызвать травму, ожог, отравление.
Несчастные случаи происходят и при воздействии электрического тока, когда дети пытаются исследовать содержание электророзеток, втыкая в них гвозди, шпильки, проволоку. Причина поражения нередко кроется в оголенных проводах и неисправных электроприборах, которые иногда берутся исправлять сами ребята, порой не обладая достаточными знаниями и навыками техники безопасности.
В ходе обсуждения целесообразно приводить конкретные примеры несчастных случаев, произошедших с детьми в домах (квартирах), иллюстрируя каждый из них сюжетной картинкой.
Закончив разговор об источниках (носителях) опасности, следует предложить ученикам подумать, почему в наше время происходит так много несчастных случаев в домашних условиях.
В результате коллективного обсуждения ребята сами или с помощью учителя приходят к выводу, что основной причиной несчастных случаев с детьми является незнание ими опасностей, а также того, к чему могут привести невнимательность и необдуманность поведения (действий, поступков). На последующих уроках необходимо ознакомить детей и с другими опасностями, с которыми они могут столкнуться, находясь дома.
3. Организация и методика проведения уроков по теме «Двор и улица – места повышенной опасности»
При изучении темы «Двор и улица – места повышенной опасности» необходимо закрепить, расширить и углубить представления учащихся об опасностях наших дворов и улиц, а также совершенствовать практические навыки безопасного поведения в этих местах.
Первое занятие хорошо провести в форме вводной экскурсии – вывести детей на улицу и вместе с ними внимательно осмотреть ближайший двор или несколько дворов, улицу, чтобы лучше понять, где притаились возможные опасности. Знания, приобретенные детьми во время экскурсии по дворам и улицам города (села, поселка), наблюдения за играми детей, поведением пешеходов, движением транспорта затем уточняются, дополняются, совершенствуются во время последующих разнообразных занятий и игр.
Наши дворы, к сожалению, не только место для отдыха и детских игр, но еще и своеобразный источник опасности. Наиболее частый вид травматизма во дворе – это различного рода повреждения: ушибы, ссадины, раны, вывихи, переломы, сотрясения мозга, в основном возникающие в результате падения с крыш сараев и гаражей, деревьев и заборов, качелей, горок, лестниц и т. д. Дети падают и на ровном месте – на грязных дорожках и тротуарах, захламленной территории. Очень серьезная опасность – незакрытые канализационные люки и колодцы. Падая в них, ежегодно гибнут десятки детей. Получают дети повреждения также в процессе подвижных игр (столкновений друг с другом), в результате таких шалостей и шуток, как стрельба из трубочек, рогаток и лука, бросание друг в друга различных предметов, в результате подножек, толканий, драк и т. п.
Нередки случаи, когда дети, находясь во дворе, получают электротравмы. Это происходит тогда, когда они касаются оборванных или провисших проводов, поднимаются на опоры (столбы) линии электропередач, а также когда, не обращая внимания на предупредительные знаки, надписи, ради любопытства проникают в распределительные устройства, на трансформаторные подстанции, в силовые щитки, находящиеся во дворе или вблизи него.
Много детей страдают от укусов собак. Это происходит тогда, когда они, не задумываясь, подходят к незнакомым животным, беспокоят их во время сна, еды, ухода за щенками или пытаются отобрать то, с чем играет собака.
Начиная урок, целесообразно предложить детям вспомнить, какие опасности подстерегают ребят во дворах. Выслушиваются и обсуждаются все суждения и обоснования. Учитель уточняет и дополняет ответы учащихся.
Затем рассматриваются сюжетные картинки, обсуждается, по какой причине произошел несчастный случай, как нужно вести себя, чтобы не попасть в беду, в которую попал герой картинки.
В заключение занятия можно предложить ребятам рассказать о тех опасных ситуациях, в которые они попадали у себя во дворе, о причинах возникновения этих ситуаций и как они вышли из них.
На последующих занятиях следует ознакомить ребят с правилами перехода улиц и перекрестков, с дорожными знаками, правилами поведения на улице.
До поступления в школу дети в разной степени знакомы с некоторыми правилами дорожного движения. На уроках в школе необходимо закрепить, расширить и углубить представления о правилах дорожного движения, практические навыки поведения на улицах городов и поселков.
С этой целью проводятся экскурсии на городскую (сельскую) улицу, где находится школа. Экскурсию целесообразно начать с краткой вступительной беседы. Вопросы для беседы могут быть такими: кто из вас переходит улицу, когда идет в школу? С кем ты идешь в школу? Кто помогает тебе переходить улицу? Какое движение на нашей улице – одностороннее или двустороннее?
После беседы следует обратить внимание детей на то, что переходить улицу нужно только по пешеходным переходам; в местах, где есть пешеходные тоннели или мосты, пешеходы должны пользоваться только ими; прежде чем переходить дорогу, пешеход должен убедиться в полной безопасности; там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода дороги можно только при зеленом сигнале светофора, светового указателя или при разрешающем жесте регулировщика; в селе переходить дорогу можно там, где она просматривается в обе стороны, и, если близко нет машин, переходить нужно всегда прямо, а не наискось, вначале посмотреть налево, дойдя до середины дороги – направо; пешеходы должны быть внимательными к окружающим, взаимно вежливыми.
Затем следует вывести детей на ближайшую от школы улицу, показать им различные имеющиеся на улице виды переходов (наземный, подземный), светофор, перекресток. После этого предложить детям понаблюдать за действиями пешеходов. В ходе наблюдений необходимо подчеркнуть, что каждый пешеход, прежде чем перейти улицу, должен определить, какое по ней движение, так как от этого зависят правила поведения пешеходов.
Затем на основании наблюдений проводится беседа по следующим вопросам: для чего нужны правила дорожного движения? Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить автомобили? Где и как нужно переходить улицу? Как обозначается пешеходный переход? Какие дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они предназначены?
В заключение экскурсии необходимо подвести детей к осознанному выводу, что безопасность человека на дорогах зависит от их внимательности, предусмотрительности, строгого выполнения правил дорожного движения.
Дальнейшее закрепление и расширение знаний, выработка практических навыков безопасного поведения на улице проводятся в ходе последующих занятий по данной теме, а также на всех занятиях, проводимых на улице.