Дигибридное скрещивание

Независимое наследование

C4 Дигетерозиготное растение гороха нормального роста и с зелеными створками плодов скрестили с карликовым растением с желтыми створками плодов. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Какова вероятность появления в потомстве карликовых растений с зелеными створками плодов?

Схема решения задачи должна включать:

1) генотипы родительских растений – АаBb, (гаметы АВ, Аb, аВ, аb) и aabb, (гаметы ab);
2) генотипы потомства: АаBb (нормальные, с зелеными створками); Ааbb (нормальные, с желтыми створками), ааBb (карликовые, с зелеными створками); aabb (карликовые, с желтыми створками);
3) 25% карликовых растений с зелеными створками, генотип ааBb.

C5 При скрещивании самцов морских свинок с белой прямой шерстью с самками с черной курчавой шерстью все потомки имели курчавую шерсть, причем у одной половины шерсть была белого цвета, у второй – черного. При скрещивании тех же самцов морских свинок (с белой прямой шерстью) с самками, имеющими черную прямую шерсть, все их потомство имело черную прямую шерсть. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских самцов и самок.

Схема решения задачи должна включать:

1)доминантные признаки – черная окраска шерсти (А), курчавая шерсть (В); рецессивные признаки – белая окраска шерсти (а), прямая шерсть (b);
2) генотипы родителей в первом скрещивании: самцы – aabb, самки - АаBВ;
3) генотипы родителей во втором скрещивании: самцы – aabb, самки - ААbb.

C6 У родителей с темными волосами и карими глазами родился светловолосый и голубоглазый ребенок. Определите генотипы родителей и первого ребенка. Составьте схему решения задачи. Гены обоих признаков расположены в различных аутосомах. Какой генетический закон проявляется в этом случае?

Схема решения задачи должна включать:

1) генотипы обоих родителей – АаBb (А – темные волосы, В – карие глаза);
2) генотип первого ребенка – aabb ( а – светлые волосы, b – голубые глаза);
3) закон независимого комбинирования, или третий закон Менделя.

Сцепленное наследование

C7 Скрестили дигетерозиготных самок мухи дрозофилы с серым телом и нормальными крыльями (один из родителей этих самок был с черным телом и укороченными крыльями) с самцами с черным телом и укороченными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, если известно, что гены окраски тела и формы крыльев находятся в одной аутосоме и между ними происходит кроссинговер. Объясните полученные результаты.

Схема решения задачи должна включать:

1) генотип самки – АаBb, (гаметы АВ, Аb, аВ, аb), генотип самца – aabb, (гаметы ab);
2) генотипы потомства: АаBb (серое тело, нормальные крылья); Ааbb (серое тело, укороченные крылья), ааBb (черное тело, нормальные крылья); aabb (черное тело, укороченные крылья);
3) Так как гены сцеплены, закон независимого комбинирования не выполняется и число гамет без кроссинговера (АВ и аb) выше, чем число кроссоверных гамет (Аb и аВ). Поэтому в потомстве проявятся все 4 фенотипа, но в неравных соотношениях.

C8 У человека катаракта и шестипалость обусловлены доминантными аутосомными тесно сцепленными генами (кроссинговер между ними не происходит). Жена обладает обоими признаками, причем у ее отца было нормальное зрение и нормальное число пальцев. Муж здоров. Какие генотипы и фенотипы могут быть у их потомков? Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты.

Схема решения задачи должна включать:

1) генотип жены – АаBb, (гаметы АВ, аb), генотип мужа – aabb, (гаметы ab);
2) генотипы потомства: АаBb (катаракта, шестипалость); aabb (нормальное зрение, нормальное число пальцев);
3) Так как гены тесно сцеплены, закон независимого комбинирования не выполняется и кроссоверные гаметы (Аb и аВ) не образуются. Поэтому в потомстве проявятся только 2 фенотипа.

* Допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи.

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

Типовые вопросы части А A1 Каким термином называется способность организмов формировать конкретные ответные реакции на внешние и внутренние факторы? 1. онтогенез 2. гомеостаз 3. рефлекс 4. раздражимость   A2 Распределением организмов по родственным группам занимается наука: 1. генетика 2. селекция 3. систематика 4. эмбриология   A3 Дубрава - это уровень организации живой материи: 1. популяционный 2. биогеоценотический 3. видовой 4. биосферный   A4 Ученые, изучающие влияние антропогенного фактора на окружающую среду: 1. экологи 2. зоологи 3. ботаники 4. селекционеры   A5 Бескислородный тип энергетического обмена протекает на уровне организации живой материи: 1. видовом 2. клеточном 3. организменном 4. популяционном   A6 Появление электронной микроскопии позволило увидеть в клетке: 1. ядро 2. эндоплазматическую сеть 3. цитоплазму 4. клеточную стенку   A7 Способность организма поддерживать постоянство внутренней среды называется: 1. наследственностью 2. изменчивостью 3. гомеостазом 4. раздражимостью   A8 Группа особей сизого голубя в крупном городе является: 1. видом 2. популяцией 3. биоценозом 4. биогеоценозом   A9 Для изучения химических реакций темновой фазы фотосинтеза используют метод: 1. наблюдения 2. меченых атомов 3. электронной микроскопии 4. световой микроскопии   A10 О единстве органического мира свидетельствует: 1. наличие ядра в клетках живых организмов 2. клеточное строение организмов всех царств 3. объединение организмов всех царств в систематические группы 4. разнообразие организмов, населяющих Землю   Типовые вопросы части B   В1 Какие из перечисленных свойств характерны для всех живых организмов? 1. теплокровность 2. обмен веществ 3. дыхание 4. сердцебиение 5. воспроизведение себе подобных 6. рефлекторная деятельность ОТВ. 235 В2 Какие из перечисленных примеров можно назвать биологической популяцией? 1. все рябины, растущие в смешанном лесу 2. утиный выводок 3. сорняки одной грядки 4. бурундуки, обитающие в кедровом лесу 5. все насекомые одного луга 6. все орангутаны острова Ява ОТВ. 146   B3 Установите соответствие между процессами и уровнями организации живой материи, на которых они происходят:
ПРОЦЕССЫ УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ
1. транскрипция 2. гликолиз 3. круговорот веществ 4. передача энергии с одного трофического уровня на другой 5. синтез белков 6. сукцессия А) КЛЕТОЧНЫЙ Б) ЭКОСИСТЕМНЫЙ



ОТВ.ААББАБ

B4 Установите соответсвие между науками и тем, что они изучают:

ЧТО ИЗУЧАЮТ НАУКИ
1. покровительственная окраска птенца чайки 2. форма хоботка клеща 3. зимняя спячка гадюки 4. способность летучих мышей к эхолокации 5. число крыльев у разных отрядов насекомых 6. особенности пищеварения жвачных А) МОРФОЛОГИЯ Б) ФИЗИОЛОГИЯ


ОТВ.ААББАБ



B5 Установите верную последовательность уровней организации живой материи, начиная с наибольшего:

А) организменный
Б) молекулярный
В) биосферный
Г) популяционно-видовой
Д) клеточный
Е) экосистемный


ОТВ.ВЕГАДБ

B6 Расположите методы исследования биологических объектов по мере увеличения их разрешающей способности:

А) электронная микроскопия
Б) наблюдение невооруженным глазом
В) рентгеноструктурный анализ
Г) световая микроскопия
Д) наблюдение при помощи лупы

ОТВ.БДГАВ

   

ЦИТОЛОГИЯ

Типовые вопросы части А

A1 Английский физик Р. Гук, изучая срезы пробковой ткани и сердцевины бузины, увидел структурный компонент растительной ткани, расположение которого придавало этим объектам ячеистое строение. Назовите этот структурный компонент:

1. аппарат Гольджи

2. тонопласт

3. оболочка клеток

4. вакуоль

A2 Обмен веществ между клеткой и окружающей средой регулируется:

1. плазматической мембраной

2. эндоплазматической сетью

3. ядерной оболочкой

4. цитоплазмой

Дигибридное скрещивание - student2.ru

A3 Назовите структурный компонент клетки, который имеется и у прокариот, и у эукариот:

1. митохондрии

2. эндоплазматическая сеть

3. лизосомы

4. рибосомы

Дигибридное скрещивание - student2.ru

A4 Сколько различных комбинаций нуклеотидов можно составить в триплете ДНК из нуклеотидов четырех видов?

1. 4

2. 12

3. 20

4. 64

A5 Хроматиды – это:

1. две субъединицы хромосомы делящейся клетки

2. участки хромосомы в неделящейся клетке

3. кольцевые молекулы ДНК

4. две цепи одной молекулы ДНК

A6 При фотосинтезе кислород образуется в результате:

1. фотолиза воды

2. разложении углекислого газа

3. восстановлении углекислого газа до глюкозы

4. синтеза АТФ

A7 В клубнях картофеля запасы крахмала накапливаются в:

1. митохондриях

2. лейкопластах

3. хромопластах

4. хлоропластах

A8 Функция внутриклеточного переваривания макромолекул принадлежит:

1. рибосомам

2. лизосомам

3. ядру

4. хромосомам

A9 В митохондриях происходит:

1. транскрипция иРНК

2. фотосинтез

3. образование рибосом

4. синтез АТФ

A10 Рибосома-это органоид активно участвующий в:

1. биосинтезе белка

2. синтезе АТФ

3. фотосинтезе

4. делении клетки

A11 Ядро в клетке растений открыл:

1. Левенгук

2. Гук

3. Броун

4. Мечников

A12 Генетический аппарат бактерий содержится в:

1. хромосомах ядра

2. рибосомах

3. митохондриях

4. нуклеоиде

A13 Кристы имеются в:

1. вакуолях

2. пластидах

3. хромосомах

4. митохондриях

A14 В хлоропластах происходит:

1. транскрипция иРНК

2. образование рибосом

3. образование лизосом

4. фотосинтез

A15 Хроматин находится в:

1. ядре

2. рибосомах

3. аппарате Гольджи

4. лизосомах

Типовые вопросы части B

В1 Характерными чертами брожения являются:

1. синтез АТФ

2. неполное расщепление углеводов

3. распад АТФ

4. обязательное наличие кислорода

5. происходит в бескислородной среде

6. полное расщепление углеводов

ОТВ 125

В2 Выберите особенности строения, характерные ТОЛЬКО для эукариотической клетки:

1. кольцевая ДНК

2. наличие митохондрий

3. рибосомы на мембранах эндоплазматической сети

4. цитоплазматические включения

5. плазматическая мембрана

6. наличие ядерной оболочки

ОТВ 236

B3 Установите соответствие между названием группы органоидов и относящимися к ней органоидами :

ОРГАНОИДЫ ГРУППА ОРГАНОИДОВ
1. эндоплазматическая сеть 2. комплекс Гольджи 3. рибосомы 4. клеточный центр 5. ядро 6. клеточные включения А) НЕМЕМБРАННЫЕ Б) МЕМБРАННЫЕ


ОТВ ББААБА

B4 Установите соответствие между органоидами клетки и типами клеток:

ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ
1. пластиды 2. ядро 3. мембрана 4. вакуоли 5. цитоплазма 6. клеточный сок А) ТОЛЬКО РАСТИТЕЛЬНАЯ Б) И РАСТИТЕЛЬНАЯ, И ЖИВОТНАЯ


ОТВ- АББАБА

B5 Установите, в какой последовательности происходит процесс редупликации ДНК:

А) раскручивание спирали молекулы
Б) воздействие ферментов на молекулу
В) отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК
Г) присоединение к каждой цепи ДНК комплиментарных нуклеотидов
Д) образование двух молекул ДНК из одной

ОТВ- БАВГД

B6 Расставьте по порядку стадии биосинтеза белка:

А) прикрепление рибосомы к иРНК
Б) формирование вторичной и третичной структур белка
В) выход иРНК из ядра в цитоплазму
Г) синтез иРНК в ядре
Д) отделение полипептидной цепи от рибосомы
Е) образование пептидных связей между аминокислотами

ОТВ-ГВАЕДБ

Типовые вопросы части C

Строение клеток

Краткий свободный ответ:

C1 Тонкий срез клубня картофеля поместили в дистиллированную воду. Какие изменения произойдут в его клетках через некоторое время? Ответ поясните.

Элементы ответа:
1) клетки набухнут;
2) из-за разности концентрации растворов в клетках и в окружающей среде вода начнет поступать в клетки.

Полный развернутый ответ:

C2 Чем клетка животных отличается от растительной клетки по строению?

Элементы ответа:
1) клетка животных не имеет оболочки;
2) клетки животных не имеют вакуолей с клеточным соком;
3) клетки животных не имеют пластид.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

C3 1. Вирусы - внутриклеточные паразиты. 2. Они размножаются путем деления. 3. Вирусы относятся к прокариотам. 4. Некоторые вирусы содержат рибосомы. 5. Вирусы - возбудители многих опасных заболеваний: оспы, СПИДа и т.д.

Элементы ответа:
2) вирусы размножаются только за счет клетки;
3) вирусы - неклеточные организмы;
4) вирусы не содержат органоидов.

C4 Каковы особенности строения бактерий?

Элементы ответа:
1) кольцевая молекула ДНК;
2) отсутствие мембранных органоидов и обособленного ядра;
3) мелкие рибосомы.

Биосинтез белка

С5 Фрагмент цепи ДНК, кодирующей полипептидную цепь, ГЦАЦТГ. Укажите нуклеотидную последовательность фрагмента молекулы иРНК, антикодоны молекул тРНК, участвующих в биосинтезе этого дипептида, и аминокислотный состав дипептида. Ответ поясните. Воспользуйтесь таблицей генетического кода.

Генетический код

первое основание второе основание третье основание
  У Ц А Г  
У фен фен лей лей сер сер сер сер тир тир стоп стоп цис цис стоп три У Ц А Г
Ц лей лей лей лей про про про про гис гис глн глн арг арг арг арг У Ц А Г
А иле иле иле мет тре тре тре тре асн асн лиз лиз сер сер арг арг У Ц А Г
Г вал вал вал вал ала ала ала ала асп асп глу глу гли гли гли гли У Ц А Г


Элементы ответа:
1) по принципу комплементарности исходному фрагменту ДНК ГЦАЦТГ будет соответствовать фрагмент иРНК ЦГУГАЦ;
2) по таблице генетического кода триплетам иРНК ЦГУ и ГАЦ соответствуют аминокислоты «арг» и «асп»;
3) антикодоны тРНК комплементарны триплетам иРНК: ГЦА, ЦУГ.
* при записи нуклеотидов иРНК и ДНК их нужно писать подряд, т.к. это одна цепь, а при записи антикодонов тРНК их нужно записывать через запятую, т.к. это разные молекулы

C6 В биосинтезе белка участвуют молекулы тРНК с антикодонами ГУА, ГАГ, ГГА. Определите последовательность нуклеотидов в обеих цепях молекулы ДНК, несущей информацию о данном полипептиде. Ответ поясните.

Элементы ответа:
1) по принципу комплементарности антикодонам ГУА, ГАГ, ГГА на тРНК соответствуют кодоны ЦАУЦАЦЦЦУ на иРНК;
2) иРНК комплементарна одной из цепей ДНК, при замене урацила на тимин получаем нуклеотидную последовательность одной цепи ДНК: ГТАГАГГГТ;
3) вторая цепь ДНК комплементарна первой, ее нуклеотидная последовательность: ЦАТЦАЦЦЦА.

* при записи нуклеотидов иРНК и ДНК их нужно писать подряд, т.к. это одна цепь, а при записи антикодонов тРНК их нужно записывать через запятую, т.к. это разные молекулы.

C7 Молекула иРНК, несущая информацию об одной полипептидной цепи, состоит из 480 значащих нуклеотидов. Установите число нуклеотидов на участке молекулы ДНК, кодирующем данный белок, число аминокислот в данном белке и число молекул тРНК, которые необходимы для переноса этих аминокислот к месту синтеза. Ответ поясните.

Элементы ответа:
1) молекула ДНК, в отличие от РНК, двухцепочечная, число нуклеотидов в данном фрагменте 480 х 2 = 960;
2) генетический код триплетен, число аминокислот в белке 480 : 3 = 160;
3) для переноса одной аминокислоты в процессе трансляции требуется одна молекула тРНК, число молекул тРНК равно числу аминокислот – 160.

C8 В участке ДНК, кодирующем белок, произошла мутация; исходный триплет ДНК – ТГА, после мутации – ЦГА. Каковы последствия этой мутации? Ответ поясните. Воспользуйтесь таблицей генетического кода.

Элементы ответа:
1) по принципу комплементарности исходному триплету ДНК ТГА будет соответствовать триплет иРНК АЦУ; мутантному триплету ЦГА – триплет ГЦУ;
2) по таблице генетического кода триплету АЦУ соответствует аминокислота «тре», триплету ГЦУ – аминокислота «ала»;
3) в полипептидной цепи, кодируемой этим участком ДНК, произойдет замена аминокислоты «тре» на «ала», что приведет к изменению свойств белка.

Вопросы с ответами части С по темам «Химический состав и строение клетки»

Человек спокойно ест яйца, мясо и другие продукты, содержащие белки. Почему же белки не вводят сразу в кровь?

Если белки ввести прямо в кровь, то начнется реакция отторжения чужеродного белка.

Какое свойство воды делает ее универсальным растворителем для полярных веществ?

Молекула воды представляет собой диполь, ее кислородный атом несет частичный отрицательный заряд, а каждый из атомов водорода — положительный. Частично отрицательный атом кислорода притягивается частично положительными атомами водорода. Поэтому молекулы воды связаны между собой нестойкими водородными связями. Благодаря этому вода является универсальным растворителем для веществ, имеющих полярные молекулы. Она образует водородные связи с молекулами веществ.

^ Чем отличаются клетки одноклеточных организмов от клеток многоклеточных организмов?

Клетки всех организмов представляют собой самостоятельные живые системы, сходные по химическому составу и строению, осуществляющие обмен веществ и энергии и способные к саморегуляции. Однако между клетками одноклеточных и многоклеточных организмов имеются и существенные различия.

Клетки одноклеточных организмов представляют собой самостоятельные организмы. Они осуществляют все функции, присущие организму: добывание пищи, движение, размножение и др. Клетки одноклеточных — это одновременно и клеточный, и организменный уровни организации жизни.

У многоклеточного организма клетка является его частью. Клетки многоклеточных специализируются по выполняемым функциям. Существовать самостоятельно клетки многоклеточных не способны, но все вместе они обеспечивают существование организма.

^ Почему бактерии относят к прокариотам?

Бактерии относят к прокариотам, потому что в их клетках отсутствует оформленное ядро.

Какие функции выполняет ядро в клетке?

Функции ядра:

1. В ядре содержится основная наследственная информация, которая необходима для развития целого организма с разнообразием его признаков и свойств.

2. В нем происходит воспроизведение (редупликация) молекул ДНК, что дает возможность при мейозе двум дочерним клеткам получить одинаковый в качественном и количественном отношении генетический материал.

3. Ядро обеспечивает синтез на молекулах ДНК различных и-РНК, т-РНК, р-РНК.

Как функционирует лизосома?

Лизосома функционирует следующим образом:

1. Лизосома перемещается к пищевой частице, сливается с ней, образуя пищеварительную вакуоль.

2.Частицы пищи или отмершие части клетки окружаются ферментами и перевариваются, при этом сложные органические вещества превращаются в менее сложные, например, биополимеры в мономеры.

3. Мономеры проступают в цитоплазму и используются клеткой.

^ Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Нуклеиновые кислоты - это биологические полимеры.

2. В клетке присутствуют два типа нуклеиновых кислот: ДНК и РНК.

3. Нуклеиновые кислоты состоят из нуклеотидов.

4. В состав ДНК и РНК входят одинаковые нуклеотиды.

5. Все нуклеиновые кислоты в клетке образуют двойные спирали.

Элементы ответа:

1) 4 — в состав ДНК входят дезоксирибонуклеотиды, а в состав РНК — рибонуклеотиды, кроме того нуклеотиды ДНК содержат азотистое основание тимин, а в РНК он отсутствует и заменен урацилом;

2) 5 — двойная спираль характерна для ДНК, а РНК — это одноцепочечная молекула.

^ Каковы различия в наборе органоидов в клетках растений и животных?

Элементы ответа:

1) в клетках растений, но не в клетках животных, имеются пластиды;

2) в клетках растений, но не в клетках животных, имеются цитоплазматические вакуоли с клеточным соком;

3) в клетках животных, но не в клетках растений, имеются центриоли.

^ В чем состоит отличие цианобактерий от остальных организмов?

Элементы ответа:

1) цианобактерии, или, как их называли ранее, синезеленые водоросли, — прокариоты;

2) цианобактерии способны к фотосинтезу в отличие от большинства прокариот.

Содержание нуклеотидов в цепи и РНК следующее: аденилового — 40%, гуанилового — 20%, цитидилового — 10%, урацилового — 30%. Определите процентный состав нуклеотидов участка двухцепочечной молекулы ДНК, являющегося матрицей для этой и РНК.

Элементы ответа:

1) В соответствии с правилом комплементарности в одиночной цепочке ДНК, являющейся матрицей для синтеза данной иРНК, имеется следующее содержание нуклеотидов: тимидинового — 40%, цитидилового — 20%, гуанилового — 10%, аденилового — 30%;

2) так как ДНК — это двухцепочечная молекула, построенная по принципу комплементарности, то в ней содержание тимидиновых остатков равно количеству адениловых, а суммарно их 40 + 30 = 70%, 35% адениловых и 35% тимидиновых. Аналогично суммарно цитидиловых и гуаниловых 20 + 10 = 30%, цитидиловых — 15% и

15% — гуаниловых.

^ Почему сушение фруктов спасает их от гниения.

1) для жизнедеятельности гнилостных бактерий и плесневых грибов, как и других организмов, нужна вода;

2) на засушенных фруктах эти организмы развиваться не могут.

Участок молекулы ДНК имеет последовательность нуклеотидов: АГЦ ТТГ ААС ТСТ. Запишите последовательность молекулы иРНК, которая будет синтезироваться на этом участке при транскрипции?

Элементы ответа:

согласно правилу комплементарности последовательность этой цепочки будет: УЦГУУГАГА.

^ Сколько нуклеотидов содержит ген, кодирующий фермент pибонуклеазу, если он состоит из 16 аминокислот?

Элементы ответа:

1)1генетический код триплетен, каждая аминокислота кодируется тремя нуклеотидными остатками;

2)1следовательно, ген, кодирующий рибонуклеазу, содержит 16 ∙ 3 = 48 нуклеотидных остатка.

^ Какие черты сходства митохондрий с прокариотами позволили выдвинуть симбиотическую теорию происхождения эукариотической клетки?

Элементы ответа:

1) наличие кольцевой хромосомы, сходной с бактериальной;

2) наличие собственной системы биосинтеза белка, которая близка по своим свойствам к прокариотической;

3) способность размножаться делением.

^ Каким образом нуклеотидная последовательность гена определяет функцию кодируемого им белка?

Элементы ответа:

1) нуклеотидная последовательность гена кодирует аминокислотную последовательность белка;

2) транскрипция гена дает информационную РНК, которая служит матрицей для трансляции кодируемого этим геном белка;

3) аминокислотная последовательность данного белка полностью определяет его вторичную и третичную структуру, а структура белка однозначно определяет его функцию.

^ Фрагмент молекулы ДНК (ген) содержит 1326 нуклеотидных остатка. Сколько аминокислот входит в состав белка, который кодируется этим ге­ном?

Элементы ответа:

1) каждая аминокислота кодируется 3 нуклеотидными остатками ДНК;

2) соответственно, кодируемый данным геном белок будет содержать 1326 : 3 = 442 аминокислотных остатка.

^ Чем объясняется высокая температура кипения воды?

Постепенностью разрыва водородных связей.

Какими особенностями клеток объясняются различия в их строении и функциях?

Специализацией и местоположением.

^ Назовите одну-две основные функции клеточной мембраны?

Защитная и транспортная.

Какова роль ядра в клетке?

Хранит и передаёт наследственную информацию; управляет процессами в клетке.

^ Какова роль биологических мембран в клетке?

Биологические мембраны выполняют защитную и транспортную функции, разделяют клетку на отделы, обеспечивают межклеточные контакты, избирательное поступление в клетку веществ и выведение из нее продуктов обмена.

^ Как в настоящее время формулируется клеточная теория?

1) Все живые организмы состоят из клеток.

2) Клетки животных и растений сходны по строению, химическому составу, принципам обмена веществ.

3) Клетка — единица строения, функции, развития, размножения организмов.

4) Клетка — функциональная часть многоклеточного организма.

5) Клетка способна к самообновлению, саморегуляции и самовоспроизведению

^ Какая структура молекулы белка определяется последовательностью аминокислот?

Первичная.

Чем отличаются клетки печени осла от клеток печени лошади?

Количеством хромосом

^ Какие свойства ДНК подтверждают, что она носитель генетической информации?

Способность к репликации, комплементарность двух цепей, способность к транскрипции.

^ Какова роль белков в организме?

Белки выполняют в организме следующие функции:

• строительную (в составе хрящей, сухожилий, волос, ногтей и т.д.);

• сократительную (актин и миозин мышечных волокон);

• транспортную (гемоглобин);

• каталитическую (ферменты);

• защитную (антитела);

• регуляторную (инсулин).

^ Каковы основные свойства генетического кода?

Универсален, вырожден, триплетен.

Почему молекула ДНК длиной в 1 м умещается в клетке?

Потому что она скручивается в глобулу (шар).

^ Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены. Объясните их.

1.Генетическая информация заключена в последовательности нуклеотидов в молекулах нуклеиновых кислот.

2.Она передается от иРНК к ДНК.

3.Генетический код записан на «языке РНК».

4.Код состоит из четырех нуклеотидов.

5.Почти каждая аминокислота шифруется более чем одним кодоном.

6.Каждый кодон шифрует только одну аминокислоту.

7.У каждого живого организма свой генетический код.

Ошибки допущены в предложениях 2, 4, 6.

2 — информация передается от ДНК к иРНК; 4 — кодон состоит из трех нуклеотидов; б — генетический код универсален для всех организмов.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, и объясните их.

1.Вода — одно из самых распространенных органических веществ на Земле.

2.В клетках костной ткани около 20% воды, а в клетках мозга 85%.

3.Свойства воды определяются структурой ее молекул.

4.Ионные связи между атомами водорода и кислорода обеспечивают полярность молекулы воды и ее способность растворять неполярные соединения.

5. Между атомами кислорода одной молекулы воды и атомом водорода другой молекулы образуется сильная водородная связь, чем объясняется высокая температура кипения воды.

Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 4, 5.

1 — вода — неорганическое вещество; 2 — в клетках костной ткани около 20% воды, а в клетках мозга-85%; 4 — ковалентные связи; полярные соединения; 5 — слабая водородная связь.

1. Вода — одно из самых распространенных органических веществ на Земле.

2. В клетках костной ткани до 85% воды, а в клетках мозга человека — до 50%.

3. Свойства воды определяются структурой ее молекул.

4. Ионные связи между атомами водорода и кислорода обеспечивают полярность молекулы воды и ее способность растворять неполярные соединения.

5. Между атомами кислорода одной молекулы воды и атомом водорода другой молекулы образуется сильная водородная связь, чем объясняется высокая температура кипения воды.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Объясните их.

1.Все присутствующие в организме белки — ферменты.

2.Каждый фермент ускоряет течение нескольких химических реакций.

3.Активный центр фермента строго соответствует конфигурации субстрата, с которым он взаимодействует.

4.Активность ферментов не зависит от таких факторов, как температура, рН среды, и других факторов.

Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 4.

1 — не все белки — ферменты; 2 — ферменты специфичны; 4 — активность ферментов зависит от этих и других факторов.

1.Все присутствующие в организме белки — ферменты.

2. Каждый фермент ускоряет течение нескольких химических реакций.

3. Активный центр фермента строго соответствует конфигурации субстрата, с которым он взаимодействует.

4. Активность ферментов не зависит от таких факторов, как температура, рН среды, и других факторов.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1.Информационнная РНК синтезируется на молекуле ДНК.

2.Ее длина не зависит от объема копируемой информации.

3.Количество иРНК в клетке составляет 85% от всего количества в клетке.

4.В клетке существует три вида тРНК.

5.Каждая тРНК присоединяет определенную аминокислоту и транспортирует ее к рибосомам.

6.У эукариот тРНК намного длиннее, чем иРНК.

Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 4, 6.

2 — зависит; 3 — 5 %; 4 — около 40 видов; 6 — гораздо короче (70—90 нуклеотидов).

1. Информационная РНК синтезируется на молекуле ДНК.

2. Ее длина не зависит от объема копируемой информации.

3. Количество иРНК в клетке составляет 85% от всего количества РНК в клетке.

4. В клетке существует три вида тРНК.

5. Каждая тРНК присоединяет определенную аминокислоту и транспортирует ее к рибосомам.

6. У эукариот тРНК намного длиннее, чем иРНК.

Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. Объясните их.

1.Улеводы представляют собой соединения углерода и водорода.

2.Различают три основных класса углеводов - моносахариды, дисахариды и полисахариды.

3.Наиболее распространенные моносахариды — сахароза и лактоза.

4.Они растворимы в воде и обладают сладким вкусом.

5.При расщеплении 1 г глюкозы выделяется 35,2 кДж энергии.

Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 5.

1 — углерода и воды; 3 — дисахариды; 5 — 17,6 кДж.

1. Углеводы представляют собой соединения углерода и водорода.

2. Различают три основных класса углеводов — моносахариды, дисахариды и полисахариды.

3. Наиболее распространенные моносахариды — сахароза и лактоза.

4. Они растворимы в воде и обладают сладким вкусом.

5. При расщеплении 1 г. Глюкозы выделяется 35,2 кДж энергии.

Фрагмент цепи иРНК имеет последовательность нуклеотидов: ЦГАГУАУГЦУГГ. Определите последовательность нуклеотидов на ДНК, антикодоны тРНК и последовательность аминокислот, которая соответствует данному фрагменту гена, используя таблицу генетического кода.

Элементы ответа:

1) последовательность на ДНК: ГЦТЦАТАЦГАЦЦ;

2) антикодоны молекул тРНК: ГЦУ, ЦАУ, АЦГ, АЦЦ;

3) последовательность аминокислот: арг-вал-цис-три.

Белок состоит из 130 аминокислот. Установите число нуклеотидов в иРНК и ДНК, кодирующих данный белок, и число молекул тРНК, которые необходимы для синтеза данного белка. Ответ поясните.

Элементы ответа:

1) В иРНК 390 нуклеотидов, так как 1 аминокислота кодируется тремя нуклеотидами (генетический код триплетный).

2) В 1 цепи ДНК (участке, кодирующем данный белок) 390 нуклеотидов, так как 1 аминокислота кодируется тремя нуклеотидами (генетический код триплетный). Соответственно двухцепочечный участок ДНК состоит из 780 нуклеотидов.

3) Молекул тРНК требуется 130, так как 1 тРНК переносит 1 аминокислоту.

В биосинтезе полипептида участвуют молекулы тРНК с антикодонами УГА, АУГ, ЛГУ, ГГЦ, ААУ. Определите нуклеотидную последовательность участка каждой цепи молекулы ДНК, который несет информацию о синтезируемом полипептиде, и число нуклеотидов, содержащих аденин (А), гуанин (Г), тимин (Т), цитозин (Ц) в двухцепочечной молекуле ДНК. Ответ поясните.

Элементы ответа:

1)иРНК: АЦУ-УАЦ-УЦА-ЦЦГ-УУА.

^ 2)ДНК: ТГА АТГ АГТ ГГЦ ААТАЦТ ТАЦ ТЦА ЦЦГ ТТА.

3)Количество нуклеотидов А — 9 (30%), Т — 9 (30%) (их количество одинаково по принципу комплиментарности), Г — 6 (20 %), Ц - 6 (20%) (их количество одинаково по принципу комплиментарности).

Одна из цепей ДНК имеет последовательность нуклеотидов: Ц-А-Т-Г-Г-Ц-Т-Г-Т-Т-Ц-Ц-Г-Т-Ц-... Объясните, как изменится структура молекулы белка, если произойдет удвоение четвертого триплета нуклеотидов в цепи ДНК.

Элементы ответа: 1) Новая цепь ДНК будет иметь следующую последовательность нуклеотидов: Ц-А-Т-Г-Г-Ц-Т-Г-Т-Т-Ц-Ц-Т-Ц-Ц-Г-Т-Ц-. 2) Структура иРНК: ГУА-ЦЦГ-АЦА-АГГ-АГГ-ЦАГ. 3) Произойдет удлинение молекулы белка на 1 аминокислоту. 4) Молекула белка будет состоять из аминокислот: вал-про-тре-арг-арг-гли-.

^ Какова роль нуклеиновых кислот в биосинтезе белка?

Элементы ответа:

1) в ДНК хранится информация о первичной структуре молекул белка

2) с ДНК информация переписывается на иРНК, которая переносит ее из ядра к рибосоме, иРНК служит матрицей для сборки молекул белка

3) тРНК присоединяют аминокислоты и доставляют их к месту сборки молекулы белка — к рибосоме

^ Укажите признаки, характерные для вирусов

Элементы ответа:

1) неклеточные формы жизни

2) генетический материал (ДНК или РНК) окружен белковой оболочкой

3) паразиты, не имеют собственного обмена веществ (могут функционировать только в клетках хозяина)

^ Каково строение и функции оболочки ядра?

Элементы ответа:

1) отграничивает содержимое ядра от цитоплазмы

2) состоит из наружной и внутренней мембран, сходных по строению с плазматической мембраной

3) имеет многочисленные поры, через которые происходит обмен веществ между ядром и цитоплазмой

Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет: в поджелудочной железе — 7,9 %, в печени - 18,4 %, в сердце - 35,8 %. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий?

Элементы ответа:

1) митохондрии являются энергетическими станциями клетки, в них синтезируются и накапливаются молекулы АТФ;

Наши рекомендации