Концепция программированного обучения

Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.).

Программированный учебный материал представляет собой сравнительно небольшие порции учебной информации (кадры, файлы, «шаги»), подаваемые обучаемому в определенной логической последовательности. После каждой порции информации дается контрольное задание в виде вопроса, задачи, упражнения, которое нужно немедленно выполнить. В случае правильного выполнения контрольного задания обучающий получает новую порцию учебной информации. Функцию контроля также выполняет обучающее устройство.

В зависимости от способа представления информации, характера работы над ней и контроля усвоения знаний различают обучающие программы: линейные; разветвленные; адаптивные; комбинированные.

Линейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. После изучения учебной программы обучаемому дается контрольное задание, которое он должен выполнить и дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа обучаемый получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный - предложение вновь изучить первоначальную информацию. И так до тех пор, пока не будет дан правильный ответ.

Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому, в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная учебная информация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новый блок учебной информации.

Адаптивная программа предоставляет обучаемому возможность самостоятельно выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения и обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т.д.

Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования.

В соответствии с концепцией программированного обучения построены автоматизированные учебные курсы по освоению компьютерной техники. Как разновидность идей программирования в обучении возникает блочное и модульное обучение.

Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечивающей ученикам возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделяются следующие последовательные блоки такой обучающей программы, предусматривающие гарантированное усвоение определенного темой материала: информационный блок, тестово-информационный (проверка усвоенного), коррекционно-информационный (в случае неверного ответа – дополнительное обучение), проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний, блок проверки и коррекции.

Изучение следующей темы повторяет вышеприведенную последовательность.

Модульное обучение (как развитие блочного) – такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей. Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.

Сам модуль может представлять содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном и углубленном. Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном. Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:

– точно сформулированная учебная цель (целевая программа);

– банк информации – собственно учебный материал в виде обучающих программ;

– методическое руководство по достижению целей;

– практические занятия по формированию необходимых умений;

– контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Раскройте понятие педагогический опыт.

2. Что принято считать передовым педагогическим опытом?

3. Охарактеризуйте существующие типы педагогов.

4. Какие существуют основные концепции и подходы к обучению?

5. Раскройте основные положения ассоциативно-рефлекторной теории обучения.

6. Раскройте основные положения теории поэтапного формирования умственных действий и понятий.

7. Раскройте основные положения теории проблемно-деятельностного обучения.

8. Раскройте основные положения теории развивающего обучения.

9. Какие вам известны обучающие программы?

Литература

1. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004. – 320 с.

2. Инновационные технологии в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учеб. пособие / Т.А. Берсенева, Т.В. Мельникова, А.М. Осокин. – СПб.: СПбАППО, 2005. – 70 с.

3. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России. – 2005. – 128 с.

4. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 с.

5. Маслов А.Г. Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии. 6-9 классы: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 112 с.

6. Педагогические технологии: Учеб. пособие / Авт.-сост. Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.

7. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.

8. Трифонов В. В. Очерки о педагогическом мастерстве. – М: ВА им. Ф.Э. Дзержинского. – 1992. – 234 с.

9. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

Лекция 18. Творческий урок по безопасности жизнедеятельности

План:

1. Эвристическое обучение на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности».

2. Типы творческих уроков.

3. Разработка творческого урока.

Наши рекомендации