Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты
План лекции:
Профессионально-этические системы и кодексы в медицине, педагогике, психологии, юриспруденции, военном деле, научной деятельности и др., их сущность и основные компоненты.
Формирование ценностно-морального сознания социального работника в условиях влияния различных профессионально-этических систем.
Роль системы общественной морали в разрешении профессионально-этических конфликтов.
Профессионально-этические системы различных видов профессиональной деятельности имеют общие черты, и это естественно, поскольку в них речь идет об одном и том же виде человеческой деятельности – профессиональной, хотя и приобретающем в каждой конкретной профессии специфическое содержание. Практически каждый вид профессиональной деятельности в современном мире, при всем многообразии конкретных целей и задач, форм и способов организации и деятельности, преследует одну и ту же цель – благо человека и человечества. Поэтому можно сделать вывод, что наиболее общим основанием любой современной профессионально-этической системы является ценность человека – его жизни, благополучия, прав, а значит, и благополучие всего общества и человечества в целом. Специфика же профессионально-этической системы конкретного вида профессиональной деятельности обусловливается в первую очередь специфическим смыслом и содержанием самой деятельности. Например, врач должен всеми доступными ему способами бороться за сохранение жизни своего пациента, в то время как военного уже в период подготовки к профессиональной деятельности обучают различными способами отнимать у человека жизнь, обосновывая это необходимостью защиты жизней людей. Хотя и та, и другая профессии безусловно исходят из ценности человеческой жизни и ценности общества, в конкретных способах и содержании профессиональной деятельности может иметь место существенное различие в связи с различиями в иерархиях основных профессиональных ценностей.
Одним из наиболее общих профессионально-этических принципов, присутствующих в кодексах, является принцип профессионализма. Каждая из профессионально-этических систем и соответствующий кодекс требуют от представителей профессии высокого профессионализма, постоянного обновления и совершенствования знаний и навыков, личностного развития. Такое требование оправдано, поскольку только специалист, в совершенстве владеющий своей профессией, способен обеспечить эффективную деятельность и высокое качество конечного результата, развивать содержание профессиональной деятельности и содействовать повышению престижа профессиональной группы.
В большинстве профессионально-этических систем и соответствующих им кодексов в той или иной формулировке содержится принцип «не навредить!», требующий от специалиста высокой ответственности за конечные результаты деятельности и изменение положения клиента в результате взаимодействия со специалистом. Это обязывает специалиста в определенных случаях убеждать клиентов изменить свою точку зрения на содержание и количество потребных услуг.
Обязательным принципом, присутствующим в профессионально-этических системах и отраженным в кодексах, является принцип соблюдения интересов клиента – потребителя конечного результата профессиональной деятельности. Однако в различных профессионально-этических системах в рамках этого принципа могут быть реализованы различные подходы. Например, в торговле этот принцип зачастую принимает форму всем известного лозунга «клиент всегда прав»: представитель торговой организации считает для себя обязательным выполнить любую прихоть или каприз своего клиента-покупателя, даже если считает, что искомый товар последнему не подходит, не нужен, не обеспечит удовлетворения истинных потребностей и т.п. Можно сделать вывод, что за последствия приобретения и использование товара продавец ответственности не несет (за исключением, конечно, случаев, когда товар с изъяном, не соответствует стандартам или иным требованиям и т.п.). Но медицинский работник не может идти на поводу у клиента и следовать его капризам – он отвечает за здоровье и жизнь человека – своего пациента. Поэтому врач или медицинская сестра будут прислушиваться к просьбам клиента только до тех пор, пока они не войдут в противоречие с их представлениями о действительном благе клиента. Значит, в профессионально-этических системах медицинских работников принцип соблюдения интересов клиента может предусматривать соблюдение только коренных, рациональных интересов. Разность в подходах к трактовке и реализации данного принципа может служить своего рода индикатором профессиональных интересов: если интересы человека и общества профессия (или ее конкретный представитель) ставит на первое место, то специалист должен будет при определении стратегии деятельности руководствоваться не только мнением клиента, но и своими профессиональными знаниями о действительных потребностях человека, его коренных интересах, благе. Если же преследуются интересы преимущественно корпорации или даже свои собственные корыстные, то тогда товар или услугу необходимо «сбыть» любой ценой, не задумываясь о последствиях, чтобы получить выгоду. В этом случае, чего бы ни пожелал клиент, он всегда и безусловно прав.
Многое в содержании профессионально-этической системы зависит от того,какую социальную значимость имеет та или иная профессиональная деятельность, насколько масштабны результаты деятельности профессиональной группы и каждого отдельного ее члена: это определяет меру ответственности специалиста и соответствующие санкции, предусмотренные системой. Например, честь и достоинство военнослужащего неотделимы от чести и достоинства всей армии и страны, поскольку от результатов деятельности военного зависит благополучие и безопасность страны и народа. В соответствии с этим в отношении военнослужащего, нарушившего профессионально-этические нормы, принимаются самые жесткие меры, особенно если его действия или отношения представляют собой реальную угрозу благополучию и безопасности страны.
Практически во всех профессиональных этических системах декларируется принцип конфиденциальности – требование сохранять профессиональную тайну («военная тайна», «врачебная тайна», «научная тайна», «коммерческая тайна», «тайна клиента», «тайна исповеди» и т.п.). Но в то же время практически в каждой профессионально-этической системе присутствует возможность «исключений из правила», основанная на необходимости соблюдения интересов общества: тайна может быть нарушена из соображений высшего блага, в том случае, если сохранение тайны может содействовать нанесению ущерба других членов общества или всему обществу.
Большое место в профессионально-этических кодексах занимают принципы честности и бескорыстия. Специалист не имеет права искажать информацию или утаивать ее от клиента, хотя этот принцип в некоторых профессиях может иметь специфическое прочтение, обусловленное содержанием деятельности. Например, следователь не должен скрывать от подследственного возможных решений по его делу, но в то же время он не должен информировать подследственного обо всех предпринимаемых им следственных действиях, если тот об этом спросит. Врач, в соответствии с современным законодательством в области здравоохранения, не имеет права скрывать от больного правду о его состоянии, каким бы критическим оно ни было, однако не обязан выступать инициатором информирования больного, если, например, заболевание вступило в терминальную стадию и больной предпочитает умолчание. При этом любой специалист должен предоставлять клиенту правдивую информацию в доступной для него, деликатной форме. Принцип бескорыстия требует от специалиста ограничиваться официально установленным гонораром (заработной платой), даже если имели место дополнительные, не предусмотренные регламентом услуги или действия, если официально дополнительная плата за это не предусмотрена.
Можно, очевидно, сделать вывод, что профессионально-этические системы и соответствующие кодексы профессиональных видов деятельности, предусматривающих непосредственное взаимодействие специалиста и клиента опираются тем не менее не только на представления о необходимости достижения блага клиентом, но и всем обществом. При этом в большинстве видов профессиональной деятельности профессионально-этическая система и кодекс предусматривают существенную ответственность специалиста за благо клиента и общества, что представляется логичным: специалист проходит специальную профессиональную подготовку, немалую часть которой представляет совокупное знание о человеке, его благе.
Профессионально-этические системы и кодексы очерчивают круг обязанностей специалиста по отношению к коллегам. Соблюдение лояльности, корректности в отношениях, вежливости, тактичности, поддержание атмосферы взаимного уважения, доброжелательности, взаимопомощи, поддержки и соревновательности составляет основу профессиональных отношений специалиста с коллегами.
Таким образом, этико-аксиологическим основанием профессиональной деятельности является безусловное признание ценности человека и общества, реализации которой каждый вид профессиональной деятельности способствует с учетом своей специфики. В зависимости от форм взаимодействия и конкретных целей профессии ценность человека и общества могут внешне выступать в разных формах, поскольку каждая из этих ценностей многосоставна и составляющие ее компоненты представляют собой иерархию ценностей. Так, например, для медицинского работника ценность человека будет представлена преимущественно ценностью его жизни и здоровья, для военного – ценностью его безопасности, для священнослужителя – ценностью человеческой души, для работника правоохранительной системы – ценностью справедливости, чести и достоинства, прав человека и т.п. Однако все эти компоненты ценности неотторжимы от совокупной ценности человека и общества; без них специфически человеческое индивидуальное и социальное существование может превратиться в жалкое прозябание, недостойное звания человеческой жизни.
Как видно, профессионально-этические системы различных видов деятельности имеют общее ценностное основание, что обусловливает наличие в них общих подходов, однако содержание самой деятельности вносит элементы разнообразия в профессионально-этические кодексы. Социальный работник, взаимодействуя с представителями различных профессий, не может не осуществлять сравнение сходных элементов различных профессионально-этических систем. Если же при этом социальный работник работает не в социальной службе, а в неспецифическом с точки зрения социальной работы учреждении, то численное превосходство основной для этого учреждения профессиональной группы будет детерминировать и доминирование (а иногда и давление) соответствующей профессионально-этической системы.
Именно это обстоятельство может оказать влияние на формирование ценностно-морального сознания специалиста: к названным ранее детерминантам добавится еще одна, и притом весьма существенная: профессионально-групповая, представляющая собой совокупное ценностно-моральное сознание доминирующей профессиональной группы. Понятно, что элементы этого ценностно-морального сознания могут внедриться в сознание социального работника, провоцируя состояние ценностно-моральной неопределенности. Так, например, социальный работник должен исходить в своей деятельности из принципа признания субъектности клиента, т.е. уважать его право на принятие самостоятельного решения относительно способов решения его проблемы, собственной жизни и судьбы и т.д.. Однако в медицинском учреждении специалистами основной профессиональной группы этот принцип может использоваться в очень ограниченном варианте, поскольку именно врач как специалист принимает решение о способах решения проблемы (схеме лечения), как правило, самостоятельно, исходя из собственных профессиональных знаний и опыта – и именно за этим пациент и обращается к врачу. В самом деле, трудно представить себе врача, задающего пациенту вопрос: «Как, по Вашему мнению, я должен Вас лечить?» Социальный работник в медицинской профессиональной среде может со временем привыкнуть воспринимать как само собой разумеющееся право специалиста самостоятельно принимать решение за своего клиента, без учета мнения последнего.
Работая в пенитенциарной системе, социальный работник может пересмотреть свои ценностно-моральные позиции в связи со спецификой этой системы. Если в социальных службах он чаще всего взаимодействовал с клиентами, чьи проблемы не были непосредственно обусловлены их ненормативным поведением (или, по крайней мере, ненормативное поведение не носило криминального характера), то в пенитенциарных учреждениях он будет взаимодействовать с клиентами, чье положение и проблемы обусловлены их криминальными действиями и поступками. Чаще всего осознание того, что отбывающие наказание граждане сами обусловили свое положение вне закона, и является основным фактором, формирующим отношение доминирующей профессиональной группы к ним. Безусловно, профессионально-этическая система этой профессиональной группы требует уважения к человеку (уважать человеческое в человеке), однако трудно уважать растлителя малолетних, убийцу женщин и стариков и т.п. Помимо этого реальные нравы, которые порой можно наблюдать в пенитенциарных учреждениях, могут оказать на социального работника влияние более существенное, нежели профессионально-этическая система.
Социальному работнику, работающему в неспецифическом для социальной работы учреждении и переживающему конфликт моральных норм и ценностей, при разрешении этого конфликта следует руководствоваться наиболее общими принципами и нормами, которые в профессионально-этических системах различных видов профессиональной деятельности если не совпадают, то, по крайней мере, не противоречат друг другу. Например, все профессионально этические системы требуют уважения к человеку, причем имеется в виду не абстрактная «человекообразность», а «человеческое в человеке». Профессионально-этическая система социальной работы требует от специалиста того же, и здесь противоречий специалист не найдет. Несовпадения, различия могут иметь место только в частных нормах, правилах и требованиях, поскольку именно они в значительной степени отражают специфику профессии. Но и в этом случае социальному работнику следует при этико-аксиологическом анализе выявлять не столько различия, сколько сходство, видеть и реализовать общие для всех профессий и профессионально-этических систем подходы. Основой же индивидуальной профессионально-этической деятельности социального работника может быть только профессионально-этический кодекс, принятый и легитимизированный работниками социальных служб.
Это может касаться любых аспектов деятельности специалиста, в том числе и оказания платных услуг. Платные услуги все прочнее входят в обыденную жизнь человека и его профессиональную деятельность. В самой идее платных услуг нет ничего необычного: любая работа должна быть оплачена, в том числе и оказанная услуга. Однако в развитии сети социальных услуг населению всегда встают по меньшей мере два вопроса: кто именно будет оплачивать услуги: государство или клиент и какова должна быть цена услуги с учетом платежеспособности клиентов. В профессионально-этическом кодексе социальных работников содержится указание на то, что плата за услугу должна быть соразмерна с содержанием самой услуги и не превышать возможности клиента оплатить ее. В соответствии с социальным законодательством, значительная часть клиентов получает социальные услуги бесплатно: их оплату производят в опосредованной форме местные органы власти, обеспечивая финансирование социальных служб. Но в медицинских, юридических и иных учреждениях подход при расчете цен на услуги может быть иным: клиент в соответствии с прейскурантом может оплачивать полную стоимость услуги. Могут практиковаться и иные схемы оплаты работы специалистов. В такой ситуации социальному работнику следует учитывать требование профессионально-этического кодекса социальных работников и, с учетом системы взимания платы за услуги в данном учреждении, установить умеренную плату за свои услуги с учетом всех льгот по оплате, предусмотренных законодательством.
Конфликтные ситуации, возникающие в «пограничных» областях профессиональной деятельности, могут быть разрешены и с позиций общественной морали, которая, как говорилось ранее, по отношению ко всем видам профессиональной морали носит «рамочный» характер. Однако надо учитывать то обстоятельство, что в разные периоды времени мораль общества может быть более или менее гуманной, сближаясь с реально существующими нравами или, напротив, отдаляясь от них. При этом социальный работник, безусловно, должен уметь отделять мораль от нравов, знать их отличия. В случаях, если общественная мораль носит характер менее гуманный, нежели мораль профессиональная, она вряд ли может служить достаточным критерием для разрешения профессионально-этического конфликта. В конфликтной ситуации в данном случае целесообразно в качестве оценочного критерия использовать идеальные ценности и исходить при выработке решения в первую очередь из ценности человека и общества, их блага и коренных, сущностных интересов. Ценности человека и общества, являясь наиболее устойчивыми этическими ценностями, могут лечь в основу любого этико-аксиологического анализа ситуации, события, отношений, действий и т.п., позволяя социальному работнику, с одной стороны, преодолеть естественные различия профессионально-этических систем и кодексов, а с другой стороны, в необходимых случаях возвыситься над корпоративными интересами локальной профессиональной группы и иметь в виду лишь благо человека и общества. При этом, безусловно, собственную позицию нужно не только четко обозначать, но и обосновывать. В этом отношении социальных работник должен выступать как пропагандист не столько профессионально-этической системы социальной работы, сколько общесоциальных и общечеловеческих этических ценностей и норм, имеющих значимость как в обыденной, так и в профессиональной деятельности.