Отечественной научной литературе

О.Г. Поздеева

Инфраструктура города

Учебное пособие

Екатеринбург

содержание

Введение 3

Раздел 1 Теоретико-методологические основы

исследования инфраструктуры 5

1.1 Становление понятия «инфраструктура» в зарубежной и

отечественной научной литературе 5

Предмет, задачи и объект исследования инфраструктуры 12

1.3 Понятие и сущность инфраструктуры 14

Роль инфраструктуры в развитии территорий в условиях рынка 19

1.5 Классификация и состав инфраструктуры 24

Раздел 2 городСКАЯ Инфраструктура КАК ОБЪЕКТ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 36

2.1. Понятие, сущность и роль инфраструктуры города

в жизнедеятельности населения 36

2.2. Место городской инфраструктуры в жизни общества 43

2.3 Сущность понятия «потребности населения» и их классификация 49

2.4. Классификация городской инфраструктуры и ее состав 66

2.5 Факторы функционирования и развития инфраструктуры города 72

Принципы размещения объектов инфраструктуры города 82

Список литературы 86

Введение

В 90-е годы ХХ века в период рыночных реформ в российском обществе в сфере социального развития произошли радикальные перемены, оказавшие как положительные, так и отрицательные воздействия на функционирование инфраструктуры городов.

Современное состояние инфраструктуры большинства городов России можно охарактеризовать как неудовлетворительное, так как утрачивается потенциал развития инфраструктуры. В современных условиях инфраструктура развивается крайне неравномерно. Если в отдельных инфраструктурных сферах наблюдается бурный рост (например, торговля, предприятия общественного питания), то в других – застой или даже деградация (например, здравоохранение, образование). На протяжении длительного времени вследствие отсутствия возможностей для должного содержания и капитального ремонта множество объектов инфраструктуры различного назначения было ликвидировано, либо изменялась их целевая направленность, увеличивался износ основных фондов, снижался объем и качество услуг, предоставляемых ими.

Целью освоения учебной дисциплины «Инфраструктура города» является формирование компетенций, направленных на получение прочных знаний методологических и методических основ и практических навыков, позволяющих анализировать особенности развития инфраструктурных комплексов в городе, ознакомление с системой методов, применяемых в территориальных исследованиях, формирование способности анализа и оценки инфраструктурных условий для осуществления предпринимательской деятельности.

Результатом освоения дисциплины является формирование у студентов следующих компетенций:

способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов

способность выполнять оценку инвестиционного потенциала региона, муниципального образования

способность разрабатывать рекомендации по улучшению инвестиционного климата и совершенствованию инвестиционной политики в регионе, муниципальном образовании

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные понятия дисциплины;

- классификации объектов инфраструктуры;

- приемы анализа развития инфраструктурных комплексов, сформированных на территории города;

Уметь:

- ориентироваться в текущих городских проблемах;

- проводить анализ развития инфраструктуры города;

- выявлять структурные сдвиги в развитии инфраструктуры города;

- выявлять факторы, влияющие на формирование и развитие городской инфраструктуры;

- формулировать выводы и тенденции;

Владеть:

- навыками мышления, ориентированного на определение картины современного состояния городской инфраструктуры, для выработки системного, целостного взгляда на тенденции еѐ развития;

- навыками научного обоснования функционирования и развития инфраструктуры города.

Раздел 1 Теоретико-методологические основы

Исследования инфраструктуры

Становление понятия «инфраструктура» в зарубежной и

отечественной научной литературе

Процесс формирования инфраструктуры довольно длительный и он неразрывно связан с определенными ресурсами, жестко привязан к территории, и во многом зависит от территориальной организации сферы производства и сферы обращения на конкретной территории.

Выявление особенностей развития инфраструктуры на территориальном уровне – важное звено в анализе и прогнозирование экономического развития. Термин «инфраструктура» имеет принципиальное значение и определяется той функций, которую выполняет инфраструктура в развитии экономики, являясь органической частью любой территориальные системы.

Прежде чем переходить к изучению сущности, состава, функций инфраструктуры давайте определимся с понятием «инфраструктура» и генезисом данной категории.

Объективные причины появления термина «инфраструктура» прежде всего, связаны с развитием производительных сил, с усилением роли транспорта, связи, с появлением таких форм организации производства, как специализация, концентрация и иных процессов в экономике.

Изучение инфраструктуры ведется с начала ХХ века, само понятие «инфраструктура» (в переводе с английского – основа, фундамент) впервые стало применяться в экономической литературе США и Западной Европы только с 40-х годов ХХ века.

Первоначально термин «инфраструктура» появился в военной терминологии для обозначения вспомогательных служб и систем, которые обеспечивали военные и хозяйственные нужды.

В экономическую литературу этот термин ввел в 1955 г. американский ученый П. Розенштейн-Родан, определивший инфраструктуру как комплекс общих условий, обеспечивающих благоприятное развитие частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности всего населения. Он выделил два основных вида: хозяйственную и социальную инфраструктуру.

В целом в зарубежной литературе проблемам развития инфраструктуры стали уделять особое внимание с начала 60-х гг. (см. труды Д.Кларка, М.Маршалла, Р.Фрэя, Е.Симониса, Ш Штонера, Д.Рэя и др.). Большинство этих авторов трактуют инфраструктуру как совокупность отраслей связи, транспорта, материально-технического снабжения, сферы услуг и институциональную сферу (органы юстиции, нотариат, муниципалитет и т.д.).

В работах зарубежных ученых, посвященных проблемам инфраструкту­ры, предлагаются различные подходы к определению ее содержания.

По предмету исследования (первый подход) можно вы­делить три определения.

1. Инфраструктура — комплекс условий, обеспечи­вающих благоприятное развитие частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлет­воряющих потребности всего населения.

2. Инфраструктура — совокупность материальных, институциональных и индивидуальных видов оборудо­вания, имеющихся в распоряжении хозяйственных еди­ниц, обеспечивающих при целесообразном размещении ресурсов полную интеграцию и высокий уровень хозяй­ственной деятельности.

3. Инфраструктура — совокупность отраслей, про­изводящих услуги, необходимые для развития эконо­мики, и характеризующихся длительностью строитель­ства и сроков службы объектов.

При первом подходе в инфраструктуру включаются вспомогательные, дополнительные отрасли, виды про­изводств или виды деятельности, обслуживающие про­изводство и население. К отраслям инфраструктуры в этом случае относят:

- научные исследования,

- подготовку и переподготовку квалифицированных кадров для производства,

- информационное обеспечение,

- транспорт и связь,

- торговлю,

- материально-техническое снабжение,

- природоохранную деятельность,

- производственно-тех­нологическое управление,

- инженерные сооружения,

- ре­монтные службы,

- сферу обслуживания населе­ния.

Признаком для отнесения перечисленных отрас­лей к инфраструктурным при данном подходе служит та их особенность, что эти отрасли не имеют конечного продукта, но необходимы для функционирования про­изводства.

Ряд авторов наряду с перечисленными отраслями в состав инфраструктуры включают строительство дорог, портов, аэродромов, станций и других инженерных сооружений, что, на наш взгляд, не совсем правомерно, поскольку строительство пред­ставляет собой не вспомогательный или дополнитель­ный вид деятельности, а одну из ведущих отраслей про­изводства. Такой подход не совсем точно отражает сущ­ность инфраструктуры, так как набор представленных отраслей разнороден по функциональному назначению: включает как целые отрасли экономики, так и отдель­ные виды деятельности, а также исключает население.

По признаку включения объектов в состав инфра­структуры (второй подход) выделяются три группы определений:

1. Под инфраструктурой понимается вся система об­служивания производства и населения.

2. Инфраструктура определяется как система обслу­живания производства.

3. К инфраструктуре относятся отрасли услуг, в ко­торых происходит продолжение процесса производства в обращении.

При втором подходе к инфраструктуре относятся, прежде всего:

- транспорт всех видов,

- связь,

- материаль­но-техническое снабжение,

- складское хозяйство,

- отрасли, связанные с обслуживанием и управлени­ем процессом воспроизводства.

При этом инфраструк­тура определяется как совокупность элементов произ­водительных сил в виде отраслей, производств и видов деятельности, функциональное назначение которых со­стоит в создании общих условий, обеспечивающих эф­фективное развитие производства. Так, например, при­менительно к агробизнесу, в состав инфраструктуры включаются отрасли агросервиса, обслуживающие про­цесс производства продукции, и обращения продукции, обеспечивающие бесперебойное продвиже­ние произведенной продукции до потребителя. К от­раслям агросервиса при этом относят сферу материаль­но-технического снабжения, ремонт и техническое об­служивание, агрохимическую службу, мелиорацию, ре­культивацию, научное и информационное обеспечение, дорожную систему, систему заготовок, хранения, сбы­та продукции.

Недостаток такого подхода заключается в том, что состав инфраструктуры определен по единственному признаку — обслуживание производ­ства, в результате понятие «инфраструктура» отожде­ствляется с понятием «сфера услуг».

Различные подходы зарубежных специалистов к определению понятия «инфра­структура» позволяют сделать следующие выводы.

Во-первых, в качестве признаков инфраструктуры выделяются создание общих условий для производства и обеспечение продолжения процесса производства в обращении. При этом учитывается, что состав отрас­лей инфраструктуры характеризуется определенной гиб­костью, зависит от уровня территориального образова­ния, очередных задач, решаемых в том или ином пери­оде, масштаба созданного ранее потенциала, региональ­ных особенностей.

Во-вторых, необходимо отличать понятие инфра­структуры как совокупности отраслей, обслуживающих основное производство, от понятия экономического потенциала или материально-технической базы производства, как совокупности материальных объектов, входящих в эти отрасли.

В-третьих, необходимо различать понятия «инфра­структура» и «сфера услуг». Первое понятие охваты­вает отрасли, создающие условия, необходимые для про­движения продукции от производства до конечного по­требления, а второе понятие — отрасли, производящие специфический продукт в виде услуги.

В-четвертых, несмотря на различные трактовки понятия «инф­раструктура», в работах западных экономистов про­слеживается общий признак инфраструктуры. То есть инфра­структура рассматривается под углом зрения источни­ков финансирования инвестиций. Поскольку финанси­рование инфраструктуры в экономически развитых странах осуществляется в основном из госбюджета, западные экономисты трактуют эти инвестиции как «дополни­тельный общественный капитал» или «накладные со­циальные издержки», то есть инвестиции в инфраструктуру трактуются как предшествующие инвестициям в про­мышленность и сельское хозяйство, как неприбыльные, формируемые за счет всего общества.

Возникновение и становление понятия «инфраструктура» в экономической отечественной литературе. В отечественной научной литературе первыми стали рассматривать этот термин специалисты регионального направления и экономической географии, а затем уже и ученые других специальностей. В конце 60-70 –х гг. данной проблеме большое внимание уделяли такие ученые как И. Майергойз, 1971, Э. Алаев, С. Дебабов, 1973.

Они быстро выделили региональный характер этой категории, ее пространственное значение и определили, что инфраструктура отвечает потребностям именно региональной экономики и региональной политики. Отечественные ученые первыми поставили вопросы о составе инфраструктуры, о специфике размещения ее объектов и о специфике размещения других объектов относительно объектов инфраструктура (Николаев С.А.), о социально-экономической эффективности инфраструктуры (Красовский В.П., Перелешина Н.И.), вопросы сбалансированного развития инфраструктуры и народного хозяйства на территории, оптимальной организации инфраструктуры в регионе. Но эти исследования не были идеальными и одним из самых существенных недостатков региональных подходов является то, что инфраструктура рассматривалась только как материально-вещественная субстанция.

Политэкономы также пытались осмыслить данный термин, например, С. Жамин, В.П. Красовский представляли ее как часть экономики, которая выступает за ускорение процесса воспроизводства; Б. Хомелянский определял сущность инфраструктуры в характере труда и продукта, т.к. продукт, создаваемый на объектах инфраструктуры, выступает не в материально-вещественном виде, а в виде услуги. Иными словами их исследования опирались на отраслевой подход. Политэкономы выделили отраслевые пропорции развития инфраструктуры, но в их исследованиях была явная диспропорция, ибо они большее внимание уделяли рассмотрению социальной инфраструктуры, по сравнению с производственной.

Отраслевые экономисты первоначально сосредоточивали свои исследования на проблемах транспорта, связи, материально-технического снабжения, но позже они стали распространять свои критерии и на всю инфраструктуру. Особенно акцент ставился на коммуникативность инфраструктуры, но в сферу их исследований попадала только производственная инфраструктура, а социальная инфраструктура ими почти не рассматривалась. Этот подход получил в отечественной литературе широкое распространение, но его критиковали и регионалисты, и политэкономы.

Несмотря на различные точки зрения при исследовании проблем инфраструктуры было выделено и общее во всех этих подходах, а именно:

1) все ученые разделяют объекты, которые обеспечивают, и объекты, которые обеспечиваются;

2) инфраструктура дает вне отраслевой эффект;

Наши рекомендации