Понятие о стоматологической санации
Методы плановой санации
Санированным считается пациент, у которого вылечены все пораженные кариесом зубы, проведено по показаниям удаление зубов, вылечены заболевания слизистой оболочки полости рта и пародонта, начато лечение аномалий положения зубов и деформаций прикуса.
Выделяют три формы проведения стоматологической санации:
· индивидуальная (по обращаемости);
· организованная разовая или периодическая (у ограниченного контингента населения – у отдыхающих в летних лагерях, дачах, санаториях или лечебных стационарах);
· плановая лечебно-профилактическая стоматологическая санация, являющаяся основной частью диспансерного обслуживания детей стоматологом.
К методам проведения плановой санации относятся следующие:
· централизованный метод, когда осмотры и санация детей проводятся в детском лечебно-профилактическом учреждении (районные, областные, городские поликлиники). Этот метод проведения имеет свои преимущества (санация проходит в условиях хорошо оснащенного медицинского учреждения) и недостатки (дети тратят неоправданно много времени, т.к. снимают с занятия класс в полном составе, тратиться время на переезд туда и обратно, часть детей уклоняется от посещения поликлиники, у воспитанников детского сада нарушается режим дня, возникают трудности при их перевозке);
· децентрализованный метод – применяется в школах (с числом учащихся 800 и более) и детских садах, где оборудуются стационарные стоматологические кабинеты. Если школы большие (с числом учащихся 1800 – 2000 и более), стоматологический кабинет работает ежедневно в течение всего учебного года. Стоматолог может санировать две школы параллельно при меньшей численности учащихся, работая в каждой их них 2 – 3 раза в неделю. При завершении санации в школах, в конце учебного года и период школьных каникул, врач санирует детей детских адов, прикрепленных к нему. Эффективность работы этим методом, как правило, высокая. У врача вырабатывается высокая ответственность за качество лечебно-профилактической работы, а дети охотно посещают стоматологический кабинет;
· бригадный метод применяется тогда, когда в детских учреждениях отсутствуют стационарные стоматологические кабинеты. Санация детей осуществляется с помощью передвижных стоматологических кабинетов, которые оснащаются портативным стоматологическим креслом, бор-машиной, комплектом инструментов и материалов. Желательно направлять в школу бригаду из двух – трех врачей и помощников (медицинская сестра, санитарка). Бригада в течение двух месяцев заканчивает санацию врачей в одной школе, а затем переводится в следующую. В сельской местности санацию детей осуществляют в передвижных кабинетах – стоматологических автобусах.
При плановой санации первичным медицинским документом является санационная карта, в которой отражается анализ жизни ребенка и гигиеническое состояние полости рта, отмечается состояние молочных, постоянных зубов, пародонта, слизистой оболочки полости рта, вид прикуса. Самым распространенным стоматологическим заболеванием является кариес зубов. По статистике в крупных городах нашей страны распространенность кариеса составляет 90 – 98%
Распространенность кариеса– это процент лиц, имеющих кариозные, пломбированные и удаленные зубы (КПУ).
Распространенность кариеса определяется по формуле:
ранее санированные + подлежащие санации
число обследованных *100%
Интенсивность кариеса – это среднее число пораженных кариесом зубов на одного обследованного, которое вычисляют с помощью индексов КПУ и кп.
Интенсивность кариеса вычисляется по формуле:
число детей, имеющих пораженные зубы
В процессе санации врач заносит в санационную карту ребенка проводимые лечебные и профилактические мероприятия, вычисляет индексы поражения кариесом (КПУ + кп), гингивитом (ПМА), индекс гигиены (Федорова – Володкиной). С помощью данной карты можно проследить за состоянием полости рта ребенка на протяжении времени пребывания ребенка в детском саду, школе, интернате, оценить эффективность лечения и профилактики.
При плановой санации обязательно заполняют на каждого пациента диспансерную карту, в которой кратко отмечается, какое лечение было проведено ребенку и когда он должен явиться к врачу для следующего осмотра и лечения.
Учитывая, что интенсивность кариеса у детей с отягощенным и неотягощенным анамнезом не одинакова, Т.Ф. Виноградова предлагает различную краткость осмотров и санации.
Всех обследованных детей делят на три группы:
Возраст | КПУ + кп | Кратность осмотра и санации |
I группа: компенсированная форма кариеса | ||
7 – 10 лет | 1 раз в год | |
11 – 14 лет | до четырех | 1 раз в год |
15 – 18 лет | до шести | 1 раз в год |
II группа: субкомпенсированная форма кариеса | ||
7 – 10 лет | 6 – 8 | 2 раза в год |
11 – 14 лет | 5 – 8 | 2 раза в год |
15 – 18 лет | 7 – 9 | 2 раза в год |
III группа: декомпенсированная форма кариеса | ||
7 – 10 лет | больше 8 | 3 раза в год |
11 – 14 лет | больше 8 | 3 раза в год |
15 – 18 лет | свыше 9 | 3 раза в год |
Особое внимание при проведении плановой санации необходимо уделять санации выпускников школ, учащихся профтехучилищ, допризывников. Рабочих санируют в стоматологических кабинетах (отделениях) в предприятии или в районной поликлиники. Неорганизованный контингент – в поликлиниках.
Вся проведенная работа регистрируется в паспорте школы, детского сада, интерната, где отражается по группам (классам) количество осмотренных детей, ранее санированных, нуждающихся в санации и санированных в данный период, а также число детей, получивших реминерализующую терапию и средства, направленные на профилактику кариеса. Лечебно-профилактическая работа ежегодно должна анализироваться, материал статистически обрабатывается.
Для определения процента охвата плановой санацией используется формула Коллегова:
Охват плановой санацией =
= здоровые + ранее санированные + санированные
число детей по списку РОНО * 100%
показателем эффективности данной работы является снижение распространенности и интенсивности кариеса, его осложнений, гингивита, а также отсутствие тяжелых одонтогенных воспалительных заболеваний.
3. Содержание обучения:
- показатели, характеризующие заболеваемость детского населения кариесом,
- оценка активности кариеса по методике ВОЗ, по методике Т.Ф. Виноградовой,
- понятие «редукция» кариеса,
- факторы, влияющими на интенсивность и распространенность кариеса.
4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:
- учебно-методическая литература.
- наглядные пособия: таблицы, схемы, муляжи, тренажёры, плакаты, слайды.
5. Практическая работа:
- Название практической работы:профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза; проведение теста резистентности эмали (ТЭР-тест); проведение КОСРЭ-теста;
заполнение карты пациента.
- Цель работы:научиться проводить профилактический осмотр.
- Методика выполнения работы:
Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска.
Порядок выполнения работы: опрос с выяснением качественного состава пищи,
профилактический осмотр, заполнение карты обследования.
Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования.
6. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:
1. Анатомическое строение зубов.
2. Гистологическое строение зубов.
3. Что такое кариес?
4. Типичные места локализации кариозного процесса.
7. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:
1. Что такое интенсивность, распространенность, прирост интенсивности кариеса?
2. Что такое редукция кариеса и как она определяется?
3. Факторы, влияющие на интенсивность и распространенность кариеса.
4. Как осуществляется оценка интенсивности кариеса по методике ВОЗ, Ф.Т. Виноградовой?
8. Хронокарта учебного занятия:
Этапы занятия | Время |
1. Организационная часть (приветствие, заполнение журнала посещений занятий, оценка внешнего вида студента, состояния медицинской одежды, наличия медицинских перчаток, защитных масок, очков, сменной обуви) определение преподавателем темы занятия, цели занятия и задач, направленных на её выполнение | 5 минут |
2. Проверка домашнего задания, опрос | 35 минут |
3. Объяснение нового материала. | 35 минут |
4. Самостоятельная работа студентов: прием пациентов, заполнение истории болезни. | 65 минут |
5. Обобщение занятия, задание на дом. | 5 минут |
9. Самостоятельная работа студентов:
1. Распространенность кариеса-это…
2. Интенсивность кариеса-это…
3. Описать оценку активности кариеса по методике ВОЗ, по методике Т.Ф. Виноградовой.
4. Записать и изобразить особенности течения кариозного процесса у детей.
5. Тестовые задания.
10. Перечень учебной литературы к занятию:
1. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. Москва, 2003 год
2. Муравянникова Ж.Г. Стоматологические заболевания и их профилактика.
3. Максимовский М.Ю., Сагина О.В. Основы профилактики стоматологических заболеваний.
4. Арутюнов С.Д. Профилактика кариеса.
5. Скорикова Л.А., Волков В.А., Лапина Н.П., Баженова Н.В., Еричев И.В. Пропедевтика стоматологических заболеваний. Краснодар, 2005 год
6. Максимовский М.Ю. Терапевтическая стоматология. Москва, 2002 год
ЗАНЯТИЕ №5
1. Тема занятия:
«Индивидуальная гигиена полости рта. Основные средства гигиены. Назначение, состав, классификация зубных паст. Сравнительная оценка зубной пасты и порошка. Противокариозные зубные пасты. Гигиенические зубные пасты. Выбор гигиенических зубных паст. Лечебно-профилактические зубные пасты. Состав, свойства, показания к применению. Зубные щетки, классификация и уход за ними. Зубные порошки. Индивидуальный подбор средств гигиены в зависимости от возраста и состояния полости рта пациента».
2. Цель занятия:
Студент должен знать:
1. Основные средства гигиены полости рта.
2. Классификация зубных паст.
3. Классификация зубных щеток.
4. Назначение зубных порошков.
Студент должен уметь:
1. Проводить стоматологический осмотр.
2. Подобрать зубную пасту в зависимости от возраста и состояния полости рта.
З. Подобрать зубную щетку в зависимости от возраста и состояния полости рта.
Студент должен ознакомиться:
- с основными средствами гигиены полости рта,
- с классификацией и составом зубных паст,
- с классификацией зубных щеток, уходом за ними и сроком их эксплуатации,
- с составом зубных порошков, показаниями к их использованию.
3. Содержание обучения:
Гигиена полости рта является одним из важных разделов личной гигиены человека и главным профилактическим мероприятием, которое должно проводиться у всех без исключения людей, независимо от уровня стоматологической заболеваемости и состояния органов полости рта. Гигиена полости рта ценна тем, что она содержит в себе одновременно этиотропный и патогенетический механизмы профилактики, т.к. основной целью гигиены является химико-механическое удаление зубного налета – основного этиологического фактора кариеса зубов и болезней пародонта.
Основными предметами индивидуальной гигиены полости рта являются:
1. зубные щетки
2. зубные пасты (порошки)
Зубные щетки
Процесс механического удаления зубного налета с поверхности зубов и десен осуществляется с помощью зубной щетки. Первое упоминание о ней появилось в «Большой восточной энциклопедии» в 1400г., а в европейской литературе сообщения о зубной щетке начали появляться только в 1675г. при этом, в России зубными щетками стали пользоваться примерно в XVIII в. За время развития стоматологии происходило совершенствование зубных щеток, хотя принцип их строения и работы остается, в основном, прежний.
Современные зубные щетки можно классифицировать на основные группы:
1. по типу щетины:
- с натуральной щетиной
- с синтетической щетиной
2. по жесткости щетины:
- очень мягкие
- мягкие
- средней мягкости
- жесткие
- очень жесткие
3. по размеру рабочей части:
- детские
- подростковые
- взрослые
- однопучковые
- специального назначения
4. по способу приведения к действию:
- мануальные
- автоматические
5. по назначению:
- стандартные
- ортодонтические
- специального назначения
Зубная щетка состоит из двухосновных элементов: ручки и рабочей части (нескольких объединенных в пучки рядов щетины)
В настоящее время для изготовления зубных щеток применяются в основном синтетические волокна (нейлон, полиуретан, сетрон), однако в продаже еще встречаются щетки с натуральной щетиной, производство которых сведено к минимуму.