Необходимость развития курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Уместно воспроизвести известные контуры современного состояния и тенденции развития общества, которые определяют необходимость дальнейшего развития школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Накануне XXI века человечество входит в период грандиозных социальных, технических и культурных перемен, называемых учёными глобальной революцией. На смену первым двум «волнам цивилизации», аграрной и индустриальной, приходит «третья волна» – постиндустриальная. Она характеризуется достижением человеческими технологиями мощности, сопоставимой с мощностью геологических процессов, выходом человечества в космос, его информационной и экономической интеграцией, повсеместной демократизацией общества и становлением приоритета прав личности, но, прежде всего, необходимостью обеспечения безопасности человека от собственной жизнедеятельности.

Жизнедеятельность человека индустриальной эпохи обусловила появление небывалых ранее глобальных проблем. Эти проблемы связаны с угрозами экологической катастрофы от демографического взрыва и техногенной деградации природной среды, от применения ядерного и другого оружия массового поражения в междоусобной борьбе народов за ресурсы и выживание в условиях достижения цивилизацией «пределов роста».

Изменения ситуации на планете возрастают всё стремительнее. Если первые «волны цивилизации» занимали тысячелетия (аграрная) и столетия (индустриальная), то временные характеристики «третьей волны» определяются десятилетиями, т.е. периодом жизни 2-3 поколений людей.

На фоне глобальных проблем новое звучание приобрели проблемы безопасности отдельных народов и стран – проблемы национальной безопасности. Переход к устойчивому развитию, рассматриваемый мировым сообществом как возможное решение глобальных проблем, связан с существенными ограничениями жизнедеятельности людей. Встает вопрос о распределении этих ограничений между народами, о способах их реализации, о выживании отдельных наций в условиях ограничений. Проблемы национальной безопасности включают в себя широкий спектр разнообразных аспектов, каждый из которых немаловажен: военный, политический, информационный, экономический, экологический, демографический и др.

Решение задач обеспечения безопасности человеческих сообществ в глобальном и национальном масштабах касается каждого и требует разумных общих действий людей.

Человеку для реализации своего потенциала и достижения благополучия необходимо заботиться об индивидуальной безопасности: вести здоровый образ жизни, уметь ориентироваться в опасных ситуациях, уметь защитить себя и своих близких в сложившихся обстоятельствах. Но научные прогнозы показывают, что в XXI веке в условиях кризисов общества этого недостаточно для выживания. Революция перехода к устойчивому развитию требует такого изменения целевых установок действий каждого в отдельности и всех вместе, при котором их первым личным интересом станет не индивидуальная безопасность, не успех, измеряемый материальным уровнем жизни, а совместная безопасность личности и общества в широком смысле, от семьи до всего человечества. Это требует радикальных изменений в мировоззрениях и менталитете, но является необходимым условием дальнейшего развития цивилизации. Человеческое общество должно перестать быть стихийным «обществом потребления», оно должно стать обществом, которое управляется разумом – разумом «личностей безопасного типа». Научно обоснованный В.И.Вернадским этап эволюции «ноосфера», когда человек должен принять ответственность за дальнейшее развитие и человечества, и всей планеты, уже наступил. Человек должен изменить, причём в исторически ограниченные сроки, свои идеалы, интересы, потребности – он должен стать человеком ноосферной формации, способным ответственно «направлять» безопасное развитие общества и всей Жизни на Земле.

Общее образование, являющееся одним из наиболее действенных средств управления мировоззрением и менталитетом человека и общества, постепенно переключается на подготовку человека ноосферной формации. Меняются заложенные в уходящей индустриальной эпохе и соответствующие ее запросам основные цели общего образования, состав образовательных областей и содержание предметов. Вводятся новые предметы, разделы и темы, востребованные условиями жизни в стремительно меняющемся обществе, устраняется накапливающаяся перегруженность учебных планов путем рационального сокращения и обновления устаревающего учебного материала.

Содержание концепции курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в рамках 12-летнего общего (полного) образования

Переход на 12-летнюю систему обучения создает благоприятные условия для ускорения перестройки общего среднего образования. В полной мере это относится к курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», востребованность которого непосредственно связана с необходимостью решения глобальных проблем и проблем национальной безопасности, с потребностями устойчивого развития страны на рубеже веков и в ближайшие два-три десятилетия XXI века.

Концепция была вынесена Министерством образования РФ на всенародное обсуждение и утверждена решением Всероссийского совещания работников образования в 2000 г.

В ней отмечены мировые тенденции современного этапа развития общего среднего образования:

– образование для всех – ориентация образовательных программ на высококачественное обучение, воспитание и развитие всех детей;

– учет интересов и потребностей отдельного ученика и общества в целом;

– максимальное развитие способностей ребенка, независимо от социально-экономического и общественного статуса его семьи, пола, национальности, вероисповедания;

– воспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу;

– личностно-ориентированный образовательный процесс, учитывающий и развивающий индивидуальные способности учеников, формирующий у них общественные умения;

– адаптация молодежи к меняющимся условиям жизни общества;

– открытость образования, доступность знаний и информации для широких слоев населения.

Факторы, обуславливающие необходимость перехода школы на 12-летнее обучение:

1. Сохранение здоровья детей – высокая нагрузка в школе, уменьшение количества учебных часов.

2. Повышение качества общего образования.

3. Конкурентноспособность отечественного образования.

4. Влияние демографических в социально-экономических факторов.

5. Преемственность уровней образования.

6. Увеличение периода обучения в основной школе способствует повышению уровня общеобразовательной подготовки.

Концепция преподавания «Основ безопасности жизнедеятельности» для 12-летнего общего среднего образования предусматривает существенный шаг в развитии курса ОБЖ: в него вносится системность и комплексность рассмотрения вопросов безопасности личности, общества, государства. В курс включается новый раздел «Современный комплекс проблем безопасности», отражающий самые актуальные компоненты современной научной картины мира и обобщающий полученные в курсе знания. Объёмы и материалы других разделов перераспределяются и обновляются на основе единого системного подхода. Внесение в курс системного подхода, который позволяет осветить с позиций безопасности, как главного условия предстоящего перехода к устойчивому развитию, основные особенности человеческой жизнедеятельности, способствует формированию целостного научного мировоззрения учащихся. Адекватное насущным потребностям общества, это мировоззрение выпускников школы поможет избавиться от ложных представлений о возможности индивидуального выживания в кризисных условиях. Оно поможет понять другие распространенные заблуждения, например, миф об опасности конфликта между «экологами» и «патриотами». Появление подобных ошибочных представлений, возможно при раздельном изучении экологических проблем и проблем национальной безопасности.

Для заявляемого шага в развитии курса ОБЖ есть все предпосылки в виде накопленного за прошедшие годы потенциала, а также появившейся после 1991 года научной и законодательной базы.

Обновленный школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» будет фундаментом для курсов в профессиональных образовательных учреждениях различных уровней, посвящённых безопасности человека и безопасности его жизнедеятельности для него самого, общества и природы в процессе конкретной профессиональной деятельности.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Раскройте значение курса ОБЖ в современной школе.

2. В чем заключается необходимость развития курса ОБЖ?

3. Основные факторы, обуславливающие необходимость перехода на 12-летнее обучение.

4. Каковы мировые тенденции современного этапа развития общего среднего образования?

5. В чем сущность концепции курса ОБЖ для 12-летнего общего среднего образования?

Литература

1. Безопасность жизнедеятельности: Энциклопедический словарь / Под ред. О.Н. Русака. – СПб.: Информационно-издательское агентство «ЛИК», 2004. – 504 с.

2. Безопасность жизнедеятельности. Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. – М.: Изд-во ДиК, М.: Изд-во АСТ – ЛТД, 1998. – 548 с.

3. Инновационные технологии в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учеб. пособие / Т.А. Берсенева, Т.В. Мельникова, А.М. Осокин. – СПб.: СПбАППО, 2005. – 70 с.

4. Материалы о преподавании «Основ безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края. – Ставрополь, 2004. – 38 с.

5. Методические материалы и документы по курсу: «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; Под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с.

6. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

7. 12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования / Под ред. В.С. Леднева, Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. – М.: ИОСО РАО, 1999. – 264 с.

Лекция 4. Представление об учебном предмете

План:

1. Понятие о Государственных образовательных стандартах.

2. Базисный учебный план. Ступени школьного образования.

3. Дидактические нормативы построения учебной программы и отражение в ней содержания образования. Функции программ и нормативы их построения.

4. Дидактические нормативы построения учебника и учебных пособий. Функции учебника и способы фиксации в нем учебного материала.

Наши рекомендации