Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
Содержание раздела обеспечивает последовательное (по учебным классам) наращивание информации о наиболее вероятных опасных ситуациях, с которыми может встретиться человек в повседневной жизни с учетом сферы его деятельности (ученик начальной школы, старшеклассник и т.д.). Применительно к каждой опасной ситуации даются характеристика опасности и правила поведения, обеспечивающего безопасность или минимизирующего возможный ущерб. Раздел включает такие жизненно важные направления как:
- безопасное поведение дома;
- пожарная безопасность;
- безопасное участие в дорожном движении;
- безопасное поведение человека на воде;
- безопасное поведение в общественных местах;
- безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера;
- безопасное поведение в природных условиях;
- принципы и правила действий человека в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры по защите населения от последствий стихийных бедствий;
- защита населения от опасностей, возникающих в условиях социальных конфликтов, при ведении военных действий или вследствие этих действий (гражданская оборона).
В разделе излагаются сведения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, о государственных и общественных органах, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
Содержание раздела включает сведения о наиболее распространённых заболеваниях, основных факторах риска, их причинах, связи с образом жизни.
Представлена информация по основным инфекционным заболеваниям и их профилактике.
Излагаются меры по профилактике травм в школьном возрасте, правила оказания первой медицинской помощи при повреждениях в опасных и чрезвычайных ситуациях: отравлениях, ожогах и обморожениях, ушибах, ранениях, кровотечениях, растяжениях и переломах, при поражении электрическим током и молнией. Даются представления о проведении экстренной реанимационной помощи.
Современный комплекс проблем безопасности
В разделе расширяются и обобщаются знания учащихся по сквозному курсу ОБЖ, показывается зависимость безопасности личности как от поведения в сложившихся опасных ситуациях, так и от безопасности собственной жизнедеятельности в составе социальных групп и объединений. На основе системного подхода раскрывается полный комплекс проблем безопасности жизни и жизнедеятельности человека в XXI веке.
Выявляется иерархическая структура сфер жизнедеятельности человека и общества, соответствующий полный комплекс современных опасностей, необходимая взаимоувязанная система мер безопасности на трех основных уровнях – индивидуальном, национальном и глобальном.
Кратко подытоживаются результаты изучения предыдущих разделов в части обеспечения индивидуальной безопасности.
В части глобальной безопасности рассматриваются вопросы:
- проблемы безопасности жизнедеятельности, связанные с пределами роста человеческой цивилизации на планете с ограниченными ресурсами, а также с достижением человеческими технологиями геологической мощности;
- пути обеспечения безопасности жизнедеятельности в глобальном масштабе, необходимость перехода общества к устойчивому развитию, основные принципы стратегии этого перехода.
Показывается ведущее значение мер безопасности на национальном уровне. Раскрывается новое содержание проблем национальной безопасности в условиях перехода общества к устойчивому развитию через рассмотрение следующих вопросов:
- мировая динамика и национальная безопасность;
- особенности и проблемы БЖ и Концепция национальной безопасности России.
Основы защиты Отечества
Раздел органически связан с предыдущим в части обеспечения национальной безопасности. Он содержит сведения об основах обороны государства и основах военной службы. Особое внимание уделяется обоснованию необходимости защиты Отечества и личной заинтересованности граждан в выполнении конституционной воинской обязанности. Освещаются история и славные традиции Вооруженных Сил России.
На фоне характеристики современных военных действий даются сведения о составе и боевой мощи Вооруженных Сил Российской Федерации. В содержании раздела рассматриваются вопросы:
- правовые основы военной службы, воинская обязанность;
- обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе;
- порядок призыва на военную службу;
- особенности военной службы;
- права и обязанности военнослужащих.
В порядке профориентации приводятся сведения о военной службе как профессиональной карьере; о том, как поступить на военную службу по контракту, как стать офицером; о карьере офицера.
Подробно разбираются военные аспекты международного права. Раскрываются понятия чести и достоинства воина Вооруженных Сил России.
Межпредметные связи
Универсальность курса «Основы безопасности жизнедеятельности» позволяет осуществить связь со всеми предметами. В курсе довольно много определений и ситуаций, на которые можно и нужно смотреть с позиций других наук. Курс ОБЖ базируется на знаниях, полученных из других школьных предметов, и интегрирует в единое целое на основе главной задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности. Целью этой интеграции является также обеспечение целостности представлений учащихся об окружающем мире, в котором им предстоит занять свое место.
Межпредметные связи – взаимная согласованность учебных программ (пед. словарь).
Значение межпредметных связей:
- способствуют повышению теоретического и научного уровня обучения;
- побуждают учителя к самообразованию.
Виды межпредметных связей:
1. Предшествующие (в 5-6 классах изучается в курсе «Естествознание» явления и процессы в природе – в 7 классе в курсе «ОБЖ» изучают тему ЧС природного характера и защита от них).
2. Сопутствующие (в 9 классе изучается в курсе «Биология» изучение организма человека, физиологию и анатомию, особенности строения – в 9 классе в курсе «ОБЖ» меры профилактики травм в школьном возрасте, первая медицинская помощь, основы здорового образа жизни).
3. Перспективные (в 6 классе изучается в курсе «ОБЖ» тема «Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях»: поведение с незнакомыми людьми, мошенничество, защита от мошенничества – в 9 классе в курсе «Граждановедение» изучают: уголовную ответственность, преступления против личности).
Планирование межпредметных связей: сетевое, курсовое, тематическое, поурочное.
Сетевое планирование – осуществляется завучем школы на основе предложений учителей предметников. Строится сетевой план (график), указывается – учебные недели, предметы, темы, их взаимосвязь.
Остальные виды планирования осуществляет учитель.
Курсовое– позволяет заранее изучать необходимое для каждой последующей учебной темы содержание смежных курсов, с тем чтобы вовремя дать учащимся домашнее задание на повторение опорных знаний из других учебных предметов. Заранее планируются консультации, взаимопосещение учителей, подбор необходимой литературы.
Вопросы раздела ОБЖ | Знания, используемые из других учебных предметов |
Землетрясение | География, природоведение: сейсмоопасные участки земли, процессы происходящие в земле. |
Способы остановки кровотечений | Биология: строение органов кровообращения, кровь, кровеносная система. |
Тематическое– отражает логическую структуру учебного материала уроков, опорные знания из других предметов и перспективные связи
Например, тема «Пожар» дополняется следующим образом:
• физика и химия – процессы возгорания и торможения горения, горючие и негорючие материалы;
• биология – воздействие поражающих факторов пожара на организм;
• география и экология – лесные пожары, нарушение природной экосистемы;
• правоведение – материальный ущерб при пожаре и его возмещение;
• технология – количество времени и труда на построение зданий, изготовление предметов быта;
• литература – найти (сочинить) стихотворение, рассказ о пожаре;
• изобразительное искусство – конкурс на лучший рисунок, плакат по пожарной безопасности;
• экономика и математика – материальным ущерб государству от пожаров.
Поурочное– связь с другими предметами на разных этапах урока или видах урока (уроки – лекции, семинары, конференции, обобщающие, комплексные семинары с присутствием учителей различных предметов).
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Сформулируйте задачи курса ОБЖ.
2. Назовите основные принципы формирования содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
3. Объем и структура курса ОБЖ, раскройте данные понятия.
4. Охарактеризуйте тематическое содержание раздела «Основы здорового образа жизни».
5. Охарактеризуйте тематическое содержание раздела «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях».
6. Охарактеризуйте тематическое содержание раздела «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи».
7. Охарактеризуйте тематическое содержание раздела «Современный комплекс проблем безопасности».
8. Охарактеризуйте тематическое содержание раздела «Основы защиты Отечества».
9. Межпредметные связи – значение, виды (привести примеры), планирование (привести примеры).
Литература
1. Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: Метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 256 с.
2. Безопасность жизнедеятельности. Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. – М.: Изд-во ДиК, М.: Изд-во АСТ – ЛТД, 1998. – 548 с.
3. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004. – 320 с.
4. Инновационные технологии в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учеб. пособие / Т.А. Берсенева, Т.В. Мельникова, А.М. Осокин. – СПб.: СПбАППО, 2005. – 70 с.
5. Маслов А.Г. Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии. 6-9 классы: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 112 с.
6. Материалы о преподавании «Основ безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края. – Ставрополь, 2004. – 38 с.
7. Методические материалы и документы по курсу: «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; Под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с.
8. Михайлов Л.А. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие: ч. 1 – С-Пб, 1995 г., ч. 2 – С-Пб, 1996.
9. Программно-методические материалы: Основы безопасности жизнедеятельности / Сост. Б.И.Мишин – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 128 с.
10. Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-9 классы. – М., Просвещение, 1996. – 80 с.
Лекция 6. Организация процесса обучения
План:
1. Педагогическая деятельность преподавателя-организатора ОБЖ.
2. Виды планирования.