Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

Содержание раздела обеспечивает последовательное (по учебным классам) наращивание информации о наиболее вероятных опасных ситуациях, с которыми может встретиться человек в повседневной жизни с учетом сферы его деятельности (ученик начальной школы, старшеклассник и т.д.). Применительно к каждой опасной ситуации даются характеристика опасности и правила поведения, обеспечивающего безопасность или минимизирующего возможный ущерб. Раздел включает такие жизненно важные направления как:

- безопасное поведение дома;

- пожарная безопасность;

- безопасное участие в дорожном движении;

- безопасное поведение человека на воде;

- безопасное поведение в общественных местах;

- безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера;

- безопасное поведение в природных условиях;

- принципы и правила действий человека в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры по защите населения от последствий стихийных бедствий;

- защита населения от опасностей, возникающих в условиях социальных конфликтов, при ведении военных действий или вследствие этих действий (гражданская оборона).

В разделе излагаются сведения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, о государственных и общественных органах, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

Содержание раздела включает сведения о наиболее распространённых заболеваниях, основных факторах риска, их причинах, связи с образом жизни.

Представлена информация по основным инфекционным заболеваниям и их профилактике.

Излагаются меры по профилактике травм в школьном возрасте, правила оказания первой медицинской помощи при повреждениях в опасных и чрезвычайных ситуациях: отравлениях, ожогах и обморожениях, ушибах, ранениях, кровотечениях, растяжениях и переломах, при поражении электрическим током и молнией. Даются представления о проведении экстренной реанимационной помощи.

Современный комплекс проблем безопасности

В разделе расширяются и обобщаются знания учащихся по сквозному курсу ОБЖ, показывается зависимость безопасности личности как от поведения в сложившихся опасных ситуациях, так и от безопасности собственной жизнедеятельности в составе социальных групп и объединений. На основе системного подхода раскрывается полный комплекс проблем безопасности жизни и жизнедеятельности человека в XXI веке.

Выявляется иерархическая структура сфер жизнедеятельности человека и общества, соответствующий полный комплекс современных опасностей, необходимая взаимоувязанная система мер безопасности на трех основных уровнях – индивидуальном, национальном и глобальном.

Кратко подытоживаются результаты изучения предыдущих разделов в части обеспечения индивидуальной безопасности.

В части глобальной безопасности рассматриваются вопросы:

- проблемы безопасности жизнедеятельности, связанные с пределами роста человеческой цивилизации на планете с ограниченными ресурсами, а также с достижением человеческими технологиями геологической мощности;

- пути обеспечения безопасности жизнедеятельности в глобальном масштабе, необходимость перехода общества к устойчивому развитию, основные принципы стратегии этого перехода.

Показывается ведущее значение мер безопасности на национальном уровне. Раскрывается новое содержание проблем национальной безопасности в условиях перехода общества к устойчивому развитию через рассмотрение следующих вопросов:

- мировая динамика и национальная безопасность;

- особенности и проблемы БЖ и Концепция национальной безопасности России.

Основы защиты Отечества

Раздел органически связан с предыдущим в части обеспечения национальной безопасности. Он содержит сведения об основах обороны государства и основах военной службы. Особое внимание уделяется обоснованию необходимости защиты Отечества и личной заинтересованности граждан в выполнении конституционной воинской обязанности. Освещаются история и славные традиции Вооруженных Сил России.

На фоне характеристики современных военных действий даются сведения о составе и боевой мощи Вооруженных Сил Российской Федерации. В содержании раздела рассматриваются вопросы:

- правовые основы военной службы, воинская обязанность;

- обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе;

- порядок призыва на военную службу;

- особенности военной службы;

- права и обязанности военнослужащих.

В порядке профориентации приводятся сведения о военной службе как профессиональной карьере; о том, как поступить на военную службу по контракту, как стать офицером; о карьере офицера.

Подробно разбираются военные аспекты международного права. Раскрываются понятия чести и достоинства воина Вооруженных Сил России.

Межпредметные связи

Универсальность курса «Основы безопасности жизнедеятельности» позволяет осуществить связь со всеми предметами. В курсе довольно много определений и ситуаций, на которые можно и нужно смотреть с позиций других наук. Курс ОБЖ базируется на знаниях, полученных из других школьных предметов, и интегрирует в единое целое на основе главной задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности. Целью этой интеграции является также обеспечение целостности представлений учащихся об окружающем мире, в котором им предстоит занять свое место.

Межпредметные связи – взаимная согласованность учебных программ (пед. словарь).

Значение межпредметных связей:

- способствуют повышению теоретического и научного уровня обучения;

- побуждают учителя к самообразованию.

Виды межпредметных связей:

1. Предшествующие (в 5-6 классах изучается в курсе «Естествознание» явления и процессы в природе – в 7 классе в курсе «ОБЖ» изучают тему ЧС природного характера и защита от них).

2. Сопутствующие (в 9 классе изучается в курсе «Биология» изучение организма человека, физиологию и анатомию, особенности строения – в 9 классе в курсе «ОБЖ» меры профилактики травм в школьном возрасте, первая медицинская помощь, основы здорового образа жизни).

3. Перспективные (в 6 классе изучается в курсе «ОБЖ» тема «Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях»: поведение с незнакомыми людьми, мошенничество, защита от мошенничества – в 9 классе в курсе «Граждановедение» изучают: уголовную ответственность, преступления против личности).

Планирование межпредметных связей: сетевое, курсовое, тематическое, поурочное.

Сетевое планирование – осуществляется завучем школы на основе предложений учителей предметников. Строится сетевой план (график), указывается – учебные недели, предметы, темы, их взаимосвязь.

Остальные виды планирования осуществляет учитель.

Курсовое– позволяет заранее изучать необходимое для каждой последующей учебной темы содержание смежных курсов, с тем чтобы вовремя дать учащимся домашнее задание на повторение опорных знаний из других учебных предметов. Заранее планируются консультации, взаимопосещение учителей, подбор необходимой литературы.

Вопросы раздела ОБЖ Знания, используемые из других учебных предметов
Землетрясение География, природоведение: сейсмоопасные участки земли, процессы происходящие в земле.
Способы остановки кровотечений Биология: строение органов кровообращения, кровь, кровеносная система.

Тематическое– отражает логическую структуру учебного материала уроков, опорные знания из других предметов и перспективные связи

Например, тема «Пожар» дополняется следующим образом:

• физика и химия – процессы возгорания и торможения горения, горючие и негорючие материалы;

• биология – воздействие поражающих факторов пожара на организм;

• география и экология – лесные пожары, нарушение природной экосистемы;

• правоведение – материальный ущерб при пожаре и его возмещение;

• технология – количество времени и труда на построение зданий, изготовление предметов быта;

• литература – найти (сочинить) стихотворение, рассказ о пожаре;

• изобразительное искусство – конкурс на лучший рисунок, плакат по пожарной безопасности;

• экономика и математика – материальным ущерб государству от пожаров.

Поурочное– связь с другими предметами на разных этапах урока или видах урока (уроки – лекции, семинары, конференции, обобщающие, комплексные семинары с присутствием учителей различных предметов).

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Сформулируйте задачи курса ОБЖ.

2. Назовите основные принципы формирования содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

3. Объем и структура курса ОБЖ, раскройте данные понятия.

4. Охарактеризуйте тематическое содержание раздела «Основы здорового образа жизни».

5. Охарактеризуйте тематическое содержание раздела «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях».

6. Охарактеризуйте тематическое содержание раздела «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи».

7. Охарактеризуйте тематическое содержание раздела «Современный комплекс проблем безопасности».

8. Охарактеризуйте тематическое содержание раздела «Основы защиты Отечества».

9. Межпредметные связи – значение, виды (привести примеры), планирование (привести примеры).

Литература

1. Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: Метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 256 с.

2. Безопасность жизнедеятельности. Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. – М.: Изд-во ДиК, М.: Изд-во АСТ – ЛТД, 1998. – 548 с.

3. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004. – 320 с.

4. Инновационные технологии в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учеб. пособие / Т.А. Берсенева, Т.В. Мельникова, А.М. Осокин. – СПб.: СПбАППО, 2005. – 70 с.

5. Маслов А.Г. Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии. 6-9 классы: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 112 с.

6. Материалы о преподавании «Основ безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края. – Ставрополь, 2004. – 38 с.

7. Методические материалы и документы по курсу: «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; Под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с.

8. Михайлов Л.А. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие: ч. 1 – С-Пб, 1995 г., ч. 2 – С-Пб, 1996.

9. Программно-методические материалы: Основы безопасности жизнедеятельности / Сост. Б.И.Мишин – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 128 с.

10. Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-9 классы. – М., Просвещение, 1996. – 80 с.

Лекция 6. Организация процесса обучения

План:

1. Педагогическая деятельность преподавателя-организатора ОБЖ.

2. Виды планирования.

Наши рекомендации