Дебаты как форма проведения занятия
Дебаты – такая форма организации устной публичной диалогической речи, в основе которой лежит обсуждение актуальных вопросов социального, литературного, философского характера. В процессе дебатов сопоставляются различные (в том числе и противоположные) точки зрения, позволяющие раскрыть проблему с разных позиций. Дебаты могут быть разной степени подготовленности, но тема, выносимая на обсуждение, должна быть известна всем заранее. Осуществляются дебаты обычно под руководством ведущего. Ведущий вызывает у участников дебатов желание выступать, доказывать свою точку зрения, убеждать. Ведущий поддерживает контакт с участниками дебатов, обращает их внимание на соблюдение основных правил для спорящих. Особенно важно подчеркнуть, что именно ведущий направляет спор в нужное русло, не дает участникам отклониться от темы, осуществляет переход к следующей теме.
Для дебатов как формы организации публичного спора характерны следующие признаки:
а) наличие противоположных точек зрения;
б) наличие ведущего, организующего дискуссионное общение
в) возможно участие третьей стороны: экспертов, наблюдателей, участников, которым предстоит сделать свой выбор, встать на чью-то сторону по окончании дебатов
- Начало дебатов
Ведущий раскрывает актуальность проблемы, заинтересовывает участников обсуждения; представляет участников дебатов, создает благоприятную атмосферу для обсуждения проблемы; информирует о регламенте.
Вступительное слово ведущего всегда должно быть информативно насыщенным и при этом эмоциональным. Добиться внимания слушателей, а также их расположения помогут и специальные приемы – введение в речь рассказа об интересном случае, цитирование известных деятелей культуры, искусства и т.д.
Речевые клише ведущего дебатов
НАМ ПРЕДСТОИТ…
Я ХОЧУ…
МНЕ ХОЧЕТСЯ…
Я ХОТЕЛ БЫ…
Я ПРЕДЛАГАЮ…
ПОГОВОРИМ…
ДАВАЙТЕ ОБМЕНЯЕМСЯ МНЕНИЯМИ О …
ОБСУДИМ…
Употребляя данные речевые стереотипы, ведущий подчеркивает важность процесса обсуждения, поиска решения, обмена мнениями относительно тех актуальных проблем, которые являются темой дебатов, а не принятие какого-либо решения, утверждения какого-либо единственно правильного мнения, точки зрения.
- Основная часть
Участники дебатов высказывают разные точки зрения; бмениваются мнениями, суждениями, касаются разных аспектов проблемы; дают оценку тому или иному факту, событию, явлению; предлагают возможные пути решения проблемы и т.д.
Ведущий следит за соблюдением регламента; не дает участникам дебатов отклониться от темы; задает вопросы, касающиеся темы дебатов; осуществляет речевой переход от одного участника к другому, тематически связывает одно выступление с другим и т.д.
Эксперты и наблюдатели следят за ходом дебатов; задают вопросы участникам; в заключение высказывают своё мнение о дебатах, дают оценку выступлениям участников
Следующий признак, характеризующий жанр дебатов, – регламентированность. Применительно к дебатам это прежде всего регулирование количества времени, отводимого для выступления, что служит залогом речевого равноправия между участниками. За соблюдением регламента следит ведущий. Он должен уметь ориентироваться в обстановке: четко и быстро реагировать на речевые события, направлять спор в нужное русло, корректно прерывать говорящего в случае необходимости. Иногда остановить обсуждение просто необходимо.
Ведущий может это сделать так: «К сожалению, вынужден прервать Вас и предоставить слово …» Такой речевой ход позволяет соблюсти регламент, а также разрядить обстановку.
Стимулирование дискуссии
Продолжайте... / Прошу вас... / Я вас слушаю... / А что вы можете сказать об этом (по этому поводу, на эту тему)? / Есть ли (еще) желающие высказаться (выступить)? / Посмотрим на этот вопрос с другой стороны... //
Коррекция обсуждения
Извините, я перебью вас... / Извините, но здесь я хочу (хотел бы) заметить, что... / Простите, что перебиваю, но... / Я вынужден вас остановить (перебить, прервать)... / Извините, что не даю договорить, но... / Не отвлекайтесь... / Вы ушли от темы... / Вы не о том... / Вернемся к нашей теме... / Ближе к делу... / Я все-таки хотел бы вернуться к разговору о... (к вопросу, к проблеме)... //
- Заключительная часть
Ведущий подводит итоги дебатов: сообщает о разных точках зрения участников как результате проведения дебатов; благодарит за участие, предоставляет слово экспертам или независимым наблюдателям, которые должны были определить собственную позицию на основе услышанных мнений.
Таким образом... / Итак... / Значит... / Одним словом... / Следовательно... / Можно сделать вывод... / Мы приходим (пришли) к выводу... / Поставим (расставим) все точки над и... / Попробуем обобщить то, что было сказано... / Суммируем то, что здесь сказали... / Подведем итоги (черту)... //
«Конец речи должен закруглить ее, то есть связать ее с началом... Конец – разрешение всей речи...»
От умения ведущего связать начало и концовку зависит восприятие дебатов как целостного, единого речевого жанра. Общее впечатление от дебатов, суждение относительного того, получились ли именно дебаты, зависит от умения ведущего подводить итоги, анализировать выступления участников.
Главной целью дебатов, базовой технологии Открытого образования, является обучение культуре ведения публичной дискуссии.
«Дебаты» помогают их участникам:
- интеллектуально участвовать в жизни общества;
- выступать в качестве лидеров;
- брать на себя ответственность за обогащение своих знаний и развитие способностей;
- изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы;
- синтезировать знания;
- слаженно работать в коллективе;
- уметь писать эффектные и эффективные речи и приобретать навыки презентации;
- быть критичным слушателем;
- принимать хорошо продуманные решения;
- развивать смелость и уверенность в себе.
Применяемые технологии используются как в учебной, так и внеучебной деятельности, отличаются педагогической новизной и вполне отвечают современному образовательному запросу родителей и учащихся.