Формулирование жизненных целей

Содержанием критерия служит умение мобилизовывать собст­венные способности и жизненные ресурсы.

К первичным качествам этого блока качеств относятся следую­щие 4 качества.

Способность познать самого себя. От умения индивида выявить свои наклонности и способности, четко определить свое жизнен­ное и профессиональное предназначение зависит его дальнейшая жизнь. Если человек еще со школьной скамьи четко определил свои сильные и слабые стороны и в соответствии с этим плани­рует свою карьеру, то это говорит о его реалистическом подходе и самокритичности. Данное качество необходимо для правиль­ного формирования жизненных целей.

Умение формулировать свои жизненные цели. Постановка жиз­ненных целей означает сознательное осуществление своих дей­ствий в соответствии с индивидуальными ценностями. Умение определять цели предопределяет выражение в виде четких форму­лировок явных и скрытых потребностей и интересов.

Умение принимать решения. Многие ли из Вас задумывались над вопросом: «Умею ли я правильно подходить к принятию реше­ний?» Принятие решений предполагает выбор первоочередных задач и дел. То есть, другими словами, — умение принимать реше­ние заключается в правильном установлении приоритетов. Это по­может Вам укладываться в установленные сроки, получать удов­летворение от рабочего дня и избегать стрессовых перегрузок.

Умение планировать свою карьеру. Для достижения инди­видуальных жизненных целей в профессиональной сфере необ­ходимо уметь составлять «План карьеры», в котором указываются основные цели, задачи, сроки их реализации.

2. Личная организованность

Содержание критерия — способность руководителя жить и рабо­тать по системе. Критерии второго уровня этого блока модели содержат шесть качеств.

Приверженность системному подходу. Предполагает комп­лексный учет и взаимодействие многих факторов, влияющих на личную организацию.

Умение ценить и эффективно использовать время. Каждый здра­вомыслящий человек понимает, что время жизни, отпущенное нам, ограничено, однако многие стараются не думать об этом. В связи с этим полезно помнить ряд правил при составлении бюд­жета своего времени.

Следует: использовать время исключительно для решения про­блем, представляющих наибольший интерес; избегать людей, от­нимающих у Вас время или стремящихся выиграть его за Ваш счет; никогда не откладывать работу на потом, а решать вопросы немед­ленно.

Умение сосредоточиться на главном. Необходимо уметь вы­являть наиболее значимые текущие и перспективные проблемы, требующие эффективного решения.

Умение все делать по порядку. Не следует стараться «пере­прыгивать» какие-то ступени в уже запланированных делах, «под­стегивать» время, а необходимо стремиться переходить от про­стого к сложному.

Умение не упускать из виду мелочи. Многие люди не уделяют мелочам должного внимания, считая, что исполнение мелочей только крадет время. На самом же деле любая незаконченность, пусть даже в мелочах, больно бьет по престижу руководителя, представляя его с невыгодной стороны и, в конечном счете, отни­мает столь дефицитное время.

Умение учитывать и анализировать затраты времени. Менед­жер должен знать, на что расходуется бюджет его рабочего и вне­рабочего времени. Для этого необходимо уметь применять мето­ды учета и контроля использования времени.

Самодисциплина

Самодисциплина — это личная дисциплинированность, соблюде­ние строгого порядка, точность и планомерность в работе.

Содержание критерия — умение управлять своим поведением, «держать себя в руках».

Критерии второго уровня этого блока качеств содержат пять первичных качеств.

Обязательность, способность и умение держать слово. Другими словами, это качество индивида, проявляющееся в безусловном выполнении своих обязанностей, как предписываемых ему офици­ально, так и диктуемых ему чувством долга, моральными принци­пами, а также з готовности оказать помощь, содействие.

Умение держать слово — свойство того человека, на которого, как говорят, можно положиться. Для него это вопрос долга и само­уважения. Эти качества формируются на основе безусловного вы­полнения работником своих обязанностей. Формированию этих качеств способствует также готовность, при необходимости, временно отказаться от выполнения личных дел с целью выпол­нить данное обещание.

Пунктуальность, точность исполнения. Трудно представить себе современного преуспевающего менеджера, попирающего такие ценности в деловом мире, как обязательность, точность в выпол­нении данных кому-либо обещаний, аккуратность в исполнении чего-либо.

Собранность, умение не разбрасываться. Чтобы добиться успе­ха, нужно уметь управлять самим собой, не браться за новое дело, пока не закончено предыдущее.

Наличие чувства ответственности. Прежде всего, это внут­реннее чувство ответственности за порученное дело, понимание необходимости, общественной полезности и четкое выполнение своих обязанностей, подкрепляемое внутренними моральными принципами.

Умение отказаться от удовольствий ради главного. Пред­полагает тщательное планирование личных дел. Не стоит забы­вать старую пословицу: «Делу время, потехе — час».

Наши рекомендации