Внеклассные занятия по основам безопасности жизнедеятельности

внеклассная работа строится с учетом учебного материала, но не дублирует его. Учитель может сам выбирать тематику, углубляя и расширяя программный материал, дополняя его изучением вопросов, которые раскрывают новые и интересные для детей грани науки о безопасности.

Успеху внеурочной воспитательной работы по безопасности содействует четкая организация. Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий решалась бы не только одна профильная задача. Важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных задач. При выборе содержания, организации форм всегда необходимо соблюдать принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.

Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые.

Индивидуальная работа – это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, исследовательская работа, направленная на самовоспитание. Например: чтение научно-популярной литературы, подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов, оформление витрин в кабинете основ безопасности жизнедеятельности, подбор учебной литературы (журналы: «Основы безопасности жизни», «Военные знания», «Гражданская защита»), выполнение макетов или муляжей и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов.

Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определенной области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие ее формы, как факультативы, кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др. Отчет работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра. Конференции и выставки ставят в центр внимания обучаемых отдельные проблемы и вопросы. Они активизируют их самостоятельность во мнениях, суждениях и оценках. Главное место отводится обсуждениям, практическим работам, решению задач, импровизации. Способствуют совершенствованию учащихся в той или иной области. При подведении итогов таких мероприятий преподавателю следует сосредоточиться на главных обобщениях и выводах.

К объединяющим формам работы относятся детские клубы, школьные музеи, общества. Широкое распространение получают клубы дружбы, выходного дня, интересных встреч. Действуют они на началах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Работа клубов строится по секциям, или профилям. Профильные клубы: юного спасателя, пожарника, инспектора движения; школа автономного выживания. Распространённой формой являются школьные музеи. По профилю они могут быть краеведческие, исторические, историко-литературные, природоведческие, художественные; по тематике: чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, военного характера. Основная работа в школьных музеях связана со сбором материалов. Для этого проводятся походы, экспедиции, встречи с интересными людьми, ведётся широкая переписка, работа в архиве. Материалы музея должны использоваться на уроках, для просветительской деятельности среди взрослого населения. Необходимо, чтобы работа школьного музея проходила в контакте с государственным, который должен оказывать им научную и методическую помощь.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле служит важным средством сплочения коллектива.

Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются знаменательным датам календаря. Массовые праздники организуются и проводятся в виде дней, недель и месячников. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. На них учащиеся узнают новые сведения, встречаются со специалистами в той или иной области (спасатели, пожарные, инспектора дорожного движения) и знакомятся с их деятельностью. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны.

Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры, викторины. Они закрепляют полученные знания, полезные навыки и умения, стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки. Школьные олимпиады организуются по учебным предметам. Участие в них принимают учащиеся с начальных классов. Их цель – вовлечь в учебный процесс всех детей с отбором наиболее талантливых. Смотры – наиболее общая соревновательная форма массовой работы. Их задача – подведение итогов и распространение лучшего опыта, активизация деятельности по профориентации, организация кружков, клубов, воспитание стремления к общему поиску.

Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности.

Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте формы обучения по степени сложности.

2. Охарактеризуйте типы и структуру уроков.

3. Охарактеризуйте основные этапы технологии урока.

4. Дайте классификацию методов обучения.

5. В чем сущность словесных методов обучения?

6. В чем сущность наглядных методов обучения?

7. В чем сущность практических методов обучения?

8. Значение внеклассных занятий по ОБЖ.

Литература

1. Айсмонтас Б. Б. Теория обучения: Схемы и тесты. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 203 с.

2. Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия / Под ред. О.А. Абдуллиной. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 512 с.

3. Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: Метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 256 с.

4. Инновационные технологии в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учеб. пособие / Т.А. Берсенева, Т.В. Мельникова, А.М. Осокин. – СПб.: СПбАППО, 2005. – 70 с.

5. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России. – 2005. – 128 с.

6. Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения): Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 368 с.

7. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2004. – 80 с.

8. Михайлов Л.А., Старостенко А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика обучения: 5-6 классы: Пособие для учителя. – С-Пб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2001. – 240 с.

9. Педагогические технологии: Учеб. пособие / Авт.-сост. Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.

10. Программно-методические материалы: Основы безопасности жизнедеятельности / Сост. Б.И.Мишин – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 128 с.

11. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Метод. пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 176 с.

12. Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-9 классы. – М., Просвещение, 1996. – 80 с.

13. Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях. – М., Просвещение, 2000. – 96 с.

14. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

Лекция 10. Методика подготовки учителя безопасности жизнедеятельности к проведению занятий

План:

1. Требования к личности современного преподавателя.

2. Ускорение и облегчение процесса усвоения знаний.

3. Общение в процессе обучения.

4. Рекомендации по проведению учебных занятий.

Наши рекомендации