Дидактические нормативы построения учебника и учебных пособий. Функции учебника и способы фиксации в нем учебного материала
Конкретизация содержания образовательных программ находит отражение в учебниках и учебных пособиях различных типов: хрестоматиях, задачниках, практикумах, словарях, дидактических пособиях, книгах для внеклассного чтения, картах, учебных видеофильмах, компьютерных программах на компакт-дисках, базах данных на веб-сайтах и т. п.
Учебник выполняет две основные функции:
1. является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание;
2. выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.
Учебник отображает цели и содержание обучения, дидактические принципы, технологию обучения. В учебнике находят отражение такие этапы обучения, как постановка задачи, предъявление информации, раскрытие путей решения проблем, обобщение и систематизация, закрепление и контроль, самостоятельные исследования, домашняя работа.
Начиная с 1970-х гг. в стране создаются учебно-методические комплексы – открытые системы учебных пособий, обеспечивающих личностно-ориентированный уровень обучения в условиях массовой школы. Сегодня учебно-методические комплексы по некоторым учебным курсам содержат до двух десятков элементов: учебник, задачник, книга для чтения, хрестоматия, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, видеокассета, CD-Rom и т. п.
С начала 1990-х гг. существенно увеличилось количество альтернативных или параллельных учебников по одному и тому же предмету и классу. В 2000 г. Министерство образования РФ рекомендовало к применению в школах почти 1000 учебников.
Основными компонентами содержания учебника выступают: информативная, репродуктивная, творческая, эмоционально-ценностная.
Каждая компонента имеет определенный состав и средства воплощения в учебнике:
Информативная компонента представлена в учебнике с помощью вербального и символического изложения, а также иллюстрациями (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания).
Репродуктивные задания ориентируют на общеучебные, предметно-познавательные и практические действия.
Процедуры творческой деятельности задаются с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач, свернутого текста.
Эмоционально-ценностная компонента отражает мировоззренческую, нравственную, практико-трудовую, идейную, эстетическую и другие направленности. Это обеспечивается яркостью и изобразительностью изложения, обращением к жизненным проблемам и личному опыту учеников, парадоксами и другими средствами.
Главной формой учебника является текст. Текст учебника подразделяется на основной, дополнительный и пояснительный.
Основной текст, в свою очередь, подразделяется на два компонента:
1) теоретико-познавательный:
- основные термины;
- ключевые понятия и их определения;
- основные факты, явления, процессы, события;
- опыты;
- описание основных законов, теорий, ведущих идей;
- выводы и т. п.
2) инструментально-практический:
- характеристики основных методов познания, правил применения знаний, способов усвоения и самостоятельного поиска знаний;
- описание задач, опытов, упражнений, экспериментов;
- составление набора задач, опытов, самостоятельных работ;
- обзоры, разделы, систематизирующие и интегрирующие учебный материал.
Дополнительный текст включает:
- документы;
- хрестоматийный материал;
- обращение к читателям;
- биографические и народоведческие сведения;
- статистические сведения;
- справочные материалы, выходящие за рамки программы.
Пояснительный текст включает:
- предметные введения к учебнику, разделам, главам;
- примечания, разъяснения;
- словари;
- алфавиты;
- определители;
- пояснения к картам, схемам, диаграммам;
- указатели.
Кроме текста с учебным материалом в учебнике содержатся так называемые внетекстовые компоненты: аппарат организации усвоения материала, иллюстративный материал, аппарат ориентировки:
1) аппарат организации усвоения материала: вопросы, задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы, подписи к иллюстративному материалу, упражнения;
2) иллюстративный материал: предметные и сюжетные материалы, документы, технические карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, инструкции-методики, графики, справочники, иллюстрации
3) аппарат ориентировки: предисловие, оглавление, рубрикат, сигналы-символы, библиография, указатель, колонтитул.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Раскройте понятие Государственного образовательного стандарта.
2. Что представляет собой базисный учебный план?
3. Охарактеризуйте базисный учебный план для каждой ступени образования.
4. Какие образовательные программы реализуются в России?
5. как подразделяются образовательные программы?
6. Какие подходы существуют к конструированию образовательных программ?
7. Раскройте основные компоненты учебной программы.
8. В чем сущность дидактических нормативов построения учебника и учебных пособий?
Литература
1. Байденко В.И. Стандарты в непрерывном образовании: Концептуальные, теоретические и методологические проблемы. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. – 296 с.
2. Материалы о преподавании «Основ безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края / Сост. В.А.Аникеев, М.С.Сидоренко, А.И.Руденко. – Ставрополь: СКИПКРО, 2004. – 38 с.
3. Методические материалы и документы по курсу: «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; Под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с.
4. Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Методические рекомендации по использованию учебников в учебном процессе, организованном в соответствии с новым образовательным стандартом. 5-11 классы. – М. Дрофа, 2004. – 92 с.
5. Основы безопасности жизнедеятельности: Поурочные планы. 1 класс (программа 1-4) / Авт.-сост. Н.А. Горбунова. – Волгоград: Учитель, 2003. – 96 с.
6. Программно-методические материалы: Основы безопасности жизнедеятельности / Сост. Б.И.Мишин. – М.: Дрофа, 2001. – 128 с.
7. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.
Лекция 5. Структура и содержание школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
План:
1. Задачи курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
2. Принципы формирования содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
3. Содержание основных разделов курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
4. Межпредметные связи.