Характеристика педагогических методов исследования

Анализ научно-методической литературы

Подготовка курсовой работы, как и любая научно-исследовательская работа, немыслима без изучения специальной литературы. Следует помнить, что исследовательская работа – это, прежде всего обобщение уже имеющейся информации. Изу­чение литературы должно начинаться уже в процессе выбора темы курсовой работы. Студент по литературным источни­кам сможет ясно представить себе все то, что имеет отношение к изучаемой проблеме: ее постановку, историю, степень разработанности, применяемые методы исследования и т. д. Кроме того, проработанная по теме литература явля­ется основой для написания главы курсовой работы «Состоя­ние вопроса», предшествующей изложению собственно теоре­тического материала. Особую направленность эта работа при­обретает после выбора темы и установления конкретных задач исследования.

В процессе изучения литературы немаловажное значение имеют способы чтения, которые определяются задачами иссле­дования и содержанием источника. Один из эффективных приемов изучения литературы – беглое чтение, в процессе кото­рого студент как бы просматривает материал от начала до кон­ца. Весьма полезным является также неполное, или выбороч­ное, чтение различных разделов книги. Довольно распростра­нено сплошное чтение. В изучении литературы может исполь­зоваться и смешанное чтение, когда применяются все указан­ные выше способы в различной последовательности. Такой обычно бывает техника изучения важнейших работ и исследований, к которым приходится обращаться многократно. Каждый из приемов чтения имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому необходимо овладеть всеми способами и уметь сочетать их. Работая с личной книгой, допустимо пользоваться подчеркиванием, выработав для этого систему обозначений. При изучении библиотечных книг следует прибегать к конспектированию. Конспектирование предполагает ведение достаточности подробных записей, помогает вычленить и взять на заметку главные идеи и положения, развиваемые в работе. Иногда вместо конспекта можно ограничиться лишь отдельными выписками фактических материалов, цифровых данных или цитат дословных выражений или определений, даваемых самим автором книги.

Анализ документальных и архивных материалов

Еще одним методом сбора фактических данных является изучение педагогической документации и архивных материалов: учебных планов, программ, журналов учета успеваемости и посещаемости, личных дел, статистических материалов и т. п.

В этих документах фиксируются многие объективны данные, помогающие установить ряд характеристик, выявить причинные связи, некоторые зависимости и т. д. Большинство необходимых документов собрано в государственных архивах. В нашей стране существуют центральные архивы федерального значения, республиканские, краевые и областные. Свои архивы имеет также ряд научных и учебных заведений и организаций. При отборе документов в архиве следует, прежде всего, озна­комиться с его учетно-справочным аппаратом: сводным спра­вочным фондом архива или путеводителем по архиву, часто имеющим аннотации к наиболее значительным фондам; ката­логами и описями дел фондов, которые называются единица­ми хранения. Полученные по заявке документы нужно внимательно просмотреть и выявить их ценность и необходимость для дальнейшего изучения. Если документы очень важные для работы и небольшие по объему, то их содержание следует выписать полностью и указать на­звание фонда, номер описи и номер дела, единицу хранения и лист. В некоторых случаях достаточно ограничиться кратки­ми выписками отдельных фактов, также сопровождая их обя­зательной ссылкой на фонд, опись, дело и лист.

Педагогическое наблюдение

Педагогическое наблюдение как метод исследования пред­ставляет собой целенаправленное восприятие какого-либо пе­дагогического явления, с помощью которого исследователь вооружается конкретным фактическим материалом или дан­ными. В исследованиях по ТиМБЖ целью проведения педагогического наблюдения является изучение разнообразных вопросов учебно-воспитательного процесса, к которым можно отнести следующие: задачи обучения и воспитания, средства обучения и их места в занятиях, методы обучения и воспитания, поведение учащихся и учителя и т. д.

Объектами наблюдений могут быть отдельные учащиеся, учителя, классы в школе, группы людей разного возраста и пола, а также условия занятий, их сроки продолжительность и т. д.

Содержание каждого наблюдения определяется задачами исследования, для решения которых собираются конкретные факты, например в школе содержанием наблюдения могут быть методы обуче­ния и воспитания, построение урока для различных контингентов занимающихся, формы и характер внеклассных меро­приятий, их воспитательное воздействие на учащихся и т. д.

Форма фиксации наблюдений (протокол, карта, условные обозначения) зависит от содержания наблюдений количества, последовательности фактов и др. составляется индивидуально. Полученные результаты наблюдений приводятся в определенную систему, подвергается детальному анализу, на основании которого делаются выводы.

Беседа, интервью и анкетирование

В исследованиях, проводимых по ТиМБЖ, так же как и в исследованиях по педагогике, психологии и социологии, широкой известностью пользуются методы, которые в наиболее общем смысле слова можно назвать опросом. В зависимости от методики и проведения такого опроса выделяют беседу, интервью и анкетирование.

Беседа применяется как самостоятельный или дополни­тельный метод в целях получения необходимой информации и разъяснений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Она проводится так же, как и наблюдение по заранее намеченному плану с выделением вопросов, подлежащих выяснению. Беседа ведется в свободной форме, без записи ответов собеседника. Во избежание преднамеренно­го искажения ответов ее участники не должны догадываться об истинных целях исследования. Для беседы важно создать атмосферу непринужденности и взаимного доверия, соблюдая при этом педагогический такт. Готовясь к беседе, нужно определить также способ фиксирования ее результа­тов. Для этой цели можно, например, использовать скрытый магнитофон, диктофон, что позволит в дальнейшем тщатель­но проанализировать текст беседы, выявить необходимые признаки изучаемого явления, получить новые факты. Эф­фективность беседы во многом зависит от опыта исследовате­ля, степени его педагогической и особенно психологической подготовки, уровня теоретических знаний, искусства ведения беседы и даже личного обаяния.

Разновидностью беседы можно назвать интервьюирование, перенесенное в область педагогических исследований из социо­логии. Интервью-это метод получения информации путем устных ответов респондентов. В отличие от беседы, где и рес­понденты, и исследователь выступают активными сторонника­ми, при интервьюировании вопросы, построенные в определен­ной последовательности, задает только исследователь, а рес­пондент отвечает на них. В данном случае ответы могут записы­ваться открыто.

Наиболее распространенной формой опроса является анке­тирование, проведение которого предусматривает получение информации от опрашиваемых путем письменного ответа на систему стандартизированных вопросов и заблаговременно подготовленных анкет. В отличие от беседы в анкете сущест­вует жесткая логическая конструкция. Для проведения ан­кетирования не обязателен личный контакт исследователя с респондентами, так как анкеты можно рассылать по почте или раздавать с помощью других лиц. Одно из преимуществ анкетирования перед беседой - возможность охвата опросов сразу всех опрашиваемых (все зависит от количества подготовленных бланков анкет). К тому же результаты анкетирования более удобно подвергать анализу методами математической статистики. Структура и характер анкет определяются содержанием и формой вопросов. Поэтому основной трудностью в построении любой анкеты является методика их подбора и формулировки.

В исследованиях, проводимых по ТиМБЖ, анкетирование может быть направлено на изучение опыта учебно-воспитательной, оздоровительной работы учителей безопасности жизнедеятельности, содержание и методы проведения занятий, методы и формы воспитательной ра­боты с коллективом и т. п.

Экспертное оценивание

Большинство педагогических явлений не имеет количественного выражения (например, уровень сформированности культуры безопасности личности, уровень общей воспитанности личности и т. д.). В этом случае используется метод экспертных оценок с привлечением специалистов экспертов. Существует несколько способов проведения экспертных оценок. Наиболее простой из них ранжирование, т. е. определение относительной значимости объектов экспертизы на основе упорядочения.

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент – это специально организуе­мое исследование, проводимое с целью выяснения эффективно­сти применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения. В отли­чие от изучения сложившегося опыта с применением методов, регистрирующих лишь то, что уже существует в практике, экс­перимент всегда предполагает создание нового опыта, в кото­ром активную роль призвано играть проверяемое нововведе­ние. Педагогическая наука широко использует эксперимент. Совершенствуется и получает дальнейшее развитие методика его проведения, новое содержание приобретают применяемые методы. Для большей объективности выражения результатов педагогического эксперимента в последние годы при обработке его показателей все чаще используются некоторые математи­ческие методы, и прежде всего методы математической стати­стики и теории вероятностей. Проведение педагогического экс­перимента представляет большую сложность, и, что особенно существенно, его содержание и методы ни в коем случае не должны противоречить общим принципам. Каковы бы ни были результаты эксперимента, но знания занимающихся, приобретаемые ими навыки и умения, не должны снижаться в итоге исследований. Поэтому одним из основных мотивов педагогического эксперимента всегда является введение усовершенствований в учебно-воспитательный процесс, повышающих его качество.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте значение и структуру курсовой работы.

2. Какие разделы включает курсовая работа?

3. Дайте характеристику педагогическим методам исследования.

4. С какой целью применяется педагогическое наблюдение?

5. Как производится анализ документальных и архивных материалов?

6. Значение педагогического эксперимента для организации курсового исследования.

Литература

1. Бородовский В.А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 96 с.

2. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др.; под ред. В.И. Журавлева. – М., 1988. – 168 с.

3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 208 с.

4. Исследовательская деятельность студентов: Учеб. пособие / Авт.-сост. Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

5. Научные работы: Методика подготовки и оформления / Сост. И.Н. Кузнецов. – М., 1998. – 68 с.

6. Рефераты, контрольные и дипломные работы: Практические рекомендации по разработке и оформлению / Сост. А.В. Батаршев. – Псков: ПОИПКРО, 2000. – 128 с.

7. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Методические рекомендации к выполнению курсовых работ / Сост. В.В. Филанковский, Ю.А. Маренчук. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. – 34 с.

Лекция 16. Педагогическая практика

План:

1. Цели и задачи педагогической практики. Организация педагогической практики.

2. Функции администрации базового образовательного учреждения и старосты студенческой группы.

3. Установочная и заключительная конференция.

Наши рекомендации