Хроматические и ахроматические цвета

Введение

Основную задачу, которую решают полиграфические технологии это высококачественная печать цветных изображений максимально приближенных по воспроизведению цвета к оригиналу. Совершенству нет предела, особенно когда речь идет о предмете, связанным с восприятием цвета.

Начала любого издания это его оригиналы и от них во многом зависит и качество издания и его общественная значимость. Цветные оригиналы – цветные изображения на плоскости (фотографии, рисунки, слайды, графика, в том числе, и компьютерная) играют особую роль в структуре любого издания, особенно в издания, несущих кроме информационной и эстетической, также и эмоциональной нагрузки, например, в рекламных и политических изданиях. Цветовоспроизведение в полиграфии – воспроизведение (репродуцирование) цветных оригиналов на оттиске, это одна из основных задач для полиграфии. Вся история развития полиграфических технологий и создание различных способов печатания непосредственно связаны именно с решением этой задачи.

Цвет и природа цвета (цвет как предмет науки)

Мир – это цвет и все, что мы видим, мы видим при помощи цвета и благодаря цвету. Цвет имеет не только информационную, но и эмоциональную составляющую. Человеческий глаз - очень тонкий инструмент, но, к сожалению, восприятие цвета субъективно. Очень трудно пересказать другому человеку свое ощущение цвета. Цвет можно только видеть. Все мы, хоть один раз в жизни видели, любовались и испытывали особые чувства и волнения перед таким явлением природы как радугой. Эти чувства, которые мы испытываем, нельзя ни пересказать, ни передать другому человеку.

Проблемами цвета с глубокой древности и до наших дней занимаются целый ряд научных дисциплин, каждая из которых изучает цвет с интересующей ее стороны. Физику, прежде всего, интересует энергетическая природа цвета, физиологию - процесс восприятия цвета человеком и превращения его в цвет, психологию - проблема восприятия цвета и воздействия его на психику, способность вызывать различные эмоции, биологию - значение и роль цвета в жизнедеятельности живых организмов и растений.
В современной науке о цвете важная роль принадлежит и математике, с помощью которой разрабатываются методы описания и измерения оттенков цвета. Имеется еще ряд научных дисциплин, изучающих роль цвета в более узких сферах человеческой деятельности, например, такие как полиграфия, химия лаков и красок, криминалистика и др. Совокупность всех этих наук, изучающих цвет определяют как область науки о цвете или цветоведение.

Понятие цвета

Цвет, или, точнее, ощущение цвета, вызывают световые излучения различного спектрального состава, попавшие в наш глаз при рассматривании светящейся или окрашенной поверхности предмета. Это одно из определений понятия "цвет". Из этого определения видно, что характер цветового ощущения связан со спектральным составом действующего на глаз света и со свойствами зрительного аппарата человека, с его восприятием. А значит цвет можно оценить и измерить. В колориметрии (науке об измерении цвета) излучение, попавшее в глаз и вызвавшее цветовые ощущения, называетсяцветовым стимулом. Цвет - это сложное психофизическое явление, поэтому наука о цвете включает в себя физические, физиологические и психологические аспекты. Цвет понятие всеобъемлющее. И все же каждый из нас понимает его по-своему.

Концепция цвета была выработана Гетте: все темные цвета успокаивают, светлые возбуждают. Из тьмы выходит первым синий цвет, из света – желтый. Это основные цвета, из них идут остальные. Цвета могут оказывать физическое (очень мимолетное) и психическое (при долгом взгляде на определенный предмет) воздействие.

Цвета воспринимаются через ассоциацию, например – синий – холодный. От зрения восприятие цвета идет на органы и доходит до тактильных ощущений.

Цвет оказывает влияние на кровяное давление – оно повышается от синего к зеленому, к желтому и красному (в совокупности и по отдельности), обратный процесс при обратном предъявлении. Надо обращать внимание на форму – одни цвета поглощают форму (желтый, белый), другие ею поглощаются (синий, черный).

Необходимо различать два близких понятия: окраска предмета и его цвет. На бытовом уровне эти понятия обычно не различаются. Окраска характеризует спектральные свойства поверхности предмета отражать те или иные излучения в направлении глаза (или измерительного прибора). Цвет данного предмета - это то, как реализуется эта отражательная способность с учетом условий его освещения и рассматривания. Например, белый снег.

Хроматические и ахроматические цвета

Помимо деления цветов на холодные и теплые существует классификация оттенков на ахроматические и хроматические цвета.

Ахроматические и хроматические цвета получили свое название благодаря греческому языку, в переводе с которого это значит «бесцветные» и «цветные» соответственно. Помимо «цветности» ахроматические и хроматические цвета имеют еще ряд характеристик. Итак, хроматические цвета характеризуются такими понятиями, как цветовой тон, светлота и насыщенность. Что касается цветового тона, то здесь, надеемся, все понятно – многообразие цветов и их оттенков и называется цветовым тоном. Насыщенность же – это более тонкое понятие, которое определяется степенью отличия того или иного тона от серого цвета, который равен с ним по светлоте. Например, считается, что чем больше отличий имеет цвет от серого, тем более насыщенным он является. Получить малонасыщенный цвет или оттенок очень просто – достаточно разбавить любой цвет серым, белым или черным.

Ахроматические цвета отличаются полным отсутствием цветового тона. Главным различием ахроматических цветов друг от друга является светлота. То есть ахроматические цвета могут быть светло-серыми, средне-серыми, темно-серыми, черными и белыми. Другими словами, началом ахроматического спектра является самый светлый оттенок (белый), а завершается этот ряд самым темным оттенком (черным). Стоит также понимать, что белых и черных ахроматических оттенков существует очень много, все зависит от светлоты того или иного оттенка.

Метамерные цвета

Излучения, которые имеют одинаковый цвет, но различный спектральный состав, называются метамерными.

Метамерия цветов это способность нашего зрения видеть различные по спектральному составу излучения одинаковыми по цвету. Излучения, вызывающие одинаковые ощущения цвета в одних условиях восприятия, создают одинаковые ощущения цвета и в других условиях. Но само ощущение цвета может заметно меняться от условий рассматривания и освещения. Мы постоянно видим метамерные цвета. Более того, получение любых цветных изображений, в частности и на оттиске, основано на метамерии. Например, оранжевый цвет можно получить на бумаге оранжевой краской или же наложением слоев двух красок: пурпурной и желтой (последней в большем количестве).

Наибольшей метамерией, т. е. наибольшим разнообразием по спектральному составу, обладают белые излучения источников света. С увеличением насыщенности метамерия цветов уменьшается. Спектральные цвета не имеют метамеров, так как каждый из них создается одним - единственным монохроматическим излучением. Среди красок наибольшей метамерией, т. е. наибольшим разнообразием по спектральному составу, обладают темные, зачерненные цвета.

Уменьшение метамерии цвета с увеличением насыщенности имеет большое практическое значение в полиграфии, особенно при выборе печатных красок и цветоделительных светофильтров, а также при разработке алгоритмов цветоделения.

На метамерии цвета основаны все колориметрические методы, в которых для излучения сложного состава подбирается такая смесь некоторого монохроматического излучения с белым светом, которая зрительно неотличима от него по цвету.

Все репродукционные процессы в полиграфии основаны на том, что всевозможные цвета изображения на оттиске мы воспроизводим смешением нескольких вполне определенных печатных красок. Это возможно потому, что мы видим одинаковыми по цвету различные по спектральному составу излучения.

Наши рекомендации