Внешняя среда управления
Среда управления
Среда управления, внешняя среда управления, внутренняя среда управления, миссия организации
Среда управления относится к основным понятиям теории управления, поскольку анализ функционирования любой системы невозможен без учета различных, влияющих на нее, факторов. Среди факторов, оказывающих влияние на организацию процесса управление, можно выделить относительно управляемые и неуправляемые. К управляемым факторам можно отнести те, которые возникают во внутренней среде организации, поскольку они зависят от деятельности руководителя и могут изменяться по его желанию, а к менее управляемым, на которые руководитель не имеет влияния, факторы внешней среды.
Понятие среды управления
Любая система в процессе жизнедеятельности взаимодействует с внешней средой, с той, в которой она функционирует, в то время как внутренние
компоненты этой системы оказывают друг на друга взаимное воздействие. Внешнюю среду принято называть средой обитания – необходимыми и достаточными социальными условиями для жизнедеятельности организации. Внутреннюю можно рассматривать как среду состояния – совокупность переменных внутри системы, определяющих ее эффективность. Внешняя среда – среда обитания, внутренняя среда – среда состояния. Каждая из них необходима, но недостаточна для существования системы. Система в процессе своей жизнедеятельности взаимодействует со средой (внешней), в которой обитает, в то время как внутренние компоненты системы взаимодействуют между собой (с внутренней средой, поскольку непосредственно входят в ее структуру).
Если рассматривать внешнюю по отношению к системе среду как совокупность условий, в которых эта система существует, то она не может считаться средой управления, поскольку ее воздействие на систему нецеленаправленное и ситуационное. О среде управления можно говорить в том случае, если эта среда оказывает на систему целенаправленное (управляющее) воздействие, которое может менять существующие условия и, как следствие, порядок её деятельности.
Т. о., среда управления – этосовокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на состояние системы.
Внешняя среда управления
Любая организация как элемент общественных отношений находится под воздействие среды, в которой она функционирует. Внешняя среда –это
совокупность внешних субъектов и сил (факторов), активно влияющих на положение и перспективы организации, на эффективность ее деятельности.
В целом, внешняя среда управления характеризуется сложностью, подвижностью, многокомпонентностью. В современных условиях основной характеристикой внешней среды является глобализация – комплекс взаимодействия между физическими лицами, предприятиями, институтами и рынками, формирующими единое общемировое пространство и объединяющего разных субъектов в общемировые процессы. Происходит расширение потоков товаров и технологий, усиливается влияние международных институтов гражданского общества, политика разных стран направлена на сотрудничество в сфере использования ресурсов и т.д.
Во внешней среде управления традиционно выделяют макросреду (макроуровень) и микросреду(микроуровень). Макросреда включает в себя состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные факторы, политическую обстановку. Она едина для всех субъектов управления в данном регионе, стране, для конкретных организаций, товаров или услуг. Микроуровень включает в себя те элементы, непосредственное взаимодействие которых с организацией оказывает на нее воздействие (ресурсы, потребители, конкуренты, социальные группы и организации).
В качестве ресурсов выступают капитал, трудовые ресурсы, сырье и материалы.Оценивая управление с точки зрения социологического подхода, необходимо особо обратить внимание на трудовые ресурсы как основу успешной деятельности любой организации. Источником трудовых ресурсов как важнейшего фактора внешней среды, от которого зависит успех деятельности организации, является рынок труда. При освоении трудовых ресурсов важным является подбор и обучение специалистов в новых областях деятельности, связанных с внедрением последних достижений науки, техники и технологий, в том числе специалистов по рекламе, связям с общественностью, что является неотъемлемой частью организации социального управления. Нельзя обходить вниманием и квалификацию специалистов в области управления. Грамотный руководитель разного уровня управления – это залог успеха деятельности организации.
Качественное сырье, требуемые объемы и гибкая система поставки и сбыта – залог успешной деятельности организации. Важнейшим направлением работы с ресурсами является проведение расчетов по их оптимальному распределению с целью получения максимальной прибыли.
В качестве потребителей продукции организации выступают как индивиды, нуждающиеся в удовлетворении своих потребностей, так и предприятия, чьи потребности связаны с осуществляемой ею деятельности. Поскольку потребитель является центральной фигурой современных отношений, от изучения сознания потребителя во многом зависит благополучие организации, уровень ее прибыли.
Конкурентную борьбу приходится также вести за капитал, трудовые ресурсы, сырье и материалы. Уровень конкуренции зависит от способности организации эффективно соперничать с производителями аналогичной продукции путем более полного по сравнению с соперниками удовлетворения потребностей покупателей, создания более благоприятных, чем у конкурентов, условий инвестирования, лучших условий труда и более высокой его оплаты.
Правовая среда как элемент микросреды организации характеризуется степенью благоприятствования федерального и муниципального законодательства,создание соответствующего нормативного обеспечения, равенством условий для деятельности организаций одной отрасли,возможностью быстрого и справедливого разрешения возникающих противоречий,долговременностью, стабильностью и определенностью правовых норм. Органы государственного и муниципального управления обеспечивают управление деятельностью различных организаций через обеспечение правопорядка, своевременное информирование организации о всех принимаемых властью решениях и новых нормативных актах, обеспечить быстрое рассмотрение и прохождение в органах власти дел организаций и объективный подход к ним.
К факторам макросреды относятся политика, экономика, культура и социальные факторы, отношения с местными жителями, технический и технологический прогресс (новации).
Влияние политической среды организации проявляется как наличие стабильной политики, органов власти и законодательства, которое создает благоприятный фон для деятельности организации, гражданских институтов демократического общества, способствует привлечению инвестиций; с политикой неразрывно связано формирование и функционирование в органах законодательной власти групп влияния (лоббистов), которые могут представлять и отстаивать интересы организации.
Экономический подъем, спад, кризис оказывают глубокое влияние на организацию, но это влияние не однозначно: общий экономический спад может привести к подъему экономики организации и наоборот. От состояния экономики зависит покупательная способность населения; состояние экономики во многом определяет стоимость используемых организацией ресурсов (сырья, материалов, трудовых ресурсов); с экономикой тесно связаны условия и ставки налогов, пошлин, арендной платы.
Влияние экономики на организацию не всегда прямолинейно. Так, в СССР при общей экономической деградации отдельные организации (например, в оборонной области) развивались весьма успешно.
Влияние культуры и факторов социальной жизни на организацию связано с определенной системой ценностей общества, традициями, жизненными установками населения, стереотипами поведения. Важное значение имеет учет организацией жизненных установок населения. Так, в ряде случаев в нашей стране складываются установки на то, что взятки, обман, хамство являются нормальными и неизбежными спутниками в деятельности организации. Но ведь есть и противоположные, положительные ценностные ориентации и установки. На деятельность организации не могут не влиять и сложившиеся в стране, регионе стереотипы поведения. Например, бытует отрицательное отношение к руководителям определенных возрастных групп (молодым, пожилым), к руководителям-женщинам и т. д.
Влияние культурных и социальных факторов на деятельность организации в большей мере, чем других, зависит от работы руководителя, от его управленческих и воспитательных усилий. В одной и той же культурной и социальной среде могут существовать совершенно разные по качеству и эффективности результатов деятельности организации.
Сегодня, как никогда, для организации важно установить партнерские дружественные отношения с местным населением. Отсутствие таких отношений приводит к серьезным конфликтам, противостоянию, лишает организацию условий для нормальной деятельности.
В основу налаживания хороших отношений с населением должны быть положены уже наработанные методы связей с общественностью (пиар), создание групп так называемых друзей фирмы, стимулирование создания благоприятного для организации общественного климата, материальная помощь населению (особенно слабо защищенной его части) в решении жизненных задач, денежная компенсация населению за ущерб и неудобства, связанные с деятельностью организации.
Технический и технологический прогресс влияет на деятельность организации, увеличивая возможности производства существующих товаров и услуг и создавая условия для появления новых, что повышает тем самым эффективность бизнеса. Вместе с тем технический и технологический прогресс резко сокращает сроки устаревания товаров на рынке, предъявляет повышенные требования к их новизне и качеству. Данный фактор влияния требует от организаций хорошо поставленной службы информации, постоянного проведения разработок новых товаров и сервиса, быстрой реакции на самые последние достижения науки, техники и технологии.
Весьма существенной частью внешней среды управления организацией является международное окружение организации. К внешнему окружению организации и менеджмента можно отнести также соответствующую инфраструктуру и договорную среду.
«Значение факторов внешней среды для развития организации повышается в связи с усложнением всей системы общественных связей и отношений. Их влияние на организацию может проявлять- ся, во-первых, в виде возможностей, использование которых может оказать положительное влияние на деятельность организации. Во-вторых, в виде угроз, характеризующих такие факторы, которые при их реализации представляют опасность для организации. » — Бурганова Л.А., Социология управления. Учебник, стр.79