Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе
План лекции:
Профессионально-этический кодекс в современной российской социальной работе (принят Межрегиональной ассоциацией социальных работников 22.05.94г.).
Профессионально-этический кодекс, принятый Международной федерацией социальных работников (1994г.).
Основные тенденции в кодификации профессионально-этических систем.
Социальные работники представляют собой профессиональную группу, формирующуюся на принципах специализации, кооперации и интеграции. Они представляют собой специфический совокупный субъект деятельности, вследствие чего возможным становится рассматривать их как совокупную целостность, характеризующуюся присущими ей некоторыми стереотипами поведения и действий, лексическими особенностями, профессиональными и социальными ролями. Этой профессиональной группе присуща определенная совокупность моральных норм и ценностей, сложившихся отчасти эмпирически, под влияние осмысления профессионального и социального опыта, отчасти – под влиянием развивающихся научных дисциплин, исследующих различные аспекты социальной работы. Как в любой другой сфере деятельности, профессионально-этическая компонента социальной работы продолжает совершенствоваться в настоящее время с учетом научных исследований в данной области и накопленного опыта, в соответствии с ожиданиями и требованиями социума. Несмотря на то, что этические нормы в социальной работе длительное время (фактически вплоть до середины 90-х годов) не конституировались, однако их документальное оформление и сведение в этический кодекс началось не с нуля.
Во-первых,современное человечество признает в качестве высшей базовой ценности человека вне зависимости от его физического, профессионального, социального, материального статуса. Каждый индивид, согласно Всеобщей Декларации прав человека, принятой Организацией объединенных наций в 1948 году, обладает правами на жизнь, достойную человека, на труд, отдых, образование, охрану здоровья, социальную защиту и другими. Причем право на социальную защиту, наряду с правом на жизнь, является одним из важнейших, поскольку для отдельных категорий населения система социальной защиты является главным условием и основным механизмом, который помогает осуществить остальные права - на труд, на отдых, на образование, охрану здоровья, на развитие, самореализацию и счастье и т.д.. Главное же право, которое помогает осуществить система социальной защиты - право на жизнь, достойную человека, ане просто формальное физическое существование или прозябание.
Во-вторых, в период становления профессиональной социальной работы возник огромный интерес к традициям милосердия и благотворительности Российского государства. Изучая историю социальной работы, исследователи получают данные об основных ее направлениях и целях, внешних проявлениях и содержании, о мотивации деятельности представителей разных слоев общества, о тех моральных нормах и принципах, которыми первоначально стихийно, инстинктивно руководствовались люди, оказывая друг другу посильную помощь, об основных формах помощи и взаимопомощи, которые с течением времени становились традициями, бережно хранимыми народом и передаваемыми из поколения в поколение. Уважение к традициям, учет позитивного опыта поколений делает социальную работу богаче, позволяет избегать ошибок и видеть социальную работу как имманентную, сущностную составляющую деятельности общества и государства.
В-третьих, несмотря на отмечаемое многими исследователями падение духовности и нравственности современного российского общества вследствие коренного изменения условий жизнедеятельности, национальный характер - это то качество народа, которое формируется тысячелетиями и в наименьшей степени (например, по сравнению с менталитетом или психологией) подвержено изменению. Российский народ всегда и всеми, начиная еще с первых дошедших до нас свидетельств восточных путешественников и торговых людей, и до сегодняшнего дня, характеризовался как народ необыкновенно добрый, милосердный, всегда готовый к состраданию, незлобивый, готовый любого человека, не проявляющего враждебных намерений, принять в свой род и считать своим братом. Тот факт, что русский человек всегда готов оказать помощь, не ожидая за это прижизненного вознаграждения, говорит об изначальном, укорененном в их природе, гуманизме россиян, который может лишь до некоторой степени подавляться под влиянием обстоятельств, но быть искорененным полностью не может.
В-четвертых,социальные работники нашей страны, формируя свои представления о социальной работе как специфическом виде профессиональной деятельности, имели возможность ознакомиться с опытом служб социальной защиты зарубежных стран, обладающих не только апробированными схемами помощи различным категориям клиентов, но и соответствующими этическими традициями и стандартами, регламентирующими их деятельность. Эти этические стандарты складывались и затем конституировались в соответствии со спецификой социальной работы в различных странах, наличием определенных традиций и потребностей в различных видах помощи. Несомненно, что наиболее общее и положительное в национальных профессионально-этических системах может и должно быть использовано в российской социальной работе.
В-пятых, социальная работа в современной России возникла как объективно необходимый, специфический социальный институт, призванный не только и не столько оказывать помощь гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Главная задача социальной работы в современных условиях - реализовать в очень сложных и противоречивых условиях периода радикального реформирования экономики и общества основной принцип гуманизма - не только признавать на словах, но и на деле относиться к человеку как к высшей ценности, а его благо считать целью общественного развития. Гуманизм в современном понимании требует относиться к человеку как к цели, а не только как к средству (в отличие от рыночной экономики) и утверждать это отношение в социальной практике. Институт социальной работы призван обеспечить защиту населения от негативного влияния рыночной стихии и внедрять в общественное сознание идеалы нравственности и гуманизма. Социальная работа призвана служить благу общества и человека и проводить в жизнь принцип социальной справедливости.
В-шестых, специалисты, приходящие в социальную работу, привносят в свою деятельность собственные системы ценностей, сформировавшиеся под влиянием социальной действительности, жизненного опыта. Это в полной мере относится и к специалистам, занятым изучением профессионально-этических проблем. Человеческий фактор в социальной работе неустраним, поскольку контакт в процессе деятельности происходит по типу “человек-человек”, и любое действие, поступок, отношение специалист «пропускает» через себя, в идеальной форме отражая в сознании. Следовательно, правомерно говорить, что личностные ценности специалистов также играют определенную роль в формировании профессионально-этической системы и ее внешних проявлений.
Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что в основе профессионально-этического кодекса социальной работы в нашей стране лежат шесть основных источников:
- общечеловеческие ценности;
- этические традиции благотворительности;
- ценности современного российского общества;
- этические нормативы зарубежных стран;
- специфические ценности современной российской социальной работы;
- личностные ценности и идеалы специалистов.
Чтобы устойчиво функционировать в профессиональной группе и быть достаточно авторитетным, профессионально-этический кодекс должен соответствовать определеннымтребованиям. Он должен:
вырабатываться с учетом всего опыта практической деятельности в сфере социальной работы, достижений фундаментальной и прикладной науки;
развивать и дополнять системы общечеловеческих и национальных ценностей, не противореча им;
базироваться на основе определенных принципов, наиболее полно отражающих смысл и сущность профессиональной деятельности;
быть многофункциональным, применимым во всех видах взаимодействия и отношений, возникающих в социальной работе, на всех ее уровнях и во всех проявлениях;
обеспечивать возможность конструктивного разрешения конфликтов, возникающих между представителями различных профессиональных групп, частными и юридическими лицами при совместных действиях (т.е. не противоречить наиболее общим позитивным элементам общественной морали);
быть доступным для усвоения и выполнения.
Специфическая мораль совокупной профессиональной группы в профессионально-этическом кодексе также подвергается схематизации. В рамках кодекса профессиональная мораль существует как упорядоченная совокупность согласованных требований, предписаний к поведению и деятельности специалиста, чертам его личности, т.е. как определенная целостная система, определяемая содержанием его профессионального долга.
Профессионально-этический кодекс, как правило, имеет более или менее четко выраженную структуру и состоит из следующих основных разделов:
преамбула (введение). В этом разделе обычно дается обоснование необходимости введения профессионально-этического кодекса. Здесь раскрываются его основные цели и задачи, области применения, оговариваются основные субъекты и объекты деятельности, предполагаемые результаты введения кодекса.
требования к сущности и содержанию деятельности профессиональной группы (ценности и идеалы). В этой части профессионально-этического кодекса, как правило, раскрываются основания профессиональной деятельности и представляется действующая иерархия ее ценностей. Идеал как конечная точка стремлений профессиональной группы и каждого конкретного специалиста чаще всего формулируется более конкретно применительно к профессиональной практике и предстает как цель деятельности специалиста.
требования к поведению и действиям специалистов (нормы и принципы). Поведение и действия специалистов должны соответствовать определенным нормам и принципам, которые представлены в данном разделе. Как правило, не все нормы и принципы фиксируются в кодексе, но основные из них представлены в императивной форме. Среди них значительное место занимают такие принципы, как конфиденциальность, ответственность, сотрудничество и некоторые другие, определяющие характер взаимодействия социального работника с клиентом. Помимо норм и принципов, в этом разделе кодекса могут быть представлены важнейшие моральные требования и правила.
профессиональный долг и обязанности специалиста.Здесь, как правило, указаны основные типы должных отношений социального работника – перед обществом и государством, профессией, профессиональной группой, клиентами и их близкими. Довольно часто в этом разделе представляются приоритеты должных отношений социального работника.
требования к качествам личности специалиста.В этом разделе кодекса сведены воедино требования к личностно-нравственному облику специалиста, среди которых, как правило, важнейшее место занимают альтруизм и гуманистическая направленность личности. Особое внимание фиксируется на таких качествах, как честность, порядочность, открытость, сострадательность и т.п., которые существенно влияют на успешность установления контакта и последующего взаимодействия специалиста и его клиента. В этом разделе могут быть также представлены основные подходы к профессиональному отбору специалистов. Важно, что среди прочих представлено требование профессионального и личностного совершенствования.
система санкций.Этот раздел является весьма желательным, поскольку не достаточно информировать социального работника о содержании профессионально-этической системы. Порой бывает необходимым информировать его об ответственности, наступающей вслед за этическими проступками специалиста. Этот раздел может содержать и положительные санкции, применяющиеся тогда, когда личностные качества специалиста, его самоотверженная деятельность заслуживают поощрения. В этом разделе в общих чертах может содержаться информация о механизме введения санкций.
условия действия и легитимизации кодекса.Этот раздел должен содержать информацию о том, когда и кем был принят профессионально-этический кодекс, в каких случаях он может применяться и на каком основании, при каких условиях его действие может быть приостановлено или отменено.
Видно, что структура профессионально-этического кодекса в основном повторяет структуру профессионально-этической системы. Это неизбежно, поскольку профессионально-этический кодекс должен быть корректным отражением профессионально-этической системы. Однако профессионально-этические кодексы могут содержать и другие разделы. Иногда целесообразным может стать введение раздела, рассматривающего основные проблемные зоны, зоны профессионально-этических конфликтов и предлагающего наиболее общие пути разрешения этих конфликтов. Иногда в профессионально-этические кодексы включаются важнейшие правила профессионального этикета, соблюдение которых может оказать существенное влияние на результативность и качество деятельности. Отдельный раздел может быть посвящен проблемам сотрудничества профессиональной ассоциации или профессиональной группы с другими профессиональными ассоциациями, с национальными ассоциациями социальных работников, государственными и общественными органами и организациями, юридическими и физическими лицами, отношениям соподчиненности и т.д.. В профессионально-этическом кодексе может иметься раздел, посвященный вопросу оказания платных социальных услуг, вознаграждения за работу и т.п. В целом включение тех или иных дополнительных разделов в профессионально-этический кодекс зависит главным образом от направленности деятельности ассоциации и ее руководства, прогнозируемых перспектив развития.
Некоторые из названных выше разделов могут отсутствовать. Например, если между профессиональной ассоциацией и органами исполнительной власти не достигнуто необходимое соглашение, то соответствующий раздел в профессионально-этическом кодексе может отсутствовать. В этом случае санкционирование специалистов (в том числе и отстранение от профессиональной деятельности на определенный срок или бессрочно) может осуществляться администрацией социальной службы или судом в установленном законом порядке без учета мнения профессиональной группы и профессиональной ассоциации.
Не во всех случаях содержание профессионально-этического кодекса отструктурировано так, как показано здесь. Однако, несмотря на нечеткость структуры, профессионально-этический кодекс чаще всего включает в себя содержание указанных разделов. И, во всяком случае, две группы требований - к содержанию и качеству, результатам деятельности и к качествам личности специалиста - представлены всегда и соответствующим образом регламентированы.
Отдельно может быть представлена в профессионально-этических кодексах проблема оказания клиентам платных услуг. Несмотря на то, что российское общество продвигается по пути рыночной экономики, в которой многие отношения могут быть условно и упрощенно представлены как отношения продавца и покупателя, в профессиональной социальной работе такого рода отношения могут стать серьезной проблемой. Основные аспекты проблемы оказания платных услуг в психологии рассмотрены Н.Н. Пряжниковым[29]. Некоторые из его рассуждений вполне могут быть применимы к профессиональной социальной работе.
Во-первых, как уже говорилось, если человек платит, то он вправе покупать то, что по закону может быть продано, даже если этот товар для него является лишним, ненужным, а порой и вредным – покупатель может никому не объяснять, зачем ему нужна покупка, что он будет с ней делать. Всю полноту ответственности он берет на себя. Социальный работник, который, осознавая свою ответственность за результаты совместной с клиентом деятельности, попытается высказать свою точку зрения по поводу способа решения проблемы клиента, рискует быть не услышанным. Очевидно, что эффективность социальной работы неизбежно снизится, поскольку у клиента, безусловно, нет необходимого опыта решения конкретной проблемы и, кроме того, он не может достоверно знать всех возможностей социальной службы.
Во-вторых, следует разобраться, за что, собственно, платит клиент. Социальная работа очень часто условно представляется как услуга плюс сострадание. Что же оплачивается? Если только услуга, то «бесплатное сострадание», не входящее в прейскурант, постепенно станет формальностью, но формальным оно быть не должно, т.к. клиент часто приходит не столько за услугой, сколько за пониманием, состраданием, сочувствием. Если же сострадание тоже подлежит оплате, то как определить его стоимость и ту минимальную меру сострадания, которая должна быть непременным приложением к услуге? Очевидно, что любой ответ на этот вопрос будет столь же абсурден, сколь абсурден и сам вопрос. Значит, и с этой точки зрения платность социальной работы может нанести ущерб и ей, и клиентам, и обществу в целом.
В-третьих, какой должна быть плата за услуги? В профессионально-этическом кодексе, принятом Ассоциацией работников социальных служб РФ есть небольшой раздел, где рассматривается вопрос о гонорарах. В нем говорится, что гонорары должны быть «справедливы, разумны, тактичны и соразмерны с видами оказанной социальной помощи и со способностью клиента платить». Эта формулировка, при всей ее привлекательности, таит в себе несколько противоречий. Основное противоречие заключается в том, что далеко не всегда клиент, нуждающийся в дорогостоящей услуге, будет платежеспособен. Поэтому, с учетом вышесказанного, плата за услуги может устанавливаться либо на основе платежеспособности клиента, либо на основе действительной стоимости услуги. Но и тот, и другой подход могут привести к тому, что встанет вопрос о социальной справедливости. Наконец, какую же именно сумму следует считать «справедливой, разумной и тактичной»? Ту, которая отражает стоимость услуги, или ту, которую может заплатить клиент, или же ту, которую коллеги взимают за аналогичные действия? Если брать пример с коллег (например, из негосударственной социальной службы), то очень скоро плата за услуги поднимется, поскольку сравнению подвергнутся качество, значимость работы, ее эффективность и т.п., и вполне уместным покажется взимать равную плату за равное качество, количество и результаты деятельности. Это таит в себе опасность перерождения социальной работы из демократичного в элитарный вид деятельности, предназначенный для обеспеченных клиентов. Таким образом, социальная работа вместо искоренения дискриминации по любому из возможных признаков может стать источником дискриминации по экономическому признаку. Неизбежен вывод: несмотря на то, что Законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» оказание платных услуг разрешено, в настоящее время в нашей стране есть существенные противопоказания для такой деятельности. Оказание платных услуг государственными и муниципальными социальными службами должно быть тщательно подготовлено с учетом этичности данного вида деятельности.
Профессионально-этический кодекс не следует рассматривать как сборник готовых рецептов на все случаи жизни и профессиональной практики, но это не значит, что им невозможно пользоваться.. Несмотря на то, что нравственность - индивидуальное качество личности, существуют общие для представителей профессиональной группы, а значит, и для профессиональной деятельности в целом, принципы, моральные нормы и правила, играющие в совокупности роль своеобразных “рамок”, детерминирующих деятельность в основном. Именно такой характер имеют профессионально-этические кодексы социальной работы - они определяют своеобразные этико-аксиологические “рамки”, в пределах которых специалисты организуют свою деятельность. Положения кодексов не дают жестких и однозначных рекомендаций, как поступать в том или ином случае, т.е. социальный работник, принимая решения, проводя их в жизнь, сверяет свои действия с этическим кодексом, не утрачивая при этом самостоятельности и свободы выбора. И с другой стороны, наличие этического кодекса не освобождает социального работника от обязанности самостоятельного принятия решения и от ответственности за конечный результат в связи с принятым решением. Свобода и самостоятельность социального работника состоит не в отказе от нормативных устоев, принятых сообществом в виде профессионально-этического кодекса, а в принятии решений и действиях на их основе.
Будучи отражением профессионально-этической системы, ее состояния в конкретный момент времени, профессионально-этический кодекс не может являться чем-то раз и навсегда данным, застывшим. Он не может претендовать на общезначимость и абсолютность, т.е. претендовать на пригодность в любой период времени, в любых ситуациях и обстоятельствах. В соответствии с изменениями в профессионально-этической системе, условиях жизнедеятельности людей, непосредственном содержании, целях и задачах профессиональной деятельности и т.п. он должен периодически пересматриваться, подвергаясь большим или меньшим изменениям. Профессионально-этический кодекс должен соответствовать потребностям общества и профессиональной группы и постоянно совершенствоваться. Однако в период своего действия профессионально-этический кодекс представляет собой документ, обязательный для руководства в повседневной профессиональной деятельности. Так, например, в Этическом кодексе, принятом МФСР, имеется прямое указание на то, что данный кодекс может и должен быть усовершенствован по мере необходимости в связи с изменением социальных обстоятельств.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что профессионально-этический кодекс социального работника, при всей его устойчивости и целостности, не является замкнутой системой. Он открыт и динамичен, что отражено в самом кодексе, и это понятно: этические принципы, нормы правила и требования, отраженные в кодексе, не могут и не должны быть неизменными, косными; они обязаны отражать не только перемены в обществе, динамику его развития, изменения в статусе отдельных социальных групп и индивидов, но и изменения, неизбежно происходящие в связи с этим в самой профессиональной деятельности, ее сущности и содержании, формах и методах. Эти перемены должны находить свое отражение в изменении содержания норм и принципов, заложенных в профессионально-этическом кодексе, и внесении в него новых, обосновании этих норм и правил и опосредованно реализоваться в способах их практического применения в повседневной профессиональной деятельности на любом из уровней социальной работы.
Профессионально-этический кодекс предназначен, как уже говорилось, для регулирования профессионального поведения, отношений и действий специалистов. Однако в конечном итоге область применения профессионально-этического регулирования становится существенно шире и выходит за рамки профессиональной деятельности. Это естественно, поскольку человек един и целостен, и, как это часто бывает, профессиональные поведенческие стереотипы привносятся в обыденную жизнедеятельность, тем более, что профессионально-этический кодекс не требует от социального работника ничего такого, что могло бы быть воспринято негативно вне профессиональных рамок. В самом деле, такие нормы и принципы, которые основаны на уважении и любви к человеку и требуют от личности честности, умения хранить тайну, оправдывать доверие, стремиться к совершенству и т.п. могут быть признаны желательными и для обыденной жизнедеятельности. Будучи перенесенными социальным работником из профессиональной сферы в обыденную, они могут изменить отношения, в которые тот вступает, содействуя их некоторой этизации и гуманизации. В самом деле, если действия и поведение социального работника в повседневной практической деятельности, ведущие качества его личности, отвечают требованиям профессиональной морали, систематизированной в этическом кодексе, можно сделать вывод, что они также соответствуют общим понятиям справедливости и добра, общественного и личного блага. Это соответствие означает также, что действия, поведение и личностно-нравственный облик отвечают требованиям ожиданиям общества по отношению к профессии вообще и ее отдельным представителям в частности.
Это соответствие дает возможность говорить о социальной работе как существенном факторе повышения уровня моральности общества. Такое влияние социальной работы осуществляется ею в силу положительного морального влияния содержания деятельности и нравственности ее представителей как непосредственно на участников процесса деятельности - самих социальных работников, их клиентов и ближайшего окружения, так и опосредованно, на социум. Таким образом, специфическое этико-аксиологическое регулирование поведения и действий социального работника в профессиональной сфере имеет своим результатом регулирование жизнедеятельности личности в целом и через нее – регулирование общественных отношений, их гуманизацию.
Соблюдение требований профессионально-этического кодекса социальным работником - не формальность, а необходимое условие эффективности и результативности его повседневной практической деятельности, мерило его общественной значимости и ценности. Соблюдение каждым социальным работником требований профессионально-этического кодекса становится в настоящее время непременным условием признания и закрепления высокого статуса профессии в обществе, основанием для завоевания авторитета и уважения ее представителей, самоуважения и самоутверждения личности специалиста в профессиональной группе и в обществе.
При всем различии профессиональных этических кодексов, принятых социальными работниками разных стран, все они имеют общие цели и задачи, чем и обусловлено их сходство. Вместе с тем, этические кодексы не могут не иметь различий, обусловленных спецификой менталитета различных народов, их национальных обычаев и традиций и уровнем социально-экономического развития и статусом социальной работы в обществе.
Например, российскими социальными работниками в 1994 году был принят собственный «Профессионально-этический кодекс социального работника России»[30]. В нем социальный работник рассматривается как представитель особой, гуманной и деликатной профессии, являющийся связующим звеном между личностью, семьей и обществом. Вследствие важности этой миссии, на первом месте в кодексе стоят требования к поведению и личности специалиста. Указывается, что сотрудник социальной службы должен поддерживать высокие нравственные стандарты профессии, исключая нечестные действия, уловки и т.п. При этом важнейшим направлением деятельности специалиста является приобретение и подтверждение профессиональной компетентности, обеспечение его профессионального и личностного роста.
Значительное место занимают в кодексе этические обязательства специалиста перед клиентом, коллегами, руководящей организацией, профессией, обществом, причем важнейшие из них – это обязательства перед клиентами, интересы которых являются первостепенными. Вместе с тем социальный работник должен действовать таким образом, чтобы содействовать благосостоянию всего общества. Главной же задачей социального работника является воспитание самостоятельности, активной субъектной позиции клиента. Основными этическими принципами, которыми должен руководствоваться специалист, являются честность и конфиденциальность.
Важное место уделено в кодексе взаимоотношениям с коллегами и их клиентами. Подчеркивается, что отношения с коллегами должны быть построены на основе уважения, взаимного доверия, справедливости. В случае, если необходимо будет заменить коллегу, специалист должен действовать таким образом, чтобы клиент не потерпел ущерба от замены. Обязательства, данные руководящей организации, должны быть выполнены безусловно.
В соответствии с кодексом, каждый специалист несет моральную ответственность за свою деятельность в каждой конкретной ситуации. В то же время социальный работник рассматривает себя как члена профессиональной общности, носителя уникальной профессии, в связи с чем несет известную ответственность за деятельность своих коллег и совокупной профессиональной группы.
В целом профессионально-этический кодекс социального работника России может играть определенную роль в повышении эффективности профессиональной социальной работы, формировании личностного облика специалиста, повышении морального авторитета профессии в обществе.
Профессионально-этический кодекс, принятый Международной федерацией социальных работников и называющийся «Этика социальной работы: принципы и стандарты»[31], существенно отличается от приведенного выше отечественного кодекса. Этот документ лучше структурирован; в нем обозначена цель введения профессионально-этического кодекса, даны указания по введению данного документа в действие, его использованию национальными ассоциациями социальных работников.
Кодекс состоит из двух документов: «Международная декларация этических принципов социальной работы» и «Международные этические стандарты социальных работников». В первом из них приведены основные этические принципы социальной работы: учет уникальности и ценности человека, его права на самореализацию, забота о благосостоянии общества, социальная справедливость, равенство, запрет на дискриминацию, уважение личной неприкосновенности и другие. Подчеркивается, что социальный работник должен действовать во благо клиента, но не в ущерб остальным, точно так же, как право на самореализацию одной личности не должно ущемлять прав других людей. В особом разделе представлены основные проблемные области, или зоны этических конфликтов, которые могут рассматриваться и разрешаться коллективно.
Во втором документе – «Международных этических стандартах социальных работников» - указывается, что социальная работа во многом исходит из гуманистических идеалов и является универсальной возможностью удовлетворения человеческих потребностей, возникающих в процессе взаимодействия личности и общества, а также развития потенциала человека. Этот документ содержит основные правила и стандарты социального работника по отношению к клиентам, агентствам и организациям, коллегам, профессии. В соответствии с ними социальный работник должен действовать таким образом, чтобы обеспечивать достижение максимального блага наибольшим количеством людей. В своей деятельности специалист должен опираться на свои собственные и своих коллег знания и навыки, потенциал клиента, возможности организаций и агентств, однако при этом нести персональную ответственность за свою деятельность. Важной при этом является деятельность по защите, совершенствованию и развитию профессии.
В целом следует отметить, что в настоящее время наблюдается отчетливая тенденция к кодификации социальной работы как специфического вида профессиональной социальной деятельности. Необходимость этого очевидна. При этом, конечно, национальные ассоциации учитывают, что в социальных службах работают не только социальные работники, но и представители других профессий. Вследствие этого неизбежным представляется такой подход к разработке профессионально-этического кодекса, который позволял бы всем специалистам, работающим в социальной службе, находиться в одном этическом пространстве, т.е. нормы и принципы, правила и требования, заложенные в кодекс, должны носить по возможности более общий характер. С другой стороны, социальные службы зачастую специализируются, оказывая клиентам тот или иной довольно узкий перечень услуг, работая с узкой группой клиентов. В этом случае целесообразной представляется разработка специализированного кодекса. Однако и в первом, и во втором случаях профессионально-этический кодекс не будет содержать в себе мелочных рецептов. Процесс воспитания и становления специалиста предусматривает обучение его навыкам работы в этическом пространстве, этическому анализу, оценке, которые помогут социальному работнику принять этически верное решение в затруднительной ситуации.
При разработке профессионально-этического кодекса необходимо исходить из следующего:
Необходимость профессионально-этического кодекса. Кодекс может быть разработан для любой отрасли, для любой профессии, но, как уже говорилось, не каждая профессиональная деятельность остро требует дополнительной этической регламентации. В некоторых профессиях вполне может быть достаточно использования общих моральных принципов и норм для обеспечения тех отношений между представителями профессии, которые обеспечат эффективность деятельности. Будучи необоснованно формально разработанным и введенным, профессионально-этический кодекс может так и остаться еще одним формальным документом, известным только своим разработчикам.
Знание специфики профессиональной деятельности.Именно специфика профессиональной деятельности определяет формы, методы и направленность профессионально-этической регуляции, ее особенности. Поэтому, чтобы профессионально-этический кодекс стал органичным и необходимым в повседневной профессиональной деятельности, он должен быть специализирован.
Знание этики вообще и профессиональной этики в частности. В профессионально-этическом кодексе, несмотря на то, что он должен быть доступен для понимания и исполнения рядовыми работниками, используются идеи, понятия и категории общей философской этики. В то же время известно, что некоторые наиболее общие категории философской этики широко используются не только в профессиональной, но и в обыденной речи, причем их обыденный смысл не всегда совпадает с научным определением. Так, например, в обиходе этика и мораль – практически одно и то же, в то время как в научном языке они различаются. От разработчика кодекса требуется знание не только этического категориального аппарата, но и основных идей, законов и т.п., чтобы профессионально-этический кодекс соответствовал представлениям о его научности.
Глубокое знакомство с важнейшими национальными обычаями и традициями. Обычаи и традиции, будучи неотъемлемой частью общественного бытия, концептуально отражаются в профессионально-этическом кодексе, хотя прямых указаний на их учет обычно не делается.
Знание и возможность решения процедурных вопросов. Как говорилось, профессионально-этический кодекс должен быть легитимизирован; в противном случае он останется достоянием лишь одного разработчика.
Как правило, разработка профессионально-этического кодекса осуществляется группой разработчиков инициативно или по заданию профессиональной ассоциации. Последовательность проработки частей (разделов) кодекса может быть различной, однако целесообразно придерживаться той, которая указана выше, поскольку она логична. Например, правильнее вначале определиться с местом и ролью профессионально-этического регулирования, его целями и задачами, а уже затем переходить к его способам и на основе этого – к образу идеального специалиста, удовлетворяющего требованиям профессии, а не наоборот.