Цели и намерения, вытекающие из кредо
Внутренней стороной кредо становятся цели и намерения, которые так или иначе связаны с отношением к достатку и процветанию. Но любая цель — даже такая как "быть самым лучшим в офисном дизайне Америки" — звучит как призыв к участию в игре. Игры требуют затрат энергии другого вида, нежели мрачные поиски целей в спирали, направленной вниз. Игра мобилизует творческие и жизненные силы участников, каждый из которых помнит о том, что от уровня их игры зависит, перейдет ли их команда к следующему раунду. В формулировке кредо цели присутствуют как указатели, виднеющиеся издали и обозначающие ту или иную территорию. Если вы промахнулись мимо цели, скажите: "Как очаровательно!" Ни вы, ни ваше кредо не подвергаются риску. При поисках цели, направляемых кредо, процесс игры будет способом выражения возможности, в то время как выигрыш — нет.
Примеры некоторых "кредо"
Речь пойдет о тех кредо, которые соответствуют критерию структуры, порождающей возможность. Например, компания по распространению национальных блюд различных стран мира была воодушевлена лозунгом "Видение мира в партнерских отношениях на основе духовности и взаимной поддержки". Фирма, производящая недорогие товары для дома, выразила себя в кредо "Создание комфорта в повседневной жизни". А группа офицеров американской армии выбрала "Свободную жизнь — народам мира".
Барбара Ваух, менеджер по персоналу всемирно известной Hewlett-Packard Laboratories, рассказывала о тех изменениях, которые произошли в компании после того как цели HP, сформулированные на языке конкуренции, трансформировались в настоящее кредо.
— Мне казалось, что должны произойти колоссальные преобразования, — говорила г-жа Ваух, — которые, вероятно, будут сопровождаться громом литавр. Однако мы тихонько начали с малого и проделали совсем незначительную работу, результаты которой стали умножаться и в какой-то момент привели к изменению — прямо перед тем, как мы его осознали.
Все произошло во время собрания, на котором обсуждалось проведение в HP Lab праздника творчества. Инженер Лори Миттельштадт задала нам простой, но логичный вопрос:
— Зачем стремиться к тому, чтобы быть самой лучшей производственной лабораторией в мире? Почему бы нам не стать лучшей лабораторией для мира? Почему бы не сказать "HP для мира"?1.
Едва уловимое изменение на уровне слов высвободило скрытый резерв энергии. Главный инженер создал коллаж, отражавший его собственное видение ключевой фразы "Для мира", используя для этого две фотографии. Одна из них уже известна всему миру; на ней Билл Хъюлетт и Дэвид Паккард стоят рядом с тем гаражом, где начиналась компания HP. На втором фото был вид на планету Земля с космического корабля "Apollo". На основе коллажа был создан плакат, множество экземпляров которого развесили на ближайшем заседании компании HP Labs. Служащим HP до того понравился предложенный им образ той фирмы, в которой они работают, что около 50 тысяч из них купили себе этот плакат.
"Кредо" призывает и вдохновляет людей создавать идеи и события, которые согласуются с его собственной структурой возможности.
"Тональность" организации
Кредо можно также сравнить с той "тональностью", в которой "звучит" компания или группа, т.е. с тем "ключом", в котором создаются "произведения" этой компании или группы. Атональная музыкальная тема, которая не имеет собственного ключа, никогда не примет форму универсального искусства как раз потому, что она не позволяет почувствовать направление движения. И чтобы понять, где вы находитесь, вам нужно, по крайней мере, знать точку отправления. Музыка, гармония которой строится исключительно на тонике и доминанте, — довольно скучна, потому что в ней нет пространства для развития. По аналогии можно задать и такой вопрос: "Насколько
1 Katherine Mieszkowski, "Change - Barbara Waugh", Fast Company, December 1998, p. 146.
вдохновляет сотрудников работа в той компании, которая строит свою деятельность на незыблемых принципах, установленных на веки вечные"? Что ж, сложность, напряженность и диссонанс могут дать жизнь и организации, и музыке, но они не будут являть собой гармоничную структуру до тех пор, пока не позволят расслышать их собственную тональность, пока не обретут связь с "кредо". Кредо, которому следует та или иная организация, усваивает каждый из участников группы раз и навсегда. Кредо становится истинным лозунгом организации, его собственным призывом Носки — к носу! (см. главу "Начало путешествия") и источником ответственного и абсолютного участия.
О щедрых дарах, которые преподносит "кредо"
Бен.На протяжении четырех последних лет Бостонский филармонический оркестр следовал кредо "Увлеченное музыкальное исполнение, не знающее границ", и за это время расцвет коллектива превзошел всякие ожидания. Наш доход утроился, — очень необычная ситуация для непрофессионального музыкального коллектива, исполняющего классику, — хотя мы никогда не повышали цену наших самых дешевых билетов, и все непроданные билеты, которые возвращались в кассу, мы отдавали приютам для бездомных. Мы беремся за те проекты, которые отражают наше кредо, мы находим способах оплаты, поэтому каждый аспект БФО, включая бюджет, обозначается в пределах той или иной структуры, порождающей возможность. Каковы результаты? Записи наших концертов, качество которых любезно приравнивается к качеству записей ведущих профессиональных оркестров; программы и встречи, посвященные волнующему знакомству с классической музыкой тех людей, которые прежде не бывали на концертах; традиционные беседы перед концертом, на которых зал практически заполнен; ежегодное мероприятие, когда мы вместе с феноменальным Луизианским джаз-ансамблем устраиваем большой концерт и грандиозную вечеринку с дикими танцами. И если мы хотим пригласить два хора, два детских хора и восемь солистов — всего 400 музыкантов, — чтобы выступить с Восьмой симфонией Малера в нью-йоркском Карнеги-холл, то находим пути для воплощения и этого замысла.
Когда наши администраторы настояли на том, чтобы арендовать помещение на первом этаже в оживленной торговой части города, я был озадачен их упорством, поскольку вся работа в нашем центральном офисе преимущественно велась с помощью телефона и компьютера. Но они знали, что делали. Увлеченное исполнение музыки, не ведающее границ, не стоит ничем ущемлять. И потому теперь у нас есть "витрина" БФО — с цветами, играющим оркестром и музыкой, разносящейся по всей округе. Мы поставили скамейки, поэтому люди могут приходить сюда со своими обеденными бутербродами и слушать нашу музыку. Наше кредо вдохновляет нас на поиски новых путей, расширяющих просторы музыкального мира, и направляет во всех наших делах.
После одного моего выступления перед интернациональной группой молодых исполнительных директоров, на котором я детально рассказывал об упражнении Человек-вклад, президент одной компании, приехавший из Гонконга, подошел ко мне и обратился с вопросом, который неоднократно задавали и другие. Он спросил:
— Мне очень нравится идея вклада. Но как же деньги? Мы должны делать деньги!
Я ответил ему, что деньги сами по себе обнаруживаются рядом с вкладом, поскольку деньги — это одно из средств общения, позволяющих людям демонстрировать, что их привлекла предлагаемая вами возможность. Этот ответ, по-видимому, не очень его удовлетворил. Он быстро парировал:
— А как же акционеры?
В этот момент миниатюрная жена решительно коснулась его своей ладонью и сказала:
— Нет, нет, не акционеры, а дети!
Все дело было в том, что фирма ее мужа выпускала моторы для маленьких детских автомобильчиков. Сконцентрирован свое внимание исключительно на акционерах, этот исполнительный директор совершенно позабыл о том, что изначально его компания формировалась вокруг идеи создания игрушек, которые понравились бы детям. И эта особенность никогда не формулировалась в виде четкого кредо, поэтому она утерялась, а вместе была утрачена и связанная с ней структура порождения возможности. Тотчас из глубин души этого человека вырвался "космический смех", потому что в тот момент он постиг одну очевидную и важную истину — сколь забавны человеческие существа и насколько всемогущи.
Зачастую преодоление личного кризиса или полосы неудач позволяет создать собственное кредо, которое, в свою очередь, становится структурой порождения возможности. Элис Кахана, художница из Хьюстона, рассказала однажды о своих мучительных воспоминаниях, связанных с концлагерем в Аушвице. Тогда ей было 15 лет, ее младшему брату — восемь. По дороге ее разлучили с родителями, и ей пришлось взять на себя заботу о брате. Когда прибыл товарный поезд, она посмотрела на ноги своего брата и обнаружила, что тот потерял один ботинок.
— Ну почему ты такой растяпа?! — прикрикнула она на него типичным тоном старшей сестры. — Не мог бы ты следить за своими вещами самостоятельно?
И не было в ее фразе ровным счетом ничего особенного, кроме одной-единственной детали: это были последние слова, которые она сказала ему, поскольку их рассадили по разным вагонам, и с тех пор они больше не виделись.
Теперь, полвека спустя, Элис Кахана по-прежнему придерживается в своей жизни того правила, которое она усвоила, находясь в тогдашнем кошмарном водовороте. Она поклялась самой себе строить каждую свою фразу так, чтобы не жалеть о ней впоследствии, поскольку она может оказаться последней. Всегда ли это правило срабатывает на все 100 процентов? Смеем допустить, что не всегда. Такое кредо выступает отнюдь не стандартом поведения, а той структурой возможности, в пределах которой проходит жизнь.