Создание структуры возможности
Упражнение этой главы состоит в том, чтобы изобретать и поддерживать структуры, порождающие возможность. Сокращенно будем называть их просто структурами возможности. Речь идет о пересмотре прежних и появлении новых взглядов, а также о создании окружения, разговаривающего на языке возможности; окружения, где возможность выступает убедительной и яркой силой, способной победить спираль, направленную вниз.
Шаги упражнения Создание структуры возможности выглядят следующим образом.
1. В пределах Вселенной возможности обозначьте такую новую структуру, которая явилась бы мощной заменой для текущей смысловой структуры, генерирующей спираль, направленную вниз.
2. Ступите на территорию этой новой структуры и постарайтесь сделать так, чтобы она стала структурой жизни и для вашего окружения.
3. Старайтесь различать, что "соответствует" и что "не соответствует" вашей структуре возможности.
Вот история, в которой женщина-лидер создает структуру возможности, приводящую к положительным изменениям. Обратите внимание, насколько элегантно она переступает границу новой территории.
Новая детская история
Маленькая девочка, ученица второго класса, прошла курс химиотерапии, поскольку была больна лейкемией. Когда она вернулась в школу, ее голова была повязана косынкой, потому что у нее выпали все волосы, и ей не хотелось, чтобы об этом узнали остальные. Но кто-то из учеников сорвал косынку, и все дети стали издевательски смеяться над девочкой. Конечно, она чувствовала себя очень подавленно и попросила свою мать не водить ее больше в школу. Мать старалась подбодрить свою дочку, приговаривая: "Дети к этому привыкнут. Кроме того, твои волосы очень скоро опять вырастут".
На следующее утро, когда учительница вошла в класс, все ученики рассаживались по своим местам, а некоторые из них по-прежнему издевались над девочкой, у которой не было волос. "Доброе утро, дети", — сказала учительница, приветливо улыбаясь ученикам, как она это делала обычно. Она сняла с себя пальто и шарф... Ее голова была острижена наголо.
После этого дети стали упрашивать свих родителей, чтобы их тоже постригли наголо. И когда школьники пришли в класс с остриженными волосами, все они стали весело смеяться — не для того, чтобы скрыть свой испуг, а потому что эта новая игра доставляла им радость.
Волосы у учительницы и всех учеников отросли одновременно.
Вмешавшись в события, происходившие в классе, учительница совершенно по-новому определила смысл странного внешнего вида маленькой девочки и, тем самым, освободила ее от имиджа страшного чужака. Она представила "лысину" как новую возможность — элемент моды, момент выбора, игру, повод для солидарности. Нельзя сказать, что кто-то поступал неправильно. Особенного повода для разбирательств не было. А новая трактовка происходящего произвела на учеников гораздо большее впечатление, чем их собственное богатое воображение, исполненное страхов, поскольку детям предоставили новую площадку для игры.
В Стране возможности не проводится разграничение между идеями и поступками, разумом и телом, мечтой и реальностью. Лидеры, которые становятся воплощением собственного кредо, зачастую кажутся нам невероятно смелыми людьми. В роли активных деятелей и сторонних наблюдателей, они всегда выступают посредниками, проводниками, несущими свои идеи другим людям. Подобно Ганди и Мартину Лютеру Кингу, они попросту не сопротивляются тому, чтобы, при необходимости, разобраться с затруднениями, активизируя для этого весь свой потенциал.
Легенда гласит о том, что вскоре после оккупации датской столицы в апреле 1940 года между королем Дании Кристианом X и нацистским офицером произошла стычка. Говорят, что когда король выглянул из окна своего дворца и увидел нацистский флаг со свастикой, развевающийся над крышей правительственного здания, он настоял на встрече с командующим немецких оккупантов.
Король потребовал, чтобы этот флаг сняли. Но нацистский офицер отказался выполнить просьбу короля.
Король отошел в сторону и на несколько мгновений задумался. Затем он снова обратился к офицеру.
— И что вы сделаете, если я прикажу своему солдату снять нацистский флаг?
— Я выстрелю в этого солдата, — ответил офицер.
— Не думаю, что вы так поступите, — тихо сказал король, — когда увидите, кто он.
Офицер потребовал от монарха более подробных объяснений.
Тогда король Кристиан признался:
— Этим солдатом буду я сам.
В тот же день нацистский флаг сняли.
Третий шаг нашего упражнения — различение того, что соответствует и что не соответствует структуре возможности, — связан с поддержанием четкости и определенности этой структуры. "Несоответствие" зачастую означает, что возможность данного события отсутствует, или предана забвению, или никогда не была четко сформулирована. Как правило, это та ситуация, в которой люди изначально полагаются на вдохновение, со временем слабеющее. Рано или поздно все сводится к дуалистической структуре правоты и неправоты и, следовательно, к направленной вниз спирали.
Особый дух Сан-Паулу
Бен.Во время нашего тура по Бразилии в 1997 году, после трех дней изнурительных репетиций, экскурсий и переездов, молодежный филармонический оркестр консерватории Новой Англии дал свой первый концерт в муниципальном театре города Сан-Паулу. Помещение было заполнено до отказа. Энтузиазм добросердечной, страстной бразильской публики был просто ошеломительным. Представители Бразильского национального телевидения снимали наш концерт и одновременно демонстрировали его на огромном экране, установленном в фойе, потому ребята могли видеть себя со стороны. После концерта юные музыканты были невероятно возбуждены, а их надо бы утихомирить, поскольку им следовало выспаться перед завтрашним выступлением. Было уже за полночь, когда мы вернулись в гостиницу.
На следующее утро я услышал от одного из постояльцев гостиницы заявление о том, что его разбудила ни свет ни заря группа шумной молодежи. Как сообщили служащие гостиницы, от других постояльцев тоже поступили жалобы. Оказалось, что четырех студентов заметили на крыше в три часа утра. Еще четверо гуляли на рассвете в небезопасном районе города, где их встретили охранники наших спонсоров, представителей BankBoston.
Назавтра оркестр должен был давать не один, а целых два концерта — в шесть вечера нам предстояло выступить на открытом воздухе перед 15-тысячной аудиторией, а в девять вечера мы должны были играть в закрытом помещении Пятую симфонию Малера, требующую от музыкантов огромного эмоционального напряжения. Внезапно местное начальство потребовало, чтобы я дал студентам нагоняй. Они хотели, чтобы я напомнил ребятам, что перед отправлением в турне они подписали контракт, запрещающий им употреблять спиртные напитки и нарушать ночной режим.
Я решил посоветоваться с Роз, позвонив ей из Бразилии в Бостон. И, как всегда, мы постарались рассмотреть проблему со следующей точки зрения: "При какой новой структуре в текущей ситуации появятся новые возможности?" Нарушенный контракт строился на понятиях "плохое" и "хорошее" и сводился к направленной вниз спирали, поэтому для обсуждения поведения молодых людей мы решили подыскать другую структуру. Я понял, что, пока правила тура будут формулироваться в жесткой контрактной форме, я не смогу разговаривать с ребятами о других целях их приезда в Бразилию, не связанных с концертными выступлениями. "Цель" и "кредо" показались нам с Роз понятиями, излучающими возможность. Мы решили, что мне следует провести беседу с ребятами, избрав понятие "кредо" в качестве структуры, которая направила бы их "вечернюю жизнь".
Испуганные молодые исполнители, собрались в зале, устроившись на самых дальних рядах. Их позы выражали изнеможение и протест. Их лица, невиновные и повинные, говорили о том, что ребята настроились получить большую взбучку.
— Прошлым вечером после концерта, — начал я, — ко мне подошла одна женщина и совершенно искренне призналась в том, что те два часа, которые она провела, слушая Пятую симфонию Малера, были самыми удивительными часами ее жизни. Вы великолепно выступили вчера вечером, и эта женщина — вовсе не единственный человек, которого взволновала ваша игра и кто ушел с концерта несколько иным, чем был прежде. — Они озадаченно посмотрели на меня, так, словно не могли расслышать и воспринять слова, оказавшиеся для них столь неожиданными. После паузы я продолжил:
— С чем вы приехали сюда? Что еще вы хотели бы предложить бразильцам?
Один за другим, из разных концов зала последовали ответы на мой вопрос: Мы приехали сюда, чтобы познакомить бразильцев с тем лучшим, что есть в Америке!
Прекрасная музыка помогает находить друзей и любимых.
Мы приехали сюда, чтобы выразить Бразилии свое уважение и любовь!
Молодежь может создавать прекрасную музыку!
Эта музыка может доставлять радость! Вот почему нам здесь очень хорошо!
Теперь их голоса доносились уже изо всех уголков зала. Лица ребят светились радостью.
После того как юные музыканты выплеснули избыток своих эмоций и напряженная атмосфера разрядилась, я сказал:
— Разумеется, если бы вы ужасно сыграли на вчерашнем концерте, то, вероятно, сразу после выступления вернулись бы домой и легли спать. Но вы были слишком возбуждены после встречи с горячими поклонниками музыки, и потому четверых из вас обнаружили ночью на крыше. Удивительно, что в порыве душевного подъема вы не взобрались еще выше! Между тем мы будим по ночам постояльцев гостиницы, а разве это входит в список наших даров, адресованных бразильцам? Видимо, нет. Мы сошли со своего пути. Вам должно быть известно, где этот путь, чтобы суметь вернуться на него. И только что вы прекрасно продемонстрировали мне это знание.
Двое ребят вызвались написать извинительные письма тем людям, которых они побеспокоили, а остальные задумались над тем, как сделать общение с жителями Сан-Паулу еще более интересным. Никто не чувствовал себя виновным или неправым. Покидая аудиторию, все мы находились в приподнятом настроении и были готовы дать два грандиозных выступления подряд.
"Кредо" — это мощная структура, позволяющая переместить деятельность организации любого размера из спирали, направленной вниз, на арену возможности. Кроме того, в то время как большинство компаний выражают свое "кредо" произвольным образом, некоторые из них формулируют "кредо" так, что оно служит им во благо.
Цель без кредо
В мире бизнеса и на политической арене формулировка цели зачастую отождествляется с "кредо", но, как правило, она просто отражает конкуренцию и дефицитность. Формулировка цели образно рисует картину будущего компании, включая ее позиции на рынке и шаги к воплощению конкретного замысла. Этот замысел чаще всего остается некоей версией стремления к тому, чтобы стать самым-самым лучшим из лучших, — честно говоря, исключительного и исключающего намерения. Такая формулировка может настроить людей на соревнование, но она не способна обеспечивать руководящими указаниями все стороны компании и информировать людей относительно смысла и направления ее деятельности. Связующей нити между сотрудниками здесь нет.
Пример. "Нам предстоит стать самым выдающимся в Америке поставщиком передовых технологий офисного проектирования".
(То ли изнутри компании, то ли из-за ее стен доносится тихий плачущий голосок: "А как же я?")
(А кто-то другой отчаянно интересуется: "Почему?", "Зачем?")
Кредо
Кредо обладает той же движущей силой, что и длинная мелодическая линия. Если вы видели фильм "Побег из Шоушенка", то помните, как, под воздействием возвышенного дуэта из "Женитьбы Фигаро" Моцарта, души узников вырываются на волю и уносятся прочь из своей тюрьмы.
Я совершенно не понимал, о чем пели те две итальянские женщины. По правде говоря, это было совсем неважно. Есть вещи, о которых лучше не говорить. Мне хотелось думать о том, что они пели о той красоте, которую не выразить словами, и при встрече с которой щемит сердце. Скажу вам, что эти голоса парили выше и дальше тех удивительных мест, о которых обитатели нашего мрачного заведения только могли мечтать. Казалось, словно прекрасная птица впорхнула в нашу скучную маленькую клетку, после чего стены этой клетки растворились в воздухе. И на какое-то мгновение самый последний и разнесчастный человек в Шоушенке чувствовал себя свободным.
Подобной волшебной силой обладает и кредо, освобождающее нас от груза повседневных проблем и забот, позволяющее нам разглядеть длинную и отчетливую линию нашей жизни.
Кредо становится структурой возможности, когда оно соответствует определенному критерию, отличающему его от намерений спирали, направленной вниз. Мы познакомим вас с этим критерием, позволяющим ориентировать кредо на Вселенную возможности.
• Кредо становится выражением возможности.
• Кредо соответствует какой-либо основной мечте человечества, мечте, с которой станет резонировать каждый из нас. Это — та идея, которая ни у кого не вызовет закономерной реакции: "А как же я?"
• Кредо не упоминает об этике или морали, оно не предлагает рецепты "правильных" поступков. Оно не указывает на чью-либо неправоту.
• Кредо устанавливается раз и навсегда в виде картины, не использующей чисел, мер или способов сравнения. Оно не содержит специфических признаков времени, места, аудитории или результата.
• Кредо существует само по себе — оно не указывает ни на более светлое будущее, ни на прошлое, требующее исправления. Оно преподносит свои щедрые дары прямо сейчас. Если кредо звучит как "Мир во всем мире", то уже в самом произнесении этой фразы можно обнаружить мир и спокойствие. А когда высказывается "Возможность идей, приводящих к преобразованиям", в этот момент идеи действительно что-то меняют.
• Кредо — это длинная линия возможности, излучающей свое сияние во внешний мир. Кредо побуждает к бесконечному выражению, развитию и движению в пределах данной конкретной структуры.
• Произнося то или иное кредо, человек меняется сам. Потому что в этот момент "реальный мир" становится Вселенной возможности, и барьеры, препятствующие воплощению кредо, исчезают.