Музыка Й. Брамса Обработка для юношеского хора Ю. Алиева


 


не - бо LN'i И по - те ря - ло си - не - —1--- ir ВУ, г J С ■ Л Л вре - мя --- fr
Y * i1 ft ■f j ^ Ч j К И * ■ ■ j Ы ^J-A
Музыка Й. Брамса Обработка для юношеского хора Ю. Алиева - student2.ru Г т


ГГлТ—Г— пар - ни 1 ^ J, к на вой - —1~ f— ну. FFTrri Дан - ко Г-нЦ нак - ло - ня - ет-
^ | ^ J ^ ^------------     -fcztf- U4    
Музыка Й. Брамса Обработка для юношеского хора Ю. Алиева - student2.ru

Музыка Й. Брамса Обработка для юношеского хора Ю. Алиева - student2.ru


ж

Музыка Й. Брамса Обработка для юношеского хора Ю. Алиева - student2.ru

Miller
S i- Ч

Г

tt»

В


 


Музыка Й. Брамса Обработка для юношеского хора Ю. Алиева - student2.ru


Музыка Й. Брамса Обработка для юношеского хора Ю. Алиева - student2.ru

С запада надвинулась гроза, Небо потеряло синеву, Время повернуть назад нельзя — И уходят парни на войну. Данко наклоняется с седла, Матери поклон прощальный шлет, Знает, будет битва тяжела И еще не скоро он споет:

Припев: Громче, трубы, громче, медные!

Мы идем домой с победою — Разгромили ненавистного врага... Радость в сердце бьется птицею, Как победой не гордиться нам... Пойте, села, торжествуйте, города!

В битве не выдерживал металл, Затупилася сабля, не сечет, Сколько раз он саблю поменял, Потерял в сраженьях Данко счет. Но когда победный час пробил И вздохнула радостно земля, Спел наш Данко песню, что хранил, Песню мира, песню торжества:

Припев: Громче, трубы, громче, медные! Мы идем домой с победою — Разгромили ненавистного врага... Радость в сердце бьется птицею, Как победой не гордиться нам... Пойте, села, торжествуйте, города!

Пример 5

Караваны птнц надо мной летят

Слова А. Фатьянова Музыка Г. Жуковского

Партия юношей Ю. Алиева

Умеренно Музыка Й. Брамса Обработка для юношеского хора Ю. Алиева - student2.ru

Музыка Й. Брамса Обработка для юношеского хора Ю. Алиева - student2.ru

Музыка Й. Брамса Обработка для юношеского хора Ю. Алиева - student2.ru


2. Птицы вы мои, гуси-журавли. Унесите песню, братцы.

Если б только вы, вы понять могли, Как без стаи трудно оставаться.

3. Полетел бы я в дом, где жил и рос, Если б в небо мог подняться.

Разве может с тем, что любил до слез, Человек когда-нибудь расстаться?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вот мы и подошли к последним страницам пособия. Что мож­но сказать в заключение?

Спрячемся за классика и приведем поэтическую миниатюру замечательного детского поэта С.Маршака, довольно точно ха­рактеризующую положение ребенка в этом мире:

Как зритель, не видевший первого акта, В догадках теряются дети... И все же они ухитряются как-то Понять, что творится на свете.

Музыка с ее глубоким содержанием и могучим воздействием на духовный мир человека тоже очень сложное явление, понять которое и полюбить его «вершинные образцы» ох как не просто!

И если нам благодаря методической оснащенности удастся приобщить к музыкальному искусству наших воспитанников, зна­чит, жизнь музыкального руководителя или школьного учителя музыки прожита не зря.

«Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в ннх учеников», — говорил выдающий­ся немецкий пианист и педагог Артур Шнабель. Это глубоко спра­ведливое замечание. И потому на первый план наших методиче­ских усилий выдвигается задача, чтобы школа учила детей мыс­лить в музыке, и мыслить нравственно. А это сумеет сделать лишь творческая личность, которую никуда не надо «проталкивать»...

И такую личность в ребенке мы призваны развивать всеми дан­ными нам методическими и иными средствами!

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Абдуллин Э.Б. О наших недостатках и достоинствах // Актуальные проблемы образования учашихся начальных классов: Материалы Все­российской научно-практической конференции. — Саранск, 1998. — 4.2.

Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеоб­разовательной школе. — М., 1983.

Абелян Л.М. Как Рыжик научился петь. — М., 1989.

Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). — Воронеж, 1998.

Алиев Ю. Б. Эмоционально-ценностная деятельность школьников как дидактическая основа их приобщения к искусству // Современные про­блемы образования: Сборник. — Тула, 1997.

Апраксина О. А. О возможностях и содержании исследовательской рабо­ты учителя-музыканта в общеобразовательной школе // Музыкальное вос­питание в школе: Сборник статей / Сост. О.А. Апраксина. — М., 1977. — Выи. 12.

Артоболевская А. Д. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы педа­гога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. — М., 1985.

Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и обра­зовании. — JL, 3973.

Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. — Л., 1971. — Кн. 1, 2.

Боевский В. С. Яворский и некоторые тенденции культуры его време­ни // Советская музыка. — 1978. — N° 5.

Бандина А. В., Попов В. С., Тихеева В.Л. Школа хорового пения. — М., 1981.- Вып. 1.

Баренбойм Л. А. О музыкальном воспитании в СССР // Музыкальное воспитание в СССР. — М,, 1978. — Вып. 1.

Барсова И. А. Книга об оркестре. — М., 1978.

Безбородова Л. А Дирижирование. — М., 2000.

Бернстайн Л. Концерт для молодежи. — JL, 1991.

Васильев Ю.К., Широков А. К. Рассказы о русских народных инстру­ментах. — М., 1986.

Васина-Гроссман В. А. Первая книжка о музыке. — М., 1976.

Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. — М., 1975.

Вендрова Т.Е., Критская Е.Д. Уроки Д.Кабалевского // Искусство в школе. — 1994. — № 3.

Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном раз­витии школьников. — Луганск, 1990.

Во А. Классическая музыка: Новое восприятие. — De Agostini Editions.— 1997.

Гундарева Е.Ю. Идет эксперимент // Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: Материалы Международной конференции «Теория и практика музыкального образования: Истори­ческий аспект, современное состояние и перспективы развития». — М., 1999.

Домрина Е.Н. Беседы о музыке. — М., 1982.

Егоров А. А. Теория и практика работы с хором. — М., 1951.

Еще о педагогических оценках на уроке музыки // Музыка в школе. — 1987. -№3.

Жарова Л. М. Начальный этап обучения хоровому пению // Работа с детским хором: Сборник статей. — М., 1981.

Идеи эстетического воспитания: В 2 т. — М., 1973.

Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? — М., 1989.

Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по му­зыке для общеобразовательной школы: Программа по музыке (с по­урочной методической разработкой) для общеобразовательных школ. I —III классы. — М., 1980.

Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое: Книжка о му­зыке. — М., 1976.

Каган М. С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом про­цессе // Музыка в школе. — 1987. — № 4.

Кадобнова И. В., Критская Е.Д. Музыка в движении // Музыка в шко­ле. — 1984. — No 2.

Кадобнова И. В., Усачева В. О., Школяр Л. В. Шестилетние дети и музы­ка // Воспитание музыкой / Сост. Т. Е.Вендрова, И. В. Пигарева. — М., 1991.

Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. — М., 1994.

Кочнева И. С., Яковлева А. С. Вокальный словарь. — JL, 1986.

Кошмина И. В. Межпредметные связи в начальной школе. — М., 1999-

Кошмина И. В., Ильина Ю.В., Сергеева М.П. Музыкальные сказки и игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М., 2000.

Красотина Е.А. Хороведение. — М., 1986.

Курс теории музыки / Под общ. ред. А. Л.Островского. — М., 1978.

Лифиц И. Ритмика. — М., 1992.

Машенко Н. М. Использование музыки на уроках литературы. — М., 1978.

Медушевский В. В. Стиль в музыке // Спутник учителя музыки / Сост. Т. В.Челышева. — М., 1993.

Медушевский В. В. Музыкальный жанр // Там же.

Мелик-Пашаев А. А., Новлянская 3. И. Концепция и проект программы общего художественного развития школьников первого года обучения // Искусство в школе. — 1994. — № 2.

Морозова Н.Т. Главное — пробудить интерес // Музыка в школе. — 1983. -№3.

Музыка в начальной школе: Методическое пособие для учителей / Под ред. Д.Б.Кабалевского. — М., 1980.

Об оценках, отметках и ценностях: Школьная оценка как средство педагогической поддержки // Современная гуманитарная гимназия. — М., 1996.

Руднева Э.Д., Фиш Э. М. Ритмика: музыкальное движение. — М., 1972.

Струве Г. А. Школьный хор. — М., 1981.

Тарасов Г. С. Психологические особенности музыкального обучения младших школьников // Музыка в школе. — 1983. — № 2.

Теплое Б, М. Психология музыкальных способностей. — М., 1947.

Терентъева Н.А., Шитикова Р.Г. Программа «Музыка»: Музыкально- эстетическое воспитание. I — IV кл. — М., 1994.

Уланов В. И. На уроке театра // Искусство в школе, — 1994. — № 2.

Уралова Т. М. Искусство игры на фортепиано. — СПб., 1997.

Школяр J1. В., Красильникова М. С., Критская Е.Д. и др. Теория и мето­дика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие. — М., 1988.

Философский словарь. — М., 1987.

Занимательное чтение с картинками и фантазиями. — СПб., 1992.

франио Г.Я., Лифиц И. В. Методическое пособие по ритмике. — М., 1987.

Фриман Дж. Как развить таланты ребенка. — М., 1995,

Циркова Н.Л. В мире бального танца // Фольклор —музыка—театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного обра­зования, работающих с дошкольниками. — М., 1999-

Цуккерман В. А. Музыкальные жанры и основные музыкальные фор­мы. — М., 1964.

Чайковский П. И. Литературные произведения и переписка // Полн. собр. соч. - Т. 24. - М., 1974.

Чесноков П. Г. Хор и управление им. — М., 1961.

Чулаки М. И. Инструменты симфонического оркестра. — М., 1972.

Ширяева Н. С. Праздники народного творчества в школе // Воспита­ние музыкой / Сост. Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева. — М., 1991.

Энциклопедический музыкальный словарь. — М., 1990.

Юдина Е. И. Мой первый учебник по музыке и творчеству // Азбука музыкально-творческого саморазвития (Серия «У тебя все получится»). — М., 1997.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ........................................................................................................................ 3

Раздел первый ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Этапы развития зарубежного музыкального воспитания.................... 7

2. Из истории российской музыкально-образовательной практики ... 17

3. Основные тенденции развития социально-культурной сферы

и музыкального образования на современном этапе.............................. 28

Раздел второй ТЕОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава I. Общие вопросы теории музыкального образования...................... 37

1. Сущность теории музыкального образования...................................... 37

2. Концепция музыкального образования ..„............................................. 44

3. Цели и задачи школьного музыкального образования...................... 49

4. Учитель музыки............................................................................................. 52

5. О чем говорит наука..................................................................................... 59

Глава II. Общие положения формирования учебного предмета

«Музыка» ................................................................................................... 95

1. Содержание музыкального образования............................................... 95

2. Принципы музыкального образования................................................ 100

3. Методы музыкального образования..................................................... 103

4. Музыкальные способности детей и их развитие............................... 108

Наши рекомендации