Подражание протяжному крику петуха.


Партия высоких голосов

Ну-ка, живо, ну-ка, живо, живо...

1. Кушай, кушай, верный пес, Мамалыгу я принес. Верный друг мой, пес Гривей, Мамалыгу ешь скорей.

2. Бродит рядом петушок, Золоченый гребешок. Мамалыга неплоха — Угостим мы петуха.

3. А когда он все склюет, «Ку-ка-ре-ку»-, — запоет. Мамалагу он склюет, «Ку-ка-ре-ку», — запоет. Все!

Партия низких голосов

Ну-ка, живо, ну-ка, живо, живо... 1. Ну-ка, живо, ну-ка, живо подойди сюда, мой пес, Мамалыгу, мамалыгу, мамалыгу я принес. Ну-ка, живо, ну-ка, живо подойди сюда, Гривей, Мамалыгу, мамалыгу, мамалыгу ешь скорей.

2- Бродит рядом, бродит рядом, бродит рядом петушок, Бродит рядом, бродит рядом золоченый гребешок. Мамалыга, мамалыга неплоха — Угостим мы, угостим мы, угостим мы петуха.

3. Ну-ка, живо, ну-ка, живо, живо, а когда он все склюет, «Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку», — запоет. Ну-ка, живо, ну-ка, живо, живо, а когда он все склюет, «Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку», — запоет. Ну-ка, живо, ну-ка, живо, живо... Все!

Пример 2

Веселый поход


 


Музыка А. Флярковского

Слова В.Берестова Умеренно /


 


зья - ту - рИ- сты.
по род-ным кра -

Вдоб-pblH путь, Jipy /


 


Л.1

       
-ям! Лу Лее тс - ки-стый, Луг Ду-ШИ-СТЬ1Й к К } _М pa - ДУ - ют - ся
    J1 J1 ■' ■ р Л JT
Влоб-рый путь!


 


не по-шел.
ро - гу с на - ми
£

А лен - тяй в до - т/


 


ш

w Леи -

Влоб-рый путь!


 


       
"Мне, - от - ве - тип ^ L , , f= он, - и до - ма i F К' К XO - po - ILK)". Мы cnyr - ny - ли P ,
  J J' P  
  ----------- =----- ----------- —    
-тяй.

А мы епуг -


Подражание протяжному крику петуха. - student2.ru

Подражание протяжному крику петуха. - student2.ru
-pat

мчат ся иск-ры

на - ше - го кост

г

Пря-мо в не-бо

N i'

J Jl Jl

-pa! И пря-мо вне - бо мчат - ся иск - ры кост-

замедляя


 


Р " Р Р

А лен-тяй по -
ход ве - се-лыи
-ра.

и ноч-ной при -


 


W


 


-pa.

/

тяи при - вал


 


и ли - си - цу,

л тР______________

Ji J Ji

про - зе - вал! У:;- > >
и ло - сен - ка
л____ >
J*> j! Я

I^J J. J J


 


и ли - си - цу, и ЛО - сен - ка про - зе - вал!

Подражание протяжному крику петуха. - student2.ru


-жить. 2.По
вьюн, по-ло -

Ло - жу я


 


Подражание протяжному крику петуха. - student2.ru

Подражание протяжному крику петуха. - student2.ru

Подражание протяжному крику петуха. - student2.ru

Подражание протяжному крику петуха. - student2.ru


Пример 5

Осень

Музыка Д. Шуффена)

Слова А. Толстого

(канон)


 


О - сень, о - сь! - па - ег - си наш сад, Листъ-*|

~1ПГ


 


//-тят.

Жел-ть1 - е ле - тят, ввысь о - ни все ле - тят.

Осень, осыпается наш сад, листья желтые летят...


 


Пример 6

Пороша

Тема И. С. 1

Слова С. Есенина

(канон)


 


ко - пы

Е - ду. Ти - хо. Слыш - ны зво - ны

На сне - гу.


 


Еду. Тихо. Слышны ЗВОНЫ Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Подвязалася сосна.


Подражание протяжному крику петуха. - student2.ru ква - кать ля - гуш - кам, как вид _ но, не лень:

Подражание протяжному крику петуха. - student2.ru Ква

УРОКИ МУЗЫКИ В VII КЛАССЕ

Примерные ориентиры музыкальной работы с семиклассниками

В ходе музыкальных занятий в VII классе у учащихся на основе приобретенного ими музыкально-эстетического опыта формиру­ется представление об основных направлениях европейской и русской музыкальной культуры конца XJX — начала XX в. Ребята начинают отличать в контрастных сопоставлениях музыкальные произведения К.Дебюсси, М.Равеля, А.Шёнберга, А.Берга, А.Скрябина, С.Рахманинова, П.Хиндемита, Б.Бартока, Б.Брит­тена, К.Орфа, И.Стравинского, Д.Гершвина.

Учащимся дается представление о джазе как роде современно­го музыкального искусства, тесно связанном с традициями не­гритянского фольклора; рассказывается о влиянии джаза на твор­чество композиторов.

Семиклассникам доступны такие формы музыкального самооб­разования и самовоспитания, которые связаны с использованием аудиотехники, с созданием домашней фонотеки; они усваивают Правила содержания компакт-дисков и магнитофонных записей в своей фонотеке, составления предметного каталога к ней.

Пример 7

Лягушки (канон)

Слова и музыка Н. Шереметьевой Подражание протяжному крику петуха. - student2.ru Да - же в по - го - жнй и сол - нем - ный день

Желательно, чтобы в процессе хорового пения учащиеся при­обрели знания об особенностях звучания своих изменившихся голосов, вызванных мутацией, приучались «нейтрализовать»

негативные особенности звучания голоса в мутационный пе од. Петь они могут в следующих диапазонах: первые голоса малой октавы — ми второй октавы; вторые голоса — ля me октавы — си первой октавы; юношеские голоса — ре малой октав до первой октавы.

Педагог разучивает с ребятами по нотам и с помощью основной певческий репертуар; учит их импровизировать: по лоски к мелодии; мелодии на стихотворные тексты.

В VII классе значительно расширяется круг интересов учаг ся, усиливается деятельность их мышления, внимание станов- более устойчивым. Голоса звучат сильнее, звонче, яснее, выя ются тембры. Диапазон голоса делается шире: сопрано поют в i делах до — ми2 {фа2), альты — в пределах си^ — до2 (ре2). Одн в этом классе наблюдаются явления, затрудняющие хоровое ние: у отдельных мальчиков появляются признаки наступаю мутации, они начинают хрипеть, срываются на верхних зв> Оберегая детские голоса, музыкальный руководитель по возм' ности должен стремиться сохранить легкое и высокое звуча всего класса.

Слушание музыки

Семиклассники должны отличать при прослушивании в ко' растных сопоставлениях музыкальные произведения К.Деби М.Равеля, А.Шёнберга, А.Берга, А. Скрябина, С. Рахманин П.Хиндемита, Б.Бартока, Б. Бриттена, К.Орфа, И.Стравинс го, Д. Гершвина.

Хоровое пение

К моменту окончания VII класса у учащихся пробуждается терес к своему «новому» юношескому голосу. Этот интерес в использовать для того, чтобы заложить основу верного пения; взрослым (мужским или женским) голосом. Время учебы в со- менном VII классе падает на начало старшего подросткового раста. В этот возрастной период физическое развитие органи продолжает протекать весьма неравномерно. У одних рост of низма происходит быстро, у других — медленнее, у третьих блюдается усиленное развитие отдельных его частей и систе Весьма индивидуально происходит в этот период и развитие лоса подростка, процесс протекания мутации.

Такая неравномерность в развитии создает для учителя-х мейстера определенные трудности, которые заключаются в ие~ ходимости использовать все имеющиеся педагогические средс

индивидуального учета голосовых изменений участников хора. дт0, естественно, накладывает обязанность — знать индивидуаль­ное голосовые особенности каждого из участников хора, своевре­менно советовать временно воздерживаться от пения, петь в ща- дяшем режиме: не брать высоких звуков, осторожно использовать динамические оттенки в зоне forte, особо бережно относиться к своему голосу.

Как уже говорилось, в рассматриваемый возрастной период у мальчиков, а согласно исследованию Н.Д.Орловой и у девочек, наступает мутация. Заключая свою монографию «Развитие голоса девочек» Орлова пишет: «Вопрос о том — есть ли мутация у дево­чек — решается утвердительно... Слабая выраженность мутацион­ных изменений в растущем голосовом аппарате у девочек (плавно проходящая мутация) не может служить для учителя поводом к игнорированию этих изменений при обучении пению»1.

Пение по нотам

В VII классе могут быть даны представления и о параллельных тональностях, об интервалах — кварте, квинте, октаве, о шести- дольном размере. Продолжается знакомство с интервалами. Семи­классники повторяют знакомые по предыдущим классам интер­валы — приму, секунду, терцию. Затем следует знакомство с квар­той, квинтой и октавой, понятиями «квартет», «квинтет», «октет».

Как и раньше, понятия музыкальной и нотной грамоты все­мерно связываются с активизацией музыкального и обшехудоже- ственного опыта семиклассников.

Импровизация

Семиклассники успешно импровизируют ритмические акком­панементы к песням, мелодии на достаточно сложный стихо­творный текст.

Специальный раздел ориентиров музыкального развития — «Движение под музыку» отсутствует по причине его неактуальности.

Пение

В VII классе довольно отчетливо выявляются тембры голосов (сопрано и альты), что следует использовать для укрепления на­выков двухголосного пения. Работа над двухголосными песнями

' Орлова И.Д. Развитие голоса девочек. — М., 1960. — С. 95.

обязательно должна сочетаться с пением специальных двухгоо ных попевок. Полезно останавливаться на отдельных созву* песни, «тянуть» их подольше, вслушиваться в звучание. В рэ над двухголосием особенно важно продолжать воспитание hj ков пения без сопровождения. Оно помогает развивать слух) внимание семиклассников, певческую самостоятельность, ] их понимать и ценить красоту хорового звучания. Двухголос! песни без сопровождения петь интереснее, чем одноголоб (хотя и намного труднее), и учителю следует их широко исц зовать в работе. %

Распевание

Как и в предыдущие годы, в VII классе серьезное bhhmi следует уделять вокально-хоровым упражнениям (распеванй Это — пение звукоряда в разных тональиостях, его отрывков са вниз и в восходящем движении. Можно включать и новые ynj нения. Так, для распевания рекомендуется использовать ар жио. ' j

В хорошо подготовленных классах программа предлагает п( простых трехголосных аккордов. Это эффективный прием ра: тия слуха вообще и гармонического слуха в частности. Прн з средние по высоте голоса делятся на две группы: одна из них | нижний голос, другая (к которой присоединяются и нескор высоких голосов) — средний. Поскольку партия среднего raj самая трудная, следует позаботиться о том, чтобы она была ук плектована учащимися, поющими чисто и уверенно. Учителе рает трезвучие и предлагает каждой партии найти свой звук^ тем последовательно (по партиям) спеть нижний, средний н jj хний голоса, вслушаться в получившийся аккорд и «тянуты| до тех пор, пока не будет дан знак к окончанию пения. Аккй можно петь на гласную или с закрытым ртом. Упражнение ма варьировать, усложнять, используя, например, хроматизм. J] грамма VII класса предлагает знакомить школьников с явлен хроматизма. Пение в качестве упражнения хроматической rai (или ее отрезков) полезно тем, что делает слух учащихся б? тонким, а голос — гибким. Прежде чем ребята приступят к пе! упражнения с хроматическими ходами, учитель должен об* нить, что есть такой звукоряд (гамма), в котором расстояние ме соседними звуками одинаковое — полтона. Петь этот звуке трудно, потому что интервалы между двумя звуками очень ма Чтобы облегчить пение хроматической гаммы, преподаватель; жет использовать образное сравнение. «Представим себе, — гс рит он, — что мы спускаемся с крутой и скользкой горы, надо идти очень осторожно, медленно, мелкими шагами». Haj ку записывается нисходящая хроматическая гамма (от до2), и ] щиеся медленно поют сначала небольшие ее отрезки (4 — 5 зву­ков), а потом и всю гамму. Вначале рекомендуется поддерживать семиклассников голосом или игрой на инструменте. После того как ребята справятся с этой задачей, можно предложить им «под­няться в гору» (спеть хроматическую гамму от до1 вверх).

В распевание полезно включать и отрывки из новых песен. Та­кие упражнения полезны для развития активного дыхания, арти­куляции, для выработки навыка ясного и твердого произношения согласных. Петь отрывок надо в виде секвенции — сверху вниз.

Желательно вводить в распевание темы из вокальных и инстру­ментальных произведений, рекомендуемых программой для слу­шания музыки. Это полезно как распевание, и, кроме того (что еше важнее), многократное повторение тем из художественных произведений расширяет музыкальный кругозор детей. Очень хо­роша, например, в качестве распеваиия главная тема романса С. Рахманинова «Сирень». Простая, пентатоническая, изящная ме­лодия нравится семиклассникам, а сочетание в ней legato и поп legato очень полезно для певческого развития.

При распевании учителю следует заботиться о развитии и ук­реплении вокальных навыков, а также о том, чтобы семикласс­ники пели красивым, естественным звуком, негромко, равномерно расходовали дыхание до конца фразы, четко произносили соглас­ные и т.д. Кроме того, все темы нужно петь не только чисто и точно, но и выразительно, в характере того произведения, из которого они взяты. Желательно повторять также темы, выучен­ные в VI классе.

Разучивание песни

Для разучивания учителю следует выбирать песни по тому же принципу, что и в других классах: они должны быть художествен­но ценными и разнообразными, отвечать воспитательным зада­чам. Разучивание каждой новой песни требует большой кропотли­вой работы и от учителя и от учащихся. Важно, чтобы ребята при­выкали тшательно отделывать детали в песне, понимали, что пре­одоление трудностей открывает путь к выразительному исполне­нию песни в целом. Активность подростков в разборе песни и оцен­ке качества исполнения является показателем их музыкально-эс­тетического развития.

Остановимся на примерах разучивания разных по характеру песен: кантиленных (напевных), подвижных и маршеобразных (героических).

«Весна» — слова А.Винье, русский текст М.Слонова, музыка Э. Грига (см. пример I). Это сочинение в его хоровом варианте впервые было исполнено детским хором Института художествен­ного воспитания под управлением В.Соколова. Для настоящего

пособия произведение транспонировано в тональность до маж удобную для исполнения школьниками-подростками. Работа сочинением особых трудностей не вызывает. Однако кантиле как важнейший навык слитного, льющегося пения на прим- разучивания песни «Весна» получает заметное развитие. В с очередь, кантиленного пения можно добиться, не перестав напоминать семиклассникам о необходимости петь плавно, п~ тяжно, быстро произнося согласные и длительно останавлив" на гласных звуках.

В необходимых случаях (пение в хоре класса) можно исполн лишь один первый куплет.

«Наш пастух» — двухголосное произведение, сочиненное хора a capella венгерским композитором З.Кодаем (см. пример Обе хоровые партии настолько мелодически самостоятельны, одновременное их разучивание на уроке не представляет особ" трудностей. Трудно другое — вечно подсмеивающиеся надо подростки с большой долей скепсиса относятся к тексту пес" про пастуха. Такой текст, с позиции подростков, не является пр мером высокой поэзии. Можно сказать им перед разучивание что всем понятно — текст песни никак не рассчитан на испол ние такими взрослыми, умными и красивыми учащимися. Одн музыкальная основа произведения настолько интересна и тала~ лива, что вы решились предложить песню «Наш пастух» вни нию учеников своего любимого VII класса, так как желаете, ч бы они сделали еще один шаг к преодолению трудностей дв> лосного пения, ибо формирование гармонического слуха — новная задача, стоящая перед учениками при исполнении э песни. После подобной преамбулы смешки по поводу текста ча всего сводятся к минимуму. Вместе с тем, когда песня хоро зазвучит в двухголосии и учащиеся почувствуют красоту и сор мерность звучания обоих голосов, произведение получит все нования для того, чтобы стать для ребят одним из любимых.

«Островок» — слова К.Бальмонта (из Шелли), музыка С.Р манинова (см. пример 3). Произведение хорошо принимается : двинутыми в певческом отношении учениками седьмых класс" Первую часть романса чаще всего исполняет группа высоких лосов, вторую — обладатели низкого певческого голоса, okoi- ние — весь класс. Практика показывает, что это сочинение в i чае его использования в работе с обычным классом необходи" транспонировать на два тона ниже, как это и было сделано настоящего пособия.

Каноны

«Солнышко вставало» — литовская песня, обработанная в в канона С. Шимкусом (см. пример 4). Взаимоотношения голосо

ней удивительно гармоничны и соразмерны. Однако определен­ную трудность представляет своевременное вступление второго годоса во втором и третьем куплетах. Некоторую помощь в ее преодолении может оказать фонограмма аккомпанемента, где Бступление каждого голоса представлено с достаточной ярко­стью.

«Звук» — слова В. Портнова, музыка Ф.Гавеса (см. пример 5). Это двухголосный, выразительный в мелодическом отношении канон. Его украшает поэтический текст современного автора Влади­мира Портнова. Исполнительскую трудность представляют: а) зву- ковысотные скачки на слог «как» (с до[ на do2) и на слоги «да» и «та» (в словосочетании «вода, та»), б) необходимость петь на предельно низких звуках певческого диапазона. Первая трудность преодолевается медленным пропеванием скачков, допустимо даже использование штриха ad libitum (свободно, по желанию), при котором семиклассники по знаку учителя останавливаются на каждом из звуков, образующих скачок. Трудность, связанная с необходимостью пения на нижнем отрезке диапазона, может бьггь преодолена тихим и легким (ни в коем случае не форсирован­ным!) исполнением этих звуков. Подобный прием укрепляет на­вык пения низких звуков.

«Элегия» (см. пример 6) — пятиголосный канон, учить кото­рый бояться не следует, так как принципиальная разница испол­нения монодии и многоголосия заключается лишь в переходе от одноголосия к двухголосию. Именно в двухголосном хоровом пе­нии видится основная трудность, Но она кроется вовсе не в пе­нии (здесь ничего сложного нет!), а в слышании, когда необходи­мо петь одно, а прислушиваться к другому, в этом распределен­ном внимании между пением и слышанием как раз и заключается принцип многоголосного пения. А будет ли в каноне два голоса или пять — это принципиального значения не имеет.

Хоровой вокализ

Автор мелодии — французский композитор Ж. Косма (см. при­мер 7). Исполняется либо одноголосно (партия нижнего голоса), либо с подголоском, который поют высокие голоса.

Наши рекомендации