Тема «Наполним музыкой сердца»

Музыка: Э.Григ — Концерт для фортепиано с оркестром (ля- минор), П. Чайковский — Первый концерт для фортепиано с орке­стром, В.А.Моцарт — «Маленькая ночная серенада», Симфония № 40 (соль-минор).

Литература: К Паустовский «Корзина с еловыми шишками», «Скрипучие половицы», А. Кленов «Рояль без ножек», Г. Цыферов «Детство Моцарта».

ИЗО: И.Шишкин «Лесные дали», «Рубка леса», Н.Ромадин «Лесное озеро», А. Менцель «Концерт в Сан-Суси», Н- Кузнецов «Портрет П.И.Чайковского».

Формы проведения контроля:

1) выразительное чтение;

2) описание по картине;

3) краткая характеристика музыкального произведения;

4) рассказ по аналогии;

5) музыкальная викторина «Угадайка»;

6) мелодекламация;

7) сочинение по произведению;

8) конкурс рисунков;

9) словесное описание;

10) сравнительная характеристика картин;

11) подбор цитат к картинам и музыкальным произведениям

Основные итоговые ориентиры для учителя IV класса.

Учащиеся должны знать:

• жанры русской народной песни (исторические, трудовые, с дебные, шуточные);

• характерные особенности музыкального языка народной п ни (переменный лад, свободное многоголосие на основе под лосочной полифонии);

• способы использования народной песни в профессион ном творчестве (цитирование, варьирование, сочинение муз в народном духе);

• различное соотношение ступеней в мажорном и минорн ладу; значение триолей.

Учащиеся должны уметь:

• делать разбор музыкальных произведений;

• определять общий характер музыки;

• охарактеризовать средства музыкальной выразительности темп, динамика, регистр, мелодия, лад (мажорный, минорный натуральный, гармонический, переменный лад), гармония, ф тура (гомофонно-гармоническая, гармоническая, полифонич екая);

• прослеживать развитие музыкального образа и изменен средств музыкальной выразительности;

• разбираться в строении произведений;

• соблюдать в пении певческую установку, правильно дыша распределять дыхание при исполнении песен с различными намическими оттенками (от piano до forte)',

• петь свободно, легко, звонко, с мягкой атакой звука, напе но (legato, поп legato, staccato, marcato)',

• пользоваться цепным дыханием в процессе хорового пен петь интонационно чисто, ясно и грамотно произносить тек песен;

• импровизировать ритмическое сопровождение в характере зыки, подголоски к песням, досочинять заданные мелодии и пр~ думывать свои на предложенные стихи;

• передавать в движениях синкопированный ритм;

• исполнять ритмический рисунок музыки на ударных детс инструментах;

• протактировать музыкальный размер некоторых образцов н родной музыки;

• транспонировать несложные мелодии;

• комбинировать знакомые элементы танца;

• придумывать свои движения для игры;

• создавать свои простые танцы;

. создавать собственные композиции игр; . продумывать последовательность эпизодов и действий персо­нажей музыкального спектакля;

. создавать свою оркестровку из набора детских элементарных инструментов с обоснованием собственного замысла;

. ориентироваться в записи несложных оркестровых партитур к музыкальным миниатюрам.

2. ПЛАН И КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Уроки музыки в начальной школе должны быть прежде всего интересными и полезными для учеников. При скуке нет музыки. В начальной школе особенно важно находить, за что похвалить млад­ших школьников, говорить, что вам приятно с ними работать, что они умные, музыкальные и вообще хорошие ребята. Пусть при этом вы немного слукавите — важно, чтобы поощрительное слово звучало в тот момент, когда дети действительно этого за­служивают.

Под уроком музыки в начальной школе следует понимать оп­ределенный завершенный этап музыкальной работы с детьми в целостном учебном процессе. Это своеобразное «педагогическое произведение», которое имеет черты сходства со всеми другими школьными предметами и свою внутреннюю логику. Среди общих черт, сближающих урок музыки с занятиями по другим предме­там начального образования, можно назвать следующие:

• общая цель — воспитание гармонически развитой личности;

• психолого-педагогические, коммуникативные и социологи­ческие закономерности педагогического процесса;

• основные принципы дидактики;

• формы организации урока (общность состава учащихся, еди­ная продолжительность занятий по времени, структурные элементы их организации — сообщение нового, повторение, проверка ус­воения пройденного материала);

• целостность занятия (подчинение разных видов деятельности детей конкретной цели урока);

• основные методы обучения.

При этом данный предмет имеет определенную специфику, являясь уроком искусства. Ему присущи эмоционально-образная форма мышления, познание в форме художественного образа, творческая деятельность учащегося; предмет познания — эстети­ческое отношение к реальности, путь освоения — переживание содержания музыкального произведения, его интерпретация. В этом смысле урок музыки в начальной школе близок другим урокам эстетического цикла — изобразительной деятельности, трудово­му воспитанию и литературе.

Обшими у этих предметов считаются цели художественного вития учащихся — воспитание эстетического отношения к ни, художественной культуры; задачи (развитие способности в: приятия произведений искусства и потребности в обшении с m получение опыта полноценного художественного творчества, р~ витие воображения, творческого отношения к жизни, художестве ного мышления), методы педагогики искусства — побуждение сопереживанию (Н.А. Ветлугина), приобщение к художественн" му творчеству и сотворческому восприятию искусства (Б.М.Н менскиЙ), создание обстановки внутренне эмоционального пр ятия художественного произведения (Б.Т.Лихачев). Общими ■ же являются: понимание специфики преподавания предметов тетического цикла как отношения к жизни и искусству через: роощущение авторов художественных произведений, понимав этапа начального образования как основы развития эмоциона ной отзывчивости при восприятии окружающего мира.

При этом урок музыки обладает своими характерными ос бенностями, представляя собой комплекс различных видов зыкальной деятельности детей (пение, слушание, музыкальн" ритмические движения, музыкально-образовательная деяте.) ность, игра на музыкальных инструментах, творчество). Пе; численные виды музыкальных действий детей могут быть пре ставлены в различных комбинациях, следовательно, какого-л* определенного «трафарета» в проведении урока музыки быть может. Однако занятия отдельными видами этого музыкально комплекса на уроке должны быть выстроены как цельная и д* мичная композиция. «У этой композиции, — отмечает Н.А.Т рентьева, — есть своего рода завязка проблемы, ход ее решен! кульминация, самая яркая точка урока, когда на максим аль~ высоком эмоциональном напряжении дети делают для себя не жиданные эстетические открытия, и, наконец, развязка, где по водятся итоги»[21].

Основными принципами урока музыки являются целенапр" ленное педагогическое воздействие, компетентность при фор ровании необходимых знаний, навыков и умений, эмоцион" но-образная атмосфера проведения урока. Роль музыкального кусства в эстетическом воспитании и развитии детей будет ствительно эффективной, если уроки музыки будут отвечать ] условий.

1. Комплексное решение учебно-воспитательных задач на ках музыки.

2. Соблюдение принципов дидактики в процессе обучения дет музыке.

3. Использование на уроках музыки проблемных вопросов и ситуаций.

4. Широкое использование на уроках музыки наглядности и ТСО (технических средств обучения).

5. Соблюдение преемственности в музыкальной деятельности школьников разных возрастов.

6. Соблюдение межпредметных связей уроков музыки, изобра­зительного искусства и литературы, истории, природоведения, художественного труда и т.д.

7. Использование разнообразных приемов и методов работы с детьми на уроках музыки, включая элементы игры, с целью при­влечения внимания, интереса детей к музыкальному творчеству, пробуждения у них эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям окружающей действительности, чувства сопереживания музыкальным образам.

8. Соблюдение тесной связи (задач, целей, содержания, при­емов) уроков музыки с другими уроками и внеклассными, а так­же внешкольными мероприятиями по музыке.

9. Постоянное совершенствование методики проведения уро­ков музыки по всем основным разделам учебной программы.

10. Использование в процессе обучения детей музыкальному искусству передового педагогического опыта.

План и конспект урока музыки имеют общие составные эле­менты:

• тема урока (по программе);

• формулировка цели урока (каких результатов следует добить­ся в пении, нотной грамотности, понимании музыкальных зако­номерностей при слушании музыкальных произведений и др.).

Цель как идея «педагогического произведения» делает урок музыки четким, имеющим ясную перспективу. План урока, бу­дучи учительским документом, должен содержать следующие эле­менты:

• разработку содержания урока (перечень его этапов с пример­ной дозировкой времени);

»описание хода урока, заключающееся в кратком изложении того, как предполагается реализовывать каждый из элементов урока.

План — это письменная формулировка основных этапов заня­тия, описание тематики опроса, музыкальных проблем для бесе­ды, тем для закрепления и повторения пройденного материала, перечень задач и упражнений. В плане может быть предусмотрена и характеристика возможного домашнего задания, например: про­смотреть определенную музыкальную телепередачу, прослушать Музыкальный радиожурнал, выучить текст песни и т.п. Уместно зафиксировать в плане и основные тезисы нового материала.

Конспект представляет собой более подробное раскрытие хода Урока с формулировками не только вопросов, но и предполагав - мых ответов, описание наглядных пособий, изложение объяс ний учителя, т.е. конспект — это сценарий урока, подобный урочным разработкам школьной программы Д. Б. Кабалевского

Выбор между планом или конспектом — дело учителя. Одн начинающим учителям следовало бы поначалу писать консп ты — это поможет сконцентрироваться при проведении заня

Учитель музыки в плане-конспекте должен:

• определить цель урока;

• отобрать необходимый и достаточный музыкальный мате ал с учетом целостности урока;

. структурировать последовательность различных видов де* ности детей с учетом принципа контраста;

• определить дозировку времени для каждого раздела так, ч бы не допустить переутомления учащихся;

• сформулировать комплекс задач (образовательных, восш тельных, развивающих), решение которых предполагается в дом разделе урока;

• подобрать адекватные целям и задачам методы работы и новные дидактические принципы;

. продумать методику работы, прогнозируя возможные от! детей в проблемных ситуациях, технические сложности в necJ ном репертуаре.

Приведем пример плана урока для I класса, первая четверть опыта работы М.С.Осенневой)[22].

Тема урока — «Музыка всюду живет, только прислушат надо».

Цель урока: развитие певческой и слушательской культуры де

Содержание урока

Первый этап. Литературно-музыкальная композиция «Как i слушал музыку» на материале сказки Г. Цыферова «Бом, бом...» и ф тепианной пьесы В. Гаврилина «Часы» (слушание).

Время — 10 минут.

Образовательная задача — формировать навыки вниматель" восприятия искусства.

Воспитательная задача — способствовать становлению поз> ного отношения к искусству как источнику духовного обогащения ности.

Развивающие задачи: пробуждать в детях интерес к серьезной зыке путем развития сенсорной сферы; способствовать обогаще сознания детей познанием действительности в художественных эах; развивать воображение детей, т. е. способность творить и мысл создаваемыми образами путем детерминированных ситуаций.

г

V второй этап. Сюжетная игра — распевание «Путешествие вска- ^ зочный пес».

Время—10 минут.

Образовательныезадачи: закрепить умение различать звуки раз­ной высоты и долготы (длительности); способствовать прочному усво­ению детьми разнообразных интонационных оборотов (движение ме­лодии на одном звуке, постепенное восходящее и нисходящее мело­дическоедвижение, нисходящее движение по звукам мажорного тре­звучия); формировать навыки легкого, полетного звучания детского го­лоса.

Воспитательные задачи: воспитывать в детях эстетическое виде­ние мира; воспитывать певческую культуру звука.

Наши рекомендации