Капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава Наименование Страница
1. Введение.
2. Как увидеть музыку.
2.1. Музыка и цвет.
2.2. Из истории образования цветомузыкальных представлений.
2.3. "Цветной" слух русских композиторов.
2.4. М.К. Чурленис - создатель звучащих картин.
2.5. Создание хромотонального синтезатора.
2.6. Музыка и движение.
2.7. Музыка и цвет в искусстве фотографии.
2.8. Музыка, цвет и форма.
2.9. Музыка и цвет: психологическое воздействие.
2.10. Музыка - гармония звуков, подтверждающая единство мира.
3. Ход эксперимента.
3.1. Как я вижу музыку.
3.2. Группы участников эксперимента.
3.3 Получение порошка куркумы
4. Результаты.
5. Выводы.
6. Информационные источники
7. Приложения

Багдасарян София, Григо Янта Сергеевна,

Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, МБУ ДО Центр дополнительного образования "Ступени", младшая возрастная группа ""

Научный руководитель: Пиенко Людмила Михайловна, педагог дополнительного образования

Музыка, подобно дождю,

Капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его.

Ромен Ролан

I.Введение.

Едва ли можно представить себе мир, в котором нет музыки. Даже если у вас дома нет радиоприемника или лазерного проигрывателя, вы все равно постоянно слышите музыку по телевизору, в кино, в магазинах и лифтах, и даже по телефону. Человек нуждается в музыке так же, как в воздухе, которым мы дышим, или в пище, которую мы едим.

С начала нового тысячелетия классическая музыка переживает очередной взлет популярности. Многие увлекаются классической музыкой, потому что в ней есть нечто мощное, красивое, трогательное и ускользающее, что отсутствует в музыке другого рода. Она может выразить то, что невозможно описать словами. В ней заключается некая главная тайна. И восприятие музыки - дело очень личное, не знающее никаких правил, потому что у каждого свое представление о красоте. Но есть люди, которых пугает само понятие «классическая музыка». Они думают, что не способны наслаждаться классической музыкой, что она слишком сложна для них и непонятна, что для ее восприятия нужна специальная подготовка. На самом деле, понимание классической музыки нужно развивать. Например, представьте себе среднестатистического человека, который воспринимает только основные цвета - красный, желтый, зеленый и т.д. Но кроме этих цветов, есть разнообразные оттенки палитры цветов. Когда человек начинает различать эти нюансы, он развивает в себе более тонкое восприятие. Развивая в себе понимание классической музыки, вы настраиваете свое восприятие в унисон с красотой и гармонией.

По мере развития любви к музыке, вы неизбежно будете узнавать о ней все больше, наслаждаться ею, переживать ее как саму жизнь, «где все вокруг живое – и трава, и камень».

В своей работе, мы хотим поделиться с вами своим собственным способом восприятия музыки. Может быть, это вам поможет найти свой путь соединения с этим волшебным миром звуков.

Цель – исследовать способы восприятия музыки человеком, помочь слушателю найти свои средства для понимания музыки.

Задачи:

· изучить теории взаимодействия музыки и цвета в трудах известных деятелей науки и культуры;

· исследовать возможные проявления образного восприятия музыки;

· изложить собственные музыкально-образные представления;

· направить слушателя на поиск средств осознанного восприятия музыки посредством проведения практикумов для детей и взрослых.

Объект исследования: особенности образного восприятия музыки

Предмет исследования: зависимость особенностей восприятия музыки от эмоционального и жизненного опыта

Гипотеза: художественные образы, возникающие при прослушивании музыки, помогают ее восприятию и осознанию.

Методы исследования: теоретические, эмпирические ( наблюдение, сравнение, анкетирование, творческие задания).

Как увидеть музыку.

Музыка и цвет.

Прежде, чем изложить секреты своего общения с музыкой, мы хотим рассказать вам об открытиях, которые мы сделали для себя, изучая мнения известных ученых, философов, музыкантов разных времен и народов. Первое, что мы выяснили: очень многие воспринимали музыку в цвете и даже дали этому феномену научное объяснение. Второе, что мы поняли. что восприятие цветом является основным, но не единственным. Вместе с цветом музыка может приобретать форму статичном ее состоянии и в движении.

На всем протяжении существования музыкальной культуры люди, ощущали взаимодействие невидимой музыки и видимого мира, стремились упорядочить и узаконить их отношения, стремились увидеть музыку и отразить свои впечатления в цвете.

Ритуальный танец, бой тамтамов под сине-желто-красные всполохи костра… Человек интуитивно ощущал родство звука и цвета задолго до того, как появилась цветомузыка.

2.2. Из истории образования цветомузыкальных представлений.

Некую теорию на сочетании видимого и слышимого в конце XVI века построил живописец и музыкант Арчимбальдо: преподавая живопись, он проигрывал своим ученикам ноты и к каждой из них подбирал цветные карточки.

В 1665 году Ньютон с помощью стеклянной призмы точно разложил музыкальную октаву на солнечный спектр. Нота «до» соответствовала красному цвету, «ре» — фиолетовому, «ми» — синему, «фа» — голубому, «соль» — зеленому, «ля» — желтому, а «си» — оранжевому.

Ньютон до ре ми фа соль ля си

Исследования в области взаимодействия цвета и звука продолжил А. Кирхер. Изобретатель первого в мире проекционного аппарата, он перевел солнечный спектр на экран.

В XVIII веке Л. Кастель, работавший над проблемой синтеза цвета и звука, разработал клавесин для глаз — уникальную машину, благодаря которой музыку смогли воспринимать глухие люди. Созданная Кастелем модель не сохранилась, и вскоре его соратник К. Эккартсгаузен восстановил и даже усовершенствовал клавесин. Поэтому в историю аппарат вошел как изобретение Кастеля—Эккартсгаузена.

Капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его. - student2.ru В 70-х годах XIX века американец Б. Бишоп придумал необычное устройство: положил на фисгармонию экран матового стекла, на который через фильтры разных цветов проходил свет. Музыкант, играя на фисгармонии, открывал определенные фильтры, окрашивая, таким образом, экран.

Англичанин А. Римингтон сконструировал гигантский орган, который с помощью 12 разноцветных огней проецировал на экран цвет музыки. Однако проигрывать музыку орган не умел и ему аккомпанировал какой-либо музыкальный инструмент.

Австралиец А. Гектор вынес цветомузыкальное представление на открытый воздух, где сама Природа внесла в оркестр цвета и звука новые краски, усиливая переживания слушателя.

Но самым необычным в череде цветомузыкальных экспериментов оказался опыт Т. Вилфреда, создавшего музыку цвета без звукового сопровождения. На экране появлялись не просто цвета, а сплетающиеся вальсирующие и пляшущие фигуры — квадраты и круги.

2.3. "Цветной" слух русских композиторов.

Русский основоположник цветомузыки, композитор-новатор А.Н. Скрябин, от природы обладавший цветным слухом, построил спектр, совершенно отличный от ньютоновского, в котором нота «до» была красной, «ре» была желтой, «ми» — голубой, «фа» - фиолетовой, «соль» — оранжевой, «ля» — зеленой, «си» — синей.

Скрябин до ре Ми фа соль ля си

В партитуре его симфонической поэмы «Прометей» впервые в истории музыки цвету была отведена особая партия, написанная на отдельном нотном стане. Композитор сам сконструировал машину для музыки цвета, назвав ее световым клавиром. Во время исполнения произведения зал погружался в сияние того или иного цвета. Композитор хотел зримо воссоздать «образ пламени» – некоего очистительного огня, способного привести человечество в царство счастья и красоты.

Кроме А.Н. Скрябина тот же уникальный дар был у Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа, Н.А. Римского – Корсакова, Б.В. Асафьева правда, некоторые из них выстраивали цветовые соответствия иначе.

(Приложение 1 "Примеры цвето-тональных ассоциаций некоторых русских композиторов")

И все же именно Скрябина считают основоположником цветомузыки.

Он стал предшественником бурного развития цветомузыкального искусства, которое в XX веке, став массовым, вышло на танцевальные и концертные площадки, а в 90-е годы получило и вовсе невиданный дотоле размах (вспомнить хотя бы фантасмагорические представления Жана-Мишеля Жарра, в которых были задействованы грандиозныесветомузыкальные установки).

Соната моря

Штормовые, разноцветные волны от светло-сиреневых вблизи до коричнево-розоватых на горизонте набегают на берег. Есть в их буйстве, в их волнении определённый музыкальный, чётко-пульсирующий ритм. Белая чайка, несущаяся над волнами, поддерживает ощущение стремительного движения и простора…

Соната солнца

Сияющее светило ясными и чистыми аккордами раскидало в голубизне неба тысячи отражений. Но при этом не чувствуется хаоса и сумятицы. Всё перемещается в одном направлении, к одной цели. И опять силуэт птицы с огромными, распростёртыми крыльями подчёркивает ритмически точную организацию движения, её музыкальную завершённость.

Звездная соната

В этом потрясающем полотне художника-композитора просматривается космическая гармония, когда направление главной темы проходит через всю музыкально-художественную ткань и уносит зрителя и слушателя (такие картины надо не только смотреть, но и слушать) куда-то в бесконечность.

Гимн

Тут всё особенно ясно и определённо: торжественное ликование взлетает к небу в мощном, праздничном порыве. Это, действительно, гимн радости, солнцу, жизни.

Похоронная симфония

Картина, характерная для Чурлёниса в период депрессии и непонимания. Своеобразный реквием. В ритмически однообразных, устремлённых ввысь деревьях, в багровом отсвете заката, в тёмных, стремительно набегающих ночных тенях, ясно слышатся трагические аккорды этой похоронной симфонии.

Новаторское творчества Чурлёниса, как это часто случалось в истории, вызывало у широкой публики неприятие и отчуждении. Такое непонимание угнетало гениального художника-композитора. Особенно Чурлёниса раздражало, когда его спрашивали, что изображено на той или иной картине. «Смотрите, - говорил он. – Думайте. Там всё сказано».

Музыка и движение.

Капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его. - student2.ru В начале 20 векаавстрийский философ и мыслитель Рудольф Штайнер создал художественную форму выражения музыки и речи в движении и пространстве, которую называют «видимой речью» и «видимой музыкой». Этот необычный вид искусства носит весьма необычное название – эвритмия, что в переводе с греческого означает «прекрасный ритм», «прекрасное движение».

«It is so wonderful to see the music as well as hear it». Эту фразу можно перевести с английского как «Так прекрасно не только слышать музыку, но и видеть ее…». Подобным образом звучит один из комментариев к видеоролику в Интернете. Под «Лунную сонату» Бетховена несколько человек в разноцветных балахонах производят плавные движения в такт музыке. Они танцуют. Но это не совсем обычный танец. С его помощью можно увидеть музыку…

Музыка, цвет и форма.

Капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его. - student2.ru Еще один фотограф Светлана Мартюшова часто фантазирует, рисуя под музыку, и этими секретами делится на своем сайте: "Я предлагаю включить ЛЮБИМУЮ музыку – пусть это будет музыкальный альбом, т.к. одной композиции явно не хватит для воплощения ее на бумаге, и она в процессе прослушивания приестся. Для начала надо расслабиться, погрузиться в звуки нот; можно сесть в кресло, закрыть глаза и немного пофантазировать – куда ведет вас эта мелодия? Почувствуйте, как звуки выстраиваются в дорожку, как эта дорожка превращается в лесенку, куда она ведет? Вспоминая все придуманные цвета и их оттенки, пора отправляться в путь сотворения картины, своей мечты, мелодии в цвете. Движения кисти могут быть плавными линиями, могут создавать яркие пятна, плавные переходы цвета превращаются в живописную радугу. Не думайте о формах, фигурах и конкретных предметах, попробуйте передать настроение музыки движением кисти и нюансами цвета...." К примеру, она описывает, как прослушав композицию Элтона Джона «Желтая кирпичная дорога», она представила картину и тут же стала ее изображать. Ее вариант музыкального изображения представлен в небольшом количестве форм и цветов. На ее картине шары превращаются в дирижабли, ленты – в разноцветные дороги. Эти дороги переливаются светлыми оттенками радуги и уводят ввысь. «Стремление мысли – скольжение кисти», - так называет она свои творческие работы.

2.9. Музыка и цвет: психологическое воздействие.

Безусловно, среди людей далеких от подобных тонкостей цветной слух – большая редкость и все же мы тоже подсознательно чувствуем оттенки музыки и слушаем только ту, которая «окрашена» в приятные нам цвета.

Ученые при помощи специальной аппаратуры выяснили, что спокойная, романтичная музыка окрашена в оттенки розового. Недаром в психологии розовый цвет олицетворяет любовь, доброту, романтичность. Он успокаивает, снимает депрессивные состояния.

Резкая, агрессивная музыка имеет цвета от темно-синего до красного. Темно-синий вызывает беспокойство, грусть, приводит к депрессии. Красный действует возбуждающе на нервную систему, приводит к агрессии.

Стриптиз-музыка окрашена в голубой цвет. Он снимает напряжение, дает ощущение комфорта, успокаивает.

Популярные композиции, скачиваемые из сети Интернет, чаще зеленые или оранжевые. Зеленый помогает избавиться от негативных эмоций, расслабиться, способствует засыпанию. Оранжевый – вызывает эйфорические состояния, способствует восстановлению утраченного равновесия. Считается одним из самых лучших цветов в психологии.

Та музыка, что не пользуется особой популярностью, как правило, коричневая или ядовито-желтая. Коричневый оттенок музыки – вызывает разочарование и депрессию, желтый – провоцирует конфликты, у многих ассоциируется с болезнью.

Конечно, это только самые общие сведения о воздействии на человеческую психику музыки и цвета, но даже этот объем информации ярко иллюстрирует, как можно использовать их волшебное влияние на наше настроение и самочувствие.

Ход эксперимента.

3.1. Как я «вижу» музыку.

По мнению В. Шекспира слушание музыки – это искусство, которое зависит и от свежести чувств, и от остроты слуха. Каждый способен слушать музыку внимательно. Но при этом необходимо добиться такого же внимания от нашего чувства. Мы уже говорили о том, что восприятие музыки – вещь очень личная. Она зависит от личного восприятия жизни, от содержания когда-либо прочитанных книг, просмотренных фильмов, услышанной музыки… Поэтому каждый раз, когда мы слышим музыку, она ассоциируется у нас с чем-то прожитым или увиденным ранее. Но чтобы мы вообще ее услышали, для этого нужна соответствующая атмосфера. Например, красивая церковь в прекрасной акустикой и лучами света, проникающими сквозь витражи окон, могут заставить величественно звучать даже самую занудливую фугу, и то же произведение, услышанное по радио в застрявшем в пробке автомобиле, может навеять смертельную скуку. Когда мы соприкасаемся с совершенно незнакомой музыкой, то главное в ней – настроение, и оно должно гармонировать с нашим настроением в данный момент. Тогда соответственно настроению из нашего подсознания появляются или цветовые фоны или причудливые картины нереального содержания или, наоборот, конкретные реальные картины, которые можно зафиксировать на бумаге.

Наше видение звуков в красках выглядит следующим образом:

Вера до ре ми фа соль ля си

Настя: «до» - бордовая, «ре» - темно-оранжевая, «ми» - желтая, «фа»- зеленое сукно, «соль» - темно-синяя, «ля» - золотистая, «си» - фиолетовая.

Однако, все зависит от настроения и состояния в момент прослушивания музыки. Иногда на протяжении всего произведения я вижу переливы одного цвета по мере скольжения музыки. Например, тема Паганини переливается оттенками красного (от красного - до бордового, даже коричневого). Иногда я вижу не красочные картины, а мини-спектакли, где участвуют сказочные или реальные герои. Например, в фантазиях на тему украинской народной песни я вижу разговор бедной сиротки с мачехой, отчетливо слышу жалобные интонации девочки и властные несгибаемые ноты жестокой женщины. А вот мелодия песни из кинофильма «Бриллиантовая рука» превращается в моих фантазиях в настоящий детектив, где молодые люди сначала с удовольствием вовлекаются в жизнь разбойников, но вскоре пытаются вырваться из преступной жизни, понимая, что иначе жизнь их превратиться в сплошной обман и бесчестие.

Фото Адажио

А при "прорисовке" второго фрагмента они отдали предпочтение именно сочетанию различных цветов, отражающих состояния, звучащие в музыкальных темах. Интересно, что ...

Этот прием художественного творчества, как и прием “цвет-настроение” позволяет детям через цвет отобразить настроение, характер музыки. Главное, что они уже не просто рисуют на заданную тему, а стараются использовать те средства выразительности, которые соответствуют характеру музыкального произведения, понимают, что цвет в рисунке имеет большое выразительное значение: светлые тона соответствуют светлому, нежному, спокойному настроению музыки; темные – тревожному, таинственному, яркие сочные краски – веселому, радостному характеру музыки.

В результате мною было установлено, что в 1-2 классах с возрастом процент правильного цветового восприятия музыки возрастает от занятия к занятию, но младшие школьники делают свой выбор быстро, хоть и правильно, но на интуитивном уровне.

В 3 классах так же наблюдается увеличение процента адекватного цветового восприятия музыки, но выбор уже происходит осознанно, хотя на него уходит больше времени, поскольку дети начинают рассуждать, вдумываться в смысл музыкальных произведений.

Моя гипотеза о роли учителя в восприятии музыки ребенком в цветовом смысле так же подтвердилось. Мне удалось доказать, что педагог влияет на эмоциональную отзывчивость ученика и на выбор им цветовой гаммы в процессе прослушивания музыкального произведения.

В результате исследования я выяснила, что живое исполнение с визуальной поддержкой оказывает более полное эмоциональное впечатление на учащихся при восприятии музыкальных произведений.

Таким образом, в результате эксперимента установлено, что в младшем школьном возрасте отчетливо проявляется музыкально-цветовой отклик детей на музыку. Способность ребенка сравнить, подобрать и отразить цветовое решение на эмоциональное восприятие музыкального произведения позволяет вызвать более глубокий эмоциональный отклик при одновременном восприятии музыки и цвета.

В процессе нашего исследования была поставлена цель выяснить, существуют ли однозначные соответствия между цветом и простейшими (наименее эмоциогенными) элементами музыкального звучания и каковы закономерности, лежащие в основе их образования.

Результаты и их обсуждение

Обнаружилось почти полное отсутствие однозначности в подборе цвета как к отдельным тонам, так и к их сочетанию (тональностям и музыкальным интервалам). Исключение составляют:

-нота до 1-й октавы (чаще всего ассоциируется с белым цветом);

-тональности до и соль мажор (ассоциируются соответственно с белым и красным цветом);

-некоторые ступени лада (5- и 7-я ступени, характеризующиеся наиболее сильным тяготением и стремлением к разрешению в 1-ю ступень, – ассоциируются с ярким, раздражающим красным или насыщенным бордовым цветом, от которого «хочется уйти»);

-чистые интервалы (чистая кварта и чистая октава описываются как бесцветные или белые, чистая квинта описывается как красная).

Подбор цвета к звуку – особенно это касается тональностей – осуществлялся с опорой либо на известные (любимые, часто используемые испытуемыми) музыкальные произведения, написанные в той или иной тональности и имеющие определенный характер звучания, несущие определенную эмоционально-смысловую нагрузку, либо по «чувству», которое возникает по ассоциации в связи с прошлым опытом работы с данной тональностью. Цвет, таким образом, приписывался этому «чувству».

Часто испытуемые не могли назвать конкретный цвет, а описывали его метафорически, с помощью таких прилагательных, как: приглушенный, яркий, светлый, темный, контрастный, утвердительный, простой, прозрачный, кристальный, матовый, что-то туманное, завуалированное,

-явлениями природы, временем суток и временем года: восход солнца, утро, осенняя, цвет русской природы, цвет весны, цвет лета.

Перечисленные ассоциации относились не только к описанию тональностей, но также и отдельных тонов и музыкальных интервалов.

Необходимо сказать о влиянии высоты звука на подбор к нему соответствующего цвета. Эта связь ниболее ярко выражена и, можно сказать, почти жестко зафиксирована: чем выше звуки, тем светлее, ярче подбираемые цвета, чем ниже – тем, соответственно, цвета темнее (часто к одному и тому же тону разной высоты подбирается один и тот же цвет разной степени светлоты), что согласуется с ранее полученными данными других авторов и экспериментатора (Корж и др., 1990; Галеев, Ванечкина, 2000; Расников, 2006).

В частности, Г. В. Расников в своей работе делает вывод о невозможности построения однозначной для всех людей системы цвето-звуковых соответствий и об ошибочности любых механистических попыток выделения соответствия между цветами и звуками. Однако с большой достоверностью, по мнению автора, можно утверждать наличие общей для всех людей тенденции соотношения более светлых цветов с более высокими звуками. Светлота в данном случае понимается как субъективная характеристика, включающая в себя физические параметры «яркость» и «насыщенность» цвета.

Выводы

1. Полученные цвето-звуковые соответствия носят, за исключением отдельных случаев, неоднозначный характер и определяются сложившимися (в процессе обучения, воспитания, профессиональной деятельности, творчества) у каждого испытуемого устойчивыми индивидуальными представлениями о характере звучания того или иного музыкального элемента. Таким образом, нельзя констатировать существование единой системы цветозвуковых соответствий. По мнению некоторых авторов (Расников, 2006), такая система отсутствует в принципе. Однако можно говорить о наличии у разных людей индивидуальных синестетических схем взаимоперевода звук–цвет.

2. Полученные данные говорят об условном, ассоциативном, метафорическом характере цвето-звуковых параллелей, в основе которого лежит эмоционально-смысловая оценка звучания музыкальных элементов и соответствующих цветов. Таким образом, мы имеем дело с классическим межмодальным переходом: звук – эмоция – цвет.

3. Присутствие довольно большого количества разнообразных нецветовых ассоциаций, носящих непроизвольный характер, связанных с ощущениями других модальностей и выходящих за рамки поставленной экспериментатором задачи, свидетельствует о наличии интермодальных связей и участии механизма эмоционального обобщения при цветозвуковом сопоставлении. Это обстоятельство свидетельствует в пользу универсальности данного механизма и подтверждает мысль о существовании инвариантных структур, связанных с ним.

4. Можно говорить об относительной общезначимости таких цвето-звуковых соответствий, как приписывание более темных цветов минору по сравнению с мажором и более светлых цветов – высоким звукам по сравнению с низкими, что согласуется с полученными ранее данными.

5. Результаты изучения цвето-звуковых соответствий подтверждают идею о неспецифичности процессов, лежащих в основе подбора цвета к звуку, базирующихся на эмоционально-смысловой оценке звучания музыкальных элементов и соответствующих цветов.

Выводы

·

· создавайте цветовой и музыкальный фон в вашем доме и офисе в соответствии с принципами гармонии, что очень быстро отразится позитивными переменами в вашей жизни;

· использование гармонично влияющей классической музыки в сочетании с эволюционными цветами интерьера или одежды, способны вдохновлять на позитивные перемены в жизни.

Во все времена музыка оказывала и оказывает огромное влияние на психику слушателя. Она способна вызывать бурю различных эмоциональных и чувственных переживаний, которые могут долго оставаться в сознании слушателя после её прослушивания. Выбор любимого музыкального жанра во многом зависит от психологической, социальной и духовной зрелости личности, и от текущего эмоционального и психического состояния. Каждый музыкальный стиль пробуждает в человеке свой образ для подражания. Вот почему музыкальные фанаты начинают невольно подражать своим музыкальным кумирам буквально во всем. И можно достаточно легко определить по внешнему виду и реакциям такого фаната, какому музыкальному стилю (жанру) он отдаёт предпочтение.

Цвет и звуки, которыми наполнен мир - это бесценный дар каждому из нас. Мы пользуемся им ежедневно, ежечасно, ежесекундно, зачастую даже не задумываясь об этом. Мы воспринимаем цвет и звуки каждой частичкой своего организма. Каждый оттенок имеет свою физическую природу, влияющую на наше сознание и тело. Так давайте использовать этот дар осознанно и целенаправленно, на благо себе и окружающим людям!

III. Заключение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты опытно-поисковой работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили в заключении сделать следующие выводы:

В результате работы над проектом мы выяснили:

1. Существуют различные теории взаимодействия музыки и цвета ().

2. К проявлениям образного восприятия музыки можно отнести цвет, фигуры, фотографию, сюжет, движение.

В этой работе мы изложили свое «видение» музыки и уверены, что любой человек, заинтересовавшийся музыкой, сможет найти свой способ взаимодействия с нею, сможет переживать ее глубоко и даст волю воображению. Ведь когда мы слушаем и слышим музыку, под впечатлением ее волшебных звуков у нас возникает собственное, особое видение мира, в котором буквальная зрительность исчезает. Кто-то слышит в цвете отдельные тоны - как древние греки; у кого-то, как у Римского-Корсакова, расцвечиваются тональности; кто-то воспринимает эмоционально-цветовую палитру, состоящую из неосознанно-ассоциативных звуковых красок...

Может быть, в этом и заключается одна из тайн красоты музыки. Красоты бесконечно притягательной и далеко не всегда поддающейся логическим объяснениям...

помочь учащимся овладеть слушательскими навыками в той степени, чтобы музыка была им близка и понятна, а потребность в общении с ней стала столь же естественной, как чтение книг, посещение театров, музеев, выставок, общение с культурными людьми.

О МУЗЫКЕ.

Я музыкой наполнена, во мне она живёт
И звуков водопад меня не оглушает.
То скрипка в ней, душе моей, поёт,
То саксофон с гитарою страдает.

А иногда в душе звучит орган-
Я музыкою Баха наполняюсь.
О,ЗВУКИ МУЗЫКИ! Вы, словно океан,
В котором я плыву, и вами исцеляюсь.

Моя душа трепещет и дрожит
От вашего прикосновенья.
И сердце плачет, сердце не молчит
В такие чудные, волшебные мгновенья.

Мне очень жаль, что жизнь так коротка.
Мне очень жаль, что время быстротечно.
И только МУЗЫКА живёт века.
Её звучанье в этом мире ВЕЧНО!

Использованная литература.

1. Кейт Спенс. Популярная энциклопедия. Все о музыке. Белфаст.1999г.

Перевод с английского А.Н. Асташонка, с. 187.

2. Александр Во. Классическая музыка. Новое восприятие. Перевод ТОО «Внешсигма» 1997 год, с. 144.

3. Артамонов И. Иллюзии зрения. — М.: Наука, 1969, с. 216.

4. Можейко М.А. Гармония сфер // История философии. Энциклопедия. — Минск: Энциклопедия. 2002 — С. 209.

5. Ямвлих. Жизнь Пифагора. Изд. 2-е, переработанное и дополненное — Москва: 1998.

6. Дроздова О.А. Искусство раскрашивать звуки http://www.computerra.ru/

7. Цвет в музыке. Можно ли увидеть музыку. http://www.vokrugsveta.ru/quiz/442/

  1. Пифагорейская теория музыки и цвета http://jungland.ru/node/2266
  2. Стремление мысли, скольжение кисти, или Музыка в цвете http://www.etoya.ru/blogs/hand_made/2011/9/25/19114/

Приложение 1

Примеры цвето-тональных ассоциаций некоторых русских композиторов

Тональность А. Н. Скрябин Н. А. Римский-Корсаков Б. В. Асафьев
до мажор красный белый
соль мажор оранжеворозовый светлый, откровенный, коричневато-золотистый изумруд газонов после весеннего дождя или грозы
ре мажор желтый, яркий дневной, желтоватый, царственный, властный солнечные лучи, блеск именно как интенсивное излучение света (если в жаркий день смотреть с горы Давида на Тифлис!)
ля мажор зеленый ясный, весенний, розовый; это цвет вечной юности, вечной молодости скорее радостное, пьянящее настроение, чем световое ощущение, но как таковое приближается к ре мажору
ми мажор сине-белесоватый синий, сапфировый, блестящий, ночной, темнолазурный ночное, очень звездное небо, очень глубокое, перспективное
си мажор сине-белесоватый мрачный, темно-синий со стальным сероватосвинцовым отливом; цвет зловещих грозовых туч
фа-диез мажор сине-яркий серовато-зеленоватый кожа зрелого апельсина (соль-бемоль мажор)
ре-бемоль мажор фиолетовый темноватый, теплый красное зарево
ля-бемоль мажор пурпурнофиолетовый характер нежный, мечтательный; цвет сероватофиолетовый цвет вишни, если ее разломать
ми-бемоль мажор стальной цвет с металлическим блеском темный, сумрачный, серо-синеватый (тональность «крепостей и градов») ощущение синевы неба, даже лазури
си-бемоль мажор стальной цвет с металлическим блеском несколько темный, сильный ощущение цвета слоновой кости
фа мажор красный ясно-зеленый, пасторальный; цвет весенних березок

Приложение 2

СОДЕРЖАНИЕ

Глава Наименование Страница
1. Введение.
2. Как увидеть музыку.
2.1. Музыка и цвет.
2.2. Из истории образования цветомузыкальных представлений.
2.3. "Цветной" слух русских композиторов.
2.4. М.К. Чурленис - создатель звучащих картин.
2.5. Создание хромотонального синтезатора.
2.6. Музыка и движение.
2.7. Музыка и цвет в искусстве фотографии.
2.8. Музыка, цвет и форма.
2.9. Музыка и цвет: психологическое воздействие.
2.10. Музыка - гармония звуков, подтверждающая единство мира.
3. Ход эксперимента.
3.1. Как я вижу музыку.
3.2. Группы участников эксперимента.
3.3 Получение порошка куркумы
4. Результаты.
5. Выводы.
6. Информационные источники
7. Приложения

Багдасарян София, Григо Янта Сергеевна,

Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, МБУ ДО Центр дополнительного образования "Ступени", младшая возрастная группа ""

Научный руководитель: Пиенко Людмила Михайловна, педагог дополнительного образования

Музыка, подобно дождю,

капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его.

Ромен Ролан

I.Введение.

Едва ли можно представить себе мир, в котором нет музыки. Даже если у вас дома нет радиоприемника или лазерного проигрывателя, вы все равно постоянно слышите музыку по телевизору, в кино, в магазинах и лифтах, и даже по телефону. Человек нуждается в музыке так же, как в воздухе, которым мы дышим, или в пище, которую мы едим.

С начала нового тысячелетия классическая музыка переживает очередной взлет популярности. Многие увлекаются классической музыкой, потому что в ней есть нечто мощное, красивое, трогательное и ускользающее, что отсутствует в музыке другого рода. Она может выразить то, что невозможно описать словами. В ней заключается некая главная тайна. И восприятие музыки - дело очень личное, не знающее никаких правил, потому что у каждого свое представление о красоте. Но есть люди, которых пугает само понятие «классическая музыка». Они думают, что не способны наслаждаться классической музыкой, что она слишком сложна для них и непонятна, что для ее восприятия нужна специальная подготовка. На самом деле, понимание классической музыки нужно развивать. Например, представьте себе среднестатистического человека, который воспринимает только основные цвета - красный, желтый, зеленый и т.д. Но кроме этих цветов, есть разнообразные оттенки палитры цветов. Когда человек начинает различать эти нюансы, он развивает в себе более тонкое восприятие. Развивая в себе понимание классической музыки, вы настраиваете свое восприятие в унисон с красотой и гармонией.

По мере развития любви к музыке, вы неизбежно будете узнавать о ней все больше, наслаждаться ею, переживать ее как саму жизнь, «где все вокруг живое – и трава, и камень».

В своей работе, мы хотим поделиться с вами своим собственным способом восприятия музыки. Может быть, это вам поможет найти свой путь соединения с этим волшебным миром звуков.

Цель – исследовать способы восприятия музыки человеком, помочь слушателю найти свои средства для понимания музыки.

Задачи:

· изучить теории взаимодействия музыки и цвета в трудах известных деятелей науки и культуры;

· исследовать возможные проявления образного восприятия музыки;

· изложить собственные музыкально-образные представления;

· направить слушателя на поиск средств осознанного восприятия музыки посредством проведения практикумов для детей и взрослых.

Объект исследования: особенности образного восприятия музыки

Предмет исследования: зависимость особенностей восприятия музыки от эмоционального и жизненного опыта

Гипотеза: художественные образы, возникающие при прослушивании му

Наши рекомендации