На сцене два дерева, лавка, пенек, кулисы открыты
На сцене два дерева, лавка, пенек, кулисы открыты
Сцена первая
Фокина: Стоять Баранкин, Стоять Малинин! Опять вы опозорили класс!
Иванова: На всю школу опозорили!
Кузякина: Еще спокойно идут, как будто ничего не произошло!
Сидорова : Знаете, что… Я предлагаю провести общее собрание! Посвященное Баранкину и Малинину!
Петрова: Прямо сейчас!
Новиков: И никакое не собрание, а разговор! Очень серьезный разговор!..
Фокина: Всем оставаться на своих местах!..
Ребята начинают возмущаться, ругать Баранкина и Малинина
Баранкин: Это еще что за порядки? Не успели, можно сказать, получить двойки, а на тебе - сразу же общее собрание
Фокина: Не собрание, а серьезный разговор...
Малинин: Еще неизвестно, что хуже.
Баранкин: А чего это в прошлом учебном году такого не было? То есть двойки у нас с Костей и в прошлом году тоже были, но никто не устраивал из этого никакого пожара.
Малинин: Давали хоть опомниться...
Фокина: Ой, ребята! Это просто какое-то несчастье! Новый учебный год еще не успел начаться, а Баранкин и Малинин уже успели получить две двойки!..
Яковлев: А еще слово давали, что исправятся!
Новиков: Трутни несчастные! В прошлом году с ними нянчились, и опять все сначала!
Семенова: Вызвать родителей!
Пухова: Только класс наш позорят!
Семенова: Решили стать самым умным классом, и вот вам, пожалуйста!
Семенова и Пухова вместе: Позор Баранкину и Малинину!!!
Кузякина: Да выгнать их из нашей школы, и все!!!
Яковлев: Да вы просто трутни, оболтусы, лоботрясы, эгоисты! И так далее. И тому подобное!..
Все перекрикивают друг друга. В классе шум.
Баранкин: Рыжий, а ты-то чего орешь громче всех? Если бы первым вызвали тебя к доске, ты бы не двойку, а единицу схлопотал! Так что молчи в тряпочку.
Смирнов: Эх ты, Баранкин, я же не против тебя, я за тебя ору! Я что хочу сказать, ребята!.. Я говорю: нельзя после каникул так сразу вызывать к доске. Надо, чтобы мы сначала пришли в себя после каникул...
Фокина: Смирнов!
Смирнов: И вообще, предлагаю, чтобы в течение первого месяца никому не задавали никаких вопросов и вообще не вызывали к доске!..
Малинин: Так ты эти слова ори отдельно, а не со всеми вместе!..
Фокина: Ой, тише, ребята, замолчите!
Брыжак: Пусть говорит Баранкин!
Баранкин: А что говорить? Мы с Костей не виноваты, что Михаил Михалыч в этом учебном году вызвал нас к доске первыми. Спросил бы сначала кого-нибудь из отличников, например, Мишку Яковлева, и все началось бы с как раз с двенадцати...
Все смеются.
Фокина: Ты бы, Баранкин, лучше не острил, а брал пример с Миши Яковлева.
Баранкин: Подумаешь, какой пример-министров!
Все опять смеются.
Кузякина: Баранкин! Ты лучше скажи, когда вы с Малининым исправите свои двойки...
Баранкин: Малинин! Разъясни...
Малинин: Вот пристали! Да исправим мы ваши двойки... то есть наши двойки...
Фокина: Когда?
Баранкин: К Новому году исправим.
Фокина: Баранкин! Класс постановил, чтобы вы исправили двойки завтра!
Баранкин: Извините, пожалуйста! Завтра воскресенье!
Яковлев: Ничего, позанимаетесь!
Новиков: Так им и надо!
Баранкин: А если мы не понимаем с Костей решение задачи?
Яковлев: А я вам объясню!
Баранкин с Малининым переглядываются и ничего не говорят.
Фокина: Молчание - знак согласия! Значит, договорились на воскресенье! Утром позанимаетесь с Яковлевым, а потом придете в школьный сад - будем сажать деревья!
Баранкин и Малинин: Что? Еще и деревья сажать?.. Да мы же... мы же устанем после занятий!
Иванова: Физический труд - лучший отдых после умственной работы.
Все расходятся
В этот момент выходит с другой кулисы Баранкин и Малин
Баранкин: А я Фокиной говорю А если я устал... Устал быть человеком! Тогда что? А она мне: «Как это устал?А я ей:: А вот так! Вот так! Устал, и все! Устал быть человеком!.. Устал! В полном смысле этого слова!
Малинин: Как же я тебя понимаю. Я тоже уже устал быть человеком... А впереди еще целая человеческая жизнь и такой тяжелый учебный год... А завтра еще такое тяжелое воскресенье!..
Сцена вторая.
На лавочке сидит Баранкин и лежит на нем Малинин. Проходит Пухова с лопатой.
Пухова: Баранкин, Малинин, вы собираетесь заниматься?
Баранкин: Мы ждем Яковлева!
Малинин: В будние-то дни учиться небольшое удовольствие, но заниматься в выходной день, когда все отдыхают, - просто одно мучение.
Все уходят.
Баранкин: Вот у кого, наверное, каждый день воскресенье, так это у воробьев! Никто из них ничему не учится, никого никуда не посылают, никому не читают нотации. Малинин! Слушай меня, Малинин!.. Моя мама утверждает, что если по-настоящему захотеть, то даже курносый нос может превратиться в орлиный!
Малинин: В орлиный?
Баранкин: Да я не о носе, дуралей!
Малинин: А о чем?
Баранкин: А о том, что, если по-настоящему захотеть, значит, можно из человека превратиться, к примеру, в воробья...
Баранкин: "Вот я! Вот я! Превращаюсь в воробья!.."
Сцена третья
Баранкин: Малинин, это что же выходит? Значит, моя мама была права.
Малинин: Значит, если по-на-сто-я-ще-му захотеть, то можно действительно всего достичь и всего добиться!
Баранкин: Сейчас наедимся овса и пом-чим-чим-ся! Полетим!
Малинин: Куда?
Баранкин: Можно направо, можно налево. Раз мы с тобой превратились, то теперь все можно. (читает с выражением)
Малинин: За-ме-ча-тельно!
Вылетает старый воробей.
Ст. Воробей АНДРЕЙ БУЛАНКИН: Ты, птен-чик желторотый, я тут все время за тобой с березы наблюдал. Ты что, вообще дура-чок-чок-чок или только притворяешься?
Баранкин: А что вам от меня надо?
Воробей ИЛЬЯ: Ты не груби старшим.
Малинин: А он не грубит.
Баранкин: Это у меня такой голос. (отворачивается от воробья)
Воробей РИАНА: Слушай, когда с тобой разговаривают старшие!
Воробей МАША: Чти взрослых! Чти-чти-чти! Не чуф-чуф... не чуфырься!
Баранкин: А я не чу-фырюсь!
Ст. Воробей АНДРЕЙ БУЛАНКИН: Ах вы, птенч-птенч-птенчики! И чему только учат вас родители? Вот в мои времена воробьята были прилежные и послушные, они все были умные, они не чуфырились, а теперь все чуфырятся.
Малинин: "Чуфырься, не чуфырься"! Прямо как наши бабушки на лавочке у подъезда. Что-то я устал быть воробьем!
Баранкин: Подумаешь! Полчаса всего как воробей - и уже устал! А как же воробьи бывают всю жизнь воробьями?! Знал бы, не связывался с тобой!
Вылетает Мама-воробьиха.
Мама-воробьиха РОМАНЫЧЕВА: Вот они где, бездельники! Я их послала за соломой, а они греются на солнце! Хороши сыночки!.. А почему вы молчите, почему вы ничего не отве-ча-ча-чаете своей мамочке?
Малинин: Ниче-го не понимаю! Почему она называет себя нашей мамочкой?
Баранкин: А че-че-го тут непонятного? Наверное, она приняла нас за своих птенцов.
Воробей ИЛЬЯ: По-чему вы пря-че-тесь от своей мамочки?
Воробей Риана: Не бойтесь!
Воробей Маша: Летите сюда.
Малинин: Мы ни от кого не пря-чем-ся, а вас мы вообще видим в первый раз!
Мама-воробьиха: Воробьи добрые, вы только послушайте, что они говорят!
Сцена четвертая.
Малинин засыпает.
Баранкин: С крыльями! Правильно, Малинин!.. Костя, да что с тобой? Ты что?.. Ты притворяешься, что спишь, что ли? Значит, не хочешь все-таки превращаться в трутней! Ну и ладно! Я и один могу!
Малинин: Хр-мы!
Баранкин: Костя! Проснись сейчас же! Слышишь? Или мы с тобой на всю жизнь поссоримся!
Малинин: Хр-р...
Баранкин: Если он заснул как человек, то я его, конечно, разбужу, а если он заснул, как бабочка, до самой весны, йто я... то я!.. я его все равно разбужу! Я должен его разбудить, во что бы то ни стало! Надо ему... Что ему надо?.. Нет, надо его!.. Что его надо?.. Знаю!.. Надо его облить водой!..
Смирнов и Пухова уходят.
Семенова: Ой, Зиночка! Смотри, какая бабочка!
Фокина: Где? Где бабочка?
Кузякина: Какая бабочка?
Семенова: Да вот же! За лавкой! Неужели вы не видите?!
Фокина: Так, ну, это - капустница из семейства белянок. Не обращайте внимания, девочки! Такая бабочка у нас в коллекции есть!..
Семенова: Ой, Зиночка! А рядом! Вы только посмотрите, какая бабочка! По-моему, у нас такой в коллекции нет!
Фокина: Что такое?.. Не может быть! Ой, девочки! Я, наверное, сплю! Ущипните меня!.. Ой, девочки! Да ведь это же ма-хаон! Самый настоящий Мааков махаон из Уссурийского края... Как же он здесь очутился? Махаон в нашем городе? Вот чудеса! Поразительное явление! Целое открытие! Тема для научного доклада! (берет савок) Девочки! Быстро за сачком! Только тихо... (девочки уходят) Чур, ловить буду я сама!.. Сейчас мы его поймаем! Поймаем – и в морилку, потом в сушилку, потом в распрямилку... Девочки, где вы там? (уходит)
Малинин: Хр-рр...
Баранкин: Костя! Просыпайся! Пропадаем! Сейчас же превращайся из бабочки в трутня, слышишь?
Выходят девочки.
Фокина: Где они?
Кузякина: Вон они!..
Фокина: Где? Не вижу! На нижней ветке, что ли?
Семенова: Да нет! Выше!
Фокина: Выше?
Кузякина: Ниже! Еще ниже! Правее! Теперь левее! Вон сухой лист, а рядом две бабочки!..
Семенова: Ну, что там, что там, что там?..
Фокина: Ничего... Как сквозь землю провалились... Никого!
Сцена пятая
Сцена шестая.
Выходит Миша Яковлев.
Яковлев:Ребята, вы что здесь делаете?
Баранкин и Малинин: Мишенька!
Обнимают Яковлева.
Яковлев: Да вы что, ребята? Вы с ума сошли? Мы же вчера только виделись! Да что это вы, как девчонки прямо!
Малинин: Мишка! А что здесь без тебя было!..
Яковлев: Что было? Где было?
На сцене два дерева, лавка, пенек, кулисы открыты
Сцена первая
Фокина: Стоять Баранкин, Стоять Малинин! Опять вы опозорили класс!
Иванова: На всю школу опозорили!
Кузякина: Еще спокойно идут, как будто ничего не произошло!
Сидорова : Знаете, что… Я предлагаю провести общее собрание! Посвященное Баранкину и Малинину!
Петрова: Прямо сейчас!
Новиков: И никакое не собрание, а разговор! Очень серьезный разговор!..
Фокина: Всем оставаться на своих местах!..