О передаче перспективы на снимках

В «правилах композиции» очень много говорится о способах передачи на снимках перспективы. При этом описываются различные способы ее передачи, обычно основанные на особенностях восприятия зрителем резких и размытых изображений

Линейная перспектива, когда линии сюжета сходятся в одной точке или в кадр включаются диагональные линии, "уводящие" взгляд зрителя за пределы кадра.

Тональная перспектива в виде:

четкости близлежащих предметов или пространства и нерезкости дальних, задний план кажется более светлым, чем передний;

уменьшение насыщенности цветов, контраста, угасание бликов и рефлексов объектов по мере их удаления от фотографа.

А также перспектива в виде:

перекрытия близко расположенными объектами далеко расположенных;

последовательного уменьшения одинаковых по размеру объектов.

Но во всех этих «правилах» нет никакого смысла, так как это есть простое отражение окружающего мира, которое мы наблюдаем ежедневно и на которое фотограф не может влиять вообще никак. Надо очень сильно «постараться», чтобы линии, например прямой дороги, не сходились, а расходились вдаль. Или передний план при съемке пейзажа был размытым, а к горизонту резким. Или дальние объекты перекрывали собой ближние. Или «обратная перспектива». Это все уже больше подходит для оптических эффектов из занимательной физики. И в принципе сложно придумать ситуацию, чтобы создать понятный зрителям сюжет кадра.

Перспектива на фотографиях очень легко показывается при помощи простого нажатия на спусковую кнопку фотоаппарата, хотим мы этого или нет, так как это есть реальность окружающего нас мира, которая существует независимо от нашего желания. Она даже не зависит от того, увидел ли ее фотограф, хотя по идее должен видеть, но все равно ничего особенного с этим поделать не может… Разве что убрать при помощи ультрафиолетового светофильтра дымку, но все остальные перспективные закономерности все равно останутся.

Исказить перспективу, или сделать обратную перспективу, можно лишь применяя специальные технические приемы или особое освещение, и то лишь в условиях очень ограниченного пространства. Поэтому вопрос показа перспективы на снимках изучению не подвергался в связи с невозможностью создания тестовых снимков.

ГАРМОНИЯ В ФОТОКОМПОЗИЦИИ

Стремление к равновесию, или к гармонии, вызывается нашим неосознанным желанием обнаружить в компоновке фигур на снимках определенную организацию, необходимую для комфортного восприятия, организацию ясную и, прежде всего, визуально устойчивую, то есть не случайную. Хотя и случайное появление гармоничного снимка вполне возможно. Но процент выигрыша в этой «лотерее» гораздо больше, если фотограф снимает на основе своей интуиции и опыта, то есть знаний, доведенных до автоматизма.

Созидая произведение фотоискусства, то есть гармоничное произведение, необходимо создать на снимке равновесие. Композиционное равновесие - это такое состояние композиции, при котором все ее элементы гармонично сбалансированы между собой. Но при этом цель фотографии, может быть, и вызвать у зрителя при ее восприятии отрицательную эмоцию, или сделать снимок более динамичным. В этом случае равновесие сознательно нарушается в соответствии опять таки с внутренней интуицией фотографа.

Однако не стоит путать понятие равновесия, или гармонии, с простым равенством величин объектов на снимке. Визуальная гармония в первую очередь зависит, от смысловых центров и того, насколько они «сильны», а уже потом от размеров, цвета, тона объектов, расположенных в кадре. Обязательно учитывается и фон. То есть, ни один из элементов снимка в отдельности не может создать равновесие в кадре. Это всегда совокупность закономерностей восприятия, которая определяется только интуицией фотографа, так как более совершенного инструмента пока не существует.

Если вы посмотрите художественные снимки больших мастеров, то на них обычно нет ни одной лишней детали. Тем более этого нет и у художников на картинах. Подспудно это делается для того, чтобы иметь возможность более эффективно визуально уравновесить изображение, учитывая все его нюансы. С другой стороны, более простое изображение легче воспринимается зрителем.

В результате мы пришли к главному вопросу: как гармонично свести воедино все наши знания о восприятии разных частей изображений зрителями? Давайте посмотрим, какие еще есть особенности восприятия изображений зрителем, которые можно использовать для создания равновесных и гармоничных фотографий.

Наши рекомендации