Восприятие резких и размытых изображений

Глаз человека имеет такие механизмы зрения, что нерезкие, расплывчатые изображения он воспринимает сразу, целиком и практически мгновенно. Впрочем, как и любые пятна. Этот механизм зрения помогает нам выживать, так как при близкой угрозе нам некогда рассматривать подробности, а надо действовать. Поэтому размытые пятна, в отличие от линий, мы воспринимаем практически мгновенно. Если изображение очень резкое, тем более состоящее из множества мелких деталей, то человек очень долго рассматривает его, так как глаз анализирует мельчайшие детали и складывает из них единое целое. Это показано на снимке.

Для создания размытого изображения применяются разные способы: оптическая нерезкость изображения (применение мягкорисующих объективов и моноклей), длинные выдержки, съемка сквозь прозрачные и полупрозрачные поверхности. Еще один вариант сделать «размытый» снимок - фотосъемка в тумане. Ночные снимки, сделанные на сверхдлинной выдержке, тоже практически не дают резких деталей текущей воды.

При съемке портрета на объект съемки набрасывают разнообразные сетки или прозрачные ткани, фотографируют модель в мокрой одежде, как это и сделано на снимке.

То же самое касается и освещения в фотографии. Объекты, освещенные жестким светом, воспринимаются на снимках дольше, чем мягким.

Резкие снимки воспринимаются однозначно лучше, но опять же все зависит от сюжета съемки. Не воспринимаются зрителем только «размытые» изображения, не содержащие в себе смысловых центров. Если на снимке появляется смысловой центр, даже размытое и нерезкое изображение уже находит своих приверженцев.

Но на практике гораздо интереснее взаимодействие резкого и размытого изображения, которые применяются много и часто, начиная с портретной фотосъемки и кончая пейзажем. Это связано с тем, что резкие или размытые объекты в любых комбинациях гораздо лучше воспринимаются зрителем и позволяют не только сразу концентрировать внимание на главном объекте съемки, но и создавать конкретное настроение, как ему, так и всему снимку…

Если в кадре нет смыслового центра, то размытый фон воспринимается хуже. То есть на первый план при создании снимков выходят именно смысловые центры. Резкое изображение любят как очень многие зрители, так и производители современной фототехники, что вполне оправдано. Поэтому при съемке пейзажа рекомендуется по максимуму закрывать диафрагму, чтобы получить максимальную глубину резкости. И это оправдано, учитывая закономерности восприятия.

Если объекты на переднем и заднем плане кадра равнозначны, то никакой зависимости не возникает. То есть прежде чем при съемке выставить значение диафрагмы, которая отвечает за глубину резкости, фотограф должен проанализировать находящийся перед ним сюжет, и в соответствии со своей интуицией выставить параметры съемки. При отсутствии смысловых центров открывать диафрагму, чтобы уменьшить глубину резкости, нет особой необходимости…

Но при этом если природа сама дает возможность запечатлеть на кадре одновременно и резкость, и размытость, то отказываться от такого случая не надо.

Как только появляется смысловой центр или главный объект в съемочном сюжете, как сразу размытый фон становится более востребованным, чтобы объект съемки воспринимался более четко. Не случайно резкий объект на размытом фоне так любят портретисты.

Подчеркивание резкого главного объекта на размытом фоне, чтобы он лучше воспринимался на снимках, очень часто используется в творчестве фотографа.

Очень интересный способ фотосъемки с применением резкого и размытого изображения - создание на снимках «привидений», то есть полупрозрачных объектов на резком фоне.

На изображении ясно увидеть очертания объектов можно, когда имеется различие не столько по цветовому тону, сколько по светлоте. Черно-белые линии и формы мы склонны видеть более отвлеченно, рационально, логически, а цветные апеллируют к чувствам.

Но зритель лучше воспринимает яркие по цвету и контрастные снимки, чем черно-белые или с блеклыми цветами. Поэтому производители техники обычно делают так, чтобы снимки получались яркими и насыщенными, но и другие варианты имеют право на жизнь, так как создают своеобразное настроение, которое должен «почувствовать» фотограф и реализовать во время съемки.

Человеческий глаз воспринимает предметы, машины, животных, людей в движении. Причем движущийся объект, увиденный нами, выделяется из общего сюжета мгновенно, и лишь спустя некоторое время происходит его опознавание, выяснение, что это за предмет. Поэтому "размытость" и нерезкость ассоциируются у нас именно с движением.

При фотосъемке движения с использование резкого и размытого изображения может быть четыре варианта: резкое изображение движущегося объекта и фона, размытое изображение их же, резкий объект на размытом фоне (съемка с «проводкой»), и размытый объект на резком фоне. Наиболее хорошие результаты у способа фотосъемки «с проводкой», то есть резкий объект на размытом фоне. На втором месте - размывание и объекта, и фона. Размытый объект на резком фоне интересен очень небольшому числу зрителей

СВОЙСТВА ФАКТУРЫ

Восприятие зрителем фактур тоже очень интересно. Так как фактура может быть и резкой, и размытой, и блестящей, и разной по цвету.

Утверждение, что людьми в силу физиологии зрения плохо анализируются фактуры, состоящие более чем из двух цветов, полностью подтвердилось. Человеком воспринимается фактура только из двух цветов, а когда их больше, то изображение воспринимается как пестрый ковер.

Внимание зрителя очень часто привлекает на снимках как сама фактура, так и контраст фактур. Это должен видеть фотограф и использовать в своем творчестве.

Наши рекомендации