Почему замолчал колокольчик?

Каждый из нас видел, как от брошенного в воду камня расходятся волны-круги, которые постепенно, теряя силу, исчезают. Так и звуковая волна: чем дальше от источника звука, тем слабее. Звуковые волны возникают везде: в твер­дых телах, жидкостях, газах. Но чаще всего звук передается через воздух. Звук — это колебание воздуха Все звучащие предметы теряют голос в пустоте, в безвоздушном про стран стве.

Такое открытие сделал еще в 1650 году (300 лет тому назад) градостроитель Магдебурга в Германии, ученый фон Герике.

Для демонстрации своего изобретения ученый собрал почтенную публику. На столе стоял большой стеклянный колпак, под колпаком на металлическом стержне — коло­кольчик.

Колокольчик раскачали, и зал заполнился веселым се­ребристым легким звуком. Фон Герике включил воздушный насос, который стал откачивать воздух из-под колпака. Ко­локольчик качался, но звук стал затихать и постепенно со­всем исчез.

Вопросы детям:

• Почему гости, даже прикасаясь ухом к колпаку, не слы­шали звуков, когда насос откачал воздух?

• Почему пустота молчалива?

Неслышимый невидимка

Есть предметы, которые можно взять в руки, прикос­нуться к ним, увидеть. Можно ли увидеть твук? Конечно же он невидимка. Самый низкий звук, который мы можем слышать (около 2U колебаний в секунду), издает контрабас, а самый высокий (20 ООО колебаний в секунду) может из­дать флейта-пикколо (от итал. — piccolo — маленький). Ее длина около 20 сантиметров, короче линейки.

Есть неслышимые звуки, с ними знакомы все, кто болел и бывал в процедурном кабинете, — это ультразвук, инфрэ красные лучи.

Ультразвук — очень высокий звук, который не может из­дать даже флейта-пикколо, а инфразвук — очень низкий звук, и он тоже неслышен, как и ультразвук. Но и те и другие неслышимые ухом звуки действуют на наши мышцы, застав­ляют мелко вибрировать костные ткани, изменяют наше на­строение, могут вызвать чувство тревоги или успокоения.

Нас окружают такие неслышимые звуки. Их издают компьютеры, телевизоры, электрические лампы, любая до­машняя техника и даже музыка. Все неслышимые звуки по разному действуют на человека и могут даже изменить на­строение.

Очень полезны и приятны тихие или неслышимые зву­ки природы.

Задание. Понаблюдай, когда у тебя портится настроение или ты быстрее устаешь. Может быть, это связано с вклю­ченной, но неслышимой аппаратурой?

Звучащие предметы

В старину, когда улицы не освещались фонарями, а в домах берегли лучину, ночью в полной темноте идущие при­слушивались к тишине и, «услышав» препятствия — дерево, скалу, выступ, обходили их.

Сейчас, когда всегда можно зажечь свет, не надо эконо­мить лучину, когда все улицы освещены, и, оказавшись в полной темноте, можно зажечь ручной фонарик, человеку не надо прислушиваться к звучанию горы или гудению де­рева, к стону мостовой под тяжестью машин и к шепоту моста, который рассказывает услышанные истории или ис­тории из своей жизни каждому пооходящему по нему. А ведь предметы с нами говорят, поют, т. е. звучат.

От чего зависит их голос? Качество звука зависит от ма­териала, величины, формы. А можно ли услышать все пред­меты? Конечно, можно. Если прислониться ухом к стене или камню, то мы услышим отдаленный гул, шум, который, возможно, возник на большом расстоянии, а эти предметы усиливают его.

Если мы хотим, чтобы предметы заговорили громко, то можно по ним легонько ударить ладошкой или палочкой. Они зазвучат. Древние люди очень любили слушать предме­ты. Именно так рождались музыкальные инструменты.

Что такое акустика

Любители музыки, да и все взрослые говорят, попадая в хорошие концертные залы: «Хорошая здесь акустика».

Акустика — движение звуковых волн, отражение их от окружающих предметов, как отражение лучей солнца от зеркала. Каждый из нас, оказавшись в пустой (без мебели) комнате, слышал гулкое звучание своего голоса.

Люди в древности разгадали каверзы природы. Так, строители древних храмов заставляли «говорить» статуи бо­гов, изменяя расположение поверхностей. Пришедшие в храм не знали о сводчатых потолках и «говорящих» фрес­ках, им казалось, что статуя что-то нашептывает, бормочет. Все были уверены, что божество изъявляет волю, и пыта­лись отгадать, что оно говорит.

Современные архитекторы, зная об особенностях звука, строят концертные залы таким образом, чтобы за звуком, который раздается со сцены, сразу же непрерывно, как эхо, отражался звук. Это слитное эхо создают мягкие кресла, портьеры, потолок, похожий на пчелиные соты, наклонная поверхность стены, как наклоненное зеркало, которое ло­вит лучик.

Задание. Послушай акустику класса, комнаты в доме, кухни, ванной. Чем они отличаются? А когда пойдешь в концертный зал, прислушайся, как отражается звук.

Эхо

Однажды Марку Твену .адали вопрос: «Как вам удается рано вставать?». Он пошутил, что когда он ложится спать, то кричит, что ему пора вставать. И рано утром эхо, повто­ряя слова, будит его.

Эхо — это чудо, которое разгадали ученые, но от этого оно не стало менее загадочным. Когда мы громко закричим в лесу, то нашим голосом отвечает эхо. Иногда звук возвра­щается и замирает, иногда начинает гулять взад и вперед, отражаться снова и снова — слышится многократное эхо.

На немецкой реке Рейн, у скалы Лорелей эхо выстрела повторяется 3-4 раза, в английском замке Вудворт — 17 раз, а на сибирской реке Лене, в месте, где она протекает между высоких скал, звук отражается несколько десятков раз. Та­кой грохот стоит кругом, как будто начинается большая пе­рестрелка. Отражающиеся звуки нередко творят чудеса. Так, в одной из церквей итальянского города Пизы, прославлен­ного знаменитой падающей башней, звук живет 12 секунд (дети считают до 12). В зале библиотеки американского го­рода Лос-Анджелеса звук не угасает 20 секунд. Шумным посетителям приходится вести себя тихо.

На берегу Черного моря, недалеко от Ялты, в Никитс­ком ботаническом саду есть место, где лучше не секретни­чать, даже шепот раздается за несколько десятков метров очень отчетливо, как будто говорят рядом.

Задание. Послушайте песню «Носорог» и скажите, по­чему у носорога стало много врагов. Кто разнес весть о бое­вом роге носорога?

Дозорные

Если вспомнить русские былины, сказки о защитниках русской земли, то в них наверняка вам встречался эпизод, когда всадник спешивался с коня и слушал, прижавшись ухом к земле. Так он узнавал о передвижении и приближе­нии врагов, об их численности и способе передвижения: пешие, тяжелая конница, легкая конница.

Жители африканской пустыни Калахари — бушмены, остановившись в пути на ночлег, спали на боку, прижав­шись ухом к земле. Так можно было услышать приближаю­щегося хищного зверя и подготовиться к встрече с ним.

Игра. Сегодня мы станем дозорными. Выбираются три дозорных, которые очень тихо на цыпочках продвигаются вдоль парт, приложив ладони к уху в виде рупора. Первый слушает шумы и звуки в классе, второй — в коридоре, тре­тий — на улице. Слушать можно, прижавшись ухом к стек­лу, стене, партам, столу учителя, двери. Затем дети расска­зывают об услышанном.

Рупор

Голос человека не так уж силен. Но бывают исключе­ния Малыш Джельсомино, герой рассказа Д. Родари «Джельсомино в стране лжецов», обладал таким голосом, что, когда говорил громко, слетали с петель двери, разбива­лись стекла. Соловей-разбойник из русской былины пугал всех не физической силой, а своим разрушающим мощным голосом.

Сильный голос нужен актерам. Чтобы усилить свои го­лоса, в Древней Греции актеры использовали немудреное приспособление — рупоры. Они играли на открытом возду­хе в масках. Звук от этого разлетался и быстро угасал. Чтобы все зрители слышали текст, произносимый актерами, в мас­ке у рта вставлялись трубки, расширяющиеся на конце.

Греческий полководец Александр Македонский исполь­зовал для командования войсками огромный рупор из обо­жженной глины, который крепился цепями у шатра. В на­чале XX века строители, моряки, тренеры пользовались ру­пором.

Когда появились радио, микрофоны, то стали пользо­ваться ими вместо рупора. Первое радио, а также устрой­ства, воспроизводящие звуки на пластинке, — граммофоны имели форму рупора. Такие же рупоры — раструбы имеются у духовых инструментов, от самых маленьких размеров (флейты) до огромных (тубы).

Сейчас для усиления человеческого голоса используют­ся мегафоны. Речь, пение, музыку мы можем слушать при помощи радио, магнитофона, музыкального центра, теле­визора, видеомагнитофона, компьютера (мультимедиа), их могут записывать на пластинки, видео— и аудиокассеты, дискеты, лазерные диски.

Задание. Какие у вас дома есть аппараты, воспроизводя­щие звуки? Спросите у родителей, как эта музыкальная ап­паратура работает и какие фирмы выпускают ее.

Малиновый звон

У всех народов можно найти следы удивительного инст­румента, который нередко почитался и звуки которого счи­тались священными Это колокол. Но начинал он свою ро­дословную с маленьких размеров. Их называли колоколь­чиками и бубенчиками. А чем отличаются колокольчики от бубенцов? Звучанием и формой. Колокольчики — более мелодичные, а бубенцы — веселые, звонкие, шаловливые. Колокольчики имеют конусную форму и открыты снизу, а бубенчики обычно имеют круглую форму, и большое от­верстие заменено на несколько маленьких, расположенных по всему бубенцу.

Колокольчики и бубенцы изготавливали из глины, фар­фора, серебра, латуни, меди, стали в зависимости от пред­назначения. На Востоке бубенчики развешивались на кры­ше. Считалось, что они отпугивают злых духов и распугива­ют птиц. Колокольчики и бубенчики считались знаком высшей власти, талисманом. Они также подвешивались к постели больного, чтобы помочь ему выздороветь.

Считалось, что колокольчики имеют магическую силу. Древнегреческие солдаты отделывали ими щиты, древне­египетские жрецы привязывали к щиколоткам, иудейские первосвященники украшали ими подолы своих одежд. Не­редко шею представителей различных слоев и каст украша­ли бубенчики. В Индии бубенчики украшали ступни ног и кисти рук. Их звучание сопровождало ритуальные танцы и служило украшением

В Древнем мире колокольчики и бубенцы выполняли сигнальную функцию. Они оповещали об открытии рын­ков, бань, будили рабов, сообщали о казни.

Во все времена колокольчики и колокола сообщали о всех событиях и совместных делах. Рано утром «Колокол чистоты» в Бонне оповещал жителей о мытье улиц. «Трудо­вой колокол» в Бадене возвещал перерыв на обед. Колокол «Торговка рыбой» в Бовэ подавал сигнал об открытии рын­ков, рыбных лавок.

Особое отношение к колокольному звону у нас на Руси связано с тем, что христианские церкви обязательно имели колокольни и звон колоколов оповещал о всех церковных событиях Но колокольня имела не один колокол, а целую звонницу.

Звонница — это городок колоколов разной величины. Под куполом звонницы г самый большой колокол, под ним 3-5-7 колоколов. У самого большого — густой, низкий, а у самого маленького — веселый, легкий звон.

Каждому событию соответствовал свой звон:

«Хлебный» — оповещал, что пора тесто замешивать;

«Воротный» — сообщал о закрытии городских ворот;

«Охранный» — указывал в бурю путникам дорогу;

«Всполошной» — предупреждал о пожаре;

«Осадный» — предупреждал о приближении врагов.

Во время народных праздников звучали все колокола. Не случайно в народе это называли трезвоном Звучание колоколов являлось частью жизни людей, поэтому они лю­бовно придумывали колоколам, как и близким людям, смешные прозвища в зависимости от призвуков и отголос­ков: Медведь, Козел, Петух. Колокол с сильным резкова­тым звучанием нередко звался «Лебедем», с мягким, прият­ным — «Красным», с неровным, дребезжащим — «Бара­ном». Такие названия встречаются у колоколов звонницы Успенского собора в Ростове Великом.

Колокола, так же, как и люди, сурово наказывались. Так, набатный колокол Московского кремля по указу Ека терины II был снят с занимаемой должности и лишен языка за призыв народа к бунту. По приказу Бориса Годунова от­рубили уши и вырвали язык Угличскому колоколу, сооб­щившему народу о смерти царевича Дмитрия, затем его со­слали в Тобольск.

В старину колоколам приписывалась способность изго­нять нечистую силу, развеивать злые чары, предвещать беду самопроизвольным звоном. Это суеверия. В действительнос­ти колокола своим мощным гудением способны очищать в храме воздух, иконы от пыли и грязи. В православной церкви нет мышей. Их отпугивают вибрации, исходящие от коло­кольного звона. Голоса колоколов способны создавать осо­бое чистое пространство, поэтому их считают священными.

Музыка природы и души

Однажды, летним днем молодой композитор лежал на траве с закрытыми глазами, заложив оуки за голову. Он при­слушивался к невидимому оркестру, к пению хоровода на­секомых, которые с ожесточением кружились в солнечном луче возле смолистых сосен. Он различал фанфары мошка­ры, органное жужжание шмелей, колокольное гудение ди­ких пчел, вьющихся вокруг верхушки дерева, божествен­ный шепот леса, слабые переборы ветерка в листве, ласко­вый шелест и колыхание трав. Будто слышится дуновение, от которого идут складки по лучезарной глади озера, будто слышится шорох легкого платья, — вот он приближается, проходит мимо и тает в воздухе.

Все эти шумы, все эти крики КристосЬ слышал и в са мом себе. В самом крошечном мире и в самом большом из всех этих существ текла та же река жизни, что омывала и его. Он был одним из них, был родным им по крови. Их радости и страдания рождали в нем братский отклик, их сила удесятеряла его силу — так разливается река от сотен ручейков, которые вливаются в нее.

(По роману Р. Роллана «Жан-Кристоф»)

Вопросы.

1. Ребята, скажите, как слышит композитор окружаю­щий мир?

2. Отличается ли восприятие звукового мира компози­тора от других людей, и почему?

3. Какие звуки, шумы и музыку природы вы слышали? Расскажите о них.

Задания

Для развития слухового воображения детей можно про вести с ними следующую работу.

• Ребятам предлагается закрыть глаза, расслабиться, постараться ни о чем не думать (ощущение «пустоты» в го лове). Затем ударить мячом о пол или по барабану палоч­кой. Дети должны «повторить» этот звук в своем воображе­нии, «увидеть» предмет, которым был издан звук, «ощутить» прикосновение к нему.

• Ребенок должен напеть про себя знакомую мелодию и ощутить, что она «разливается» по всему телу Затем «ус­лышать» другую мелодию и постепенно «вытеснить» пер­вую, «распространяя» новую мелодию по всему телу.

• Необходимо набрать много предметов, «поселить» их в «сундучке ощущений». Можно использовать, например, клю­чи, небольшие камни в кружке или стакане, шишки, ложки — все, что может шуршать, звенеть. Детям предлагается сначала описать характер звука, а затем попытаться узнать, что за пред­мет «звучал». Такая работа позволит детям ощутить энергию звука и научиться слушать и слышать себя, управлять своими эмоциями. Тогда они легко смогут научиться слушать и слы­шать окружающих людей, а затем и музыку.

Отдельные приемы и методы музыкотерапии могут ак­тивизировать умственную деятельность детей, нормализо­вать эмоциональную атмосферу в классе, создавать ком­фортные условия в учебно-воспитательном процессе, а так­же оказывать оздоравливающее воздействие на психику и соматику ребенка.

Музыкальные сказки

Средства музыкальной выразительности — необходимая составляющая музыкальной культуры детей. Дети интуитив­но чувствуют темп, ритм, динамику музыки, но дать опреде­ление этим понятиям, после тога как они познакомились с ними, зачастую затрудняются, поскольку они являются абст­рактными понятиями. Сказка способна рассказать об абст­рактных явлениях в интересной образной форме.

Музыка — это тот вид искусства, который развивается во времени, требует развитого воображения, фантазии для того, чтобы представить музыкальный образ, проникнуть в него и осмыслить его. Музыка — это невидимое явление, что ее роднит со сказкой. Музыкальные сказки написаны для того, чтобы дети естественным для них образом погру­жались в мир музыкальной терминологии. Каждый предла­гаемый образ: Королева Музыка, Принцесса Мелодия, сол­датики Темп и Ритм — выбран не случайно, а в соответ­ствии с их предназначением и функцией в музыке.

Например, темп и ритм выполняют функции организа­ции музыки, это системообразующие средства музыкаль­ной выразительности. Дети, связывая образ солдатика с чет­костью и организованностью, способны легче понять, что гакое ритм и темп. При этом в самой сказке зачастую вклю­чены определения этих понятий: «У Темпа часто менялась скорость движения: то он передвигался быстро, то медлен­но, то ускорял движения или их замедлял. Солдатик же Ритм постоянно менял свои движения, череоуя их, но всегда в определенной последовательности».

Данные сказки рассчитаны на детей 1-го класса, мате­риал можно использовать как на уроках музыки, так и во внеклассной музыкальной работе. Знакомство со средства­ми музыкальной выразительности проходит не на одном уроке, поэтому желательно рассказывать на каждом уроке по одной музыкальной сказке, закрепляя полученные зна­ния в «сказочной» форме слушанием музыки и распознава­нием этих средств выразительности в музыке.

Королева Музыка

Правительницей одного интересного, но невидимого королевства была Прекрасная Музыка. Ее никто никогда не видел, но ее все СЛЫШАЛИ. Она могла появляться нео­жиданно. Учитель предлагае. вспомнить, когда появляется

12. Зак. 837 музыка неожиданно? Когда папа включает телевизор, или мама включает радио, когда мы идем по подземному пере­ходу и видим играющих музыкантов, или когда проезжает мимо машина и из нее слышится музыка.

Но оказывается, музыка звучит даже тогда, когда мы ее не слышим. Это можно проверить. Если включить радио — по­льется музыка. Она звучала и до того, как мы его включили. Музыка v-гаралась нам не мешать, поэтому ее было не слыш­но. Музыка, как воздух, — он есть, но его не видно.

Королева Музыка правила в своем королевстве справед­ливо, гармония и красота были самыми главными в ее коро­левстве. Как только придворные переставали подчиняться этим законам, Музыка сразу же их покидала. Ее окружали невидимые солдатики Темп и Ритм, Красавец Тембр, малень­кие подвижные Мажорики и Минорики, пажи Диссонанс и Консонанс. Главной помощницей Музыки была принцесса Мелодия. Именно она поддерживала порядок, гармонию и красоту. Можно послушать, как мирно и гармонично живут все подданные королевства (звучит музыка).

Принцесса Мелодия

У королевы Музыки была дочь — прекрасная принцесса Мелодия. Она была красивой и всегда со всеми душевно разговаривала, поэтому все ее любили. Как и все жители королевства, принцесса Мелодия была невидимой. Но ее все охотно слышали, и каждый с нетерпением ждал. Она появлялась неожиданно. И начинала рассказывать удиви­тельные истории о мире, о природе, о людях, обо всем, что нас окружает и о чем думает Человек.

А сейчас, если закрыть глаза, и к нам тоже придет Прин­цесса Мелодия. О чем сегодня она будет нам рассказывать? Педагог просит послушать музыку внимательно и опреде­лите характер принцессы Мелодии (звучит музыка).

Солдатики Темп и Ритм

У королевы Музыки было огромное войско. Но ее охра­няло лишь несколько солдатиков. Самыми организованны­ми были солдатики по имени Темп и Ритм. Даже неженка принцесса Мелодия становилась при виде Темпа и Ритма более организованной и подтянутой. Темп и Ритм были по­хожи тем, что все задания выполняли четко. Но у Темпа часто менялась скорость движения: то он передвигался бы­стро, то медленно, то ускорял движения или их замедлял. Солдатик же Ритм постоянно менял свои движения, чере­дуя их, но всегда в определенной последовательности.

Каждый день Солдатик Ритм начинал с упражнений: ти-ти-та, ти-ти-та, тири-тири-ти ти, ти ти-та. (Учитель ис­полняет упражнения в ритме и предлагает их повторить де­тям.) Ему нравилось маршировать и исполнять эти упраж­нения, которые придавали ему бодрости, уверенности и со­бранности. После строгих, четких упражнений, он перехо­дил к плавным, пластичным движениям, и тогда марш превращался в танец: та-а-та, та-та-та, та-а-та, та-а-а. (Дети повторяют за учителем ритмические фигуры.) Солдатик Темп всегда выходил на поляну, где тренировался Ритм, и увлекал за собой своего друга: то мчался галопом, то, как медлительная черепаха, еле передвигал ногами. (Дети слу­шают две пьесы: медленную и быструю, и определяют, как меняется характер, в зависимости от изменения темпа и ритма.)

Два друга Диссонанс и Консонанс

У королевы Музыки было много придворных, и все они выполняли ее поручения. Так, два пажа Диссонанс и Кон­сонанс носили шлейф королевы Музыки. Диссонанс и Кон­сонанс были очень разными, но дружили друг с другом. Диссонанс всегда был со всеми не согласен и всем недово­лен (звучат диссонирующие аккорды). Консонанс вступал в разговор после Диссонанса и его успокаивал (звучат трез­вучия — субдоминанта, доминанта, тоника). Королева Му­зыка была довольна, что любые споры в ее королевстве за­канчивались благополучно благодаря Консонансу, который обычно говорил последним убедительно и спокойно.

Учитель просит послушать и определить, кто начинает и кто заканчивает музыку: Консонанс или Диссонанс? Обо­сновать, почему так считают дети.

Красавец Тембр

В невидимом королевстве Музыки было очень много реальных видимых помощников — музыкальных инстру­ментов: скрипок, виолончелей, флейт, гобоев, гитар, бая­нов, барабанов и еще много-много других помощников. Один из советников Королевы Музыки — Тембр — управ­лял этими помощниками. Он наделял их такими красивы­ми голосами, что его прозвали Красавцем. Красавец Тембр знал секреты украшения мелодии: она могла стать бархат­ной и мягкой, если звучала виолончель, крикливой и яр­кой, если ее исполняла труба.

Предлагается послушать два варианта «Полета шмеля» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и сказать, тембр каких инструментов услышали дети и как из­менилось звучание музыки? (Звучат два фрагменты, один в исполнении фортепиано, оругой — оркестра и соло трубы.)

Волшебник Хаос

(закрепление пройденного материала по средствам музыкальной выразительности)

Однажды в королевстве появился злой волшебник Хаос. Он решил нарушить мир и благополучие в королевстве. Взмахнул волшебной палочкой, и все сразу нарушилось (ис­полняется набор несогласованных звуков).

Что же произошло дальше? Кто помог навести порядок в королевстве? Куда подевался Хаос? Как стала снова зву­чать Музыка? Ученикам дается задание придумать конец сказки. (Дети вспоминают принцессу Мелодию, солдатиков Темпа и Ритма, Красавца Тембра.)

Стихотворные тексты

Синестетические ощущения (соощущения), возникаю­щие у детей при использовании разнообразных видов ис­кусства, усиливаются под воздействием музыки и вызывают более яркие ощущения, эмоции и переживания. Можно ис­пользовать известные стихи А. Рембо «А — черный, У — зеленый, белый — Е» при обсуждении характера звуков.

Стихотворение О. Мандельштама «Дождик ласковый, ти­хий и тонкий» очень лаконично вписывается в тему по аудиальному развитию детей.

При знакомстве с фортепиано используется стихотво­рение О. Мандельштама «Городок внутри рояля». В теме по аудиальному развитию «Тишина» перед минуткой ти­шины может прозвучать Д. Мережковский «Не надо зву­ков». Игра со звуком будет более интересной, если предло­жить детям повторить часть стихотворения В. Хлебникова «Бобэоби».

Стихи, предложенные ниже, могут использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках музыки. На уроках музыки такие стихи могут стать началом урока и предвосхитить слушание музыкальных произведений о при­роде и т.д.

Во внеклассной работе темы стихотворений могут стать темами занятий «Симфония жизни», «Музыка города», «Симфония природы» и т.д. К таким занятиям важно подо­брать разнохарактерные музыкальные произведения, реп­родукции картин.

А. Яфальян «Симфония жизни»

цикл стихов

Музыка города

Грохот колес, раскаленный асфальт, В парке — детские крики. Движенье машин, пешеходов поток — Темпо-ритм городской жизни.

Симфония природы Вечер

Вечерний час — все тише, тише, Играет музыка ветров. И облака — все выше, выше, Уходят с солнцем на покой.

Ночь

Ночь прозрачная, тихая, тайная, Спит природа, покрытая мглой. Лишь цикады, как струны арфы, Нарушают ночной покой.

Утро

Утро звонкое, яркое, чистое, Умываются листья росой. Щебет птиц, как симфония жизни. Шелест листьев — лесной хоровод.

День

Крики, пенье, гомон, жужжанье Раздаются в лесных просторах. Вздохи, уханье, шелест, журчанье Ткут ажурные ритмы узоров.

Подражание Хлебникову

Мамемимо пропели губы, Зазезизо запел язык, Рарериро открылось небо, Бабэбибо пел кадык.

А — звонкий, кричащий, открытый, О — крупный, широкий, большой. У — длинный, зовущий нас в небо, Е — легкий, капризный, простой.

Ритм часов

Тик-так, тик-так, Я сделал шаг. Тик-так, тик-так, я сделал два.

И день, и ночь тик-так, тик-так. Весь месяц так тик-так, тик-так. Так время движется вперед. Вот-так, тик-так — уж целый год.

Вербальное выражение эмоций

Выражение настроения, характера
бодрый жизнерадостный привлекательный
безропотный задорный покорный
беззлобный задумчивый радушный
безвольный крепкий решительный
беззаботный ласковый сердитый
бойкий ленивый смущенный
веселый наивный строгий
грубый настойчивый степенный
гордый непокорный сдержанный
доверчивый неуклюжий суровый
добродушный отважный смелый
доброжелательный печальный уверенный
душевный приветливый чуткий

живой

Выражение ассоциаций
ажурный лучистый роскошный
блестящий механический сказочный
бойкий воинственный монументальный
набатный триумфальный твердый
дьявольский начальственный угловатый
загадочный невесомый феерический
забавный ослепительный филигранный
звучный объемный царственный
звонкий пламенный церемонный
игривый полетный чинный
искрящийся проворный широкий
квадратный праздничный юркий
легкий пышный  

Выражение состояния
активный опустошенный светлый
безжизненный отстраненный скрытый
безразличный отрешенный смущенный
блеклый освещенный странный
вялый осторожный темный
глухой отвлеченный томный
дремотный отчужденный трогательный
изломанный простой трепетный
изящный прозрачный угрюмый
мрачный раскованный хмурый
напряженный расплывчатый чистый
  рассеянный  

Отгадай-ка!

п и________ ч__________

Щ__________ к

JI__________ е о_____ о

С______ я к__________ а

Почему замолчал колокольчик? - student2.ru

Эти три балета написал великий русский композитор, который в детстве любил «исполнять» музыку на стекле и однажды его разбил. Назови его фамилию и впиши назва­ния балетов.

Н ЙА чР_________ й-К ___________ в

С____ о

Ш____________ а

3_______ й П_________ к

Почему замолчал колокольчик? - student2.ru

Вспомни фамилию русского композитора-сказочника, который в юности совершил кругосветное путешествие. Впиши названия произведений и имя, отчество, фамилию композитора.


м
ч Г
а

л И


 


И___ н С_________ н

Р______ н и JI_________ а

К_____________ я

  г  
У          
н          
  г      

Русский композитор, который любил в детстве испол­нять колокольный звон на тазах. Впиши имя отчество, фа­милию и названия произведений.

Кроссворд

Отгадай, кто жил в Тролль-хаузе. Впиши в свободные клетки недостающие буквы слов. По вертикали:

У — первоначальная буква пьесы из «Пер Понта», в которой изобра­жен рассвет.

Н — первоначальная буква име­ни одной из героинь «Пер Понта»

Г — первоначальная буква ма­ленького лесного жителя, о котором композитор написал пьесу.

По горизонтали:

Г — первоначальная буква фамилии норвежского ком­позитора, который написал угаданные произведения.

а

Найди автора

Моцарт Глинка Бетховен Чайковский Бородин

Соедини линией название музыкального произведения с фамилией композитора, который его написал.

Князь Игорь Детский альбом Рондо в турецком стиле К Элизе Арагонская хота

Карнавал животных
б
б
   
       
                           

Замени цифры на буквы, и ты узнаешь, какие животные побывали на карнавале и кто написал произведение «Кар­навал животных».

al ч2 кЗ л4 с5 нб е7 т8 ь9 рЮ 611 о12 и13 в14 п15 г16 д17 ы18 у19 х20 -21

Ответы

Отгадай-ка

Петр Ильич Чайковский: Щелкунчик, Лебединое озеро, Спя­щая красавица.

Николай Андреевич Римский-Корсаков: Садко, Шахеразада, Золотой петушок.

Михаил Иванович Глинка: Иван Сусанин, Руслан и Людмила, Камаринская.

Кроссворд

По горизонтали-. Утро, Наина, Гном: по вертикали: Григ.

Найои автора

Князь Игорь — Бородин

Детский альбом — Чайковский

Рондо в турецком стиле — Моцарт

К Элизе — Бетховен

Арагонская хота — Глинка

Карнавал животных

Сен-Санс

Антилопы

Черепахи

Кенгуру

Лебедь

Слоны

Музыкальный глоссарий

А капелла — хоровое пение без инструментального сопро­вождения.

Аккомпанемент — сопровождение, чаще инструментальное, которое дополняет, поддерживает главный голос, основ­ной инструмент, ведущую мелодию.

Аккорд (от фр. — согласие) — согласованное сочетание не­скольких, не менее трех звуков, различных по высоте. Ак­кордом называют также комплект струн для какого-то струнного инструмента — скрипки, гитары, арфы и др.

Акцент — ударение на звуке; обозначается знаками.

Ансамбль (от фр. — вместе) — совместное исполнение музы­ки (определяя его качество, говорят: великолепный ан­самбль, плохой ансамбль). Ансамблем называют коллек­тив музыкантов (ансамбль скрипачей, вокальный ан­самбль), а также произведение для небольшого числа исполнителей.

Ария — песня главного героя в опере, завершенная часть оперы, оперетты, оратории, кантаты, в которой герой пе­редает глубоко личные переживания. Арией может на­зваться пьеса для какого-либо певучего инструмента.

Балет (от франц. ballett, от лат. ballo — танцую) — художе­ственное произведение, содержание которого воплощает­ся в музыкально-хореографических образах. Балет соеди няет в театральном действии музыку, танец, пантомиму, а также включает декорации, костюмы. Музыка в балете не только сопровождает танец, но выражает драматичес­кое содержание. Танцы в балете принято различать на классические и характерные, которые зачастую основаны на народных танцах.

Баритон — мужской певческий голос, средний между тено­ром и басом (от гр. barytonos — тяжеловесный), отличается насыщенной, сочной тембровой окраской. К известным баритонам относятся Тито Гобби, Георг Отс, Павел Лиси­циан Дмитрий Головин, Александр Батурин, Владимир Маторин.

Баркарола (от ит. — песня лодочника) — песня венецианс­кого гондольера, а также вокальная или инструментальная миниатюра в характере такой песни.

Бас — низкий певческий мужской голос, глубокий, рокочу­щий. Известные басы — Борис Гмыря, Паата Бурчуладзе, Николай Гяуров, Борис Христов, Федор Шаляпин.

Бельканто (от ит. be! canto — прекрасное пение) — стиль вокального исполнения, который возник в Италии к сере­дине XVII века и стал основой итальянской вокальной школы. Для бельканто характерны красота и пластичность вокализации, легкость, полетность, гибкость и свобода пе­ния, плавность переходов от звука к звуку, изящество ис­полнения.

Гармония (от греч. harmonia — соразмерность, созвучие) — музыкальная наука, изучающая правила, по которым стро­ятся и следуют друг за другом аккорды.

Диапазон (от греч. dia pason — через все струны) — звуковой ооъем какого-либо музыкального инструмента или голоса, иоъем диапазона определяется расстоянием между звука­ми от самого низкого до самого высокого звука, которые доступны музыкальному инструменту или голосу. В пере­носном смысле диапазон означает объем чего-либо: широ­та знаний, большой кругозор.

Динамика — сила звучания произведений или голоса. Раз­личают динамические оттенки: пианиссимо (очень тихо), пиано (тихо), меццо пиано (не очень тихо), меццо форте (не очень громко), форте (громко), фортиссимо (очень громко).

Жанр — характеристика музыкальных произведений, объе­диненных по какому-либо признаку сходства: сходству строения (симфония, соната, концерт и т.д.), одинаково­му составу исполнителей (струнный квартет, фортепиан­ная пьеса, симфоническая музыка), общему предназна­чению (концертная музыка, камерная музыка, эстрадная музыка).

Имитация (от лат. imitatio — подражение) — перекличка голосов, при которой мелодический оборот переходит из голоса в голос, не меняясь или почти не меняясь.

Импровизация — это искусство сочинять музыку в процессе ее исполнения, а также пьеса свободного строения, пред­полагающая импровизационную манеру исполнения.

Канон — представляет собой вид двухголосного или много­голосного пения, при котором каждый из одинаковых го­лосов вступает с некоторым опозданием по отношению к предыдущему.

Кантата (от ит. cantare — петь) — масштабное, многочаст­ное произведение для певцов-солистов и хора, с участием оркестра или ансамбля инструментов.

Кода (от ит. — хвост, шлейф) — завершающий раздел про­изведения или его самостоятельная часть, окончание про­изведения.

Контральто — самый низкий по звучанию из женских го­лосов, бархатный, густой, насыщенный. Это один из ред­ких тембров голосов, обладательницами которого были Анна Воробьева-Петрова, Дарья Леонова. Нередко этому го

Наши рекомендации