Произведения для младших школьников

1. «Веселая — Грустная».

2. «Сурок».

3. «К Элизе».

4. Фрагмент из 5-й (Патетической) симфонии.

5. Финал 9-й симфонии («Обнимитесь миллионы»).

6. Вариации на русскую тему.

7. Обработки шотладских и ирландских песен.

Жорж Бизе1838-1875

Александр Сезар Леопольд Бизе — французский композитор, блестящий пианист, мастер утонченного музы­кального звука, богатой изящной аран­жировки, незабываемых красивых и бы­стро запоминающихся мелодий, мастер отточенных форм, мастер владения вы­разительными средствами оркестра.

Бизе родился в Париже 25 октября 1838 года в му ,i- кальной семье: его отец и дядя преподавали пение. Мать была пианисткой. При крещении он получил имя Жорж. В детстве Бизе увлекался чтением книг и мечтал о литера­турной карьере, однако родители, заметив огромное музы­кальное дарование сына, в девятилетнем возрасте отправ­ляют его в Парижскую консерваторию. Бизе становится од­ним из лучших учеников и одерживает победы на девяти консерваторских конкурсах. По окончании консерватории Бизе получил Римскую премию и на четыре года отправил­ся стажироваться в Италию.

К тому времени он уже завершил симфонию до мажор, а одноактная оперетта Бизе «Доктор Миракль» была отмечена первой премией на конкурсе, учрежденном Ж. Оффенбахом.

Около трех лет Бизе провел в Риме, где красота природы и изобразительное искусство подействовали на него силь­ней, чем итальянская музыка. В комической опере «Дон Прокопио», еще подражательной итальянской опере, он уже ощутил свой стиль. На редкость одаренный пианист, Бизе заслужил признание самого Листа, который слушал его игру в мае 1861 года — через несколько месяцев после возвращения Бизе из Рима в Париж.

> *| ' - « Ml
ДО V*

Бизе был увлекающейся натурой, по обыкновению, он немедленно приступал к сочинению оперы, если либретто ему нравилось, но вскоре охладевал и оставлял работу неза­конченной. По исследованию одного из биографов, компо­зитор начал писать и не закончил около 20 опер.

Первой завершенной и поставленной оперой компо­зитора были «Искатели жемчуга» (1863). Лирическое обая­ние и экзотический восточный колорит обеспечили ей по­четное место во французском оперном репертуаре. Обла­дая выдающимся талантом творца-композитора, Бизе постоянно испытывал нехватку денег и вынужден был под­рабатывать в музыкальных издательствах. Поденщина от­нимала у него много времени и отвлекала от серьезного творчества.

Как доказательство своих старательных занятий в Ита­лии Бизе присылал оттуда законченные произведения, в том числе: двухактную итальянскую оперу «Дон Проко- пио», одноактную комическую оперу «Гузла эмира», две час­ти симфонии. Вернулся в Париж с оперой «Искатели жемчу­га», которая была поставлена на сцене Лирического театра в 1863 году, но, несмотря на свои музыкальные достоинства, успеха не имела. Такая же участь постигла в 1867 году и сле­дующую его оперу «Пертская красавица» по роману Вальтера Скотта. Слабое либретто и вынужденные уступки компози­тора примадонне, бесспорно, сказались на качестве партиту­ры, но все же в ней немало замечательного материала, кото­рый Бизе позднее использовал в других сочинениях.

Более счастливая судьба у симфонических произведе­ний Бизе. Музыка к драме А. Доде «Арлезианка», увертюра «Родина», сюиты «Рим» и «Детские игры» были тепло встре­чены как публикой, так и критикой. В цикле «Детские игры» Бизе проявил себя как мастер остроумной и лиричес­кой миниатюры. В опере «Джамиле» он продолжал совер­шенствовать свое оригинальное оркестровое письмо, дар воссоздания местного колорита и изображения поэтичес­ких характеров, очевидный уже в «Искателях жемчуга». Му­зыка к «Арлезианке» свидетельствует о дальнейшем твор­ческом росте композитора: в нескольких танцах, интермец­цо и «мелодрамах» он сумел передать не только атмосферу Прованса, но и лирико-трагическую стихию драмы Доде.

Жизнь его была малоорганизованной и неустроенной. Женитьба Бизе в 1869 году на Женевьеве Галеви, дочери его старого учителя, упорядочила его быт и привела в равновесие чувства. В свое время Визе служил в национальной гвар­дии, и испытания, которые выпали на его долю во время франко-прусской войны и в дни Парижской коммуны, по­могали понять и осознать подлинную глубину реальной жизни, что нашло отражение в его музыкальных произве­дениях.

Истинной вершиной его творчества стала опера «Кар­мен», которую он замыслил как комическую оперу. Превос­ходное либретто впервые соответствовало уникальности его таланта: инсценировка новеллы Проспера Мериме «Кар­мен» имела захватывающий сюжет и интересные персона­жи. Визе начал работу в 1872 году, но премьера в парижской «Опера комик» состоялась лишь 3 марта 1875-го. Эта опера, ставшая в настоящее время любимейшей и обошедшая все сцены мира, на первом представлении провалилась: первые два акта были приняты хорошо, третий — сдержанно, чет­вертый — ледяным молчанием, и в результате оперу объя­вили «безнравственной».

Неуспех «Кармен» сильно подействовал на композито­ра, спустя три месяца, 3 июня 1875 года, Визе, не вынеся душевных потрясений, скончался.

Впечатляющий успех в Венской опере в 1875 году пока­зал подлинную ценность произведения, с тех пор опера обо­шла практически все мировые оперные сцены и стала од­ной из любимейших опер широкой публики.

Основные сочинения:

Оперы: «Дом доктора», «Дон Прокопио» (опера-буффа), «Любовь-художница», «Искатели жемчуга», «Иван Гроз­ный», «Пертская красавица», «Джамиле», «Кармен» (коми­ческая опера) и др.

Оперетты: «Доктор Миракль», «Мальбрук», Соль-си- ре-пиф-пан.

Вокальные произведения: кантаты «Ангел и Тобия», «Оча­рованный рыцарь», «Возвращение Виргинии», «Давид», «Песня веку», «Женитьба Прометея», «Васко да Гама»; ора­тория «Женевьева Парижская»; хор студентов, «Залив Вайя», «Ave Maria», «Песня прялки»; «Свыше Иоанн из Патмоса» для мужского хора, на стихи В. Гюго.

Произведения для оркестра: симфонии 1, 2-я (уничтоже­на Бизе), Рим, увертюры, в том числе «Родина», сюиты из «Арлезианки».

Произведения для Фортепиано: дуэты «Игры детей», 12 пьес для 2 фортепиано; циклы песен «Листки из альбо­ма», романсы; вокальные дуэты и др.

Литература

Брук М. Бизе. — М., 1938.

Бизе Ж. Письма. — М., 1988.

Оперные либретто / Ред. М.Д. Сабинина, Г.М. Цыпин. — М., 1985.

Хохловкина А. Жорж Бизе. — М., 1959.

Наши рекомендации